Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Далеко ли отъ насъ Виѳлеемъ? (Слово въ день Рождества Христова).
И се вамъ знаменіе: обращеніе Младенца повита, лежаща въ яслехъ. (Лук. 2, 12).
Какую трогательную картину представляетъ намъ св. Евангелистъ Лука, когда повѣствуетъ о рождествѣ Господа нашего Іисуса Христа! Надъ смиреннымъ градомъ Давидовымъ Виѳлеемомъ и его окрестностями спустилась темная восточная ночь. Въ тихой долинѣ, между горъ, пасутъ стада свои пастыри Виѳлеемскіе. Въ темной синевѣ неба ярко блещутъ звѣзды небесныя. Не спятъ добрые пастыри: они тихо ведутъ между собою бесѣду... о чемъ? Можетъ быть о томъ, чѣмъ занята была въ то время душа каждаго вѣрнаго Израильтянина: о грядущемъ Мессіи-Избавителѣ, о Его славѣ, о Его царствѣ... Вдругъ слава Господня осіяла ихъ и среди ихъ сталъ Ангелъ Господень... И убояшася, повѣствуетъ св. Лука, страхомъ веліимъ: «Не бойтеся, вѣщаетъ имъ свѣтлый небожитель: се бо благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ не вамъ только, но и всѣмъ людемъ: яко родися вамъ днесь Спасъ, иже есть Христосъ Господь, во градѣ Давидовѣ. Знаю, что сердце ваше трепещетъ желаніемъ видѣть Его, поклониться Ему? Вы желаете узнать: какъ и гдѣ найти Его въ этомъ, столь переполненномъ теперь городѣ? Се вамъ знаменіе: обрящете Младенца повита, лежащаго въ яслехъ»... Съ трепетной радостью внимали пастыри благовѣстію Ангела Божія, еще не успѣли они прійти въ себя отъ изумленія и восторга какъ вдругъ – бысть со Ангеломъ множество вой небесныхъ, хвалящихъ Бога; и весь этотъ хоръ пѣвцовъ безплотныхъ воспѣвалъ чудную пѣснь Творцу: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе! Но вотъ стихла священная пѣснь небожителей, сокрылись въ высотѣ небесъ Божіи Ангелы, и человѣцы пастыріе рѣша другъ ко другу: прейдемъ до Виѳлеема, и видимъ глаголъ сей бывшій, его же Господь сказа намъ. И пріидоша поспѣшшеся, и обрѣтоша Маріамъ же и Іосифа, и Младенца лежаща во яслехъ... И поверглись они въ трепетномъ чувствѣ радости предъ смиренными яслями Спасителя міра, и повѣдали пречистой Матери Его свое дивное видѣніе, и прославили Бога за все, что видѣли и что слышали отъ Ангеловъ, отъ Маріи и отъ старца Іосифа. И возвратились они къ стадамъ своимъ съ благодатной радостью въ сердцахъ, славяще и хваляще Бога о всѣхъ, яже слышаша и видѣша.
Такъ повѣствуетъ богоглаголивый Лука. Чувствуется, что этотъ трогательный разсказъ онъ записалъ со словъ самой Матери Божіей. Когда внимаешь ему, то сердце исполняется неземной радостью о Господѣ, душа стремится къ яслямъ Христовымъ: такъ вотъ и улетѣлъ бы туда, въ священный Виѳлеемъ, въ его смиренный вертепъ, и повергся бы тамъ, въ чувствѣ своего ничтожества и смиреннаго сознанія своей несказанной грѣховности, у этихъ яслей Агнца Божія, вземлющаго на Себя грѣхи всего міра!..
Но, возлюблевные братіе! Виѳлеемъ сей гораздо ближе къ намъ, чѣмъ мы думаемъ; намъ нѣтъ нужды, подобно волхвамъ, предпринимать дальній путь, нѣтъ надобности, подобно пастырямъ, искать знаменія: какъ и гдѣ обрѣсти Божественное Отроча, чтобы поклониться Ему. Св. Церковь сегодня сама представляетъ въ каждомъ храмѣ Виѳлеемъ; она желаетъ, чтобы каждое сердце христіанское было чистыми яслями для Бога, Который благоволилъ, ради нашего спасенія, родиться отъ Дѣвы, яко Младенецъ, и смиренно возлечь въ яслехъ скотіихъ, яко Агнецъ незлобивый... Что же нужно для этого? – Нужно, братіе мои, самимъ намъ сдѣлаться дѣтьми. Да, дѣтьми: этого требуетъ отъ насъ Господь и Спаситель нашъ. Изъ Своихъ яслей Онъ какъ бы вѣщаетъ намъ: смотрите, Я для васъ Младенцемъ сталъ: аминь, глаголю вамъ, аще и вы не обратитеся, и будете яко дѣти, не внидите въ царство небесное (Мѳ. 18, 3), не будете способны и достойны принять Меня въ ваше сердце, содѣлаться Моими вѣрными учениками; Моими присными чадами. – Вразуми-же насъ, Господи: какъ достигнуть этого? Какъ намъ сдѣлаться дѣтьми? – Глаголетъ Господь: иже смирится яко отроча, той есть болій въ царствіи небеснѣмъ (Мѳ. 18, 4). Смиреніе – вотъ что для этого нужнѣе всего. Смири свой умъ, чтобы онъ съ дѣтскимъ довѣріемъ, съ дѣтской простотою усвоялъ истины Христова ученія; смири свою волю, чтобы она съ дѣтскимъ послушаніемъ отдалась волѣ Божественной; смири свое сердце, чтобы оно способно было въ дѣтской беззавѣтной любви къ Богу и ближнему искать своего счастія, своего блаженства. – Младенецъ естественно желаетъ единаго млека материнскаго: такъ и ты постоянно держись ученія Христова, которымъ питаетъ насъ матерь наша – Церковь Православная. Неизмѣнною любовію возлюби словесное и нелестное млеко сего ученія, да о немъ возрастеши во спасеніе (1 Петр. 2, 2). Не прельщайся словомъ человѣческимъ, не увлекайся новыми ученіями, которыя льстятъ грѣшной плоти и нашему грѣшному самолюбію, какъ дитя отвращается отъ чужихъ людей, ему незнакомыхъ. Когда ребенокъ видитъ или слышитъ что-нибудь для него непонятное, онъ ни къ кому не обращается съ своими дѣтскими недоумѣніями, кромѣ своей матери: слово матери для него – непреложная истина. Когда и тебя смущаетъ какое-либо недоумѣніе въ дѣлахъ вѣры и жизни христіанской, не обращайся съ этимъ недоумѣніемъ къ тѣмъ, которые не признаны быть твоими наставниками въ вѣрѣ: они могутъ подать тебѣ вмѣсто хлѣба камень; спѣши съ дѣтской преданностью, съ дѣтскимъ довѣріемъ къ своей матери – Церкви Православной: она – столпъ и утвержденіе Христовой истины на землѣ, она – истолковательница таинъ Божіихъ. Младенецъ мыслитъ умомъ своей матери: и ты мысли умомъ своей матери – Церкви, потому что ея умъ – есть умъ Христовъ. Помни, что тайны царствія Божія открываются только младенцамъ, въ простотѣ сердца пріемлющимъ Христову истину; что они утаеваются отъ премудрыхъ и разумныхъ, отъ тѣхъ, которые много думаютъ о своей мнимой мудрости и хотятъ исчерпать неисчерпаемую глубину таинъ Божіихъ своимъ слабымъ умомъ, какъ море – малымъ сосудцемъ. И такъ, пусть умъ твой забудетъ себя въ благоговѣйномъ смиреніи предъ неисповѣдимыми судьбами Премудрости Божіей. Плѣни его въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5) и скажи ему: молчи, престани, не мудрствуй паче, еже подобаетъ мудрствовати! Высшихъ себѣ не ищи и крѣпльшихъ не испытуй; яже ти повелѣна – въ сихъ поучайся!
Младенецъ не имѣетъ понятія о тщеславіи, не желаетъ и не ищетъ первенства, никому не завидуетъ: подражай ему въ этихъ добродѣтеляхъ. Простосердечіе, незлобіе, смиреніе – вотъ эти святыя добродѣтели. «Когда мы не имѣемъ сихъ добродѣтелей, говоритъ св. Златоустъ, то сколько бы ни были велики наши дѣла, спасеніе наше сомнительно». Только святое, Христоподражательное смиреніе, святая простота и незлобіе даютъ цѣну всѣмъ прочимъ добродѣтелямъ и дѣлаютъ человѣка способнымъ къ воспріятію царствія Божія въ свое сердце: таковыхъ бо есть, глаголетъ Господь, царствіе Божіе (Лук. 18, 16). Не ищи предпочтенія, поучаетъ св. Василій Великій, знай равночестность природы, люби эту равночестность въ отношеніи къ тѣмъ, которые по-видимому ниже тебя, и ты будешь подобенъ дѣтямъ, которые еще не переняли пороковъ отъ взрослыхъ.
Дитя не оправдывается предъ учителями, вѣрно и благопокорно слушаетъ уроки: будь и ты подобенъ отрочати. У дитяти все это естественно, а ты стяжи подвигомъ, самопонужденіемъ, отсѣченіемъ своихъ страстей. И чѣмъ многотруднѣе будетъ твой подвигъ въ борьбѣ со страстями, тѣмъ выше онъ будетъ въ очахъ Господа твоего, чѣмъ чище будетъ сердце твое, тѣмъ достойнѣе ты будешь воспріять въ свое сердце Того, Кто смирился смиренію нашему и благоволилъ въ вертепѣ и во яслехъ безсловесныхъ возлещи.
Младенецъ почиваетъ на рукахъ матери; онъ мыслитъ ея умомъ, управляется ея волею, питается ея пищею, живетъ ея жизнію: предавай себя и ты въ дѣтской простотѣ въ руки промысла Божія, исполняй волю Божію такъ, какъ бы она была твоею собственною волею. О если бы мы свято исполняли во всемъ волю Божію! Если бы всегда предавали себя въ руки Божіи! Сколько ненужныхъ, напрасныхъ заботъ исчезло бы тогда изъ нашего бѣднаго, измученнаго скорбями сердца, сколько печалей разсѣялось бы подобно туману при сіяніи солнца, какой блаженный миръ и тишина водворились бы въ нашихъ сердцахъ... «Посмотрите, говоритъ Московскій Святитель Филаретъ: посмотрите на младенца, когда онъ видитъ свою мать и бросается въ ея объятія: не видите ли, что онъ – весь радость? Будьте же и вы яко дѣти, такъ просто, такъ совершенно предавайтесь Богу, такъ всецѣло повергайтесь въ объятія Его благодати; и радость Господня, отъ одного взора матери-Благодати, сама собою родится въ сердцѣ простомъ и чистомъ». Аминь.
Сказанное въ Троицкой Сергіевой лаврѣ 25 декабря 1892 г.
«Старнникъ». 1892. № 12. С. 775-779.