Мѣсто кончины Іоанна Златоуста.

14-го сентября въ день Воздвиженія невдалекѣ отъ Команъ въ Понтѣ, у склепа святаго Василиска, угась Великій Свѣтильникъ церкви, утѣшенный явленіемъ мученика и воздавъ «славу Богу за все». Память его, для избѣжанія совпаденія съ праздникомъ Воздвиженія, перенесена на 13-е ноября. – ред.

Черноморское побережье – край интересный и полный цѣнныхъ историческихъ воспоминаній. Тутъ на берегахъ древняго Понта Эвксинскаго, когда то существовалп цвѣтущія греческія колоніи, выродившіяся въ теперешніе захолустние мѣстечки и городки. Новый Аѳонъ, Сухумъ, Пицунда – вотъ примѣчательные пункты побережья, на которыхъ всегда останавливается вниманіе путешествующей публики. Во многихъ мѣстахъ побережья есть интересная старина: въ Сухумѣ сохранились развалины древней крѣпости, въ Пицундѣ замѣчателенъ древній храмъ. Пицунда – это древній Питіусъ, куда посланъ былъ въ заточеніе святой Іоаннъ Златоустъ. Пицундскій мысъ сплошь заросъ пышнымъ сосновымъ лѣсомъ. Нынѣшняя сосновая роща около монастыря занимаетъ свыше 400 десятинъ. Пицундскій храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы былъ устроенъ въ VІ вѣкѣ императоромъ Юстиніаномъ. Нѣсколько вѣковъ онъ былъ въ развалинахъ, пока въ 1885 году не возстановленъ и освященъ экзархомъ Грузіи, архіепископомъ Павломъ. Чудный видъ имѣетъ этотъ историческій храмъ въ лунныя ночи, когда его бѣлые контуры рѣзко выдѣляются на темномъ фонѣ мѣновой рощи. Какой то величавый историческій призракъ встаетъ передъ вами изъ глубины вѣковъ!

На мысѣ Пицунда бѣлыми и красными проблесками вспыхиваетъ маякъ, видимый на морѣ за 9 миль. Обстановка этого уголка чудная, поэтическая! Святой Іоаннъ Златоустъ былъ отправленъ по императорскому указу 407 года въ Питіусъ, но великому подвижнику не суждено было отбывать заточеніе въ этомъ мѣстечкѣ. Онъ скончался въ Конанахъ, въ 12 верстахъ отъ нынѣшняго города Сухума. Въ настоящее время Команы – полное захолустье. Тамъ замѣчателенъ только маленькій женскій монастырь св. Василиска, возникшій не такъ давно. Въ суровой глуши, въ отдаленіи отъ всѣхъ жизненныхъ центровъ побережья, среди пустынныхъ горъ и дикихъ безлюдныхъ долинъ, въ вѣчной опасности отъ разбойничьихъ набѣговъ и нападеній скрестныхъ инородцевъ живетъ малая горсть подвижницъ, испытывающая нужду во всемъ необходимомъ («Нов. Вр.»).

Еле проѣзжія дороги ведутъ въ обитель, горные потоки шумятъ вокругъ нея и, разбушевавшись, подчасъ надолго прерываютъ всякое соообщеніе съ городомъ. Отшельницы живутъ въ дикой глуши и сами завоевываютъ себѣ право на существованіе среди негостепріимныхъ горъ. Монахинямъ приходится преодолѣвать большія препятствія, самая жизнь ихъ въ юной обители сопряжена не только съ большими трудами, но и съ опасностями, чѣмъ объясняется бѣдность и скудость монастыря. Среди нерелигіознаго и крайне равнодушнаго къ Церкви туземнаго народа Команскій монастырь не пользуется почитаніемъ, въ лѣтнее время городскіе жителя избираютъ его мѣстомъ веселыхъ прогулокъ, но рѣдко-рѣдко заглянетъ туда вѣрующая и любящая свои святыни русская душа, не загорится тамъ неугасимая лампада, возженная народнымъ поклоненіемъ. Онъ остается, подобно всѣмъ кавказскимъ монастырямъ, лишеннымъ внутренняго пламеннаго духа, лишеннымъ бодрящаго единенія съ благочестивыми мірянами и всѣхъ тѣхъ знаковъ искренняго почитанія, которыми такъ чудно отмѣчены наши русскіе монастыри. А невзрачная и бѣдная Команская обитель должна была бы въ благолѣпіи представиться глазамъ боголюбнваго русскаго народа, должна была бы занять не послѣднее мѣсто въ его любвеобильномъ сердцѣ. Въ этомъ мѣстѣ въ далекія, далекія отъ насъ лѣта почилъ великій святитель, здѣсь сіяющая добродѣтелями душа вселилась въ небесные чертоги, здѣсь Іоаннъ Златоустъ въ послѣдній разъ сказалъ: «Слава Богу за все». Здѣсь, до его блаженной кончины, мученическою смертью окончилъ свои дни епископъ Команскій св. Василискъ, который былъ посланъ къ св. Златоусту, чтобы возвѣстить ему о близящейся смерти. «Мужайся, мой братъ Іоаннъ, завтра мы будемъ вмѣстѣ», сказалъ святитель Команскій, явившись въ ночномъ видѣніи святителю Іоанну.

Въ Россіи мало кто знаетъ объ этомъ, мало кто знаетъ, что великій святитель скончался въ предѣлахъ Россійской Имперіи и на мѣстѣ его кончины существуетъ монастырь. Даже богомольцы, въ громадномъ количествѣ посѣщающіе роскошный Новый Аѳонъ, зачастую и не подозрѣваютъ о существованіи Команской обители. А хочется, чтобы это мѣсто не было забыто, чтобы оно привлекло къ себѣ народъ на поклонедіе, чтобы вѣрующіе богомольцы вмѣстѣ съ щедрыми пожертвованіями изъ сердца Россіи потекли не только на сказочно-красивый великолѣпный Новый Аѳонъ, но проникли бы и сюда, явились бы живымъ звеномъ, связывающимъ нашу далекую духовно-бѣдную окраину съ единою, недѣлимою Россіей («Моск. Вѣд».).

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1907. № 46. C. 2030-2032.

 

Первая гробница Иоанна Златоуста в Команах, Абхазия


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: