Крестъ.
Крестъ въ дохристіанской древности. Крестъ – орудіе искупительной смерти Iисуса Христа – былъ извѣстенъ еще въ дохристіанской древности, хотя совершенно съ другой стороны. Въ древности – у скиѳовъ, персовъ, грековъ, римлянъ и у древнихъ германцевъ{1} на крестѣ распинали тяжкихъ преступниковъ и особенно зачинщиковъ бунта; этимъ и объясняется, почему Iисусъ Христосъ, ложно обвиненный, какъ возмутитель народа, умеръ на крестѣ. Крестная казнь считалась унизительной, позорною, и самою жестокою. Цицеронъ въ своихъ рѣчахъ противъ Вересса крестную казнь называетъ supplicium crudelissimum et deterrimum. Впрочемъ, у нѣкоторыхъ древнихъ народовъ – у индійцевъ и египтянъ – крестъ считался священнымъ символомъ съ многоразличнымъ значеніемъ; такъ, крестомъ у нихъ обозначалися то четыре страны свѣта, то четыре главныхъ стихіи; форма креста на ихъ памятникѣ встрѣчается то въ видѣ буквы Τ, то въ формѣ †. Тертулліанъ такіе народы называлъ crucis religiosi.
Крестъ въ христіанскомъ мірѣ. Въ христіанствѣ крестъ получилъ важное значеніе; на немъ совершилось спасеніе міра, и крестъ такимъ образомъ сдѣлался символомъ нашего искупленія. Чрезъ смерть Спасителя крестъ принялъ совершенно противоположное значеніе тому, какое онъ имѣлъ у древнихъ, поэтому-то съ самаго начала христіанства къ кресту имѣли глубочайшее уваженіе, вслѣдствіе чего язычники не рѣдко обвиняли христіанъ въ поклоненіи кресту, какъ божеству. Подобное обвиненіе можно видѣть въ Октавіѣ Минуція Феликса. «Сослаться на то, говоритъ Цецилій, что они (христіане) обожаютъ печальное древо креста, значитъ сказать, что они достойны этого орудія казни, и что они обожаютъ то, чего заслуживаютъ». Октавій на это отвѣчаетъ «мы не обожаемъ креста и не желаемъ быть распятыми». (См. и у Тертул. противъ обвиненія христіанъ въ обоготвореніи креста).
Форма креста. Изслѣдователи церковныхъ древностей различаютъ два рода креста: крестъ простой – crux simplex и сложный крестъ – crux composita. Простой крестъ былъ ничто иное, какъ простой столбъ, къ которому преступника прибивали гвоздями, или просто сажали на него. Первый родъ казни назывался affixio, а второй – infixio (сажаніе на заостренный столбъ или колъ){2}. Сложный крестъ бывалъ трехъ видовъ: а) crux decussata, въ формѣ буквы X, или такъ называемый Андреевскій (потому что, по преданію, на такомъ крестѣ былъ распятъ Ап. Андрей). О крестѣ этой формы говорятъ Іеронимъ и Исидоръ «X litera, говоритъ послѣдній: et in figura crucem et in numero decem demonstrat»; б) crux commissa, форма его Τ. Влаж. Іеронимъ говоритъ о крестѣ такого вида: «Между древними еврейскими буквами послѣдняя буква тавъ Τ имѣетъ подобіе креста, который рука христіанъ начертываетъ на челѣ и изображаетъ часто въ надписяхъ». Древне еврейскій тавъ, по изслѣдованію лингвистовъ, изображался иногда въ видѣ креста †. Буква тавъ у язычниковъ была символомъ жизни, счастія и здоровій; можетъ быть, благодаря такому значенію буквы тавъ, крестъ этой формы встрѣчается на нѣкоторыхъ христіанскихъ памятникахъ; впрочемъ, было мнѣніе въ древности, что Спаситель умеръ на крестѣ подобной формы; в) crux immissa †. Эта самая обыкновенная форма креста; по общему преданію Церкви на такомъ крестѣ пострадалъ Спаситель міра. Блаж. Августинъ такъ описываетъ крестъ Господень: «Erat enim latitudo, in qua porrectae sunt manus; longitudo a terra surgens, in qua erat corpus infixum; altitudo, ab illo devexo ligno sursum quod eminet». (Свидѣтельства о формѣ креста собраны у Гретчера).
Съ какого времени христіане начали дѣлать живописныя и скульптурныя изображенія креста? Первый примѣръ изображенія креста представляютъ монеты одесскаго князя изъ династіи Авгарей, въ царствованіе Коммода (ок. 180 г.). На монетахъ временъ имп. Коммода: голова его покрыта шлемомъ, на которомъ видно изображеніе креста †. Впрочемъ, причина, почему Авгарь и другіе языческіе правители повелѣвали на своихъ шлемахъ изображать кресты, можетъ быть, заключалась въ темъ, что въ крестѣ видѣли нѣчто въ родѣ талисмана, предохраняющаго отъ ранъ въ сраженіи. Что же касается до монументальныхъ изображеній креста собственно христіанскихъ, то, по изслѣдованію Росси (G. B. de Rossi), древность ихъ не восходитъ далѣе 5-го вѣка. Но это можно сказать о христіанскихъ памятникахъ, существующихъ доселѣ. Есть свидѣтельства, говорящія о болѣе раннемъ употребленіи креста у христіанъ. Такъ Зенонъ Веронскій (въ 362 г.) говоритъ, что на базиликѣ, имъ построенной, былъ поставленъ крестъ въ формѣ буквы тавъ. Енделехій, аквитанскій поэтъ (въ концѣ 4 в.) въ своемъ разговорѣ заставляетъ говорить пастуха, что самое лучшее средство предохранить животныхъ отъ заразы состоитъ въ томъ, чтобы полагать между рогами ихъ крестъ живаго Бога. На медаляхъ имп. Валентиніана I-го (375) было изображеніе креста. Со временъ Павлина Ноланскаго (ок. 390) въ церквахъ появляются кресты, изображаемые въ вѣнцахъ; ими. Валентиніанъ и его супруга Евдокія носили крестъ на діадемахъ, какъ это видно на медаляхъ; съ 6-го вѣка консулы начинаютъ носить крестъ на своихъ жезлахъ (напр. въ диптихѣ консула Василія въ 541 г.). Вообще со времени Константина Великаго употребленіе креста становится всеобщимъ. Крестъ повсюду является, какъ символъ христіанства, и служитъ предметомъ для пластическаго искусства. Самые храмы получаютъ крестообразную форму{3}.
Съ какого времени въ христіанской церкви начали изображать на крестѣ распятаго Спасителя. Въ первенствующія времена христіане воздерживались отъ изображеній распятія, чтобы не соблазнить неутвердившихся еще въ вѣрѣ, оглашенныхъ и новообращенныхъ и избѣжать насмѣшекъ и клеветы отъ язычниковъ, которые особенно смѣялись надъ христіанами за ихъ вѣру въ распятаго Бога. Во время гоненій, среди тяжелыхъ обстоятельствъ, заставлявшихъ христіанъ воздерживаться отъ изображеній распятія, Церковь, не имѣя возможности представить открыто своимъ чадамъ образъ страждущаго Спасителя, призвала на помощь аллегорію. Элементы для аллегорическаго представленія распятаго Спасителя она брала изъ книгъ Ветхаго и Новаго Завѣта и даже изъ языческой миѳологіи. Между символами послѣдняго рода чаще другихъ употреблялся символъ Улисса, привязаннаго къ корабельной мачтѣ{4}. Символъ подобнаго рода встрѣчается на памятникахъ 3 вѣка. Особенно Церковь любила представлять страждущаго Спасителя въ видѣ агнца. Чтобы сдѣлать аллегорію болѣе понятною и наглядною, христіанское искуство давало агнцу всѣ атрибуты Спасителя и по мѣрѣ того, какъ Церковь получала большую свободу, эти атрибуты Спасителя получаютъ большую и большую выразительность до того, что они наконецъ воспроизводятъ открыто атрибуты Самаго Распатаго – монограмму въ 4 в. и простой крестъ въ 5 вѣкѣ; съ 6 вѣка начали изображать агнца несущимъ на плечѣ копьеобразный крестъ, за тѣмъ агнецъ является лежащимъ на жертвенникѣ при подножіи креста tanquam occisus; позднѣе – агнець имѣетъ прободенное ребро, и кровь течетъ изъ этой раны, равно какъ и изъ ранъ на ногахъ; наконецъ, изображается въ центрѣ креста, гдѣ потомъ стали изображать Самаго Спасителя. Въ 6-мъ же вѣкѣ начали появляться попытки изображать Самаго страждущаго Спасителя{5}. Это видно изъ извѣстнаго Ватиканскаго креста, на которомъ находятся два поясныхъ изображенія Спасителя сверху и внизу; верхнее изображеніе представляетъ Спасителя благословляющимъ правою рукою, а въ лѣвой держащимъ книгу; на нижнемъ – Іисусъ Христосъ представленъ держащимъ въ правой рукѣ свернутый свитокъ, а въ лѣвой – небольшой крестъ. Одинъ изъ подобныхъ памятниковъ идетъ далѣе: онъ представляетъ Іисуса Христа стоящимъ, съ нимбомъ вокругъ головы, одѣтымъ въ длинную одежду исъ руками, распростертыми въ формѣ креста, но безъ креста, по обѣимъ сторонамъ распятые разбойники, солнце, лупа и проч. Самый древній экземпляръ собственно распятія восходитъ къ концу 6 вѣка. Это распятіе, которое, по свидѣтельсту Григорія Турскаго, написано въ Нарбонской церкви (во Франціи). Изображенія Распятаго Спасителя вообще начинаютъ умножаться послѣ Трульскаго (пято-шестаго) собора въ 692 году, на которомъ осуждено было неумѣренное употребленіе изображенія агнца и законодательнымъ порядкомъ высказано было предпочтеніе исторической живописи надъ символическою. Спаситель сначала на крестѣ изображался живымъ и одѣтымъ до 11-го вѣка, а съ 11-го вѣка умершимъ. Первый примѣръ распятія, гдѣ Iисусъ Христосъ представленъ умершимъ, находится въ одномъ манускриптѣ, относящемся къ 1059 г.
Принадлежности (аксессуары) креста. 1) Гвозди. Ученые не согласны въ числѣ гвоздей, коими было пригвождено ко кресту тѣло Іисуса Христа. Одни думаютъ, что ихъ было три, а другіе – четыре; послѣднее мнѣніе вѣроятнѣе. Григорій Турскій утверждаетъ, что гвоздей было четыре, потому что двумя были пригвождены руки, а двумя – ноги. Тоже подтверждаетъ папа Иннокентій III-й. У католиковъ Распятый Спаситель представляется пригвожденнымъ ко кресту тремя гвоздями; обычай этотъ получилъ начало въ эпоху возрожденія.
2. Подножіе – suppedaneum; на нѣкоторыхъ христіанскихъ памятникахъ въ изображеніи распятія встрѣчается подножіе, дощечка, на которой лежали ноги Спасителя. Первый изъ писателей, упоминающихъ о подножіи былъ Григорій Турскій. Христіанскіе художники не всегда изображали на крестѣ подножіе, можетъ быть, потому, что оно стоитъ въ нѣкоторомъ противорѣчіи съ свидѣтельствомъ священнаго писанія (Дѣян. 5, 30; Галат. 3, 13). Подножіе на распятіи встрѣчается уже на памятникахъ 6 вѣка
3) Титло креста. Всѣ Евангелисты говорятъ, хотя съ вѣкоторымъ различіемъ, о титлѣ или надписи на крестѣ (Мат. 23, 37; Марк 15, 26; Лук. 19, 22; Іоан. 19, 19). Лука и Іоаннъ свидѣтельствуютъ, что титло было написано на 3-хъ языкахъ: на еврейскомъ для страны, въ которой совершалось распятіе, на греческомъ для грековъ, которые жили среди іудеевъ, на латинскомъ, потому что это былъ оффиціальный явыкъ имперіи и правителя. Вѣроятно, для краткости христіанскіе художники съ древняго времени вмѣсто полнаго титла (Іисусъ Назорянинъ Царь Іудейскій) часто изображали титло начальными буквами ΙΣ ΧΣ а иногда даже совершенно замѣняли первою и послѣднею буквою греческаго алфавита Α и Ω. На нѣкоторыхъ памятникахъ вмѣсто титла буквы ΦΩΣ (т е. φῶς – свѣтъ), – на западѣ встрѣчается надпись Lux mundi, свѣтъ міра, потому что Iисусъ Христосъ есть истинный свѣтъ, просвѣщающій всякаго человѣка. О другихъ аксессуарахъ, какъ то: солнцѣ, и лунѣ, Пресвятой Дѣвѣ и Іоаннѣ Богословѣ, Адамовой головѣ, лежащемъ и поднимающемся у подножія креста человѣкѣ см. у Мартиньи (l'abbé Martigny), В. И. Долоцкаго (Христ. Чтеніе).
«Тамбовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1876. № 24. Ч. Неофф. С. 764-766.
{1} Іудеи не употребляли крестной казни, хотя по мнѣнію нѣкоторыхъ въ позднѣйшее время, иногда казнили преступниковъ чрезъ распятіе, такъ, будто бы Мардохей былъ повѣшенъ на крестѣ (Есф. VI, 7.).
{2} Сенека описываетъ этотъ послѣдній родъ казни: Video istic cruces ne unius quidem generis sed aliter ab aliis fabricatas: capite quidam conuersos in terram suspendere, alii per obscena stipitem egerunt. – Такого рода казнь доселѣ еще въ употребленіи въ Турціи и Китаѣ.
{3} Но прежде нежели крестъ сталъ изображаться у христіанъ въ собственномъ видѣ, онъ уже былъ изображаемъ въ смыслѣ различныхъ монограммъ, въ которыхъ крестъ является подъ покровомъ той или другой аллегорической формы. Главнѣйшія изъ этихъ формъ: якорь, трезубецъ, буква тавъ; а эти формы являются уже на памятникахъ и въ надписяхъ 2-го и 3-го вѣка. Къ числу древнѣйшихъ аллегорическихъ формъ креста относится форма, состоящая изъ двухъ перекрещивающихся латинскихъ Z. Аллегорическою формою креста служила комбинація начальныхъ буквъ имени Іисусъ Христосъ ✱ (Ι и Χ). Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ, что въ его время была употребительна монограмма креста въ формѣ ☥. Христіане прибѣгали къ аллегорическимъ изображеніямъ достопокланяемаго креста изъ желанія скрыть почитаніе его отъ язычниковъ, а также сохранить крестъ отъ поруганія со стороны своихъ враговъ.
{4} Максимъ, еп. Турскій (5 в.) въ словѣ своемъ въ Великій четвертокъ подробно раскрываетъ побужденіе древнихъ христіанъ употреблять этотъ символъ вмѣсто открытаго изображенія распятія (см. Волынскія епарх. вѣд. 1876. № 12, стр. 427-428).
{5} Къ 6 вѣку относится общественное, открытое употребленіе распятія, но что же касается до домашняго употребленія его, то оно, безъ сомнѣнія, было раньше. На эту догадку наводитъ между прочимъ недавно открытый на Палатннской горѣ странный памятникъ: распятіе съ ослиной головой и съ надписью: «Анаксеменъ молится своему Богу». Этотъ нелѣпый рисунокъ, очевидно, переводъ клеветы на христіанъ. Естественно предполать, что язычникъ, начертившій его, имѣлъ образцемъ какое-либо христіанское изображеніе распятія (этотъ рисунокъ относится къ 3 вѣку). Извѣстно также, что древнѣйшія распятія, какія только извѣстны, принадлежатъ къ предметамъ частнаго быта христіанъ: таково, напр., распятіе, нарисованное въ Сирійскомъ Евангеліи 586 года, принадлежащемъ Лаврентьевской библіотекѣ во Флоренціи.
{6} Martigny, Diction. Аntiq. Chrétien., p. 232.
{7} См. Diction. Аntiq. Chrétien. Martigny.
{8} Anastas. Not. ad syn. Cp. IV. sess. 6
{9} Bulettino. ap ile 1863.
{10} Epist. XXXI ad Sever.
{11} Gregor. Magn. Epistolar. 1. XIV. Ер. 12.
{12} «Названіе это произошло отъ обычая нѣкоторыхъ греческихъ монастырей – возносить за трапезою благословенный хлѣбъ въ честь Богородицы, отъ Пресвятаго имени Которой и хлѣбъ этотъ назывался «панагіею». Ковчежецъ съ частицею этого хлѣба во время трапезы настоятели обители навѣшивали на шею, а патріархи и архіереи, по подобію этого, стали носить на шеѣ иконы святыхъ, въ честь которыхъ былъ выстроенъ храмъ».