Новомученикъ Евгеній Поселянинъ – Святитель Николай.

Святитель Николай, архіепископъ Мѵрликійскій, пользуется особымъ почитаніемъ и любовію вѣрующаго христіанства.

Войдите въ русскій храмъ. Вы не встрѣтите ни одного, гдѣ бы не стояла на видномъ мѣстѣ одна икона съ непремѣнно теплящимися предъ нею свѣчами. Съ иконы смотритъ строгій ликъ величественнаго старца съ строгимъ взоромъ. И, несмотря на суровую внѣшность его, къ этому именно лику идутъ люди въ бѣдахъ и скорбяхъ, во всяческомъ утѣшеніи, ожидая отъ праведника скорой чудесной помощи.

Какъ дѣлами своей земной жизни, такъ и дѣлами своего загробнаго милосердія святитель Николай оказалъ глубочайшее впечатлѣніе на своихъ современниковъ и на послѣдующіе вѣка: впечатлѣніе столь сильное, что, быть можетъ, оно передается христіанскимъ дѣтямъ невольно, среди другихъ врожденныхъ идей.

Пылкое, грѣющее всеобъемлющее сердце: вотъ въ чемъ заключается разгадка значенія святителя Николая, вотъ что влечетъ къ нему, какъ сталь къ магниту, – сердца христіанскія.

Онъ самъ былъ весь чувство, весь порывъ, дѣйствовалъ подъ первымъ впечатлѣніемъ.

Вспомнимъ вселенскій соборъ противъ Арія, торжественную размѣренность рѣчей, богохульства Арія противъ того Христа и Богоматери, которые для святителя Николая были величайшею святынею сердца. Онъ поступилъ вопреки всѣхъ правилъ, вопреки даже завѣтовъ Божественнаго учителя, когда, подъ дѣйствіемъ невыносимыхъ для него богохульствъ Арія, вскочилъ съ своего мѣста, приблизился къ еретику и заушилъ его. Онъ былъ за это исключенъ изъ соборной среды, заключенъ даже, по преданію, въ темницу. «буйство во Христѣ» было оправдано небеснымъ судомъ, и въ таинственномъ видѣніи, которое было послано отцамъ собора, Богоматерь вновь возлагала на поборника Своего почитанія святительскій омофоръ.

Тѣми же святыми порывами жилъ онъ всегда. Увидѣть чужую бѣду значило для него – пожалѣть; пожалѣть – значило для него уже помочь. Много вѣдь было богатыхъ, сильныхъ людей въ городѣ, когда разорился отецъ трехъ прекрасныхъ дочерей. Не мало изъ такихъ сильныхъ людей были, конечно, раньше въ дружбѣ съ этимъ разорившимся теперь богачемъ, угощались и упивались на его пирахъ. Всѣ, конечно, знали, какъ сталъ онъ безпомощенъ, и какъ дошелъ до крайней рѣшимости: извлекать средства къ существованію изъ красоты обоихъ дочерей. И никто, никто не подумалъ помочь несчастной семьѣ, кромѣ святителя Николая. А онъ зналъ ихъ только по наслышкѣ. И какою чрезвычайною деликатностью былъ полонъ и самый планъ его: передать отцу приданое для каждой изъ дочерей его, и самое исполненіе этого плана. Святый Николай, въ темнотѣ южной ночи трижды подкрадывающійся къ жилищу нищеты, и отчаянія, чтобы тайно бросать въ окно всякій разъ по узелку золота: это одинъ изъ самыхъ трогательныхъ примѣровъ христіанскаго милосердія, – примѣровъ покоряющихъ, о которыхъ можно сказать: «Приди, посмотри, что такое христіанинъ, и тогда все поймешь»?

Такимъ же выказалъ онъ себя и въ знаменитомъ подвигѣ избавленія отъ казни трехъ «неповинныхъ» мужей. Какая увѣренность была среди паствы его, что онъ не потерпитъ несправедливости, не попуститъ властямъ творитъ въ присутствіи своемъ судъ подкупный.

Еслибъ ты былъ въ городѣ, они не были бы осуждены на казнь, говорятъ ему посланцы, отыскавшіе его въ какомъ-то глухомъ углу епархіи, которую онъ тогда осматривалъ.

И святой Николай, немедля ни минуты, спѣшитъ назадъ, чтобъ предупредить это вопіющее беззаконіе. Онъ достигъ площади, когда осужденные были уже на эшафотѣ, а палачъ готовъ былъ занестн сѣкиру и отрубить лежавшую на плахѣ голову перваго изъ осужденныхъ. Общее волненіе, крикомъ облегченія несутся по площади слова: «Епископъ Николай, епископъ Николай» – и дрогнула рука палача, а святитель властно проходитъ чрезъ толпу, подымается на помостъ и вырываетъ изъ рукъ палача сѣкиру.

Вотъ эта скорость сожалѣнія, это усердіе состраданія, это вошедшее въ святую привычку стремленіе спѣшить на помощь, все бросать и летѣть туда, гдѣ болѣе исходитъ человѣческое сердце, гдѣ раздается хоть затаенный, но тѣмъ явственнѣе всякому чуткому, сочувственному сердцу слышимый стонъ муки: и покорило святителю Николаю сердце христіанскаго міра. Благодарный обмѣнъ, любовь за любовь.

Въ жизнеописаніяхъ этого подвижника милосердія вы найдете разнообразныя его дѣла, изъ которыхъ сплелся ему неувядаемый вѣнецъ. Но при всемъ разнообразіи ихъ одно въ нихъ общее: теплая забота и нѣжность къ страдающему, и скорость въ помощи.

И дай Богъ, чтобъ его примѣръ запалъ въ нашу душу. И чтобъ, подходя къ той иконѣ, съ которой глядятъ столь зоркія въ отысканія горя человѣческаго очи святителя Николая, мы всякій разъ заражались отъ него его святымъ нетерпѣніемъ, и усваивали себѣ его правило: узнать – значитъ пожелать, пожалѣть – значить помочь.

«Правило вѣры и образъ кротости»... поетъ о немъ святая Церковь.

 

Е. Поселянинъ.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1908. № 49. С. 2385-2386.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: