Новосвмуч. Кириллъ (Смирновъ), митр. Казанский – Слово въ день Рождества Христова.
Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ: днесь воспріемлетъ Виѳлеемъ сидящаго присно со Отчемъ: днесь Ангели младенца рожденнаго боголѣпно славословятъ: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе.
Второй годъ эта ангельская пѣснь о мирѣ на землѣ, о благоволеніи въ человѣцѣхъ звучитъ вмѣстѣ со стонами и воплями умирающихъ воиновъ. Второй уже годъ звучитъ она на землѣ, потрясенной страшною войною почти всего населяющаго землю человѣчества.
Неужели же ангелы въ ту Виѳлеемскую ночь пѣли неправду?.. О, конечно, нѣтъ! Ангелы, вдохновленные Самимъ Богомъ, не могли пѣть неправду, и миръ, ими возвѣщенный, конечно, принадлежитъ намъ, такъ какъ у Бога не изнеможетъ всякъ глаголъ.
Чтобы уяснитъ этотъ вопросъ, возникающій самъ собою въ настоящее тяжелое время, надо перенестись намъ къ тѣмъ временамъ, къ той ночи, когда раздалась ангельская пѣснь: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе.
Достаточно припомнить, что въ то время, когда пѣли ангелы, въ Іерусалимѣ въ дворцѣ Ирода, убійцы уже оттачивали мечи для истребленія 14000 младенцевъ.
Вспомнимъ, братіе, что Тотъ, Который, прощаясь съ учениками, обѣщалъ даровать миръ, обѣщаніе свое произносилъ за нѣсколько только часовъ до обнаруженія злобы, вражды и возмущенія со стороны народа, которому Онъ благодѣтельствовалъ. Между тѣмъ Онъ не обинуясь говорилъ: Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ: не якоже міръ даетъ, Азъ даю вамъ... (Іоан. ХІV, 27). Объ этомъ-то мирѣ и пѣли ангелы въ ночь Рождества Христова. Не о томъ, стало быть, они пѣли, что не будетъ совсѣмъ вражды... Нѣтъ!.. Господь, обѣщавшій намъ миръ, не говорилъ, что войны совсѣмъ не будетъ, напротивъ, предупреждалъ насъ, что услышимъ о браняхъ: Услышати имате брани и слышанія бранемъ. Зрите, не ужасяйтеся, подобаетъ бо всѣмъ симъ быти (Мтѳ. XXIV, 6), Миръ Христовъ это тотъ миръ, о которомъ воздыхалъ предокъ Спасителя Богодухновенный Царь и Пророкъ Давидъ, когда говорилъ: «Нѣсть мира въ костехъ моихъ...» (Пс. 37, 4). И миръ этотъ есть миръ прощенія нашихъ грѣховъ и беззаконіи. Это тотъ миръ, при которомъ человѣкъ сознаетъ себя не рабомъ Божіимъ, а другомъ.
Если мы теперь, братіе, съ этою мыслью о мирѣ подойдемъ къ тому, что совершается предъ нашими глазами уже второй годъ, то не должны-ли мы изъ глубины души восклицать каждую минуту жизни: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе... Вѣдь тамъ, гдѣ сейчасъ непрестанно льется кровь, гдѣ умираютъ люди, тамъ одновременно совершается дѣло примиренія умирающихъ съ Господомъ Богомъ. Тамъ каждый изъ умирающихъ готовится предстать предъ Господомъ не какъ исполненный злобы и мщенія, но какъ орудіе того суда, который Господь творитъ надъ народами. И въ этомъ упованіи, въ мирѣ со своею совѣстью, съ сознаніемъ исполненнаго долга отходятъ они къ Господу. Поэтому и мы дерзаемъ молить Господа воздать имъ вѣнцы нетлѣнія и славы, – славы за то, что неразрывное съ Христовымъ миромъ благоволеніе такъ ярко выражается сейчасъ на самомъ полѣ брани. Мы довольно слышали и знаемъ, какъ нерѣдко нѣсколько секундъ назадъ бывшіе враги проявляютъ высокое попеченіе о сраженномъ врагѣ. Кто не слыхалъ извѣвтія о томъ, какъ воины наши дѣлятся послѣдней коркой хлѣба съ взятымъ въ плѣнъ супостатомъ. Развѣ это не благоволеніе въ человѣцѣхъ и не проявленіе духа Христова?..
Итакъ, съ благодареніемъ Господу будемъ взывать словами пѣсни ангельской: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!...
Произнесенное на всенощномъ бдѣніи въ день Рождества Христова.
«Тамбовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1916. № 1-2. Отд. Неофф. С. 1-3.