Епифаній Григорьевичъ Нестеровскій – Акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ.

Въ субботу пятой седмицы Великаго поста св. Церковь торжественно прибѣгаетъ къ покрову Божіей Матери, совершая на утреннемъ Богослуженіи чтеніе акаѳиста Пресвятой Богородицы. Поводомъ и основаніемъ къ составленію этого акаѳиста послужило чудесное спасеніе заступленіемъ Божіей Матери столицы Греческой отъ враговъ – персовъ, аваровъ (гунновъ) и скиѳовъ (Дунайскихъ славянъ). Эти враги въ несмѣтномъ множествѣ окружили Константинополь съ суши и съ моря; народъ скорбѣлъ, но не унывалъ, ободряемый своимъ патріархомъ Сергіемъ въ надеждѣ на помощь Божію. И упованіе не посрамило! Когда патріархъ совершилъ крестный ходъ со св. иконами и погрузилъ ризу Богоматери въ тихія воды залива, то море взволновалось и потопило флотъ непріятельскій, а враги, осаждавшіе съ суши, были прогнаны самими греками. Въ благодарность за дарованіе такой дивной побѣды, народъ цѣлую ночь воспѣвалъ благодарственныя и похвальныя пѣсни небесной Заступницѣ. Это было въ 626 г. въ Великій постъ. Составленіе акаѳиста приписывается Георгію Писидійскому, діакону великой Константинопольской Церкви и по распоряженію патріарха Сергія назначено пѣть это похвальное пѣніе въ субботу пятой седмицы Великаго поста, отчего и самая суббота называется Похвальною.

Русская Церковь имѣетъ также свои особыя побужденія къ прославленію Божіей Матери, такъ какъ и самымъ началомъ христіанства Русь православная обязана Божіей Матери. Извѣстно, что въ 866 г. русскіе князья Аскольдъ и Диръ, подступившіе моремъ къ Константинополю, были отражены и побѣждены такимъ же чудеснымъ образомъ: буря, внезапно поднявшаяся на морѣ отъ погруженія въ него патріархомъ Фотіемъ ризы Богоматери, потопила непріятельскія суда со всѣми воинами, за исключеніемъ самихъ князей, которые увидѣли въ этомъ пораженіи и своемъ спасеніи всемогущество христіанскаго Бога и, по возвращеніи въ Кіевъ, приняли св. крещеніе. Въ память этого постоянно на утреннемъ Богослуженіи воспѣвается благодарственная пѣснь Богоматери за избавленіе отъ злыхъ, т. е. бѣдъ языческаго зловѣрія, съ исчезновеніемъ котораго занялась заря христіанства на Руси.

Акаѳистъ написанъ ямбическими риѳмованными стихами и состоитъ изъ 24 пѣсней, расположенныхъ по порядку 24 буквъ греческаго алфавита. Изъ этихъ пѣсней краткія, называемыя кондаками, оканчиваются, (кромѣ 1-го кондака), псаломскою пѣснію: аллилуіа, а икосы – архангельскимъ привѣтствіемъ: радуйся. Каждый икосъ состоитъ изъ двухъ частей: въ первой заключаются истины историческія, или догматическія, а во второй – мысли и чувства, возбужденныя первыми, такъ что первая часть служитъ основаніемъ для второй. Эта вторая часть икоса состоитъ изъ 12 стиховъ, или полустишій, начинающихся ангельскимъ привѣтствіемъ радуйся и каждые два стиха составляютъ собою цѣлое, выражая то одну мысль, но въ разныхъ выраженіяхъ, то двѣ мысли, сходныя между собою, то двѣ мысли, поставленныя въ нѣкоторой противуположности.

По содержанію акаѳистъ Божіей Матери можетъ быть раздѣленъ на двѣ части, изъ которыхъ первыя 12 пѣсней, отъ 1-го икоса до 7-го кондака включительно, имѣютъ содержаніе историческое, а послѣднія 12 – содержанія догматическаго и нравоучительнаго. Въ первой части акаѳиста излагается въ хронологическомъ порядкѣ исторія воплощенія и первоначальной жизни Сына Божія на землѣ, начиная событіемъ Благовѣщенія и кончая Срѣтеніемъ. Отъ хронологическаго порядка отступаетъ только повѣствованіе о бѣгствѣ Святаго Семейства въ Египетъ, которое въ акаѳистѣ поставлено прежде Срѣтенія, тогда какъ на самомъ дѣлѣ было наоборотъ. Во 2-й части акаѳиста отъ 7-го икоса изображается таинство воплощенія Сына Божія и благодатные плоды сего таинства, при чемъ въ кондакахъ воспѣвается и прославляется воплотившійся Господь, даровавшій намъ обиліе благодати, а въ икосахъ прославляется Божія Матерь, Ея величіе предъ Богомъ, Ея высочайшія совершенства и разнообразный благодѣянія Ея вѣрующимъ. Послѣдній кондакъ содержитъ общее моленіе къ Божіей Матери объ избавленіи насъ отъ всѣхъ бѣдъ временной жизни и вѣчныхъ мукъ въ будущей жизни.

Къ достоинству содержанія акаѳиста относится еще и то, что многія мысли и даже выраженія его сходны съ нѣкоторыми молитвами ко Пресв. Богородицѣ, принадлежащими св. Ефрему Сирину; такимъ образомъ, хотя акаѳистъ составленъ въ 7-й вѣкѣ, но онъ заключаетъ въ себѣ слова и выраженія, которыми прославляли Пресв. Богородицу еще въ IV вѣкѣ. А высокое воодушевленіе, проникающее акаѳистъ, глубина мыслей и чувствъ и сила выраженій достойны того, чтобы по примѣру духовныхъ христіанъ, воспѣвать его съ особымъ благоговѣніемъ. Даже однообразіе формъ и краткость выраженій составляютъ достоинство изложенія акаѳиста, потому что это однообразіе, не плѣняя воображенія разнообразіемъ и витіеватостію оборотовъ, содѣйствуетъ молящимся относиться къ содержанію читаемаго съ болѣе глубокимъ и сосредоточеннымъ вниманіемъ и возноситься умомъ и сердцемъ къ Богу.

Многіе подвижники благочестія испытали на себѣ сладость и свѣтъ благодати, которымъ озаренъ акаѳистъ и многіе изъ нихъ во время чтенія его сподобились благодатнаго посѣщенія Божіей Матери{1}. Такъ Она удостоила Своимъ посѣщеніемъ, вмѣстѣ съ апостолами Петромъ и Іоанномъ, преподобнаго Сергія Радонежскаго, читавшаго вечеромъ акаѳистъ и даровала ему утѣшительное обѣтованіе о процвѣтаніи его обители, подъ Ея покровомъ. Преп. Александръ Свирскій ночною порою, во время чтенія акаѳиста, узрѣлъ въ необычайномъ свѣтѣ Царицу Небесную съ Предвѣчнымъ Младенцемъ въ своей десницѣ, окруженную сонмомъ ангеловъ. Она ободрила преподобнаго въ построеніи заложеннаго имъ храма и обѣщала сохранить его обитель со всѣми подвизающимися въ ней. Преп. Кириллъ Бѣлозерскій въ полночь, когда, возгласилъ 8-й кондакъ акаѳиста, внезапно услышалъ отъ иконы Богоматери, предъ которою молился, гласъ, повелѣвшій ему идти на Бѣлоозеро, при этомъ небесный свѣтъ указалъ преподобному и самое мѣсто, гдѣ онъ можетъ спастись, не смотря, на отдаленность этого мѣста{2}.

Для памяти и назиданія грядущихъ родовъ, св. Церковь узаконила для всѣхъ вѣрующихъ, въ особенности для готовящихся къ причащенію св. Таинъ, неотложно читать акаѳистъ Божіей Матери вечеромъ предъ субботою. А свободному усердію вѣрующихъ она внушаетъ частое чтеніе акаѳиста въ особенныхъ церковныхъ и домашнихъ молитвахъ. Къ составу акаѳиста принадлежатъ стихиры и канонъ, въ которыхъ воспѣвается благовѣщеніе Пресв. Богородицѣ и Ея Божественное величіе. Этотъ канонъ составленъ преп. Іосифомъ Пѣснописцемъ (въ IX в.).

Такъ какъ краткость выраженій, при обиліи и глубинѣ мыслей, и древность языка дѣлаютъ нѣкоторыя мѣста акаѳиста неудобовразумительными для всѣхъ, то мы считаемъ не лишнимъ помѣстить переложеніе нѣкоторыхъ менѣе понятныхъ мѣстъ акаѳиста, въ переводѣ сдѣланномъ Высокопреосвященнѣйшимъ Филаретомъ, митрополитомъ Московскимъ{3} Взбранной Воеводѣ – Бранноподвизающейся (за насъ) Военачальницѣ. Благодарственная восписуемъ ти – дары благодарственные приносимъ Тебѣ.

Конд. 2-й. Преславное твоего гласа неудобопріятельно души моей является – необычайное твое слово неудобопріемлемымъ является душѣ моей. Икосъ 2-й: молчанія просящихъ вѣро – Вѣрная Хранительнице того, что требуетъ молчанія. Многословущее – многовѣщательное. Бѣсовъ многоплачевный струпе – многоплачевное пораженіе демоновъ. Радуйся, еже како, ни единаго научившая – никому неоткрывшая какъ, т. е. какъ совершилась тайна воплощенія Сына Божія. Конд. 3-й: село сладкое – пріятная нива. Икосъ 3-й: гобзованіе щедротъ – многоплодіе щедротъ. Икосъ 4-й: враговъ мученіе – Отравительница враговъ; дерзосте – дерзновеніе. Конд. 5-й Боготечную – Богодвижную. Икосъ 5-й: прелести пещь – печь, разженная заблужденіемъ; варварскаго служенія – жестокаго зловѣрія; тимѣнія изимающая дѣлъ – извлекающая изъ бренія нечистыхъ дѣлъ. Конд. 6-й: оставиша Ирода, яко блядива. Слове сіе (блядива), писалъ Филаретъ, имѣетъ нынѣ новое позорное значеніе. Не должно ли по силѣ греческаго слова поставить: яко празднослова, или яко буесловяща{4}. Икосъ 8-й: невѣрныхъ сумнительное слышаніе – о Которой слыша, невѣрные колеблются въ мысляхъ. Икосъ 9-й вѣтія – витіи; лютіи взыскателіе – жестокіе совопросники.

Отмѣтимъ еще одно выраженіе въ 1-й стихирѣ предъ акаѳистомъ: радуйся божественная ручко манны. Выраженіе ручко манны, писалъ митр. Филаретъ, не точно. Манна при ковчегѣ завѣта хранилась не въ ручкѣ, а въ золотомъ сосудѣ, который въ Свящ. Писаніи называется стамною. Вѣроятно, вслѣдствіе указаннаго замѣчанія въ нѣкоторыхъ изданіяхъ теперь печатается стамно, вмѣсто ручко.

Въ заключеніе замѣтимъ, что вообще нашъ народъ любитъ молиться, въ особенности онъ любитъ акаѳисты, а потому чтеніе акаѳистовъ, проникнутое при томъ искреннимъ молитвеннымъ чувствомъ священнослужителей, является однимъ изъ важныхъ средствъ къ поддержанію въ народѣ любви къ церковному богослуженію.

 

Е. Нестеровскій.

 

«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1891. № 14. Ч. Неофф. С. 236-242.

 

{1} Также нашь Покровиитель – преп.-муч. Аѳанасій, игум. Берестейскій – когда дошли него печальныя вѣсти о крайне бѣдственномъ положеніи Православной Церкви вслѣдствіе страшныхъ притѣсненій со стороны уніатовъ, онъ положивъ себѣ за непремѣнное правило – читать каждую субботу Акаѳистъ Божіей Матери, которое съ точностію выполнялъ онъ, когда при окончаніи года сего правила, при словахъ: «отъ всякихъ насъ бѣдъ свободи», ему послышался отъ святой иконы голосъ, призывающій его на подвигъ – предстать предъ короля и требовать умиренія Церкви. Еще до того, на пути къ Новгороду-Сѣверскому, послѣ чтенія Акаѳистъ Пресв. Богородицѣ, при всходе солнцѣ, увидѣлъ онъ на небѣ крестъ, а въ немъ образъ Пречистой Богородицы съ Младенцемъ, вродѣ Купятицкаго, пронизанный и окруженный лучами солнечными. Св. Аѳанасій, совѣтовалъ царю Михаилу Ѳедоровичу изобразить на военныхъ хоругвіяхъ образъ, по его видѣнію. Ред.

{2} Руков. для сельск. паст. 1874 г. т. 1-й, стр. 368-я.

{3} Прибавл. къ изд. Твор. Св. Отцевъ ч. ХІV-я.

{4} Собр. мнѣній и отзывовъ Филарета, т. IV, стр. 509-я.

⸭ ⸭ ⸭

Вопросъ изъ богослужебной практики.

Въ разныхъ изданіяхъ Акаѳиста Пресвятѣй Богородицѣ, наприм. въ «Іерейскомъ Молитвословѣ» и «Правилѣ готовящимся къ служенію литургіи», «Молитвословахъ» и т. п., встрѣчаются въ текстѣ нѣкоторыя разности. Такъ наприм. въ однихъ печатается: радуйся божественная ручко манны, а въ другихъ: радуйся божественная стамно манны; въ однихъ: оставиша Ирода, яко блядива, а въ другихъ: буесловна, и т. д. Какъ смотрѣть на эти разности?

Еще въ 1860 году митрополитъ Московскій Филаретъ въ письмѣ къ Оберъ-Прокурору Св. Синода, излагая свое мнѣніе «о Молитвословѣ, предполагаемомъ къ изданію» писалъ{*} между прочимъ, что въ Молитвословахъ требуются «настоятельныя» измѣненія. Такъ въ первой стихирѣ, пишетъ онъ, предъ Акаѳистомъ Пресвятой Богородицѣ, сказано: радуйся божественная ручко манны. Выраженіе ручко манны не имѣетъ значенія. Манна при ковчегѣ завѣта хранилась не въ ручкѣ, а въ золотомъ сосудѣ, который въ Св. Писаніи называется стамною. Итакъ, не слѣдуетъ ли исправить такъ: радуйся божественная стамно манны. – Въ Икосѣ 2: радуйся бѣсовъ многоплачевный струпе. Не тяжко ли сіе выраженіе? Не лучше ли поставить: радуйся бѣсовъ многоплачевное пораженіе? – Въ Икосѣ 3: гобзованіе щедротъ. Не яснѣе ли: многоплодіе щедротъ. – Въ Кондакѣ 6: Оставиша Ирода яко блядива. Слово сіе имѣетъ нынѣ новое позорное значеніе. Не должно ли по силѣ греческаго слова поставить: оставиша Ирода яко празднослова или яко буесловяща.

{*} Собраніе мнѣній и отзывовъ Филарета т. IV, стр. 509.

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1866. Т. 2. № 34. С. 508.

⸭ ⸭ ⸭

На какомъ основаніи въ концѣ воскресной и праздничной утрени поется кондакъ: «Взбранной воеводѣ»...?

Въ церковномъ Уставѣ нѣтъ указанія на то, чтобы по окончаніи утрени, послѣ перваго часа, постоянно былъ пѣтъ одинъ и тотъ же кондакъ: Взбранной воеводѣ..., а дѣлается это «по обычаю», т. с. по обыкновенію, введенному издавна и соблюдаемому всею Православною Русскою Церковію. Тѣ же обряды, которые безъ письмени вошли въ церковную практику и съ древнихъ временъ соблюдаются всею Церковію, имѣютъ силу и значеніе закона общеобязательнаго (о значеніи неписанн. обычаевъ см. напр. въ 91 и 92 прав. св. Василія Великаго). Къ тому же должно замѣтить, что на обычай пѣть въ концѣ каждой утрени кондакъ: «Взбранной воеводѣ»..., соблюдаемый издавна всею Православною Русскою Церковію, нужно смотрѣть, какъ и на обычай санкцированный, узаконенный высшею правительственною у насъ властію церковною, потому что это пѣніе указывается въ Нотномъ Обиходѣ, въ службѣ на первой седмицѣ Великаго поста отд. издан. (О побужденіяхъ, по которымъ у насъ вошло во всеобщее обыкновеніе пѣть въ концѣ каждой утрени кондакъ: «Взбранной воеводѣ»..., и о значеніи этого пѣнія на упомянутой службѣ, см. въ журн. «Руков. для сельск. паст.» за 1877 г. въ ст. посвящ. рѣшенію вопроса о пѣніи на утрени кондака: «Взбранной воеводѣ»)...

З. {=Павелъ Петровичъ Забѣлинъ}

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1886. Т. 3. № 41. С. 168.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: