Архимандритъ Николай (Орловъ) – Явленіе Господа ученикамъ въ день вознесенія.

(Экзегетическая замѣтка Лк. 24, 49-52; Дѣян. 1, 1-10; Мр. 16, 15-20).

Въ повѣствованія священныхъ книгъ о явленіи Господа ученикамъ, какъ оно излагается въ кн. Дѣяній, у евангелистовъ Марка и Луки, есть нѣкоторыя неясности. Ихъ-то и постараемся устранить. По Евангелію Луки выходитъ, что какъ будто Господь вознесся въ первый день (по воскресеніи). Однако въ Дѣяніяхъ Лука говоритъ о явленіяхъ въ теченіе 40 дней, передаетъ повелѣніе Господа не отлучаться изъ Іерусалима, ясно повѣствуетъ, что обѣтованіе о Св. Духѣ изречено въ день вознесенія. Такимъ образомъ евангелистъ Лука чрезъ это болѣе точное указаніе времени означеннаго событія даетъ намъ ключъ къ правильному пониманію своего евангельскаго извѣстія. Именно онъ, равно какъ и евангелистъ Маркъ, рядъ явленій Воскресшаго и главное содержаніе Его рѣчей соединилъ для краткости въ одно. Отсюда, слѣдовательно, можно съ большимъ удобствомъ три стиха Луки, равно и пять стиховъ Марка, отнести именно къ дню вознесенія.

Дѣян. 1-2 ст. «Первое убо слово сотворилъ о всѣхъ, о, Ѳеофиле, яже начатъ Іисусъ творити же и учити, даже до дне, въ оньже заповѣдавъ апостоломъ Духомъ Святымъ, ихже избра, вознесеся». Чрезвычайно трудное мѣсто для перевода представляютъ эти слова: «заповѣдавъ апостоломъ Духомъ святымъ» (ἐντειλάμενος τοῖς ἀποστόλοις διὰ Πνεύματος Ἁγίου). Гл. ἐντέλλομαι зпачятъ приказываю, поручаю. По значенію этотъ глаголъ можно приблизить къ ἀγγέλλω. Въ 4 стихѣ и въ Лук. 21, 49 употреблено ἐπαγγελία – «обѣтованіе», т. е. разумѣется (здѣсь) Духъ Святый. Такимъ образомъ, смыслъ получился бы очень ясный, если бы данное мѣсто перевести такъ собственно: давъ обѣтованіе о Св. Духѣ. Легко видѣть, что контекстъ подтверждаетъ такую мысль, Въ день вознесенія Господь несомнѣнно далъ обѣтованіе о Св. Духѣ (см. 8 ст.)[1].

Ст. 3. «Денми четыредесятъми являлся имъ». Διά съ род. здѣсь употреблено для означенія протяженія: въ продолженіе, въ теченіе. Но это совсѣмъ не предполагаетъ съ необходимостью, что Господь являлся каждый день.

Ст. 4-5. «Съ ними же и ядый (καὶ συναλίζομενος) повелѣ имъ отъ Іерусалима не отлучатися». Это переводъ неточный. Гл. συναλίζω значитъ собирать, созывать. Общая его форма καὶ συναλίζομενος буквально и должна выражать: «и собираясь» (Онъ повелѣлъ и т. д.). Смыслъ этого можетъ быть двоякій: а) по контексту – собираясь вознестить (ср. 2 ст.); или в) собираясь съ ними (т. е. вообще когда являлся). Всего бы лучше, кажется, и видѣть здѣсь особенное явленіе Его въ день вознесенія. Въ самомъ дѣлѣ, дѣеписатель упомянулъ, что первая часть труда заканчивается днемъ вознесенія, далъ затѣмъ онъ разъясненіе относительно конца своего Евангелія. Дальше ему и естественно начать повѣствованіе отъ дня вознесенія, его намѣреніе – еще остановиться на этомъ днѣ, съ большею подробностію Ст. 6. То, что было высказано въ 4-5 ст., какъ разъ составляетъ содержаніе 49 стиха Евангелія. Съ другой стороны, все, о чемъ повѣствуется съ 6 стиха, происходитъ при г. Елеонѣ предъ самымъ моментомъ вознесенія. Что повелѣніе оставаться въ Іерусалимѣ, равно и обѣтованіе о Духѣ Святомъ, изречено было въ Іерусалимѣ – сомнѣній быть не можетъ никакихъ, такъ какъ непосредственно послѣ того Лука говоритъ: «изведъ же ихъ вонъ до Виѳаніи» (50 ст. въ Евангеліи). Значитъ, при горѣ ли собственно Елеонѣ Господь явился? Повидимому нѣтъ: здѣсь, при г. Елеонѣ, происходитъ только второй моментъ, или, такъ сказать, второй актъ явленія; первый же его моментъ имѣлъ мѣсто въ Іерусалимѣ. Такому представленію дѣла благопріятствуетъ и то, что Лука замѣчаетъ: «они же убо сошедшеся». Глаголъ συνέρχομαι и означаетъ – собираться вмѣстѣ къ извѣстному пункту, съ кѣмъ нибудь приходить (Матѳ. 1,18; Мр. 6, 33; Лк. 5, 15-16; Дѣян. 2, 6; 10, 27; 16, 13; 1 Кор. 11, 34; 14, 23; 18, 20 и др.)[2]. «Господи, аще въ лѣто сіе устрояеши царствіе израилево?». Ученики почувствовали, что должно произойти что-нибудь особенное. Не насталъ ли, быть можетъ, это моментъ устроенія царства Израиля? Человѣкъ, если бы даже онъ обладалъ всѣми совершенствами, никогда не можетъ быть чуждъ грѣховныхъ слабостей.

Ст. 6-8. «Нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи во Своей власти. Но пріимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидѣтеліе во Іерусалимѣ же и во всей Іудеи и Самаріи и даже до послѣднихъ земли». Господь это говоритъ для того, чтобы разъ навсегда ученики Его отказались отъ излюбленной іудейской мечты. Ихъ миссія – быть свидѣтелями Его дѣлъ, а пе устроителями царства Израилева.

Дальше нужно читать по Марку со стиха 15-го 16-й гл.: «Шедше въ міръ весь, проповѣдите евангеліе всей твари. Иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ...» и до конца. По Лукѣ гл. 24, ст. 50-51: «Изведъ же ихъ вонъ до Виѳаніи и воздвигъ руцѣ Свои, благослови ихъ. И быстъ егда благословляше ихъ, отступи отъ нихъ и возношашеся на небо». Явленіе носитъ заключительный характеръ. Столь опредѣленное указаніе времени, когда воспослѣдуетъ нисшествіе Св. Духа (моментъ съ котораго и начнется дѣятельность апостоловъ), давало великое побужденіе для апостоловъ окончательно утвердиться въ настроеніи всецѣле служить Господу.

 

Ректоръ семинаріи, Архимандритъ Николай.

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1905. № 11. Ч. Неофф. С. 317-320.

 

[1] Съ другой стороны – евангелистъ говоритъ, что довелъ первую часть труда до дня вознесенія включительно. Но въ 24, 49 онъ упоминаетъ, что Господь обѣщалъ послать «обѣтованіе Отца»: ему (т. е. Лукѣ) и нужно было разъяснить, въ который день изречены эти слова. Рус. переводитъ буквально: «Давъ Святымъ Духомъ повелѣнія апостоламъ». Но тогда чрезвычайно именно трудно понять, какой смыслъ выражаютъ эти слова.

[2] Лучше, кажется, думать, что Господь Самъ велъ все время учениковъ до горы Елеонъ. А чтобы не быть видимымъ недостойными, Онъ могъ принять «иной образъ» (Мр. 16, 12). Въ συνελϑὸντες удобно можетъ заключаться мысль: пришедши съ Нимъ (къ горѣ Елеонъ).

 

***

Часть бесед Воскресшего Христа с Апостолами в течение сорока дней могла происходить не в доме, а на открытом воздухе. А самую последнюю беседу Учитель мог провести сначала в доме, после чего вывел их вон и повел в сторону Вифании – на центральную вершину горы Елеонской, где, по Луке 24:50-51 и Деян. 1:12: «подняв руки Свои, благословил их» и вознесся на небо». Именно эта последняя беседа Христа с Учениками, после которой Он благословляет их на проповедь и тут же возносится на небеса, часто изображается в скальных храмах Каппадокии, где оба события составляют общую композицию на полуциркульных сводах. (источник)

 

Роспись свода нартекса в скальной церкви «Каранлик килисе» («Темной») в Гереме, в центральной части М. Азии, в Каппадокии (на территории совр. Турции) Сер. - 3-я четв. XI в.

 

В центре свода возносящийся Христос в облаке, поддерживаемой Ангелами. На склоне Христос благословляющий Апостолов на проповедь, на противоположной стороне сцена Вознесения.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: