Проповѣдническія темы на 11-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

1. Въ евангельскомъ чтеніи 11-ю недѣли по Пятидесятницѣ содержится причта Спасителя о милосердномъ царѣ и безжалостномъ заимодавцѣ (Матѳ. ΧVIIΙ, 29-35). Спеціально миссіонерскихъ темъ трудно указать на основаніи этого воскреснаго евангельскаго чтенія. А общепоучительные уроки евангельскаго чтенія весьма ясны. На основаніи этого евангельскаго чтенія проповѣдникъ можетъ предложить поученія: о правосудіи и милосердіи Божіемъ, о томъ, что любовь дѣлаетъ человѣка богатымъ, а жестокосердіе – бѣднымъ; объ обязанности христіанина въ отношеніи къ ближнимъ, претерпѣвающимъ насиліе и несправедливость; о нашемъ прощеніи согрѣшеній ближняго, какъ необходимомъ условіи полученія прощенія нашихъ грѣховъ отъ Бога; о несомнѣнности отчета, который мы нѣкогда должны отдать предъ Богомъ. Не представляетъ особенныхъ трудностей и раскрытіе этихъ темъ въ проповѣди, а потому нѣтъ нужды и въ конспектахъ на эти проповѣдническія темы.

2. Въ апостольскомъ чтеніи 11-й недѣли по Пятидесятницѣ указываются права пастырей Церкви на полученіе матеріальнаго вознагражденія со стороны пасомыхъ (1 Кор. IX, 2-12). Разъясняемый св. апостоломъ Павломъ вопросъ является недоумѣннымъ вопросомъ и для нашего времени. И если апостолъ Павелъ, когда коринѳскіе враги его стали распускать нелѣпые слухи о его своекорыстіи и даже любостяжаніи, почелъ необходимымъ указать свои права на полученіе отъ пасомыхъ необходимыхъ средствъ къ жизни; то и нынѣшній пастырь, руководствуясь примѣромъ св. апостола Павла, можетъ и вынужденъ преподать наставленіе современнымъ лукавымъ христіанамъ, съ завистію высчитывающимъ громадные, якобы, доходы духовенства, о томъ, что вознагражденіе пастырей за труды требуется и законами Божескими, и законами человѣческими, и чувствомъ справедливости, и уваженіемъ къ нелегкимъ пастырскимъ трудамъ. Современные лукавые христіане вычитываютъ изъ Евангелія слова Христовы апостоламъ: «Даромъ получили, даромъ давайте» (Матѳ. X, 8) и въ этихъ словахъ думаютъ найти законъ Христовъ о томъ, что пастырей Церкви не надо вознаграждать за труды ихъ служенія. Но почему эти христіане не читаютъ дальнѣйшихъ слова. Христа Спасителя: «Трудящійся достоинъ пропитанія» (Матѳ X, 10)?

Пастыри православной Церкви, какъ «даромъ» получили благодать Духа Святаго, такъ «даромъ» и раздаютъ эту благодать Божію. Но хорошо ли брать у священнослужителей время и трудъ и съ своей стороны не предложить имъ никакой награды за труды? Св. апостолъ Павелъ стыдилъ и обличалъ такое жестокосердіе и скупость недобрыхъ христіанъ своего времени, говоря: «или мы не имѣемъ власти ѣстъ и питъ» (ст. 4)? ужели пастыри Церкви не должны ѣсть и пить? Но вѣдь они люди, и пища и питье имъ необходимы по требованію природы. Завистливыхъ по отношенію къ пастырямъ христіанъ возмущаетъ то, что пастыри не занимаются черной работой для своего прокормленія. Но, по заповѣди Христовой, главное дѣло пастырское – проповѣдь, а не ремесло, или другое житейское занятіе; потому-то ап. Павелъ и говоритъ, что онъ имѣетъ власть и не работать для снисканія себѣ пропитанія (ст. 6). Пасомые должны содержать своего пастыря, какъ правитель государства содержитъ воиновъ, какъ хозяинъ стада содержитъ пастуха (ст. 7-8).

Пристыдивъ справедливымъ человѣческимъ словомъ коринѳскихъ христіанъ, осуждавшихъ апостоловъ за получаемое ими вознагражденіе отъ вѣрующихъ, св. апостолъ Павелъ напоминаетъ Коринѳянамъ Божескій законъ о вознагражденіи пастырей (ст. 9). Весьма поучительно и для современныхъ лукавыхъ христіанъ, отказывающихъ пастырямъ въ справедливомъ вознагражденіи за ихъ труды, прочитать Божіи повелѣнія о средствахъ къ жизни ветхозавѣтныхъ священниковъ, иодробно изложенныя въ законѣ Моисеевомъ. Вотъ доходы ветхозавѣтныхъ священниковъ: десятина отъ всякихъ земныхъ плодовъ и скота (Лев. 27 гл., Втор. 14 гл., Числ. 18 гл.); отъ различныхъ нарочитыхъ податей (Лев. 7 гл.; Числ. 15 гл; 2 Ездры 10 гл.); отъ различныхъ жертвъ изъ царства растительнаго по усердію и обѣту (Лев. 22 и 27 гл.; Числ. 15 и 29 гл.); доходъ, трижды въ годъ постунавшій, отъ приходящихъ въ храмъ (Исх. 22 и 30 гл.; Лев. 23 гл.; Втор. 16 гл.; 4 Царствъ 12, 2; 2 Пар. 24 гл.); первородное изъ скота (Исх. 13 гл.), а первородное отъ людей оплачивалось деньгами (Числ. 18 гл.); отъ всякаго животнаго, приносимаго въ жертву, даже и во всесожженіе (Лев. 2, 5, 6 и 7 гл.); доходъ отъ 48 городовъ, назначенныхъ ветхозавѣтнымъ священникомъ (Іис. Нав. 21 гл.); доходъ отъ домовъ и земель, завѣщанныхъ ветхозавѣтнымъ священникамъ (Лев. 27 гл.; Числ. 18 гл.).

Изъ прочтенія этихъ законовъ Божіихъ о содержаніи ветхозавѣтныхъ священниковъ ясно открывается особенное попеченіе Божіе о священникахъ. Какъ же мірянамъ отказывать пастырямъ въ томъ, что воздавать имъ слѣдуетъ по законамъ Божескимъ за ихъ труды къ нашему спасенію?...

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 32. Ч. Неофф. C. 759-761.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: