Особенности Часовъ Великопостныхъ.

Часы, отправляемые въ великій постъ, отличны отъ обыкновенныхъ часовъ. Св. четыредесятница, преимущественно предъ всѣми другими постами, издревле посвящена Церковію подвигамъ покаянія. И тѣ священныя воспоминанія, тѣ благоговѣйныя дѣйствія, которыми она предваряетъ и наполняетъ все пространство сего поста, дѣйствительно таковы, что постоянно возбуждаютъ въ насъ усыпленную совѣсть, и обращаютъ сердце къ Господу Богу. Еще за три недѣли предъ наступленіемъ четыредесятницы (въ недѣлю Мытаря и Фарисея) Церковь начинаетъ оглашать слухъ чадъ своихъ пѣснію покаянія: «покаянія отверзи ми двери»..., потомъ за двѣ недѣли – новымъ умилительнымъ пѣніемъ, напоминающимъ объ удаленіи нашемъ отъ отечества небеснаго: «на рѣкахъ вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ». Къ сокрушенію сердечному располагаютъ насъ и всѣ евангельскія чтенія воскресныхъ дней, предшествующихъ великому посту: о мытарѣ, о блудномъ сынѣ, о страшномъ судѣ. Въ послѣдній воскресный день предъ четыредесятницею Церковь въ своихъ пѣсняхъ и чтеніяхъ оплакиваетъ гибельное паденіе Адамово. На сырной надѣли она начинаетъ уже пріучать насъ къ подвигамъ поста: въ среду и пятокъ сей недѣли отправляется служба великопостная съ поклонами; вмѣсто литургіи читаются только часы съ вечернею и на нихъ статьи изъ пророчествъ (на шестомъ часѣ), – пророка Іоиля о постѣ (въ среду) и Захаріи объ обѣтованіяхъ Израилю и очищеніи (въ патницу). Замѣчательны особенно вдохновенный рѣчи Іоиля: Тако глаголетъ Господъ: обратитеся ко Мни, всѣмъ сердцемъ вашимъ, въ постѣ, и въ плачѣ, и въ рыданіи. И расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, обратнтеся ко Господу Богу вашему, яко милостивъ и щедръ есть, долготертьливъ и многомилостивъ и раскаяваяйся о злобахъ... Между смепеньми жертвенника восплачутся жрецы служащій Господу и рекутъ: пощади Господи люди твоя.

Чинъ богослуженія, который издревле соблюдаетъ св. Церковь въ теченіи самой четыредесятницы, вполнѣ приличенъ духу сѣтованія или той печали по Бозѣ, которая составляетъ покаяніе во спасеніе. Мудро соображены съ намѣреніемъ Церкви-содѣйствовать намъ въ подвигахъ поста, сокрушенія и покаянія какъ порядокъ службъ, такъ и содержаніе ихъ. Божественная литургія, высокое торжество общенія вѣрныхъ между собою и съ Господомъ, совершается только по субботамъ и воскреснымъ днямъ. По средамъ и пятницамъ и въ четвертокъ пятой недѣли полную литургію замѣняетъ литургія преждеосвнщениыхъ Даровъ, соединенно съ часами и вечернею. Въ остальные же дни каждой недѣли великаго поста, храня строгій постъ, Церковь, вмѣсто Божественной литургіи, совершаетъ только часы съ вечернею вмѣстѣ. Съ внутренней стороны все великопостное богослуженіе проникнуто то горькимъ плачемъ покаянія, то псаломскимъ исповѣданіемъ грѣховъ и нужды въ помощи Божіей, то вдохновенными пророчествами о грядущемъ спасеніи. Во всякое время, кромѣ субботъ и воскресныхъ дней, оно совершается съ колѣнопреклоненіемъ. Почасту возносимъ мы тогда проникнутую смиреніемъ молитву св. Ефрема Сирина: духомъ сокрушенія и покаянія дышутъ всѣ великопостныя церковныя пѣсни, къ покаянію же располагаютъ насъ обильныя чтенія изъ Священнаго Писанія[1]. Все богослуженіе совершается тихо, не скоро и съ великимъ благоговѣніемъ. Самымъ внѣшнимъ видомъ храма и богослуженія Церковь поучаетъ насъ тому, – что должно происходить въ вашемъ внутреннемъ храмѣ, что въ душѣ кающагося не должно быть ничего, кромѣ скорби духовной, помышленій о крестѣ и о всѣхъ страданіяхъ Божественного Искупителя за грѣхи наши.

Тотъ же духъ глубоко – покаянный, умилительный, которымъ проникнуто все великопостное богослуженіе, вполнѣ принадлежитъ и часамъ, совершаемымъ въ это время. Такой духъ сообщаетъ имъ прежде всего усиленное чтеніе Псалтири[2]. Кромѣ положенныхъ трехъ псалмовъ, на каждомъ часѣ читается еще по каѳизмѣ, дважды прерываемой и оканчиваемой славою Пресвятой Троицѣ, и троякимъ аллилуія, какъ на утрени. И частое чтеніе изъ Псалтыри во время поста особенно способствуетъ возбужденію покаянныхъ чувствъ. По опытному суду святыхъ отцевъ церкви, ни одна книга священнаго писаніи не удовлетворяетъ въ такой мѣрѣ нашимъ духовнымъ нуждамъ и потребностямъ, какъ псалтырь; а эти потребности когда наиболѣе чувствуются и когда приличнѣе всего удовлетворить имъ, какъ не во дни покаянія и очищенія? Во время поста намъ нужно, сколько возможно болѣе, успокоить п умиротворить свою душу отъ бурныхъ и мятежныхъ помысловъ, долго смущавшихъ ее; а «псаломъ, по слову св. Василіи великаго, именно доставляетъ спокойствіе душѣ, производитъ миръ, укрощаетъ бурные и мятежные помыслы. Онъ смягчаетъ душу гнѣвливую, уцѣломудриваетъ любострастную, производитъ печаль по Бозѣ, ибо и изъ каменнаго сердца исторгаетъ слезы»[3]. Въ теченіи поста каждый изъ насъ ищетъ цѣлебнаго врачеветва на многочисленныя и разнородныя свои язвы. «Псалтырь, разсуждаетъ святый Амвросій, естъ нѣкоторая полная врачебница спасенія человѣческаго. Кто бы ни читалъ ее, всякій можетъ найти въ ней то врачевство, котораго именно требуютъ язвы его»[4]. Постясь, мы стараемся войти въ себя, вѣрно обсудить опасное состояніе своей души, чтобы принести потомъ полную и чистосердечную исповѣдь во грѣхахъ своихъ. Книга псалмовъ можетъ помочь намъ н въ этомъ. «Книга эта, кажется мнѣ, пишетъ святый Аѳанасій Великій, ясно и подробно излагаетъ всю жизнь человѣческую, всѣ состоянія духа, всѣ движенія ума, и нѣтъ ничего у человѣка, что бы она не содержала въ себѣ»[5]. Постъ, наконецъ, есть то время, когда мы но возможности, отрѣшаемся отъ земли и всего земнаго п приготовляемъ свои души къ принятію небеснаго дара. А святый Златоустъ говоритъ: «ничто столько неспособно восторгать душу, отрѣшать ее отъ земли, освобождать отъ узъ плоти, возбуждать въ любомудрію и презрѣнію житейскаго, какъ божественная пѣснь, стройно и мѣрно сложенная. Богъ далъ намъ псалмы, чтобы они были для васъ источникомъ удовольствія и пользы. Пѣніе псалмовъ очищаетъ душу того, кто поетъ ихъ, Духъ Святой осѣняетъ его своимъ наитіемъ. Кто призываетъ Давида съ его гуслями, тотъ призываетъ самаго Іисуса Христа»[6].

При окончаніи читаемой на часахъ каѳизмы, священникъ выходитъ изъ алтаря и творитъ предъ царскими врагами три земные поклоны, повторяемые всѣми вѣрными, произнося основный стихъ каждаго часа, который выражаетъ, что побудило христіанъ освящать именно сей часъ молитвою. «Заутра услыши гласъ мой, Царю мой и Боже мой», взываетъ онъ молитвенно отъ лица всѣхъ на первомъ часѣ, прося Господа о благодатномъ озареніи и просвѣщеніи свѣтомъ незаходимьмъ. Тропарь третьяго часа утѣшительно напоминаетъ сошествіе Святаго Духа на апостоловъ и заключаетъ молитву о нашемъ духовномъ обновленіи. «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа въ третій часъ апостоломъ твоимъ низпославый, Того благій не отыми отъ насъ, но обнови насъ молящихся». На шестомъ часѣ молитва къ Распятому. «Иже въ шестый день же и часъ, на крестѣ пригвождей въ раи дерзновенный адамовъ грѣхъ, и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери Христе Боже, и снаси насъ». На девятомъ – молитва къ Господу Іисусу Христу, предавшему духъ Свой Богу Отцу. «Иже въ девятый часъ насъ ради илотію смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрованіе Христе Боше, и спасн насъ». Здѣсь же читаются и другіе тропари, полные умиленія и высокаго духовнаго смысла[7]. Одинъ изъ сихъ тропарей заключаетъ въ себѣ молитву къ Божіей Матери, всецѣло проникнутую вѣрою въ Ея заступленіе. «Надежда и предстательство и прибѣжище христіанъ, необоримая стѣна, изнемогающимъ пристанище небурное, Ты еси Богородице Пречнетая: но яко міръ спасающая непрестанною Твоею молитвою, помяни и насъ Дѣво Всепѣтая»[8]. Въ другихъ находимъ глубокое ученіе о крестѣ Христовомъ: «Спасеніе содѣлалъ еси посреди земли Христе Боже, на крестѣ пречистѣи руцѣ простерлъ еси, собирая вся языки, зовущыя: Господи, слава Тебѣ». «Посредѣ двою разбойнику мѣрило праведное обрѣтеса крестъ твой: овому убо низводиму во адъ тяготою хуленія, другому же легчащуся отъ прегрѣшеній, къ незнанію богословія». Предъ окончаніемъ каждаго часа священникъ опять исходитъ изъ алтаря и, съ тремя земными (великими)[9] поклонами произносятъ умилительнную молитву ев. Ефрема Сирина, глубоко постигшаго тайну смиренія: «Господи и Бладыко живота моего!». Произнесши сперва сію молитву по частямъ, священникъ даетъ время безмолвной молитвѣ, съ малими (12-ю) поклонами, и въ заключеніе вновь произноситъ ту же молитву, всю и нераздѣльно, сопровождая ее однимъ земнымъ поклономъ. –

Во все теченіе св. четыредесятницы на шестомъ часѣ предлагаются чтенія изъ пророковъ. Четыредесятница – такое время, когда Церковь преимущественно воспоминаетъ грѣхопаденія и уклоненія человѣка отъ Бога и руководствуетъ падшихъ къ обновленію и блаженному покаянію. Приспособительно къ сему, въ чтеніяхъ пророческихъ она то обличаетъ насъ во грѣхахъ и угрожаегь за нераскаянность въ нихъ правосудіемъ Божіимъ, то возвѣщаетъ о грядущемъ Искупителѣ и нашемъ спасеніи.

Чтеніе псалтыри нѣсколько сокращается[10], но за то благовѣствуются среди храма глаголы всѣхъ четырехъ евангелистовъ о жизни, ученіи и дѣяніяхъ Господа, до вольныхъ Его страданій. Симъ благовѣстіемъ о земной жизни Господа Іисуса Христа, Церковь старается глубже напечатлѣть въ умѣ и сердцѣ нашемъ божественный образъ Господа Спасителя, Его спасительное ученіе, благотворныя дѣла Его и наконецъ то, что Онъ пришелъ пострадать добровольно, насъ ради и нашего ради спасенія.

В.

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1870. № 08. С. 256-262.

 

[1] Въ великій постъ читаются: Псалтырь, книги пророка Исаіи, Бытія и Притчей.

[2] Каѳизмы на часахъ въ теченіе поста читаются постоянно, и отлагаются только на 1-мъ часѣ въ понедѣльникъ, потомъ на 1-мъ и 9-мъ въ пятокъ и на 1-мъ въ четвертокъ пятой недѣли. Уставъ Церковный. стр. 31 и 32-я.

[3] Hom. in Psalm. T. 1, р. 90, edit. Bened.

[4] Ambros. in 1. Psalm., p. 458, edit. Bened.

[5] Athanas. episl. ad. Marcell. T. 1, p. 959.

[6] In Psalm. ХLI, T. V, edit. Bened.

[7] Тропари, такъ называемые постные: они читаются па часахъ и во всякое другое время, когда поется аллилуія; напр, въ нѣкоторыя дни поста рождественскаго и св. апостоловъ. Уставъ Церковный. стр. 119-122.

[8] Изъ тропаря 3-го часа.

[9] Велииіе поклоны, говорится въ Церковномъ Уставѣ, сей образъ имутъ творенія, егда съ молитвою св. Ефрема творятся. Егда время приближается св. великимъ поклонамъ быти, тогда кійждо воздѣвъ руцѣ, купно чувственныя и умныя очи возводитъ къ Богу. Таже начинаетъ молитву со умиленіемъ, страхомъ Божіимъ и слезали (аще имать и дарованіе слезъ и тако молится молитвою св. Ефрема, глаголи: Господи и Владыко живота моего», – стоя право и неуклонно зря къ Богу душевно и тѣлесно; и совершивъ молитву, творитъ поклонъ великій. Таже восклонився и ставъ право (паки управися, якоже п прежде душевно и тѣлесно зря къ Богу молится, глаголя вторую часть молитвы св. Ефрема: «духъ же цѣломудрія».. и окончивъ, паки творитъ поклонъ великій. И восклонився второе, глаголетъ третію часть молитвы: «ей Господи Царю», и совершивъ ю, паки творитъ третій поклонъ великій». Уст. стр. 391-993.

[10] Отлагаются каѳизмы на 1-мъ и 9-мъ часахъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: