Перенесеніе мощей св. Благовѣрнаго и Великаго Князя Александра Невскаго изъ Владиміра въ С. Петербургъ.

12 сентября (30 августа по ст.ст.) Св. Церковь отмечает перенесение мощей св. благ. и вел. князя Александра Невскаго из Владимира в Санкт-Петербург. – ред.

Императоръ Петръ Великій основавъ новую столицу государства на сѣверѣ Россіи, рѣшился украсить ее святьнею мощей св. Благовѣрнаго и Великаго Князя Александра Невскаго.

Защитникъ и покровитель Русской земли, Великій Крязь Александръ скончался въ 1263 году 14 Ноября. Святое тѣло его погребено было во Владимірѣ, въ монастырѣ Рождества Божіей Матери. Народная память чтила его, какъ угодника Божія. Соборъ 1547 года причислилъ его къ лику святыхъ, почитаемыхъ всею Русскою Церковію. Въ 1697 году нетлѣнныя мощи его благочестно переложены были Суздальскимъ Митрополитомъ Иларіономъ въ новую раку. Изъ стариннаго описанія ея видно, что она украшена была изящною рѣзною работою; по сторонамъ въ кругахъ написаны родословіе и краткое житіе св. Князя, а поверхъ – святый его образъ. Рака покрыта была большею плащаницею съ изображеніемъ св. Александра, вышитымъ по камкѣ; надъ главою образъ Св. Троицы; вѣнцы обнизаны жемчугомъ; опушка – атласъ зеленый; тропарь и кондакъ шиты золотомъ и серебромъ; подложено красной тафтой.

Высочайшее повелѣніе о перенесеніи мощей послѣдовало въ 29 день Маія 1723 года, въ присутствіи Императора Петра Великаго въ Александро-Невскомъ монастырѣ, Комиссія, особо для сего назначенная, озаботилась необходимыми приготовленіями для предстоящаго перенесеніи. По распоряженію Св. Сѵнода устроенъ былъ ковчегъ для вмѣщенія раки съ св. мощами во время перенесенія и балдахинъ для осѣненія его, съ приличнымъ державной персонѣ украшеніемъ. Ковчегъ покрытъ былъ малиновымъ бархатомъ и обложенъ золотымъ позументомъ; на крышкѣ ковчега утверждена была подушка лазуреваго цвѣта, со всѣхъ сторонъ обложенная золотымъ позументомъ, съ золотыми кистями. На подушкѣ утверждена княжеская шапка изъ малиноваго бархата, обложенная накрестъ широкимъ нѣмецкимъ позументомъ и опушенная горностаемъ съ серебрянымъ позлащеннымъ крестомъ. Балдахинъ обитъ былъ сверху таусиннымъ (темновишневымъ) бархатомъ, въ срединѣ малиновымъ байберекомъ (цвѣтною шелковою тканью) и обложенъ золотымъ позументомъ. Сверху балдахина утвержденъ мѣдный позолочевный крестъ, а по сторонамъ четыре мѣдныя позолоченныя лампады.

Указомъ Св. Сѵнода повелѣно было сопровождать св. мощи Рождественскаго монастыря Архимандриту Сергію, «яко въ первостепенныхъ великороссійскихъ Архимандритахъ третій градусъ имущему»; а въ Сенатъ сообщено о назначеніи «достойной изъ знатнаго Офицерства персоны, могущей быть въ уравненіи противъ того Архимандритскаго градуса». По опредѣленію Сената въ эту должность наряженъ былъ окольничій Михаилъ Васильевичъ Собакинъ. Означеннымъ лицамъ велѣно было сопровождать св. мощи съ строгимъ наблюденіемъ, дабы въ неудобныхъ мѣстахъ не нроизошло излишняго промедленія, а въ удобныхъ – вредной поспѣшности, чтобы находящіеся при мощахъ, какъ духовныя лица, такъ и охранительный караулъ «разсмотрительно опредѣленный», былъ всегда неотлучно и, наконецъ, чтобы никакихъ притомъ сквернословій и непотребныхъ дѣйствъ отнюдь ни отъ кого не происходило. Станы или остановки повелѣно было имѣть въ удобныхъ полевыхъ мѣстахъ и содержать ковчегъ съ св. мощами въ шатрѣ подъ надлежащимъ присмотромъ и храненіемъ.

Августа 11-го 1723 года послѣ литургіи, при молебномъ пѣніи св. мощи поставлены честно въ уготованный ковчегъ и при многочисленномъ стеченіи народа изнесены изъ Рождественскаго монастыря съ процессіею и звономъ; 17 числа тогоже мѣсяца въ 8 часу по полудни прибыли въ Москву и стояли до утра у пруда, что подъ Краснымъ селомъ, близь двора ближняго стольника Ивана Ѳеодоровича Ромодановскаго; 18 числа ради принесенія св. мощей учиненъ былъ въ большомъ Успенскомъ соборѣ благовѣстъ въ 6 часу пополуночи, а въ 7 часу изъ собора для срѣтенія св. мощей пошли въ ходъ съ крестомъ и святыми иконами духовные персоны, а именно: Ѳиваидскій Епископъ и при немъ Богоявленскій Архимандритъ, Срѣтенскій Игуменъ и весь священный соборъ, съ многочисленнымъ народомъ. И срѣтили оныя св. мощи въ томъ мѣстѣ, гдѣ была встрѣча мощей св. Филиппа, Митрополита Московскаго, перенесенныхъ въ Москву изъ Соловецкаго монастыря въ 1652 году. Молебное пѣніе совершено было подлѣ церкви св. Василія, Епископа Кесарійскаго. Въ Кремль же св. мощей не вносили, потому что ни въ однѣ врата пройти было не возможно за высотою балдахина. Отдавъ достойную честь св. мощамъ, Епископы и прочее духовенство, бывшее въ ходу, возвратились въ Успенскій соборъ въ 3 часу по полудни, поручивъ сопровождать ихъ до села Всесвятскаго протоіереямъ Спасскаго собора, что во дворцѣ, и Вознесенскаго монастыря съ духовенствомъ Никитскаго сорока. Во весь этотъ день до самаго вечера былъ звонъ по всей Москвѣ. Невдалекѣ отъ Москвы въ полѣ поставленъ былъ ковчегъ и при немъ царскій шатеръ, у котораго стерлось великое множество народа, такъ что священники служили Молебенъ едва не всю ночь. Изъ села Всесвятскаго св. мощи сопровождала царевна Милитинская Дарья Артемовна со всѣми своими домашними до села Никольскаго. Августа 26-го си. мощи несены чрезъ Тверь съ обычнымъ торжествомъ. Изъ Броницъ 7-го Сентября процессія шла водою въ суднѣ; 9 числа вышла на озеро Ильмень. Изъ Юрьева монастыря духовенство встрѣтило св. мощи съ ср. крестами въ лодкахъ, и, по изнесеніи на берегъ, Епископъ Іоакимъ съ Архимандритами Новгородскихъ монастырей, бѣлымъ духовенствомъ и изъ мірскихъ – съ генераломъ Волковымъ и воеводою Хилковымъ и со множествомъ народа, сопровождали ихъ до соборной церкви, гдѣ ковчегъ поставленъ былъ у сѣверныхъ дверей. На слѣдующій день Епископъ Іоакимъ совершилъ Божественную Литургію, а на отпускѣ сказывалъ казанье (поученіе) Іеромонахъ Сгефанъ Прибыловичъ о почтеніи св. иконъ и св. мощей. По совершеніи молебна, Епископъ со всѣми духовными персонами сопровождали св. мощи чрезъ Волховскій мостъ и потомъ, поставивши ковчегъ въ судно, сопровождали до Монастыря Антонія Римлянина и прочитавъ на томъ суднѣ Евангеліе, возвратились со крестами въ городъ. Въ дальнѣйшемъ шествіи до Ладоги, ковчегъ срѣтаемъ былъ духовенствомъ съ обычною процессіею. Изъ Ладоги процессія шла сухимъ путемъ. По прибытіи къ Шлиссельбургу св. мощи по Высочайшему указу, 1 Октября, вынуты были изъ ковчега и поставлены были въ тамошней каменной церкви, гдѣ и находились до 30 Августа слѣдующаго года, потому что Государю угодно было соединить радость ихъ перенесенія съ радостнымъ воспоминаніемъ Ньюстадскаго мира, заключеннаго между Россіей и Швеціео въ 1721 году и подписаннаго съ обѣихъ сторонъ 30 Августа.

Вѣ слѣдующемъ (1724) году 30 Августа, для срѣтенія св. мощей изъ Шлиссельбурга, Государь со всѣмъ Генералитетомъ выѣхалъ на галерѣ къ устью рѣки Ижоры, и, снявъ оныя съ яхты своими руками на галеру, повелѣлъ своимъ сановникамъ сѣсть за весла, а самъ управлялъ рулемъ. И такимъ образомъ, при пушечной пальбѣ, продолжалось плаваніе до Александро-Невскаго монастыря. На встрѣчу св. мощамъ къ Александро-Невскому монастырю на Неву выведенъ былъ подъ штандартомъ ботикъ Петра Великаго, какъ возродитель Россійскаго флота. На берегу разставлены были полки. Когда галера пристала, то при пушечной и оружейной пальбѣ Государь съ сановниками подъялъ раку и принесъ въ Александро-Невскую церковь на назначенное къ постановленію мѣсто.

Перенесеніе въ соборную церковь Живоначальной Троицы. – По принесеніи въ монастырь, св. мощи поставлены въ верхнемъ придѣлѣ каменной Благовѣщенской церкви, который тогда же освященъ былъ въ честь св. Князя, и покоились въ ономъ до 1790 года, до потстройки и освященія большаго соборнаго храма во имя Живоначальной Троицы, въ который и перенесены были съ торжествомъ, въ присутствіи Императрицы Екатерины II и наслѣдника престола Великаго Князя Павла Петровича, 30 Августа.

Положеніе въ новую раку. – Въ 1753 году св. мощи вмѣстѣ съ прежнею деревянною ракою, въ которой онѣ принесены изъ Владиміра, положены въ новую раку, устроенную, по Высочайшему повелѣнію Императрицы Елисаветы Петровны, изъ перваго серебра, добытаго въ Колыванскихъ рудокопняхъ. Для сего радостнаго случая также избранъ былъ день перенесенія мощей – 30 Августа.

Описаніе раки, въ которой почиваютъ мощи св. Александра Невскаго. – По перенесенія въ большой соборный храмъ, рака съ св. мощами поставлена въ полукруглой нишѣ за правымъ клиросомъ. Наружный видъ ея весьма замѣчателенъ въ художественномъ отношеніи. Рака украшена чеканными барельефами, представляющими важнѣйшіе подвиги изъ жизни и кончину св. Князя. Съ правой стороны, въ кругу, вырѣзана надпись, сочиненная Ломоносовымъ. Вверху этого круга два Ангела, изъ которыхъ одинъ указываетъ перстомъ на написанное, другой трубитъ въ трубу. По бокамъ круга два символическихъ женскихъ изображенія: первое держитъ въ одной рукѣ книгу, въ другой факелъ; второе – въ одной рукѣ мечь, въ другой вѣсы. Мѣста, не занятыя изображеніями, украшены чеканными цвѣтами и гирляндами. На верхней дскѣ раки написанъ образъ св. Александра Невскаго по атласу.

Серебряная крышка раки утверждена надъ нею въ видѣ балдахина на 4-хъ подставкахъ, обвитыхъ серебрянымъ гасомъ, и окаймлена со всѣхъ сторонъ золотою бахрамою и кистями. На крышкѣ атласная подушка съ бахрамою и кистями, на которой утверждены княжескія регаліи – корона, держава и мечь.

Въ углубленіи позади раки сооружена высокая серебряная пирамида съ чеканными изображеніями св. Князя и его супруги, по сторонамъ атласныя вазы съ цвѣтами, а повыше ихъ два литыя изображенія Ангеловъ съ серебряными щитами въ рукахъ, на которыхъ сдѣланы надписи о времени преставленія св. Князя, перенесенія мощей его и сооруженія на нихъ раки.

По обѣимъ сторонамъ пирамиды поставлены литые изъ серебра трофеи св. Князя съ воинскими доспѣхами и оружіемъ стараго времени.

Праздникъ 30 Августа при Императорѣ Петрѣ Великомъ и Императрицѣ Екатеринѣ I Алексѣевнѣ. – Повелѣвъ каждогодно праздновать день перенесенія мощей св. Благовѣрнаго Князя Александра Невскаго, Императоръ Петръ Великій самъ болѣе не присутствовалъ на семъ праздникѣ. Но державная супруга его окружала этотъ праздникъ особенною торжественностію[1],

Дщерь Петра Великого Императрица Елисавета Петровна, устроивъ новую серебряную раку лля мощей св. Князя, учредила въ честь его крестный ходъ изъ Казанскаго собора въ въ Александро-Невскую лавру съ чудотворною Казанскою иконою Божіей Матери. Крестшый ходъ совершается ежегодно и доселѣ.

 

«Духовная Бесѣда». 1859. Томъ 7. № 35. С. 267-274.

 

[1] Приведемъ здѣсь любопытную старинную записку о празднованіи сего дня въ 1726 году: въ ней изображается весь порядокъ праздника и главнымъ образомъ церемоніалъ пришествія и отбытія Императрицы Екатерины I Алексѣевны. 1) О присутствіи Ея Императорскаго Величества съ высокою ихъ фамиліею заранѣ праздника ѣхать г-ну Архимандриту съ прошеніемъ къ Ея Величеству на праздникъ: ко всенощной ли или къ Литургіи изволитъ быть, сухимъ путемъ или флотомъ, о томъ объявить въ монастырь. 2) По той вѣдомости въ церкви, гдѣ стоять Ея Величеству, велѣть убрать мѣсто архитектору и гдѣ стоять ихъ Величествъ фамиліи изъ трапезы обставить ширмами и взявъ у ризничаго наслать коврами. 3) Ежели Ея Императорское Величество изволитъ бытъ ко Всенощной, заготовить архитектору гдѣ надлежитъ приличную иллюминацію. 4) Ежели Ея Величество изволитъ быть сухимъ путемъ, разставить вѣстовыхъ и смотрѣть, когда Ея Величество выступитъ до кареты, ѣхать наскоро и репортовать о томъ эконому, а сему донести Архимандриту и велѣть начать благовѣстъ. Когда Ея Величество будетъ выѣзжать изъ Аничковой, тогда, если это будетъ вечеромъ, въ монастырѣ и слободахъ зажечь свѣчи и иллюминацію. 5) На колокольнѣ звонарямъ смотрѣть, какъ Ея Величество приближаться будетъ къ слободѣ Невской: тогда звонить во вся, пока въ монастырь взойдетъ. 6) При въѣздѣ въ монастырь отдать Ея Величеству честь пушечною пальбою изо всѣхъ (монастырскихъ) пушекъ. 7) Монахамъ въ монастырѣ отъ каменной церкви на мосту стоять въ мантіяхъ въ двѣ линій и отдать Ея Величеству поклонъ. 8) А ежели Ея Величество въ Невскій монастырь изволитъ быть флотомъ, то поставить дозорщиковъ на пристани у Литейнаго двора, противъ Охты и смотрѣть, когда Ея Величество взойдетъ въ яхту ѣхать наскоро и репортовать эконому. 9) Когда яхта будетъ равняться противъ слободы: тогда звонить во вся, пока дойдутъ до Черной рѣчки, какъ поравняется съ монастыремъ, тогда отдать честь пушечною пальбою изо всѣхъ пушекъ; а потомъ паки звонить, пока-мѣстъ войдутъ въ церковь, а при входѣ въ монастырь монахамъ поклонъ отдать противу вышеписаннаго. 10) Ежели знатнымъ господамъ, пріѣзжающимъ ко Всенощной, будутъ требовать квартиры: отводить въ слободахъ.

Государыня Императрица изволила быть къ Литургіи. При этомъ случаѣ для пришествія Ея Величества честь отдана Ея Величеству съ 21 пушки.

Морскому флоту по пріѣздѣ къ монастырю съ 11 пушекъ.

По отходѣ обѣдни данъ сигналъ съ 11 пушекъ.

Какъ Ея Величество изволила хлѣба кушать: по бѣлому флагу два сигнала съ 11 пушекъ; по синему флагу три сигнала съ 7 пушекъ; по красному флагу съ 5 пушекъ; на отбытіе Ея Величества изъ монастыря съ 11 пушекъ. Морскому флоту на отъѣздъ съ 11 пушекъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: