Новосвмуч. Кириллъ (Смирновъ), митр. Казанский – Слово на всенощномъ бдѣніи подъ праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
Крестъ хранителъ всея вселенныя, крестъ красота церкви, крестъ царей держава, крестъ вѣрныхъ утвержденіе, крестъ ангеловъ слава и демоновъ язва...
Немного словъ, братіе, въ этомъ хвалебномъ пѣснопѣніи въ честь Животворящаго Креста, но какое широкое содержаніе и смыслъ скрыты въ этихъ словахъ.
Вся вселенная: и устроительница нравственной жизни людей — Св. Церковь, и хранители внѣшняго благополучія народовъ — благочестивые цари, и громада людей, Укрѣпляемыхъ вѣрою, и славные своимъ послушаніемъ Богу Ангелы, и казнимые своимъ противленіемъ Ему демоны — все повергнуто словами сей пѣсни къ подножію Креста Господня. И высится онъ надъ всѣмъ міромъ, поражая врага нашего спасенія, діавола.
Какъ тѣ дни, когда Крестъ Господень былъ впервые воздвигнутъ надъ преклоненнымъ Іерусалимомъ и Константинополемъ, такъ и послѣдующія празднованія сего событія закрѣпляютъ все болѣе и болѣе въ сознаніи человѣчества вѣру о побѣдѣ креста надъ міромъ. Свидѣтельствомъ этой побѣды служитъ прежде всего перемѣна, происшедшая съ человѣчествомъ въ отношеніи къ Кресту. Она не могла быть плодомъ естественнаго перевоспитанія человѣческой души и громче всякихъ доказательствъ говоритъ о божественности той вѣры, которая запечатлѣна была Крестомъ.
До Христа спасителя крестъ, какъ орудіе страшныхъ мученій и позора, при одномъ упоминаніи о немъ вызывалъ во всѣхъ содраганіе; послѣ же Голгоѳской жертвы предъ Нимъ преклоняется весь міръ видимый и невидимый, потому что со Креста была явлена не только возможность, но и обязательность самоотреченія, какъ новаго созидающаго начала жизни. Міръ языческій зналъ и по своему цѣнилъ самопожертвованіе и самоотреченіе, но не имѣлъ силъ ввести ихъ въ жизнь. Онъ могъ только записывать случаи самоотверженія на память слѣдующимъ поколѣніямъ, но считать ихъ за начала, устрояющія жизнь, не могъ. Для языческаго себялюбія подвигъ самоотреченія былъ чудачествомъ, странностью или даже безуміемъ, какъ видно изъ словъ Св. Апастола Павла: «мы проповѣдуемъ Христа распятаго, для іудеевъ соблазнъ, а для Еллиновъ безуміе» (I Кор. 1, 23). Но сила любви Божественной, волною залившая міръ съ Креста Голгоѳскаго, препобѣдила косное языческое себялюбіе, и то, что мыслилось людьми въ качествѣ исключенія, стало для всѣхъ обязательнымъ постояннымъ, созидающимъ началомъ жизни. «Кто хочетъ идти за Мною, отвергшись себя, и возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мною...» (Марк. VIII, 34).
Внимая этимъ словамъ, какъ новому началу жизни, возвѣщенному Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, признаемъ, возлюбленные, обязательнымъ для себя неослабно вести борьбу съ грѣхомъ и со всякимъ даже малымъ проявленіемъ себялюбивыхъ настроеній. Пусть подкрѣпитъ насъ въ этомъ рѣшеніи предстоящее сейчасъ лобызаніе сего креста напоминаніемъ о Пречистой крови, струившейся изъ язвъ Христа Спасителя во омовеніе всякой нашей скверны...
Какъ бы не было тяжело бороться съ собою, но примѣръ Христа Спасителя нашего силенъ укрѣпить нашу немощь, тѣмъ болѣе, что страждущіе со Христомъ будутъ и царствовать съ Нимъ (2 Тим. 2, 12).
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и св. воскресеніе Твое славимъ. Аминь.
«Тамбовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1912. № 39. Ч. Неофф. С. 1649-1651.