Священникъ Андрей Лядскій – Поученіе въ недѣлю 11-ю по Пятидесятницѣ.

Нынѣ вы слышали, братія христіане, евангельскую притчу о двухъ должникахъ, изъ которыхъ одинъ былъ долженъ своему заимодавцу тьму талантовъ, а другой своему только сто динаріевъ. Когда первый должникъ былъ приведенъ къ своему господину и не могъ уплатить ему своего долга; то господинъ его приказалъ продать его, и жену его, и дѣтей, и все, что онъ имѣлъ, и заплатить. Тогда рабъ тотъ палъ, и, кланяясь ему, говорилъ: господинъ! потерпи на мнѣ, и все тебѣ заплачу. Господинъ, умилосердившись надъ рабомъ тѣмъ, отпустилъ его, и долгъ простилъ ему. Такъ милостиво и такъ великодушно поступлено было съ неоплатнымъ должникомъ! Рабъ же тотъ, вышедши отъ господина, нашелъ одного изъ своихъ товарищей, который долженъ былъ ему всего сто динаріевъ, и, схвативъ его, душилъ, говоря: отдай мнѣ, что долженъ. Тогда товарищъ его палъ къ ногамъ его, и говорилъ: потерпи на мнѣ, и все отдамъ тебѣ. Но тотъ не захотѣлъ, а пошелъ и посадилъ его въ темницу, пока не отдастъ долга. Товарищи его, видѣвъ происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, разсказали господину своему все бывшее. Тогда господинъ его призываетъ и говоритъ: злой рабъ! весъ долгъ тотъ я простилъ тебѣ, потому что ты упросилъ меня. Не надлежало-ли и тебѣ помиловать товарища твоето, какъ и я помиловалъ тебя? И, разгнѣвавшись, господинъ его, отдалъ его истязателямъ, пока не отдастъ ему всего долга. «Такъ и Отецъ Мой небесный поступитъ съ вами, если не проститъ каждый изъ васъ отъ сердца своего брату своему согрѣшеній его», сказалъ въ заключеніе Спаоитель.

Смыслъ этой притчи таковъ. Неоплатный должникъ – это всѣ мы съ вами, братія, которые получили и получаемъ отъ Отца небеснаго безчисленные дары и употребляемъ ихъ во-зло; это – мы грѣшники, которые ежечасно и ежеминутно оскорбляемъ милосердаго Бога своими грѣхами: но когда прибѣгаемъ къ Нему съ вѣрою въ Единороднаго Сына Его, со слезами покаянія, – Онъ прощаетъ намъ все. А другой должникъ, который былъ долженъ своему заимодавцу сто динаріевъ, – это наши ближніе, чѣмъ-либо оскорбившіе насъ; или тѣ, которымъ мы оказали незначительную услугу и за то считаемъ ихъ своими должниками; это тѣ несчастные, которые, по нашей ненависти и жестокости, по нашему корыстолюбію и по гордости, терпятъ отъ насъ всякаго рода оскорбленыія и подвергаются всей строгости законовъ за свою незначительную вину предъ нами. Это – несчастные, съ которыхъ мы готовы получить свой долгъ въ нѣсколько разъ больше, нежели сколько они должны, и которыхъ мы безъ всякаго состраданія готовы разорить въ – край. Чтобъ научить насъ человѣколюбію и состраданію, за которыя мы можемъ надѣяться получить себѣ милость Божію, и чтобъ предотвратить тѣ печальныя и пагубныя послѣдствія, которыя происходятъ отъ нашей жестокости и ненависти къ ближнимъ, св. Церковь и предлагаетъ намъ притчу о двухъ заимодавцахъ, которая такъ разительно изображаетъ любовь и милосердіе къ намъ Отца небеснаго и – нашу жестокость въ отношеніи къ нашимъ ближнимъ.

Братія! Если Отецъ нашъ небесный прощаетъ намъ безчисленные грѣхи наши, безчисленныя оскорбленія, когда мы обращаемся къ Нему и просимъ у Него себѣ милости: то почему же мы не прощаемъ своимъ ближнимъ тѣхъ оскорбленій и тѣхъ обидъ, какія они причинили намъ; – не прощаемъ и не оказываемъ имъ милости въ то время, когда они приходятъ къ намъ съ сознаніемъ своей вины, своего долга, и просятъ помиловать или простить ихъ? Почему мы не дѣлаемъ другимъ того, чего желаемъ самимъ себѣ? Почему не стараемся подражать милосердому Богу, Который любить всѣхъ насъ и на всѣхъ изливаетъ Свои милости, Который «повелѣваетъ солнцу Своему восходить надъ злыми и добрыми, и посылаетъ дождь на праведныхъ и неправедныхъ» (Мѳ. 5). А вѣдь мы, какъ христіане и послѣдователи Спасителя, должны стремиться къ той высотѣ нравственнаго совершенства, которая указана Самимъ Господомъ. Онъ сказалъ: будьте милосерды и совершенны, какъ милосердъ и совершенъ Отецъ вашъ небесный (Mѳ. 5; сн. Лук. 6). Ужели эта высота совершенно недостижима для насъ? Ужели нельзя оказывать ближнимъ милосердія и состраданія, – нельзя прощать долги и забывать обиды? Нѣтъ, это дѣло весьма возможное и необходимое для насъ, и не такъ трудное, какъ намъ кажется, или какъ мы думаемъ. Если, напр., у ближній нашъ – въ крайней нуждѣ, – приходитъ къ намъ и проситъ помочь ему; то почему, не уважить его просьбѣ, – не оказать ему помощи, когда мы можемъ, когда въ состояніи, сдѣлать это безъ особеннаго ущерба для себя? Мы должны подумать о томъ, что и съ нами очень можетъ случиться такая же, или еще большая бѣда и большее горе; что всѣ мы, какъ говорится, подъ Богомъ, и – что, если мы съ избыткомъ имѣемъ то, въ чемъ нуждается ближній, то мы должны, непремѣнно должы отдать ему нужное; – оно по праву можетъ принадлежать ему болѣе, нежели намъ; такъ какъ мы очень легко можемъ обойтись безъ него. Тѣмъ болѣе мы обязаны отдать ближнему ту вещь, которую онъ проситъ, если онъ проситъ на время и обѣщаетъ возвратить ее въ цѣлости. А если ближній нашъ бываетъ и не въ состояніи возвратить взятаго, то почему и не простить ему этого, если онъ дѣйствительно много бѣднѣе насъ? Почему не простить ему и тогда, когда бы даже мы сами потерпѣли отъ того нужду? Вѣдь и мы наравнѣ съ другими должны терпѣть нужду и горе! Пожалуй, разорить человѣка можно; можно истребовать и возвратить свой долгъ съ насиліемъ и жестокостью; но какъ же мы сами-то станемъ надѣяться милости отъ Отца небеснаго? какъ будемъ просить Его: «остави намъ долги наши», – когда сами не хотимъ простить своему ближнему? Богъ заповѣдалъ намъ быть милосердыми къ своимъ ближнимъ, и мы должны исполнять Его заповѣдь. Онъ повелѣлъ давать всякому просящему, и мы должны дѣлиться съ своими ближними всѣмъ, чѣмъ можемъ, – чѣмъ Господь милосердый благословилъ насъ. И если ближній нашъ не въ состояніи отдать взятаго – не должны притѣснять его и требовать съ него долгъ свой съ насиліемъ: такъ велитъ поступать Самъ Господь, когда говоритъ: «всякому просящему у тебя давай, и отъ взявшаго твое не требуй назадъ» (Лук. 6). Оказанная нами милость, или сдѣланное ближнимъ добро никогда не останутся безъ награды – ни въ этой, ни въ будущей жизни. Мы всегда должны жертвовать и поступаться своимъ добромъ въ пользу своихъ ближнихъ: мы должны жертвовать для нихъ и за нихъ – и своимъ имуществомъ, и своимъ положеніемъ, и своими трудами, и своимъ здоровьемъ и даже если бы то потребовалось, – жизнію своею; должны благодушно терпѣть скорби и переносить лишенія, только-бы было добро и благо нашимъ ближнимъ, «паче же приснымъ своимъ» (1 Кор. 9).

Въ сознаніи, что дѣлаемъ добро нашимъ ближнимъ и содѣйствуемъ ихъ благосостоянію и счастію, мы уже чувствуемъ удовольствіе и радость, а въ любви и благодарности тѣхъ, для кого дѣлаемъ добро, мы получаемъ награду и чувствуемъ себя счастливыми. Но еще большая награда за жертвы для добра ожидаетъ насъ въ другой жизни: «очи Господни смотрятъ на праведныхъ» (1 Петр. 8). Онъ знаетъ, съ какимъ усиліемъ и самоотверженіемъ мы дѣлали добро: не будетъ ли Онъ праведнымъ Мздовоздателемъ? Добро, которое мы дѣлаемъ, есть сѣмя, за которымъ слѣдуетъ жатва, часто уже здѣсь, но непремѣнно въ будущей жизни: «что посѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ» (Гал. 6, 7). Каждое ничтожное сѣмя добра, посѣянное нами, даетъ плодъ сторицею: «кто сѣетъ скупо, тотъ скупо и пожнетъ; а кто сѣетъ щедро, тотъ щедро и пожнетъ» (2 Кор. 9). Поэтому «не будемъ скорбѣть, дѣлая добро; ибо въ свое время пожнемъ, если не ослабѣемъ» (Гал. 6).

И какъ не хорошо, не по-христіански поступаютъ тѣ, которые или вовсе отказываютъ нуждающемуся бѣдному; или не хотятъ простить долгъ несостоятельному и бѣдному должнику своему! А еще хуже: еще безчеловѣчнѣе поступаютъ тѣ, которые даютъ какую-нибудь вещь, или оказываютъ какую-нибудь помощь, но съ тою цѣлію, что бы получить за то съ своего несчастнаго должника вдвое или втрое, и предлагаютъ самыя тяжелыя условія: заставляютъ его работать въ полѣ или у себя дома – въ рабочее и нужное время, отвлекая тѣмъ отъ своихъ собственныхъ занятій; берутъ залоги, назначаютъ короткіе сроки; и когда не успѣетъ должникъ уплатить во время своего долга, берутъ у него то, что есть лучшего и разоряютъ человѣка до крайности; такъ что онъ, то былъ бѣденъ, а послѣ уже становится совершенно нищимъ. Подумайте, православные, – хорошо-ли это? христіанское-ли дѣло – такъ поступать съ человѣкомъ, – такъ разорять ето? Тогда какъ самъ заимодавецъ ни въ чемъ не нуждается и могъ бы помочь ему безъ всякихъ залоговъ и процентовъ; могъ бы отсрочить ему плату, или даже совсѣмъ простить долгъ; потому что онъ далъ отъ своего избытка, – лишнее и ненужное для него и – могъ легко обойтись безъ того, что отдалъ взаймы ближнему. Это грѣхъ, и великій грѣхъ. Не потерпитъ этого никогда и ни кому Отецъ нашъ небесный. Лучше дать что можешь; лучше простить должное; или же лучше ничего вовсе не давать, чѣмъ поступать такимъ образомъ. Вся бѣда въ томъ, что мы стали слишкомъ себялюбивы. Мы думаемъ и заботимся о себѣ несравненно болѣе, чѣмъ о другихъ; и чѣмъ больше мы предаемся жаждѣ удовольствій, тѣмъ меньше помышляемъ о нашихъ братьяхъ по человѣчеству. Нужды ближняго не доступны и непонятны для человѣка себялюбиваго. Такіе люди живутъ какъ-бы закованные въ желѣзную броню; и никакое оружіе: ни оружіе нищеты, ни оружіе несчастія не въ силахъ тронуть ихъ. Ихъ сочувствіемъ и расположеніемъ пользуются лишь тѣ, которые тѣмъ или другимъ способствуютъ увеличенію ихъ личнаго счастья. «Есть такіе люди, – говоритъ Іоаннъ Златоустъ, – которые живутъ, по-видимому, единственно лишь для того, чтобы наслаждатьсь и заботиться объ утучненіи своего тлѣннаго тѣла. При видѣ ихъ столовъ, отягощенныхъ роскошными яствами, ангелы отворачиваютъ свой ликъ, – Господь гнѣвается – діаволъ ликуетъ, – добродѣтельные люди приходятъ въ негодовніе, – и даже слуги, и тѣ съ презрѣніемъ смѣются. Если можно прощать долги ближнимъ, то еще легче прощать имъ обиды и оскорбленія. Положимъ, что кто-нибудь сказалъ о насъ недоброе слово; оказалъ къ намъ не уваженіе и непокорность, или – нанесъ личную обиду? Все это нисколько не унижаетъ насъ и не помрачить нашей чести, если на самомъ дѣлѣ мы не низкіе и не безчестные люди. Добрые люди всегда могутъ имѣть о насъ доброе мнѣніе, если мы заслуживаемъ его своею безукоризненною жизнію и честнымъ поведеніемъ; а тотъ, кто безславитъ, безчеститъ и старается унизить насъ, – дѣлаетъ этимъ вредъ не намъ, а самому себѣ. Если же на самомъ дѣлѣ мы такіе не добрые и безчестные люди, какъ о насъ говорятъ, то виноваты мы сами, а не тѣ, которые обнаруживаютъ нашу жизнь и наши дѣла, и слѣдовательно нечего обижаться на своихъ ближнихъ. Если бы тебѣ, наконецъ, нанесли самое сильное – кровное оскорбленіе? И въ такомъ случаѣ лучше предать это дѣло на судъ честныхъ людей и на волю Божію, а не самому мстить своему ближнему. Положимъ, что ты погубишь его, жестоко отмстишь ему; но отъ этого не будетъ тебѣ ни какой пользы, кромѣ твоей собственной погибели, которая непремѣнно послѣдуетъ за погибель твоего ближняго. Подумайте каждый, и вы найдете, что несравненно легче прощать обиды и оскорбленія, чѣмъ стараться обижать другимъ и воздавать имъ зломъ за зло. И нѣтъ такого оскорбленія, котораго бы нельзя было простить своему ближнему. И мы непремѣнно должны прощать обиды другимъ, если хотимъ сами получить отъ Бога прощеніе своихъ грѣховъ: должны прощать до седмидесяти кратъ седмернцею. Спаситель сказалъ: «если вы будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ; то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. А если не будете прощать людямъ согрѣніенія ихъ; то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» (Мѳ. 6). И на страшномъ судѣ не будетъ милости не сотворившимъ милости (Іак. 2): тамъ только милостивые будутъ помилованы.

Братія! Убойтесь печальной участи жестокосердаго заимодавца, упоминаемаго въ нынѣпінемъ евангеліи. Ибо Спаситель сказалъ: «такъ Отецъ небесный Мой поступитъ съ вами, если не проститъ каждый изъ васъ отъ сердца своего брату своему согрѣшеній его». «Но будьте другъ ко другу добры, сострадательны, прощайте другъ друга, какъ и Богъ во Христѣ простилъ васъ» (Εф. 4. 32). – Аминь.

 

Свящ. Андрей Лядскій.

 

«Воскресное чтеніе». 1897. № 33. С. 513-520.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: