Словущее Воскресеніе (13 сентября).

Воскресенскіе храмы празднують свои престольные праздники 13 Сентября, въ день обновленія Храма Воскресенія въ Іерусалимѣ («Словущее Воскресеніе»). – ред.

Между праздниками, пользующимся въ православномъ простомъ народѣ большою извѣстностью, есть праздникъ, извѣстный подъ названіемъ «Словущаго воскресенья». Его празднуютъ иногда цѣлыми деревнями, по зароку, пріурочивая къ 13 сентября; нерѣдко приходятъ въ церковь служить молебенъ «Словущему воскресенью», чѣмъ ставятъ въ затрудненіе совершителей богослуженія. Послѣднее обстоятельство свидѣтельствуетъ о томъ, что простонародье, такъ чтущее этотъ праздникъ, совсѣмъ не знакомо съ сущностью его. Что касается образованной среды, то въ ней праздникъ извѣстенъ весьма не многимъ даже по имени. Мѣжду тѣмъ событіе, давшее поводъ къ установленію этого праздника, имѣетъ очень важное значеніе для всего христіанскаго міра, и самый праздникъ имѣетъ глубоко-назидательный смыслъ. Событіе это – обновленіе храма Воскресенія въ Іерусалимѣ послѣ оскверненія его мерзостями язычниковъ.

Время установленія этого праздника относится къ четвертому столѣтію; поэтому и сказанія объ историческомъ его происхожденіи принадлежатъ историкамъ этого же вѣка. Всѣ эти сказанія вошли въ Прологъ и изложены въ «Словѣ объ обновленіи храма Воскресенія Христова, иже въ Іерусалимѣ». Богослуженіе праздника[1] прославляетъ воскресеніе Христово, отчего, можетъ быть, и происходитъ названіе этого праздника «Словущимъ воскресеніемъ»[2].

Передадимъ то, что содержится въ этомъ Прологѣ. Послѣ вольнаго страданія Господа нашего Іисуса Христа, Его воскресенія и вознесенія на небо то святое мѣсто, гдѣ совершено наше спасеніе, было въ запустѣніи и осквернялось людьми, ненавидѣвшими христіанъ. Особенно оно было поругано нечестивымъ царемъ Адріаномъ[3], осквернившимъ его идольскими жертвенниками. Адріанъ приказалъ засыпать землею и камнями гробъ Господень, а на Голгоѳѣ, мѣстѣ распятія Спасителя, построилъ храмъ богинѣ Венерѣ, поставивъ въ немъ ея изображеніе. Надъ живоноснымъ гробомъ онъ поставилъ другого идола – Юпитера. Такъ, гдѣ Агнецъ Божій, взявшій на Себя грѣхи міра, принесъ Себя въ жертву Богу Отцу, приносились идольскія жертвы, и господствовали грѣхъ и нечестіе. Точно также и другія святыя мѣста, ознаменованныя великими событіями изъ жизни Богочеловѣка, были осквернены идольскими капищами и жертвенниками. Самое названіе священнаго города нечестивый царь замѣнилъ другимъ и повелѣлъ назвать его не Іерусалимомъ, а по своему имени – городомъ Адріана. Все это дѣлалось для того, чтобы совершенно изгладить изъ памяти христіанъ имя Іисуса Христа и чтобы послѣдующія поколѣнія забыли, гдѣ жилъ и училъ Іисусъ Христосъ.

Но не пришлось нечестивцу достигнуть желаемаго: онъ самъ погибъ, а святое мѣсто Господь славы прославилъ. Призвавъ къ Своей вѣрѣ императора Константина (Равноапостольнаго) и мать его св. Елену, Господь вложилъ имъ въ сердца мысль обновить святый городъ Іерусалимъ, построить храмъ на томъ мѣстѣ, гдѣ пострадалъ Господь Іисусъ Христосъ, и очистить святыя мѣста отъ языческихъ нечистотъ. Со множествомъ золота благочестивый царь послалъ въ Іерусалимъ свою мать Елену созидать храмъ и въ тоже время просилъ Іерусалимскаго патріарха Макарія, чтобы онъ съ своей стороны позаботился о созданіи храма. Св. Елена, достигши Іерусалима, разорила всѣ идольскіе храмы, разрушила идоловъ и обновила святой городъ. Она нашла животворящій Крестъ Господень и гробъ, очистила его отъ мусора и камней, заложила на этомъ мѣстѣ большой храмъ, обнесла одною оградою то и другое мѣсто – и распятія и погребенія Христова, такъ какъ они не далеки другъ отъ друга.

Заложенный на горѣ Голгоѳѣ храмъ строился въ продолженіе десяти лѣтъ. Св. Елена скончалась, не дождавшись окончанія постройки. Когда же этотъ новозавѣтный храмъ Іерусалимскій былъ оконченъ; то онъ, равно какъ и самый Іерусалимъ, былъ торжественно обновленъ и освященъ въ 335-й годъ по Рождествѣ Христовомъ, въ 13-й день сентября. Освященіе совершенно отцами перваго Тирскаго собора[4]. По окончаніи собора, они для этой цѣли, по приглашенію, императора, явились въ Іерусалимъ. По случаю исполнившагося тридцатилѣтія царствованія Константина освященіе было совершено съ особеннымъ торжествомъ и веселіемъ. Избрано для освященія и обновленія Іерусалимскаго храма то время, въ какое нѣкогда совершено освященіе и ветхозавѣтнаго Іерусалимскаго храма, осквереннаго и поруганнаго Антіохомъ Епифаномъ. Тогда же, согласно благочестивому желанію императора Константина, бывшіе при освященіи отцы, въ память этого, установили 13 сентября ежегодный христіанскій праздникъ по всемъ церквамъ во вселенной въ роды родовъ «обновленіе великія Іерусалимскія церкви, яже есть всѣмъ церквамъ мать».

Съ этого времени Іерусалимская церковь стала ежегодно съ великимъ торжествомъ совершать этотъ праздникъ и, подобно ветхозавѣтному празднику обновленія храма, продолжать его восемь дней (2 Мак. 10, 5-6). Съ того времени и всѣ соименные ей храмы во имя воскресенія Христова навсегда приняли днемъ своего празднованія 13 сентября, соединивъ съ нимъ благоговѣйное воспоминаніе о древне-христіанскомъ торжествѣ обновленія церкви Іерусалимской, какъ своей матери.

Іерусалимъ и другій мѣста, освященныя событіями изъ жизни Спасителя, издавна пользовались благоговѣйнымъ почитаніемъ среди русскаго народа. Сходить во святыя мѣста было мечтою каждаго русскаго человѣка и считалось дѣломъ не только богоугоднымъ, но и спасительнымъ. Даже прочитать описаніе путешествія по святымъ мѣстамъ съ благоговѣніемъ и смиреніемъ считалось дѣломъ спасительнымъ, какъ это, напр., мы видимъ изъ словъ перваго русскаго путешественника, игумена Даніила, которыя имъ высказаны въ вступленіи къ описанію своего путешествія. При такомъ взглядѣ русскаго человѣка на святыя мѣста, для него дорого было всякое извѣстіе о Св. землѣ. Все, что говорило ему о святыхъ мѣстахъ, – все это глубоко западало въ его душу и вліяло такъ или иначе на складъ его мыслей и представленій. Поэтому и «Слово», заключающее въ себѣ сказаніе объ обновленіи Іерусалима и храма Воскресенія должно было пользоваться большею распространенностью. Извѣстный народный стихъ о Голубиной книгѣ показываетъ, что мысли и выраженія этого «Слова» сдѣлались народными. Въ стихѣ о Голубиной книгѣ на вопросъ: какой городъ всѣмъ городамъ отецъ? Дается отвѣтъ, что Іерусалимъ – городъ всѣмъ городамъ отецъ, и объясняется, почему: потому что «тутъ у насъ средина земли»[5]. А на вопросъ, какая церковь всѣмъ церквамъ мать? дается отвѣтъ: «соборъ-церковь (т. е. Воскресенія) церквамъ мати». Почему? «Стоитъ церква посредѣ града Іерусалима. Во той во церкви во соборной стоитъ престолъ божественный; на томъ на престолѣ на божественномъ стоитъ гробница бѣла каменная (гробъ Господень), во той гробницѣ бѣлой каменной почиваютъ ризы самого Христа, Царя небеснаго».

Всѣмъ этимъ объясняется причина, почему праздникъ Обновленія Іерусалима и храма Воскресенія Христова пользуется такою извѣстностью среди простого народа.

«Слово», излагающее сказанія объ обновленіи храма Воскресенія Христова заключается поученіемъ, дышащимъ теплотою и назидиніемъ. «Итакъ (говорится въ этомъ заключеніи) будемъ праздновать нынѣ, благодаряще Христа Бога, страстію Своею и воскресеніемъ Своимъ всю тварь обновившаго и очистившаго святую церковь Свою отъ свкернъ идольскихъ. Обновляемся же и мы, суще церкви Бога живаго, ветхаго отлагающе человѣка, въ новаго же облекающеся; уклонимся отъ обетшавшихъ золъ нашихъ и сотворимъ благія дѣла, въ новости жизни ходити наченше, да якоже празднуютъ человѣцы обновленіе храма рукотвореннаго, сице ангели душевнаго храма празднуютъ обновленіе. Ибо радость бываетъ на небесахъ ангеламъ о каждомъ грѣшникѣ, обновляющемся покаяніемъ».

Такъ поучительно заканчивается сказаніе о славномъ торжествѣ обновленія Іерусалимскаго храма Воскресенія Христова! Въ этихъ словахъ мысль христіанина возводится отъ видимаго, рукотвореннаго храма Божія къ невидимому, нерукотворенному храму Божію – душѣ человѣка; такъ какъ, по ученію апостольскому, всѣ мы – храмы живущаго въ насъ Бога. Вознося благодареніе Богу за обновленіе и очищеніе дорогихъ для насъ мѣстъ святого города, мы тѣмъ болѣе должны благодарить Его за обновленіе нашего нерукотвореннаго храма, нашихъ душъ, чрезъ пострадавшаго и искупившаго насъ Своими страданіями Сына Его. Вмѣстѣ съ тѣмъ побуждаемся къ очищенію нашихъ душъ отъ сквернъ грѣховныхъ и обновленію жизни дѣлами благими. Мы должны сами, по ученію апостольскому, созидаться въ духовный храмъ и приносить Богу жертвы духовныя – жертвы вѣры и любви христіанской (1 Петр. 11, 3-5).

 

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 17. Ч. Неофф. C. 516-520.

 

[1] Праздникъ Обновленія храма весьма замѣчательное чинонослѣдованіе, котораго находится въ извѣстномъ трудѣ Симеона Солунскаго «О святомъ храмѣ и его освященіи», не смотря на свое довольно древнее происхожденіе и слишкомъ десятивѣковое существованіе въ восточной церкви, со всѣми его церковно-богослужебными особенностями, не успѣлъ получить въ ней твердаго устойчиваго положенія и уже во времена Симеона Солунскаго – въ ХV в. – утратилъ свое всеобщее значеніе; равнымъ образомъ, и въ нашей отечественной церкви, пока господствовалъ уставъ Студійскій, принятый преп. Ѳеодосіемъ Печерскимъ въ 1070 г., отправлялось чинопослѣдованіе Обновленія; когда же со второй половины ХІV в. на Руси сталъ распространяться церковный уставъ іерусалимской редакціи, тогда и праздникъ Обновленія, мало-по-малу, началъ выходить изъ церковно-богослужебнаго употребленія. – ред.

[2] Отъ слова слыть – быть извѣстнымъ, славнымъ. Названіе это, по одному толкованію, можетъ обозначать и ту славу и торжество, съ которыми совершилось самое событіе – т. е. «преславное Воскресеніе», давшее поводъ къ установленію праздника. По другому же толкованію – «такъ называемое», ибо въ этотъ день празднуется не самый праздникъ Боскресенія. – ред.

[3] Адріанъ, преемникъ римскаго императора Траяна, заявившій себя ревностнымъ приверженцемъ языческой религіи и принявшій посвященіе въ эллинскія таинства, царствовалъ съ 117 по 138 г.

[4] Соборъ, составившійся изъ восточныхъ епископовъ Евсевія Никомидійскаго, Евсевія Кесарійскаго, Ѳеогнія Никейскаго и др., собранъ былъ по повѣленію Константина Равноапостольнаго для разсмотрѣнія жалобъ аріанъ на извѣстнаго защитника православія св. Аѳанасія Александрійскаго. Первоначальная цѣль ихъ собранія была именно освященіе Іерусалимскаго храма, а разсмотрѣніе жалобъ на Аѳанасія – цѣль лишь попутная.

[5] Такъ народъ понялъ пророчессія слова псалма, относящіяся къ искупительнымъ страданіямъ Іисуса Христа: Богъ же царь нашъ прежде вѣка, содѣла спасеніе посредѣ земли. (Пс. 73, 12).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: