ОТЧАГЪ ЛЮБВИ.

Свв. мучч. Гурий, Самон и Авив. Мстера. 2-я пол. XIX в. (ГМИР)

На протяженіи многотысячной человѣческой исторіи религіозныя ученія, философскія формулы, общественно-соціальныя теоріи не могли справиться съ чудовищнымъ врагомъ человѣка и человѣчества – эгоизмомъ. Падшая, порочная натура человѣка, однажды подчинившаяся закону эгоизма, и понынѣ всецѣло управляется имъ. Даже разумъ человѣческій, признающій эгоизмъ однимъ изъ страшныхъ проявленій зла, безсиленъ съ нимъ бороться: «ибо знаю – говоритъ св. апостолъ Павелъ, – что не живетъ во мнѣ, то есть въ плоти моей, доброе; потому что желаніе добра есть во мнѣ, но чтобы сдѣлать оное, того не нахожу. Добраго, котораго хочу не дѣлаю, а злое, котораго не хочу, дѣлаю...». Эгоизмъ полновластно владѣетъ міромъ и до скончанія вѣка будетъ царствовать въ немъ. Даже въ этомъ отношеніи внѣ Христа – нѣтъ спасенія.

Только Христосъ избавляетъ вѣрующихъ въ Него отъ эгоизма. Только Онъ освобождаетъ Своихъ искупленныхъ отъ закона плоти, грѣха и смерти, подчиняя ихъ иному закону, – закону духа, любви и жизни. Только Христосъ проникаетъ въ душу человѣка, вызываетъ въ ней отвѣтную любовь и безъ малѣйшаго принужденія управляетъ человѣкомъ. Новозавѣтная семья, «водимая Духомъ Божіимъ», не управляется эгоизмомъ. Христіанская семья – колыбель и очагъ любви Христовой: здѣсь эта любовь впервые возникла: здѣсь она возгрѣвалась, возрастала, цвѣла и своими благодатными плодами обогащала каждаго члена семьи.

Любовь положена въ основаніе христіанской семьи. Вступая въ бракъ, брачущіеся во Христѣ устремляютъ свой духовный взоръ далеко за узкіе предѣлы своихъ личныхъ самолюбивыхъ надеждъ и желаній. Любовь, жаждущая взаимнаго счастья, привела ихъ къ семейныъ узамъ, и узы эти спаяны взаимной любовью. Такая любовь является надежной порукой, что брачущіеся не станутъ замѣчать, не будутъ тяготиться многими недостатками и несовершенствами въ характерѣ другъ друга. Живя подъ однимъ кровомъ, они будутъ идти на жертвы другъ другу: имѣя дѣтей жертвовать ради нихъ своими личными и общими интересами, ибо таково главное условіе семейной христіанской жизни.

Однимъ изъ ангеловъ-хранителей, ограждающихъ семейный очагъ любви, является взаимное уваженіе супруговъ. Взаимное уваженіе и то высокое христіанское достоинство, съ какимъ мужъ и жена блюдутъ самихъ себя, всегда прямо связаны съ любовью. Когда между супругами теряется уваженіе, тогда любовь становится только животной страстью, унижающей человѣка. Мужъ никогда не станетъ дѣйствительной главой дома, если онъ лишенъ чувства уваженія къ женѣ и дѣтямъ. Мать и жена всегда будетъ пользоваться глубокимъ уваженіемъ мужа и преклоненіемъ дѣтей, если своевременно проникнется серьезностью всѣхъ своихъ сложныхъ обязанностей и съ Божіей помощью, станетъ свято и безпрекословно исполнять ихъ. Мужъ и жена объятые взаимнымъ уваженіемъ, будутъ жить и дѣйствовать всегда по обоюдному согласію, будутъ цѣнить взгляды другъ друга, избѣгать взаимной критики наединѣ и въ обществѣ, не допускать и не приписывать другъ другу низкихъ мыслей, чувствъ и мотивовъ, постоянно помнить, что изъ всѣхъ добрыхъ ангеловъ, охраняющихъ семейный очагъ – ангелъ мира самый родной, близкій, необходимый семейнымъ людямъ. Ангелъ мира неизмѣнно покидаетъ очагъ любви вмѣстѣ съ огорченнымъ ангеломъ уваженія. Миръ Божій и любовь Христова пребываютъ только въ той семьѣ, гдѣ царитъ взаимное уваженіе.

Немаловажнымъ условіемъ счастливой семейной жизни является также и взаимное ободреніе супругами другъ друга. Ободрять одинъ другого, поддерживать имѣющіяся въ натурѣ близкаго человѣка хорошія стороны, раздѣлять благородныя намѣренія и побужденія, оставаться всегда взаимно преданными другъ другу въ тяжкіе дни болѣзней, нужды, и неудачъ, горя, при закатѣ жизни, съ ея надвигающеюся старостью, съ утратой прежнихъ силъ, былыхъ способностей... Ничто такъ не дорого въ христіанской семьѣ, какъ эта постоянная готовность и расположенность ко взаимному ободренію, проистекающія изъ обоюднаго уваженія и взаимной любви.

Не слѣдуетъ никогда забывать, что единственнымъ источникомъ семейнаго счастья и супружеской любви является одно – любовь Божія. Если мужъ и жена любятъ Господа отъ всего сердца и если ихъ жизнь всецѣло предана Богу, человѣческая любовь такихъ супруговъ будетъ только освящаться и укрѣпляться. Тѣ, кто рѣшилъ жить жизнью христіанина, жизнью, посвященной и полностью принадлежащей Богу, всегда смогутъ разсчитывать на всѣ благословенія семейной жизни. И къ такому личному и семейному посвященію себя Богу необходимо время отъ времени возвращаться. (Издательство «Вѣра, Надежда, Любовь», Австрія.).

«Православная Русь». 1998. № 2. С. 1-2.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: