Василій Григорьевичъ Перушевскій – Утреня въ Великій пятокъ.
Въ годичномъ кругѣ богослуженія страстная седмица занимаетъ особое мѣсто какъ по важности воспоминаемыхъ событіи, такъ и по особенному составу и порядку богослужебныхъ послѣдованій. Дивныя пѣснопѣнія и трогательныя евангельскія чтенія ежегодно воспроизводятъ предъ нами въ послѣдовательномъ порядкѣ событія послѣднихъ дней земной жизни Господа Іисуса Христа – единственныхъ и величайшихъ дней во всей исторіи человѣчества.
Въ ряду церковныхъ службъ страстной седмицы выдѣляется утреня въ Великій пятокъ, на которой совершается «послѣдованіе святыхъ и спасительныхъ страстей Господа нашего Іисуса Христа». Въ это послѣдованіе входятъ двѣнадцать евангельскихъ чтеній, между которыми поются умилительные антифоны, блаженны со стихирами, трипѣснецъ канона, стихиры на хвалит. и стихиры на стиховнѣ. Всѣ евангельскія чтенія расположены такимъ образомъ, что представляютъ намъ въ послѣдовательномъ порядкѣ событія пятка, начиная съ прощальной бесѣды Господа съ Своими учениками послѣ тайной вечери и кончая запечатаніемъ гроба Его. Во всемъ богослужебномъ кругѣ нѣтъ другой утрени, составленной въ такомъ же порядкѣ: это – единственное послѣдованіе.
Чтобы понять эту чудную церковную службу, необходимо обратиться къ исторіи ея происхожденія и древнѣйшему образу ея совершенія. Вопросъ о происхожденіи чина утрени въ Великій пятокъ въ настоящее время уже можетъ быть рѣшенъ вполнѣ опредѣленно на основаніи памятника, содержащаго богослуженіе страстной и пасхальной седмицъ во св. Іерусалимѣ въ 9-10 в.{1}.
Заключающіяся въ указанномъ памятникѣ Іерусалимскія службы страстной и пасхальной седмицъ составлены въ цѣломъ видѣ и приняли окончательную форму въ концѣ 9 или въ началѣ 10 вѣка. Но происхожденіе нѣкоторыхъ частей этихъ службъ относится къ болѣе раннему времени, и, по весьма вѣроятному предположенію ученаго издателя, Іерусалимскія службы страстной седмицы въ нѣкоторыхъ своихъ частяхъ составлены въ глубокой древности и существовали уже въ 5 и даже въ 4 вѣкѣ.
Сравнивая древнія Іерусалимскія послѣдованія службъ страстной седмицы съ нынѣшними нашими, мы не можемъ не замѣтить, что въ цѣломъ они представляютъ большое сходство, а потому можно безъ всякаго сомнѣнія утверждать, что наши службы страстной седмицы произошли изъ Іерусалимской богослужебной практики.
Все, что сказано о происхожденіи всѣхъ вообще службъ страстной седмицы, относится въ частности и къ чину утрени Великаго пятка. Этотъ чинъ, какъ онъ изложенъ въ недавно изданномъ памятникѣ, въ существенныхъ своихъ чертахъ совершался уже въ 4 вѣкѣ, слѣдовательно, запечатлѣнъ характеромъ глубокой христіанской древности. Въ чемъ же состоитъ это чинопослѣдованіе и каковъ былъ образъ совершенія его въ Іерусалимѣ?
По чину Іерусалимской церкви, утреня въ Великій пятокъ представляетъ собою рядъ крестныхъ ходовъ съ пѣніемъ антифоновъ въ тѣ мѣста, въ которыхъ произошли событія этого дня, упоминаемыя въ евангельскихъ чтеніяхъ. Начинается утреня въ Сіонской церкви – на мѣстѣ, гдѣ совершена была Господомъ тайная вечеря. Здѣсь, послѣ обычнаго начала, читается патріархомъ первое евангеліе, содержаніемъ котораго служитъ прощальная бесѣда Іисуса Христа съ учениками и первосвященническая молитва за нихъ (Іоан. 13, 31 -18, 1). Евангельское чтеніе заканчивается извѣстіемъ о выходѣ Господа съ учениками «за потокъ Кедронъ, гдѣ былъ садъ» (Іоан. 18, 1); въ соотвѣтствіе этому, тотчасъ же по окончаніи евангелія совершается шествіе («литія», сказано въ самомъ чинѣ) на гору Елеонъ, на то мѣсто, гдѣ, по древнему преданію Іерусалимской церкви, Господь училъ Своихъ учениковъ предъ страданіями и гдѣ въ послѣдніе дни имѣлъ обычный пріютъ для ночлега (Лук. 21, 37; 22, 39). По свидѣтельству одной паломницы 4 вѣка, это мѣсто представляло пещеру, надъ которой, по повелѣнію императора Константина, была устроена базилика. По пути пѣли первые три антифона{2}, въ которыхъ изображается предательство Іуды, его сребролюбіе, невниманіе къ призывамъ Божіимъ къ раскаянію: «беззаконный же Іуда не восхотѣ разумѣти». Обычное мѣсто ночлега Іисуса Христа на горѣ Елеонской было хорошо извѣстно предателю, а потому онъ сюда и привелъ отрядъ воиновъ и первосвященничесвихъ слугъ для взятія Господа. Повѣствованіе объ этомъ событіи, а также о страданіяхъ Господа у первосвященника Анны (Іоан. 18, 1-28) и читается на этомъ мѣстѣ горы Елеонской.
Тотчасъ по окончаніи втораго евангелія шествіе спускается съ горы на мѣсто уединенной молитвы Господа, находящееся на разстояніи верженія камня отъ перваго (Лук. 22, 41), съ пѣніемъ антифоновъ, въ которыхъ говорится о предательствѣ Іуды, не взирая на любовь и благодѣянія Владыки, его отсѣченіи отъ апостольства; въ нихъ заключаются также убѣжденія въ братолюбію, молитвѣ и бодрствованію.
Третье евангельское чтеніе продолжаетъ повѣствовать о событіяхъ, послѣдовавшихъ за взятіемъ Господа воинами, – о страданіяхъ Его у первосвященника Каіафы и происшедшемъ здѣсь отреченіи ап. Петра (Матѳ. 26, 57-75). Послѣ этого евангельскаго чтенія совершается «литія» во св. Геѳсиманію, въ садъ Геѳсиманскій, гдѣ Іуда лобзаніемъ предалъ своего Учителя. По свидѣтельству упомянутой уже паломницы, видѣвшей всю эту службу въ 4 вѣкѣ, это шествіе совершалось медленно вслѣдствіе изнуренія народа и трудности пути, со множествомъ церковныхъ свѣтильниковъ для свѣта всему народу{3}. Во время этого шествія поются антифоны о страданіяхъ и долготерпѣніи Спасителя, о троекратномъ отреченіи ап. Петра и его покаяніи. Затѣмъ читается 4-е евангеліе о страданіяхъ Господа на судѣ у Пилата и объ осужденіи Его на распятіе (Іоан. 18, 28-19, 1-16), по окончаніи котораго совершается «литія на мѣсто покаянія ап. Петра», гдѣ уже въ 6 в. былъ храмъ. Во время этого шествія поются антифоны, по содержанію своему близко стоящіе къ предшествующему имъ евангельскому чтенію. Въ нихъ воспоминается о страданіяхъ Господа до крестныхъ и крестныхъ, которымъ Его предалъ неблагодарный народъ еврейскій за всѣ Его благодѣянія, и о тѣхъ чудесныхъ знаменіяхъ, которыми сопровождалась Его смерть. Въ 12 антифонѣ представляется Самъ Распятый взывающимъ со креста: «людіе Мои, что сотворнхъ вамъ? или чимъ вамъ стужихъ? Слѣпцы ваши просвѣтихъ, прокаженныя очистихъ, мужа суща на одрѣ возставихъ. Людіе Мои, что сотворихъ вамъ? и что Ми воздадите? За манну – желчъ, за воду – оцетъ, за еже любити Мя, во кресту Мя пригвоздисте».
По прибытіи на мѣсто покаянія ап. Петра читалось пятое евангеліе объ отчаяніи предателя, а также о страданіяхъ Господа у Пилата и объ осужденіи Его, по еванг. Матѳею (27, 3-32).
Послѣ этого евангельскаго чтенія шествіе направлялось «во св. Софію на лиѳостротонѣ», т. е., въ храмъ св. Софіи, построенный Юстиніаномъ на мѣстѣ судилища, съ котораго Пилатъ произнесъ приговоръ Іисусу Христу. На пути пѣлись антифоны, въ которыхъ воспоминается объ осужденіи невиннаго Христа и отпущеніи виновнаго Варравы, о покаяніи разбойника, спасшагося «во единомъ мгновеніи». Между прочимъ антифонъ 15-й возвышенно изображаетъ дивную противоположность Божественнаго могущества и страждущаго человѣчества въ одномъ лицѣ Христовомъ. «Днесь виситъ на древѣ, иже на водахъ землю повѣсивый; вѣнцемъ отъ тернія облагается, иже ангеловъ Царь; въ ложную багряницу облачается, одѣваяй небо облаки; заушеніе пріятъ, иже во Іорданѣ свободивый Адама».
По окончаніи антифоновъ читается 6-е евангеліе о мученіяхъ, причиненныхъ Господу воинами послѣ осужденія, о веденіи Его на Голгоѳу и о крестныхъ страданіяхъ (Марк. 15, 16-32). Затѣмъ совершается «литія въ центръ земли въ срединѣ святаго сада». Означенное мѣсто находится между Крестомъ и Воскресеніемъ и представляетъ открытый, обширный и красивый дворъ. По пути къ нему поются особыя стихиры (въ соврем. нашемъ послѣд. ихъ нѣтъ), а также евангельскія блаженства со стихирами изъ Октоиха.
7-е еванг. чтеніе продолжаетъ повѣствованіе предыдущаго – о крестныхъ страданіяхъ и о чудесныхъ знаменіяхъ, сопровождавшихъ смерть Господа (Матѳ. 27, 34-54). Послѣ этого чтенія совершается шествіе «предъ святое Краніево мѣсто», на лобное мѣсто, на которомъ совершено было распятіе. Во время шествія поются стихиры на литіи, которыхъ въ нашемъ чинѣ нѣтъ{4}. Затѣмъ послѣ прокимна читается 8-е евангеліе, въ которомъ повѣствуется о распятіи Христа среди 2-хъ разбойниковъ, о Его молитвѣ за враговъ, о насмѣшкахъ надъ Нимъ народа, начальниковъ и одного изъ распятыхъ разбойниковъ и о покаяніи другаго.
Послѣ этого шествіе къ мѣсту крестнаго распятія продолжается съ пѣніемъ вдохновеннаго трипѣснца Космы Маюмскаго, состоящаго изъ 5, 8 и 9 пѣсн. Это шествіе достигаетъ своей дѣли по окончаніи первой пѣсни трипѣснца, такъ что другія двѣ и ексапостиларій поются уже на самомъ Лобномъ мѣстѣ. Здѣсь же утреня продолжается до самаго конца. По исполненіи ексапостиларія читается 9-е евангеліе, въ которомъ повѣствуется о словахъ, обращенныхъ Господомъ со креста къ Матери и ап. Іоанну, а также о Его смерти и прободеніи ребра (Іоан. 19, 25-37). Послѣ чтенія евангелія поются стихиры на хвалит., на которыми у насъ слѣдуетъ 10-е евангеліе о снятіи тѣла Христова со креста и погребеніи Его Іосифомъ Арпмаѳейскимъ (Марк. 15, 43-47); по Іерусалимскому же чину оно читается послѣ «Слава въ вышнихъ Богу». Читаемое у насъ послѣ великаго славословія 11-е евангеліе объ участіи Никодима съ Іосифомъ въ погребеніи Господа (Іоан. 18, 38-42) по Іерусалимскому чину читается послѣ стихиръ на стиховнѣ; чтенія же 12 евангелія на утрени Великаго пятка по этому чину совсѣмъ не положено, что болѣе согласно съ древней богослужебной практикой. Эта особенность легко объясняется тѣмъ, что наше 12-е евангеліе о приставленіи стражи ко гробу и запечатаніи его (Матѳ. 27, 62-66) по содержанію относится не къ пятницѣ, а къ субботѣ (Во утрій же день, иже есть по пятцѣ), а потому оно читается на утрени Великой субботы. По вполнѣ основательному мнѣнію А. А. Дмитріевскаго, «наше 12-е евангеліе въ службѣ страстей Господнихъ явилось для округленія счета» (стр. 393).
Въ Іерусалимѣ въ концѣ утрени совершался еще особый обрядъ. Послѣ ектеніи по трисвятомъ «патріархъ съ архидіакономъ входятъ въ ангельское побѣдное{5}, сзади св. Краніева мѣста, беретъ честный крестъ оттуда и несетъ его привязанный на раменахъ своихъ. Архидіаконъ обвязываетъ ораремъ выю его и влечетъ его во святую темницу и остается въ ней патріархъ». Въ это время поется литія, читается паремія изъ прор. Захаріи; затѣмъ слѣдуетъ ектенія и отпустъ. Изложенный обрядъ изображаетъ шествіе на Голгоѳу Господа, несущаго на Своихъ раменахъ крестъ.
Такимъ образомъ, Іерусалимское послѣдованіе страстей Господнихъ представляетъ возможно точное воспроизведеніе евангельскихъ событій пятка, начиная съ прощальной бесѣды Іисуса Христа и кончая Его погребеніемъ. Для большаго соотвѣтствія съ воспоминаемыми событіями, служба совершается въ болѣе извѣстныхъ мѣстахъ, ознаменованныхъ пребываніемъ въ нихъ Господа. Нынѣшній нашъ чинъ страстей во всемъ почти сходенъ съ древнимъ Іерусалимскимъ. Ежегодное совершеніе его возводитъ и нашу мысль къ тому времени и къ тѣмъ святымъ мѣстамъ, гдѣ пострадалъ для избавленія нашего Господь Іисусъ Христосъ.
В. П.
«Руководство для сельскихъ пастырей». 1896. Т. 1. № 11. С. 256-263.
{1} «Богослуженіе страстной и пасхальной седмицъ во св. Іерусалимѣ 9-10 в.» А. Дмитріевскаго. Казань. 1894.
{2} Всѣ 15 антифоновъ по Іерусалимскому чинопослѣдованію поются съ припѣвами, заимствованными изъ псалмовъ; этихъ припѣвовъ въ современномъ послѣдованіи нѣтъ.
{3} Не здѣсь ли нужно видѣть корень существующаго у насъ обычая – стоять за утреней Великаго пятка съ возженными въ рукахъ свѣчами?
{4} У насъ послѣ 7 еванг. полагается «чтеніе» и 50 псаломъ, который по Іерусал. чину читаемъ былъ послѣ 8-го евангелія.
{5} Здѣсь разумѣется скевофилакія храма.