Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Въ чемъ сказывается сила Православія?

«Если бы такой вопросъ намъ былъ заданъ лѣтъ двадцать пять, то легко было бы указать на то, что славнѣйшая Держава Россійская преклонила голову свою, т. е. власть могучаго Русскаго Царя и Его синклита, подъ власть Христова ига такъ, что интересующіеся могли по нѣсколько разъ въ годъ видѣть въ церкви Императора и весь Его дворъ преклонившими колѣна свои предъ Богомъ и какою-либо православною святынею, напримѣръ, предъ чудотворнымъ образомъ Божіей Матери или Николая Чудотворца.

Если же Господь открывалъ Свою волю о прославленіи какого-либо новаго угодника, хотя бы въ глубокой Саровской глуши или, напротивъ, въ блестящей столицѣ — бѣлокаменной Москвѣ, то къ подножію новоявленныхъ святынь стекалось безъ всякаго приглашенія по сто тысячъ и болѣе народу во главѣ съ самимъ Государемъ и Его Высочайшимъ Дворомъ.

Тысячепудовые колокола оглашали своимъ трезвономъ воздухъ на нѣсколько верстъ, а пѣніе клира заглушалось усердными восклицаніями наиболѣе одушевленной части народа, перемѣшанными съ восторженными рыданіями благочествивыхъ душъ.

Все это бывало такъ недавно, менѣе двадцати лѣтъ тому назадъ: православные умилялись, а инославные изумлялись и говорили: «теперь мы понимаемъ почему эта земля называется Святою Русью».

Увы, съ тѣхъ поръ много измѣнилось и Православная Церковь оказалась въ Россіи въ жестокомъ гоненіи. Гонители называются большевиками, а на самомъ дѣлѣ они исконные враги Христовы — іудеи и еще болѣе ожесточенные отступники отъ вѣры, пошедшіе въ слѣдъ за Іудой Предателемъ и долженствующіе унаслѣдовать его плачевную участь.

Поверхностные наблюдатели скажутъ, что сила Православія изсякла, а мы утверждаемъ, что сила эта равно сіяетъ на Руси и теперь, какъ тридцать лѣтъ тому назадъ. Она равно прославляется и въ побѣдахъ Константина и Владиміра, и въ гоненіяхъ Діоклетіана и Юліана Отступника.

Недавно еще на Руси славили Христа цари и митрополиты, а теперь Онъ прославляется въ страданіяхъ мучениковъ за вѣру и всего забитаго, униженнаго и опозореннаго народа.

Да! Когда еще на нашей памяти нѣкоторые наши мыслители предсказывали возможность новыхъ гоненій на Христову вѣру, то мало кто довѣрялъ такому предсказанію, а теперь, когда передъ нами убіенные тѣла Царя, Царицы и Чадъ Ихъ, двухъ митрополитовъ русскихъ и замученнаго патріарха, многочисленныхъ архіереевъ и свыше двухъ милліоновъ смиренныхъ христіанъ, а также разоренные и сравненные съ землей соборные храмы и ободранныя отъ драгоцѣнныхъ ризъ чудотворныя иконы, теперь поневолѣ навязывается вопросъ: «это ли сила Православія? это ли Святая Русь?»

Отвѣчаемъ словами Христовыми: «Сила Моя въ немощи совершается» (2 Кор. 12, 9).

Въ чемъ же она совершается? Въ добровольномъ мученичествѣ за вѣру великаго множества мужей и женъ, богатыхъ и нищихъ, вельможъ и простолюдиновъ, прославляющихъ Бога своими страданіями.

Если бы знать, когда больше стало на Руси людей праведныхъ, преданныхъ волѣ Божіей и безкорыстныхъ, — теперь ли въ гоненіи или раньше, когда Русь была въ славѣ и силѣ, то, конечно, окажется, что въ настоящее время ихъ больше, чѣмъ тогда, когда мы жили въ славѣ и довольствѣ.

Не только молиться русскіе люди стали усерднѣе, чѣмъ въ недавнее прошлое время, но, какъ стало теперь извѣстно, и въ другихъ добродѣтеляхъ большинство русскихъ людей возросло и укрѣпилось. И прежде всего укрѣпилась и возросла въ нихъ любовь, преданность и послушаніе своимъ пастырямъ и сердечное попеченіе объ ихъ нуждахъ.

Одни, слабѣйшіе, правда, перестали ходить къ божественнымъ службамъ страха ради Іудейскаго за то другіе, переставшіе было молиться Богу въ церквахъ, теперь съ опасностью для своей свободы и даже для жизни стараются не пропускать ни одной церковной службы.

Но вотъ грянулъ громъ хвастливой побѣды враговъ Божіихъ и большинство русскаго простого народа, какъ православнаго, такъ, и старообрядческаго, схватилось руками за сердце и воскликнуло: «братцы, свиная доля выходитъ намъ; не поддадимся духу антихриста. Пострадаемъ за Христа и вспомнимъ слово Его: «Иже бо аще постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семь прелюбодѣйнемъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ Человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со ангелы святыми!» (Марк. 8, 38).

На короткое время запуганный народъ русскій можетъ быть стѣсняется проявлять свое благочестіе подъ опасеніемъ жестокихъ каръ, какъ ученики Христовы при приближеніи вражеской силы разбѣжались, оставивъ своего Учителя одного, однако, въ тотъ же день начали собираться къ Нему снова и уже болѣе не покидали Его, запечатлѣвая своею кровію свою вѣрность и черезъ два дня начавши исповѣдывать эту вѣру смѣло и неотступно.

Вотъ въ чемъ сила Православія, которая устояла и противъ татарской неволи и противъ угнетенія малороссовъ католиками въ юго-западномъ краѣ и остзейскими баронами въ сѣверо-западномъ краѣ, а равно и въ заброшенномъ состояніи своемъ на Аляскѣ и въ другихъ окраинахъ нашего обширнаго государства, а въ настоящее время — по всему міру, черезъ нашихъ бѣженцевъ нищихъ и безправныхъ, но не желающихъ лишиться права именоваться православными христіанами и поступающими по слову Апостола (2 Кор. 6, 3-6. 10): «мы никому ни въ чемъ не полагаемъ претыканія, чтобы не было порицаемо служеніе, но во всемъ являемъ себя, какъ служители Божіи, въ великомъ терпѣніи, въ бѣдствіяхъ, въ нуждахъ, въ тѣсныхъ обстоятельствахъ, подъ ударами, въ темницахъ, въ изгнаніи, въ трудахъ, въ бдѣніяхъ, въ постахъ, въ чистотѣ, въ благоразуміи, въ великодушіи, въ благости, въ Духѣ Святомъ, въ нелицемѣрной любви, въ словѣ истины, въ силѣ Божіей, съ оружіемъ правды въ правой и лѣвой рукѣ, въ чести и безчестіи, при порицаніяхъ и похвалахъ; насъ почитаютъ обманщиками, но мы вѣрны; мы неизвѣстны, но насъ узнаютъ; насъ почитаютъ умершими, но вотъ мы живы, насъ наказываютъ, но мы не умираемъ, насъ огорчаютъ, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многихъ обогащаемъ; мы ничего не имѣемъ, но всѣмъ обладаемъ».

Такова сила, таково могущества христіанъ. Вышеприведенныя слова св. Апостола Павла какъ будто предусматривали положеніе насъ, русскихъ, въ современномъ грѣховномъ богоборческомъ мірѣ!

 

Первон. опубл. в: Прибавленіе къ «Церк. Жизнь», № 6, 1933 г.

 

Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. С. 119-121.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: