Крестная казнь въ древнемъ мірѣ.

Крестная казнь или распятіе считалось въ древнемъ мірѣ ужаснѣйшимъ, мучительнѣйшимъ и позорнѣйшимъ изъ всѣхъ видовъ казни. Она была извѣстна индійцамъ, персамъ, ассирійцамъ, финикіянамъ, египтянамъ, карѳагенянамъ, также грекамъ и римлянамъ. Послѣдніе не иначе называли ее, какъ казнью для рабовъ; человѣкъ съ правами римскаго гражданства никогда не подвергался этой казни. «Іудейское право, по словамъ русскаго ученаго (Маккавейскаго), отличаясь болѣе гуманнымъ характеромъ, чѣмъ римское судопроизводство, не знало распятія. Еслибы судъ надъ Іисусомъ Христомъ совершался въ періодѣ самостоятельной политической жизни іудеевъ, то, обвиняемый двукратнымъ собраніемъ синедріона въ богохульствѣ, подсудимый былъ-бы побитъ камнями. Но время было не то. Обсужденный отечественнымъ судилищемъ на смерть, предсталъ на судъ еще римскаго правителя, гдѣ все дѣло было перенесено на почву римской юриспруденціи. Здѣсь само обвиненіе потеряло свой прежній религіозный характеръ и, благодаря стараніямъ руководителей дѣла, тѣхъ-же членовъ синедріона, приняло политическую окраску».

Всѣ подробности и обстоятельства, предварявшія и сопровождавшія крестную казнь, отличались такимъ ужасомъ и жестокостью, что еще Цицеронъ неоднократно и настойчиво, во имя человѣчности и правосудія, требовалъ у римскаго сената повсемѣстнаго отмѣненія и уничтоженія ея. Опишемъ эти печальныя подробности, которыя христіанину должно знать, чтобы тѣмъ сильнѣе почувствовать весь ужасъ грѣха и все неизреченное милосердіе Того, «Иже грѣхи наша вознесе на тѣлѣ Своемъ на древо» (1 Петр. II, 24).

Когда осужденный признаваемъ былъ достойнымъ крестной казни, преторъ обыкновенно произносилъ надъ нимъ народное опредѣленіе: «ступай на крестъ». Но древнее преданіе нѣсколько распространяетъ это опредѣленіе относительно Іисуса Христа и передаетъ его въ слѣдующихъ словахъ, сказанныхъ Пилатомъ: «Іисуса Назарянина, по свидѣтельству старѣйшинъ народа Его, какъ презрителя кесаря, возмутителя общественнаго и ложнаго Мессію, отведите на мѣсто казни и пригвоздите ко кресту».

Послѣ произнесенія приговора, осужденный переходилъ въ руки римскихъ воиновъ, которые, совлекши съ него одежды, привязывали его къ низкому столбу и бичевали, иногда съ такой жестокостью, что онъ умиралъ подъ ихъ ударами, число которыхъ никогда не было назначаемо. Истерзаннаго бичеваніемъ страдальца одѣвали послѣ этого въ его одежды, возлагали на плечи его крестъ, который онъ самъ долженъ былъ нести на мѣсто казни. Оно обыкновенно находилось за городомъ, близъ главной проѣзжей дороги, на какомъ-либо возвышеніи. Въ Іерусалимѣ это мѣсто называлось Голгоѳою и находилось за стѣнами его, къ сѣверу.

По прибытіи на мѣсто казни, утверждали въ землѣ крестъ. Древнѣйшая и простѣйшая форма креста получалась отъ наложенія горизонтальной линіи на вертикальную; въ такомъ случаѣ весь видъ его уподоблялся буквѣ Т. Иногда поперечный, болѣе короткій брусъ, срединой своею не накладывался на верхній конецъ вертикальнаго столба, а прикрѣплялся къ этому столбу нѣсколько ниже, это вторая форма креста. Наконецъ, крестъ имѣлъ еще фигуру римской цифры X, то-есть составлялся изъ двухъ, одинаковой величины, прямымъ брусьевъ, соединявшихся вмѣстѣ на срединѣ своей подъ острымъ угломъ. По мнѣнію большинства св. отцевъ и учителей Церкви, крестъ Спасителя былъ четвероконечнымъ и именно второй формы; это подтверждается и тѣмъ обстоятельствомъ, что форма эта болѣе, чѣмъ какая-либо другая, встрѣчается въ памятникахъ древняго христіанскаго искусства. Для того, чтобы тѣло распятаго имѣло больше опоры на крестѣ и тяжестью своей не оторвало рукъ отъ гвоздей, въ срединѣ вертикальнаго столба придѣлывался еще небольшой брусъ или деревянный гвоздь, который по формѣ своей напоминаетъ рогъ.

Распятіе происходило такимъ образомъ. Совершенно до-нага раздѣтаго преступника посредствомъ веревокъ, привязывавшихся къ рукамъ казненнаго и перекидывавшихся чрезъ поперечную балку креста, исполнители казни сначала поднимали вверхъ, а потомъ опускали на брусъ, находящійся въ срединѣ вертикальнаго столба. Послѣ того распростертыя руки казнимаго крѣпко привязывались веревками къ поперечной балкѣ, а вытянутыя ноги къ перпендикулярному основанію креста. Въ Египтѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ странахъ на этомъ и оканчивалось собственно распятіе, но въ Римѣ сверхъ этого употреблялось еще пригвожденіе, состоявшее въ томъ, что привязанныя руки распятаго прибивались къ балкѣ длинными острыми и крѣпкими желѣзными гвоздями. Ноги преступника обыкновенно только привязывались веревками къ нижней части креста; но не рѣдко пригвождались и онѣ: каждая особо, или-же обѣ вмѣстѣ, положенная одна на другую, однимъ общимъ большимъ гвоздемъ. Этимъ и ограничивалась казнь въ Римѣ.

Мученія пригвожденныхъ къ кресту были ужасны. Съ этимъ согласны показанія современной медицины. 1) При неестественномъ, насильственномъ положеніи тѣла съ постоянно натянутыми руками, нельзя сдѣлать малѣйшаго движенія безъ того, чтобы не причинить всему тѣлу, а особенно частямъ, пробитымъ и истерзаннымъ бичеваніемъ, невыносимой боли. 2) Гвозди вбиваются въ такія мѣста, гдѣ соединяются очень чувствительные нервы и сухожилія, – это еще болѣе обостряетъ боли. 3) Раненныя части, постоянно открыты для воздуха, воспаляются и постепенно становятся синими, потомъ черными. To-же дѣлается и въ другихъ частяхъ тѣла, тамъ, гдѣ задерживаемая чрезмѣрнымъ растяженіемъ тѣла кровь приходитъ въ застой. Воспаленіе этихъ частей и происходящія отсюда мученія увеличиваются съ каждымъ мгновеніемъ. 4) Кровь, которая артеріями должна разноситься изъ лѣвой сердечной полости по всѣмъ частямъ тѣла, не находитъ себѣ достаточнаго мѣста; вслѣдствіе этого она приливаетъ къ головѣ, какъ остающейся свободною и въ нормальномъ положеніи, неестественно напрягаетъ пульсъ и производитъ постоянно усиливающіяся головныя боли. Какъ результатъ той-же задержки кровообращенія на оконечностяхъ тѣла, является переполненіе крови въ лѣвой сердечной полости. Такимъ образомъ кровь не имѣетъ свободнаго доступа и въ легкія. Все это, сжимая сердце и напрягая артеріи, производитъ страшное, какъ бы тревожное состояніе въ организмѣ. 5) Истеченіе крови чрезъ открытыя раны могло-бы сократить мученія, но такое истеченіе, вслѣдствіе сгущенія крови, никогда не бываетъ обильно и скоро прекращается совершенно.

Несмотря на такія мученія, смерть должна была наступать медленно, путемъ постепеннаго оцѣпенѣнія нервовъ, жилъ и мускуловъ, которое начинается на оконечностяхъ и постепенго направляется внутрь, къ болѣе чувствительнымъ частямъ. Поэтому распятые нерѣдко сохраняли жизнь на крестѣ въ продолженіе 12 часовъ, а иногда, какъ свидѣтельствуетъ Оригенъ, колебались между жизнью и смертью до вечера слѣдующаго дня. Бывали случаи, что пригвожденные ко кресту оставались живыми до третьяго и даже до четвертаго дня, когда только мучительная, голодная смерть полагала конецъ ихъ страданіямъ. Но само собою понятно, что только натуры сильныя и малоизмученныя до распятія способны были такъ долго выдерживать страданія на крестѣ. Люди слабые нерѣдко умирали уже подъ ударами страшнаго римскаго бича; если-же кому изъ нихъ удавалось перенести это истязавіе, то и въ такомъ случаѣ въ его измученномъ тѣлѣ оставалось уже мало жизни. Крестныя страданія Господа Іисуса Христа, уже и до нихъ такъ изстрадавшагося тѣломъ и еще больше душей, не могли продолжаться долго.

Чтобы прекратить скорѣе жизнь распятыхъ на крестѣ, прибѣгали къ различнымъ средствамъ: иногда преступника подвергали сожженію вмѣстѣ съ крестомъ, поджигая послѣдній снизу; иногда казненныхъ живыми бросали въ бездонную пропасть, или-же кормили ими звѣрей, содержавшихся въ циркѣ; часто, по прошествіи сутокъ, ихъ оставляли безъ всякаго вниманія на мѣстахъ казни до тѣхъ поръ, пока они тамъ не истлѣвали или-же не были съѣдаемы дикими звѣрями.

Въ Палестинѣ это было нѣсколько иначе. По закону Моисея, евреи не могли оставлять казненныхъ безъ погребенія на ночь, и римляне, вообще отличавшіеся вѣротерпимостью къ своимъ подданнымъ, не возбраняли іудеямъ исполненіе этого обычая. Но такъ какъ одного дня (12 часовъ) обыкновенно было недостаточно для полной смерти распятаго, то вмѣстѣ съ распятіемъ въ Палестинѣ была соединена другая, совершенно самостоятельная, также смертная казнь – перебитіе голеней; оно употреблялось въ томъ случаѣ, когда ко времени снятія со креста, къ солнечному заходу (около 6 час. вечера), въ распятомъ замѣчали или-же подозрѣвали признаки жизни. Іудеи просили Пилага совершить это послѣднее и надъ Іисусомъ Христомъ, но ранняя смерть Божественнаго Страдальца на крестѣ отвратила отъ Него это новое поруганіе и страданіе, и только, по сказанію евангелиста, одинъ изъ воиновъ римской стражи, стоявшей у креста, пронзилъ копьемъ Его бокъ, изъ котораго излилась, во очищеніе міра отъ грѣховъ, кровь и вода.

 

«Литовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 17. О. Неофф. С. 174-176.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: