Священникъ Андрей Лядскій – Поученіе въ недѣлю 13-ю по Пятидесятницѣ.

Нынѣшній день, братія, вы слышали притчу о виноградникѣ и о злыхъ дѣлателяхъ. Этою притчею нѣкогда Спаситель хотѣлъ напомнить іудеямъ благодѣянія Божіи, и ихъ неблагодарность и преступленія, которыми они оскорбляли милосердаго Бога. Выслушавъ эту притчу, іудеи сами надъ собою произнесли приговоръ. Они говорили, что «господинъ винограда злодѣевъ сихъ предастъ злой смерти, а виноградникъ отдастъ другимъ виноградарямъ, которые будутъ отдавать ему плоды во времена свои».

Эту притчу предлагаетъ теперь и намъ св. Церковь съ тою же цѣлію, т. е., чтобы, съ одной стороны, напомнить намъ безчисленныя благодѣянія Божіит а съ другой – показать то, что если мы останемся невнимательными и неблагодарными къ милосердому Богу, что если мы за благодѣянія будемъ оскорблять Его своими беззаконіями: то не можемъ надѣяться получить царствіе Божіе, къ которому призваны, что насъ ожидаетъ погибель вѣчная, а въ него войдутъ другіе.

Когда мы внимательно прослѣдимъ исторію народа Израильскаго, то увидимъ, что она вся наполнена безчисленными благодѣяніями Божіими и отеческимъ попеченіемъ объ этомъ народѣ. Довольно даже поверхностнаго взгляда на судьбу народа Израильскаго, чтобы видѣть эти безчисленныя благодѣянія Божіи и попеченіе о сохраненіи и спасеніи его среди всѣхъ опасностей и козней вражіихъ. Такъ, еще въ самомъ началѣ, когда весь родъ человѣческій подвергся наказанію правосуднаго Бога за преступленіе первыхъ людей, Онъ, опредѣливши наказаніе за грѣхъ, какъ чадолюбивый Отецъ, по Своему милосердію, утѣшилъ ихъ тѣмъ, что не оставить ихъ совершенно, что они не погибнутъ навсегда; но что они снова могутъ получить утраченное блаженство и войти съ Нимъ въ союзъ; что нѣкогда прійдетъ Мессія, Который освободитъ ихъ отъ несчастныхъ послѣдствій грѣха – проклятія и вѣчной смерти и содѣлаетъ ихъ снова дѣтьми Божіими, наслѣдниками царства небеснаго. Потомъ, когда потомство Адама размножилось и во всемъ мірѣ умножилось беззаконіе до-того, что нужно было истребить всѣхъ людей потопомъ, милосердый Богъ сохраняетъ избранный народъ въ семействѣ праведнаго и благочестиваго Ноя, который спасенъ отъ всеобщей погибели въ ковчегѣ, устроенномъ по повелѣнію Божію. Когда же послѣ этого и въ избранномъ народѣ люди снова начали забывать истиннаго Бога, а вмѣстѣ съ тѣмъ забыли и утѣшительное обѣтованіе объ Искупителѣ, милосердый Богъ избралъ праведнаго и благочестиваго Авраама и отдѣлилъ его отъ другихъ, чтобы изъ его потомства произвести Себѣ многочисленный народъ, въ которомъ бы сохранилась вѣра въ истиннаго Бога и вѣра въ Искупителя. Далѣе, – когда по обстоятельствамъ народъ Израильскій подвергся самой жалкой участи въ Египтѣ, гдѣ Израильтянъ и притѣсняли, и убивали, – Богъ послалъ имъ избавителя въ лицѣ Моисея, который съ братомъ своимъ Аарономъ, при помощи всесильной и чудодѣйствовавшей десницы Божіей, освободилъ ихъ отъ несчастнаго рабства и они введены были въ землю обѣтованную, въ землю, кипящую медомъ и млекомъ. Эта исторія освобожденія Израильтянъ отъ рабства египетскаго наполнена безчисленными благогѣяніями Божіими и чудесами, которыя совершались предъ глазами всего многочисленнаго народа. Освободивши народъ Свой отъ рабства египетскаго, Богъ хотѣлъ сдѣлать его народомъ самостоятельнымъ подъ Своимъ непосредственнымъ управленіемъ. Онъ оградилъ его, какъ оплотомъ, постановленіями, относящимися къ церковному и гражданскому благоустройству, и закономъ, въ которомъ изложены были обязанности, относящіяся къ Богу и къ ближнимъ; – создалъ столпъ, или – храмъ – съ его святтынею, прообразовавшею совершеннѣйшія и новыя средства къ вѣчному спасенію; ископалъ въ немъ точило или – жертвенникъ; далъ первосвященниковъ и вождей, которые должны были хранить и надзирать насажденный виноградникъ Божій, т. е. – истинную вѣру и все церковное устройство; воздвигалъ изъ среды ихъ людей мужественныхъ и благочестивыхъ, которые охраняли ихъ отъ внѣшнихъ опасностей и отъ нападенія враговъ; посылалъ къ нимъ Пророковъ, которые возвѣщали волю Божію, возбуждали и поддерживали вѣру въ Бога и требовали любви къ Нему и повиновенія, какъ ожидаемыхъ плодовъ.

Но народъ Израильскій, несмотря на безчисленныя къ нему благодѣянія Божіи, скоро забывалъ ихъ и оказывался неблагодарнымъ. По мѣрѣ того, какъ милосердый Богъ усугублялъ Свои благодѣянія, – онъ – къ прежнимъ оскорбленіямъ – присовокуплялъ новыя – болѣе тяжкія. Израильтяне наносили Богу оскорбленія въ лицѣ праведныхъ мужей и въ лицѣ св. пророковъ, которыхъ Онъ посылалъ къ нимъ неоднократно. Они не только жестоко оскорбляли этихъ посланниковъ Божіихъ, но даже – убивали ихъ; наконецъ, наполнили мѣру своихъ преступленій тѣмъ, что отвергли величайшую милость Божію – посланіе къ нимъ Мессіи, въ Котораго они не только не захотѣли увѣровать, а предали Его даже на жесточайшія мученія и крестную смерть. Словомъ, милосердый Богъ употреблялъ всѣ возможныя мѣры къ нравственному воспитанію Своего народа, предоставлялъ ему всѣ средства для того, чтобы воспитать въ немъ вѣру, научить его повиновенію и любви и, такимъ оброзомъ, содѣлать достойнымъ принятія Мессіи, благодатныхъ даровъ Его и – царства небеснаго. Но все осталось тщетнымъ: народъ оказался злымъ и неблагодарнымъ, котораго, по его собственному приговору, нужно было погубить; а виноградъ, т. е. – вѣру въ Бога съ надеждою полученія обѣщанной награды въ царствѣ небесномъ, – предать инымъ дѣлателямъ.

Отъ народа Израильскаго, отъ этихъ жалкихъ и несчастныхъ дѣлателей, обреченныхъ на погибель, – по намѣренію св. Церкви, – обратимся къ инымъ дѣлателямъ, которымъ отданъ виноградникъ для воздѣлыванія. Кто же эти иные дѣлатели? Это мы, православные христіане! Это намъ ввѣренъ Христовъ виноградникъ для воздѣлыванія! Мы призваны въ новоблагодатное царство Христово, въ которомъ должны стараться воздѣлывать ввѣренное намъ сокровище – вѣру въ тріединаго Бога, – должны имѣть повиновеніе и любовь къ Богу, должны жить и поступать такъ, какъ Онъ требуетъ; должны стараться усердно и постоянно воспитывать и возращать посѣянныя въ насъ сѣмена вѣры, чтобы они принесли обильные плоды; и мы, какъ благіе дѣлатели, удостоились бы за то награды отъ Отца небеснаго.

Какъ Израильтянъ Господь Богъ желалъ спасти отъ вѣчной погибели чрезъ вѣру въ грядущаго Мессію и, чтобы возвратить къ первобытному совершенству, столько заботился о нихъ: такъ и насъ милосердый Богъ ведетъ къ той же цѣли – къ достиженію нравственнаго совершенства, утраченнаго въ раю первыми людьми и къ царству небесному, къ вѣчному блаженству, для котораго мы созданы въ началѣ. И, чтобы мы удобнѣе могли достигнуть этой высокой цѣли, милосердый Богъ, Творецъ и Промыслитель нашъ, Самъ заботится о нашемъ спасеніи, требуя отъ насъ только вѣры въ пришедшаго Мессію и повиновенія Его всесвятой волѣ, какъ такихъ плодовъ, за которые мы можемъ быть названы благими и вѣрными дѣлателями и можемъ надѣяться получить въ награду вѣчное спасеніе и царство небесное. Много заботился милосердый Богъ о спасеніи Израильскаго народа; много было сдѣлано для него благодѣяній; все, что можно было сдѣлать, сдѣлано всемогущимъ и премудрымъ; но все, что онъ отвергъ и чего лишился, то предложено намъ, то получили мы вполнѣ готовымъ. И мало этого, мы получили еще несравненно больше, нежели сколько получили Израильтяне. Мы получили то, что имъ было только обѣщано, чего они ожидали, что они только издалеча провидѣли, по откровенію Божію и по предсказанію Пророковъ. Для насъ приходилъ обѣтованный Мессія – Сынъ Божій, Который преподалъ намъ Свое божественное ученіе какъ свѣтъ сѣдящимъ во тьмѣ и сѣни смертной; для насъ Онъ жилъ на землѣ, страдалъ и умеръ на крестѣ, чтобы освободить насъ отъ грѣха, проклятія и вѣчной смерти и возвратить намъ утраченную чистоту и совершенство; для насъ Онъ установилъ св. Церковь на землѣ и въ Церкви св. Таинства, а для совершенія таинствъ поставилъ въ Церкви пастырей и учителей, которые должны руководить вѣрующихъ къ достиженію нравственнаго совершенства и къ царству небесному. Намъ предложены въ изобиліи всѣ дары Духа Святаго и всѣ благодатныя силы, необходимыя для благочестивой жизни, и Самъ Богъ – всегда съ нами, созидая дѣло нашего спасенія, дѣйствуя въ насъ и еже хотѣти и еже дѣяти, и Духъ Святый ходатайствуетъ о насъ воздыханіями неизглаголанными, – руководитъ и наставляетъ насъ на всякую истину, пока достигнемъ всѣ въ полную мѣру духовнаго возраста и въ мужей совершенныхъ, такъ что намъ остается только подчинить свою волю всемогущей волѣ Божіей и съ полною покорностью идти тѣмъ путемъ, какимъ ведетъ насъ благодать Божія, видимо дѣйствующая чрезъ установленныя Господомъ таинства вѣры, чрезъ пастырей и учителей Церкви, невидимо-же чрезъ Него Самого; такъ какъ Онъ обѣщалъ быть всегда съ вѣрующими въ Него въ Своей Церкви до скончанія вѣка.

Такъ, мы получили несравненно больше даровъ отъ Господа милосердаго; для насъ сдѣлано несравненно больше благодѣяній, нежели для Израильтянъ. Но что, если мы, получивши столько благодатныхъ даровъ, не сохранили ихъ и не старались воздѣлывать и возращать, чтобъ они принесли ожидаемые плоды? Что если мы, получивши столько благодѣяній отъ Отца небеснаго, оказываемся неблагодарными болѣе, нежели народъ Еврейскій, и причиняемъ Ему еще большія оскорбленія? Въ такомъ случаѣ мы будемъ и виновны и наказаны несравненно больше, нежели Израильтяне; такъ какъ, по словамъ св. Писанія, кому больше дано, съ того больше и взыщется.

Братія! Убоимся праведнаго гнѣва Божія. Будемъ благодарны милосердому Богу за Его безчисленныя благодѣянія къ намъ грѣшнымъ. Будемъ твердо вѣровать въ пришедшаго Мессію – Сына Божія; будемъ осторожно и съ благоговѣніемъ пользоваться тѣми благодатными дарами, какіе преподалъ Онъ намъ въ таинствахъ св. Церкви, и не иначе какъ подъ руководствомъ пастырей ея – созидать дѣло своего спасенія; будемъ любить Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа и просить у Него благодатной помощи (1 Кор. 16, 13-24): тогда вполнѣ можемъ надѣяться подучить царству небесное, уготованное намъ отъ созданія міра. – Аминь.

 

Свящ. Андрей Лядскій.

 

«Воскресное чтеніе». 1897. № 33. С. 545-551.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: