Мощи святителя Николая, епископа Мѵръ-Ликійскаго.

Гробница Николая Чудотворца в Бари

Не смотря на глубокое въ Русскомъ народѣ почитаніе памяти Святителя и Чудотворца Николая, путешествія въ Варъ-градъ для поклоненія св. мощамъ Угодника составляютъ у насъ чрезвычайно рѣдкое явленіе по причинѣ отдаленности, а потому до народа нашего не доходитъ почти никакихъ извѣстій объ этой столь драгоцѣнной для каждаго православнаго святынѣ. Въ виду этого предлагаемъ вниманію читателей свѣдѣнія о положеніи и чествованіи св. мощей Угодника Божія въ Баръ-градѣ, заимствованныя изъ воспоминаній В. П. Мордвинова[1] и дополненныя изъ книги В. Г. Барскаго, вышедшей еще въ первой половинѣ прошедшаго столѣтія[2].

Городъ Баръ, или Бари, расположенъ на восточномъ, Адріатическомъ, берегу Итальянскаго полуострова, и въ настоящее время раздѣляется на двѣ части: новый городъ, построенный въ 1813 году, и старый, въ которомъ находится Николаевскій, нынѣ упраздненный, монастырь, основанный въ годъ перенесенія сюда св. мощей Святителя Николая (1087). По преданію, храмъ св. Николая Чудотворца, находящійся въ этомъ монастырѣ, построенъ на развалинахъ древняго храма Юпитера.

Архитектура этого храма византійская съ сильной впрочемъ примѣсью романскаго стиля, особенно рѣзко выдвигаемаго впередъ при каждомъ капитальномъ ремонтѣ древняго храма, неоднократно подвергавшагося пожарамъ и пострадавшаго отъ землетрясеній. Соборъ имѣетъ 7 входныхъ дверей, изящно украшенныхъ колоннами и архитектурными украшеніями замѣчательнѣйшаго изящества. Надъ главной и самой большой дверью возвышается барельефное изображеніе св. Угодника, основаніемъ котораго служатъ двѣ колонки, опирающіяся на фигуры тельцовъ. Св. Угодникъ представленъ съ евангеліемъ въ рукахъ, надъ которымъ видны три золотыхъ шара, въ память трехъ узловъ съ златомъ, брошенныхъ имъ въ домъ несчастнаго отца трехъ дочерей дѣвицъ. Довольно дугообразныя окна церкви окаймлены по бокамъ и раздѣлены вдоль надвое подобными же колоннами, опирающимися на спины слоновъ. Внутренность собора расположена крестомъ, боковые придѣлы отдѣляются отъ главнаго корпуса рядомъ мраморныхъ колоннъ, подпирающихъ росписанный живописью и золотомъ потолокъ; вдоль боковыхъ стѣнъ идутъ легкіе на глазъ хоры, поддерживаемые рядами также легкихъ и изящныхъ колонокъ; надъ открытымъ, по католическому обычаю, высоко поставленнымъ богатымъ алтаремъ высится колоссальный образъ Богоматери. Образъ этотъ въ богатой ризѣ съ драгоцѣнными камнями; лучшіе изъ нихъ рубинъ и брилліанты украшаютъ перстень, прикрѣпленный къ ризѣ. Самое изображеніе прекраснаго греческаго письма; Богоматерь представлена сѣдящею на престолѣ: это типъ весьма извѣстнаго въ Италіи Константинопольскаго образа Богоматери.

Мраморная лѣстница ведетъ изъ верхняго собора въ нижнюю полуподземную церковь, въ которой подъ алтаремъ и покоятся мощи св. Николая. Церковь эта подъ сводами, поддерживается 28 круглыми мраморными столбами въ аршинъ толщиной и два вышиной; полъ въ церкви цвѣтной израсчатый, подобранный узорами. Въ церкви нѣсколько престоловъ. Невдалекѣ отъ одного изъ нихъ, боковаго, подвѣшенъ къ потолку изъ орѣховаго дерева, коричневаго цвѣта, задѣланный наглухо ящикъ, хранящій въ себѣ остатки подлиннаго ящика, въ коемъ привезены были мощи Святителя. Самыя мощи хранятся подъ главнымъ срединнымъ престоломъ церкви, приподнятымъ отъ помоста на двѣ ступени. Непосредственно подъ престоломъ симъ стоитъ изъ бѣлаго мрамора гробница о двухъ таковыхъ же крышкахъ. Въ этой-то гробницѣ и почиваютъ мощи Святителя. Никому изъ богомольцевъ, къ какой бы націи онъ ни принадлежалъ, не возбраняется поклониться мощамъ Угодника. Усердствующіе обращаются къ священнослужителю, который, облачившись въ епитрахиль, прочитываетъ предъ престоломъ нѣкоторыя молитвы, и затѣмъ раскрываетъ находящіяся въ передней дскѣ престола двустворчатыя дверцы. Вовнутрь пустоты престола ставится свѣча для свѣта. Богомолецъ, подойдя къ самому престолу и ставъ на колѣна, пропускаетъ свою голову и часть стана почти до пояса вовнутръ престола, сквозъ названныя дверцы. Опустивши голову книзу, онъ видитъ круглое отверстіе, коего поперечникъ не болѣе двухъ вершковъ. Это отверстіе сдѣлано въ верхней крышкѣ гробницы. Сквозъ него нужно смотрѣть еще въ другое такой же величины, сдѣланное во внутренней крышкѣ гробницы: тогда, при помощи маленькой свѣчки, предварительно опускаемой на цѣпочкѣ внутрь гробницы, богомолецъ видитъ на днѣ гробницы святыя кости Угодника Божія. Тутъ, если поклонникъ православный, можетъ онъ прочитать про себя тропарь на перенесеніе мощей Святителя: «Приспѣ день свѣтлаго торжества, градъ Барскій радуется, и съ нимъ вселенная вся ликовствуетъ, пѣснми и пѣнми духовными: днесь бо священное торжество, въ пренесеніе честныхъ и многоцѣлебныхъ мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсія свѣтозарными лучами, разгоняя тму искушеній же и бѣдъ отъ вопіющихъ вѣрно: спасай насъ, яко предстатель нашъ, великій Николае» — и кондакъ: «Взыде яко звѣзда отъ востока до запада твоя мощи, Святителю Николае, море же освятися шествіемъ твоимъ, и градъ Барскій пріемлетъ тобою благодать: насъ бо дѣля явился еси Чудотворецъ изящный, предивный и милостивый». Можетъ быть при семъ по просьбѣ отслуженъ, по чину Римско-католической церкви, мѣстными священнослужителями и молебенъ Святителю. Причтъ охотно исполняетъ это желаніе богомольцевъ, безъ различія ихъ вѣроисповѣданія; если бы какому богомольцу вздумалось заказать и обѣдню, то и такая, безъ отношенія къ вѣроисповѣданію его, тоже будетъ отслужена на престолѣ, подъ коимъ почиваютъ святыя мощи Угодника Божія.

Съ большею подробностію описываетъ внутренность нижней церкви г. Барскій. «Вшедшимъ намъ внутрь, говоритъ онъ, обрѣтохомъ тамо иную (отдѣльную отъ верхней) церковь лѣпу, но не велику, яко до половины верхней; кратка бо зѣло и низка, токмо широка, якоже и верхняя, ея же верхъ поддержится двадцатью шестью столпами, иже всѣ подобятся въ дѣлѣ, точію единъ разнствуетъ, меньшій бо тонкостію отъ прочихъ и огражденъ желѣзною рѣшеткою». Вслѣдствіе низкаго потолка въ церкви царитъ мягкій полумракъ, пересѣкаемый полосами слабаго свѣта изъ маленькихъ оконъ. Въ глубинѣ храма мелькаютъ лампады, которыхъ болѣе полутораста. Лампады эти освѣщаютъ пять богатыхъ алтарей нижней церкви, которые всѣ обращены къ востоку, что совсѣмъ необычно въ латинскихъ храмахъ. Главный алтарь возвышеннѣе и обширнѣе всѣхъ остальныхъ; онъ тончайшей работы изъ мрамора и серебра; его барельефы изображаютъ эпизоды изъ житія св. Угодника, такъ же какъ и образа венеціанской живописи, расположенные по стѣнѣ надъ алтаремъ. «Престолъ оный, говоритъ Барскій, великій есть, загражденъ съ преди въ подобіе вертограда балясами, отъ мрамора искусно сѣченными; и на той убо оградѣ ошуюю стоитъ въ потирѣ или чашѣ серебреной манна отъ мощей св. Николая, истекающая яко вода, и часто къ ней приходя, единъ отъ священникъ помазуетъ на челѣ крестообразно тѣхъ людей, которые по выслушаніи лишь литургіи, хотятъ отходити; тамо и мы приходихомъ многократно и мазахомся манною тою. Недалече же того потира на другой странѣ въ стѣнѣ въ маломъ ковчежцѣ за рѣшеткою желѣзною есть отдѣленная часть сухая мощей Святителя Христова Николая, идѣже людіе приходятъ и касаются перстами, досягающе чрезъ рѣшетку и лобызающе персты своя, чесому и азъ участникомъ быти сподобихся».

У подножія этого-то главнаго алтаря, въ уровень съ поломъ два монаха открываютъ низкое четвероугольное отверстіе; распростертый на полу богомолецъ сквозь это отверстіе можетъ видѣть всегда освѣщенное, находящееся подъ алтаремъ въ видѣ неглубокаго кладезя пространство, гдѣ покоятся мощи св. Николая. Вотъ какъ описываетъ это мѣсто Барскій: «послѣди же поведе насъ (ризничій) въ оную вышеписанную церковь, яже есть подъ спудомъ верхнія церкви, къ великому алтарю отъ сребра кованному, и отверзе среди малыя дверцы, яко точію человѣку мощно вполсти чревомъ, вползѣ же первѣе до пояса тамо самъ онъ ключехранитель и зажже малъ свѣтильникъ, да зримо будетъ; влѣзохъ же азъ по немъ и мнѣхъ раку отверзту быти, яко же въ нашихъ странахъ повсюду Святыхъ рака отворяется и подобна есть ковчегу, или просто рекши сундуку; тамо же не тако, рака бо мощей Святаго никако же отверзается, понеже отъ мрамора изсѣчена толсто и широко, аки нѣкій сосудъ или ковчегъ и декою великою тако же отъ мрамора изсѣченною привалена крѣпко. Сквозь оной деки мраморной сверху есть оконце просѣченное, кругло и невеликое, яко можетъ рубль покрыти его; бысть же подъ онымъ оконцемъ на цѣпочкѣ желѣзной внутрь зажженная свѣща, и завѣшана глубоко, яко до половины раки, и влѣзши азъ тамо, положихъ едино око надъ оною скважиною и видѣхъ раку оную мраморную глубочае локтя въ землѣ, аки кладезь до половины воды или манны имущую, яже аки наичистѣйшая вода свѣтла есть, и сквозь ю подъ спудомъ зрятся кости бѣлыя, отъ ихже оная вода исходитъ непрестанно; тѣло же расплыся въ мѵро»...

Замѣчательно однакоже, что многіе изъ притекающихъ на поклоненіе мощамъ Святителя Николая, иногда не сподобляются видѣть ихъ, а иногда удостоиваются: иной разъ одни и тѣже лица, какъ ни напрягаютъ они свое зрѣніе, но разсмотрѣть, содержится ли что въ гробницѣ, не могутъ; а другой разъ они честныя мощи видятъ. Инымъ вовсе никогда не приходится видѣть святыню своими очами, сколько бы разъ ни припадали они на поклоненіе ей, сколько разъ ни приходили бы къ гробницѣ.

Когда мощи Святителя Николая находились еще въ Мѵрахъ ликійскихъ, уже тогда гробница, въ коей онѣ лежали, полна была благовоннаго мѵра, или влаги. Въ такой же влагѣ, жидкости въ родѣ воды, лежатъ онѣ и въ соборѣ Барскаго Николаевскаго монастыря. Влага эта извлекается изъ гробницы такъ: чрезъ отверстія крышекъ въ гробницу опускается губка, тотчасъ и извлекаемая снова оттуда со всосанной ею влагою. За тѣмъ губку эту выжимаютъ надъ особымъ сосудомъ, изъ коего свящ. влага и дается въ церкви всѣмъ желающимъ безплатно. Стклянки, къ сожалѣнію весьма низкой работы, съ плохимъ изображеніемъ на нихъ Святителя на католическій манеръ, продаются въ городскихъ лавкахъ и у особаго торговца, уполномоченнаго духовной властью имѣть у себя въ лавкѣ пузырьки уже и наполненные нѣсколькими каплями свящ. мѵра и запаянные. Нѣтъ дома въ Италіи, въ коемъ не имѣлось бы плоскаго флакончика съ этой свящ. влагою, прозрачною и безцвѣтною жидкостью или водою, коею орошаются святыя мощи Угодника Божія.

Празднованіе Угоднику Божію католическая церковь, какъ и наша православная, совершаетъ дважды въ годъ: 6 декабря и 9 мая. Послѣдній праздникъ въ Баръ-градѣ, и вообще на всемъ западѣ, почитается больше. Наканунѣ сего праздника, 8 мая, икона Угодника Божія[3] подъемлется изъ церковной сокровищницы и переносится въ гавань, а потомъ уѣзжаютъ съ ней въ море. Вечеромъ возвращаются съ ней обратно на богато разукрашенной галерѣ; происходитъ торжественная встрѣча и идутъ съ иконой въ соборъ. Въ самый день праздника, 9 мая, икона переносится изъ собора въ храмъ Святителя, что въ монастырѣ его имени. Этотъ крестный ходъ совершается, въ память срѣтенія мощей 8 мая 1087 г., ежегодно, и ежегодно же на этотъ праздникъ въ Варъ-градъ стекается множество богомольцевъ. Обыкновенно кромѣ пузырька съ мѵромъ одного для себя, а нѣсколькихъ, даже сотенъ, для раздачи своимъ знакомымъ и роднымъ, они покупаютъ себѣ на память литографированное изображеніе церкви св. Николая и фотографическое изображеніе его самого, на коемъ онъ представленъ до пояса, безъ митры, облаченнымъ въ фелонь длиннаго древняго покроя и въ омофорѣ; въ лѣвой рукѣ онъ держитъ жезлъ съ двумя рожками, по обычаю восточному загнутыми кверху, и съ крестикомъ между ними; правая же рука приподнята для благословенія и персты сложены именословно.

 

«Владимирскія Епархіальныя Вѣдомости». 1888. № 10. Ч. Неофф. С. 329-336.

 

[1] Яросл. Еп. Вѣд. 1888 г. № 18.

[2] Чтенія въ Общ. люб. дух. проcв. Февраль 1888 г.

[3] Замѣчательна и высоко чтится самая эта икона. Она пожертвована пріѣзжавшимъ въ началѣ XIV вѣка въ Баръ-градъ на поклоненіе св. мощамъ Святителя Николая, православнымъ владѣтельнымъ Сербскимъ княземъ Урошемъ. На иконѣ изображенъ Святитель, въ облакахъ Христосъ Господь, вручающій своему, Угоднику евангеліе, и Богоматерь, вручающая ему же святительскій омофоръ; предъ Святителемъ стоятъ на колѣнахъ самъ князь Урошъ и его супруга.

 


Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари, 

дар серб. царя Уроша III, знак благодарности за чудесное возвращение ему зрения (1321/31 гг.)

***

КРАТКАЯ ИСТОРІЯ БАРГРАДСКАГО ПОДВОРЬЯ.

Въ 1850 году у извѣстнаго ревнителя Православія А. Н. Муравьева, во время посѣщенія имъ развалинъ древнихъ Миръ Ликійскихъ и церкви Новаго Сіона, гдѣ Св. Николай совершалъ богослуженія, – возникла мысль возстановить этотъ храмъ. На собранныя въ Россіи пожертвованія храмъ былъ созстановленъ и весь участокъ земли, къ нему прилегающій, былъ купленъ А. Н. Муравьевымъ.

Позже, по случаю войны съ Турціей 1877-1878 и вслѣдствіе подозрительности турокъ, возстановленный храмъ и земля были отобраны отъ русскихъ владѣльцахъ и переданы грекамъ. Послѣ многочисленныхъ и долголѣтнихъ хлопотъ пришлось совершенно оставить мысль о возстановленіи Новаго Сіона въ томъ видѣ, какъ это намѣчалось Православной Россіей, и вместо этого съ Высочайшаго Его Императорскаго Величества согласія (12 мая 1911 года) собранныя въ Россіи пожерствованія на Мирликійскую церковь въ суммѣ 246.562 рублей были обращены на постройку въ г. Бари Подворья.

Все это дѣло еще съ 1888 года, по рѣшенію св. Синода, было сосредоточено въ Императорскомъ Православномъ Палестинскомъ Обществѣ, при которомъ въ 1911 году учрежденъ Комитетъ, состоявшій подъ Высочайшимъ Его Императорскаго Величества покровительствомъ, для сбора пожертвованій и построенія въ Баръ-градѣ храма Св. Николая и при немъ страннопріимнаго для паломниковъ дома, – въ составѣ: Предсѣдатель, членъ Госуд. Совѣта, сенаторъ, гофмейстеръ кн. А.А. Ширинскій-Шихматовъ, тов. Предсѣд. – сенаторъ П. И. Соколовъ, академикъ архитектуры М. Т. Преображенскій, протоіерей І. І. Восторговъ и князь Н. Д. Жеваховъ.

Русское Подворье въ Бари было благополучно построено, но революція, оторвавъ это дѣло отъ Россіи, внесла множество затрудненій и сдѣлала положеніе его матеріально не обеспеченнымъ. Покушеніе Сов. правительства на захватъ храма удалось счастливо отбить, и въ настоящее время Подворье испытываетъ лишь тягости отъ долга подрядчику въ суммѣ 177.000 итал. лиръ (приблизительно это составляетъ такую же сумму и во франц. франкахъ).

Государь Императоръ Николай Александровичъ въ свое время показалъ всѣмъ русскимъ православнымъ людямъ примѣръ отношенія къ этому дѣлу, пожертвовавъ отъ своего Имени и Имени Е. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны на постройку церкви въ Бари десять тысячъ рублей.

Листокъ «За Православіе» (Ноябрь 1929 г.)


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: