Священникъ Ѳеофанъ Рафальскій – Почему въ древне-христіанской Церкви допускался обычай – стоять въ св. храмѣ съ посохомъ въ рукѣ, во время Богослуженія?

Наша Православная Церковь и теперь не запрещаетъ своимъ вѣрующимъ – мірянамъ входить въ свят. храмы для молитвы съ тростью, съ посохомъ или палкою въ рукѣ. Это же самое дозволялось вѣрующимъ и въ первенствующей христіанской Церкви. А изъ древнѣйшихъ церковныхъ требниковъ и служебниковъ мы узнаемъ, что стояніе вѣрующихъ въ храмѣ, во время Богослуженіи, съ посохомъ (или палкою) въ рукѣ составляло въ первенствующей Церкви даже особенный обычай, съ которымъ она, по мнѣнію ученыхъ богослововъ, соединяла извѣстный смыслъ и значеніе. Такъ въ древнѣйшихъ церковныхъ служебникахъ предписывается, чтобы въ тотъ моментъ божественной службы, когда начиналось чтеніе евангелія всѣ вѣрующіе покидали свои посохи, которые они держали въ рукахъ: dum evangelium legitur, baculi de manibus deponuntur{1}. Отсюда открывается, что вѣрующіе, во время литургіи, стояли въ храмѣ съ посохами въ рукѣ, и что посоху ихъ придавалось въ то время какое-то значеніе; но какое именно, объ этомъ ничего не говорится въ означенныхъ древнѣйшихъ требникахъ, равно какъ не упоминается объ этомъ и въ другихъ памятникахъ христіанской письменности.

Впрочемъ, ученые археологи съ своей стороны приводятъ много соображеній, по которымъ первенствующая Церковь могла допустить означенный обычай, и эти ихъ соображенія другими учеными признаются за основательныя и справедливыя{2}. Первое изъ этихъ соображеній (въ пользу первоначальнаго допущенія въ Церкви обычая – стоять съ посохомъ въ рукѣ во время богослуженія) основывается на физической – естественной необходимости. Извѣстно, на самомъ дѣлѣ, что первенствующіе христіане стояли на ногахъ во время общественнаго богослуженія; въ подтвержденіе чего можно привести здѣсь двадцатый канонъ I-го никейскаго собора, который предписываетъ: «поелику суть нѣкоторые, преклоняющіе колѣна въ день Господень и во дни Пятидесятницы: то дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносятъ молитвы Богу». Но богослуженіе въ древней Церкви продолжалось часто по нѣскольку часовъ, потому что, кромѣ совершенія литургіи, были тогда бесѣды и другія поучительныя наставленія, раздаваемыя вѣрующимъ отъ епископовъ{3}. Само собою понятно, что такая продолжительность богослуженія могла быть утомительною для вѣрующихъ, въ особенности же для престарѣлыхъ, которые потому находили для себя нѣкоторое облегченіе, опираясь на посохъ – палку, и Церковь снисходительно смотрѣла на обычай ихъ – приходить въ храмъ съ посохомъ въ рукѣ.

По соображеніямъ другихъ ученыхъ{4}, посохъ первенствующихъ христіанъ имѣлъ поперечную рукоятку, приподнятую вверхъ, всегда открытою во время богослуженія, и такимъ образомъ, по выраженію отцовъ, представлялъ собою какъ бы символъ креста, а потому очень натурально, что христіане пользовались имъ во время совершенія свят. таинъ въ память страдаяія и крестной смерти Спасителя.

Третье соображеніе{5}, представляемое въ объясненіе древняго обычая – стоять съ посохомъ въ рукѣ во время литургіи, основано на аналогіи между извѣстнымъ обрядомъ ветхозавѣтной Церкви и подобнымъ ему таинственнымъ обрядомъ новозавѣтной Церкви. Именно говорятъ, что какъ для вкушенія пасхальнаго агнца, по древнем у завѣту, предписывалось евреямъ имѣть посохъ въ рукахъ (Исх. XII. 11); такъ и послѣдовали Іисуса Христа должны были подражать этому обычаю, когда приготовлялись къ принятію тѣла и крови новаго и истиннаго Агнца, въ св. Евхаристіи. Это послѣднее объясненіе значенія обычая – стоять съ посохомъ въ рукѣ, во время литургіи, Мартиньи{6} признаетъ за болѣе вѣроятное.

 

Ѳ. Р.

 

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1876. № 7. Ч. Неофф. С. 261-263.

 

{1} Honor. Augustod. Gem. anim. I. 24. – Amalar. De offic. eccles. I. 18. – Martène. De antiq. Eccl. rit. libr. I. cap. 4. art. 5

{2} Напр. l'abbé Martigny. Dictionnaire des antiquités chrétiennes, p. 86.

{3} V. Zerrari. De rit. 5. concion. с. XXII и др.

{4} Martigny, Diction. Аntiq. Chrétien., p. 83.

{5} Тамъ же, p. 84.

{6} V. Diction. Аntiq. Chrétien., p. 84.

 

Объ авторѣ. Священникъ Ѳеофанъ Харитоновичъ Рафальскій. Родился въ 1858 г. Выпусникъ Волынской дух. семин. (1879). Съ 1 октября 1879 г. псаломщикъ въ с. Жджарахъ, Владиміроволынскаго у. Учитель Киселинскаго народнаго улилища. Въ 1884 г. опредѣленъ на священническія мѣсто въ с. Ровно, Владиміров. у. За особенное стараніе по постройкѣ новой церкви Епарх. Начал. награжденъ набедренникомъ (7 окт. 1887). Св. Синодомъ (Опред. отъ 30-го марта 1910 г. за № 2415) награжденъ камилавкою. Въ 1916 г. назначенъ въ Пензенскій уѣздный съѣздъ для привода свидѣтелей къ присягѣ и предоставлено ему право совершать богослуженія иъ церквахъ г. Пензы, вмѣсто приходскихъ пастырей, почему-либо не могущихъ исполнять своихъ обязанностей. (Пенз. Еп. Вѣд. 1916. № 7. Ч. Неофф. С. 297.). Скончался въ 1920 г., похороненъ на Митрофановскомъ кладбищѣ г. Пензы.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: