Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О долготерпѣніи (Слово въ недѣлю по Воздвиженіи).
Иже постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своею со ангелы святыми (Марк. 8, 38).
Это сказалъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ ободреніе тѣмъ, которыхъ призывалъ Онъ взять крестъ свой и итти въ слѣдъ Его, которымъ предсказывалъ въ мірѣ семъ скорби и печали, поношенія и уничиженія, гоненія и страданія.
Въ нашемъ падшемъ и грѣховномъ мірѣ, при всеобщемъ смѣшеніи добра и зла, все является, братіе мои, въ превратномъ видѣ. Порокъ и нечестіе нерѣдко торжествуютъ и славятся; добродѣтель и благочестіе – въ стѣсненіи, гоненіи, убожествѣ и безчестіи. Заблужденія и ложь проповѣдуются на кровѣхъ, срѣтаютъ даже похвалу и одобреніе; а св. истина принуждена бываетъ скрываться подъ спудомъ, чтобъ не быть осмѣянною и поруганною. Праведники, благоугождающіе Богу исполненіемъ Его заповѣдей, служащіе Ему преподобіемъ и правдою вся дни живота своего, и алчутъ, и жаждутъ, и наготуютъ, и страждутъ; а грѣшники, безстрашно преступающіе всесвятую волю Его, презирающіе божественный законъ Его, одѣваются въ порфиру и виссонъ, веселятся на вся дни свѣтло. Соблазны и беззаконія, невѣріе и кощунство ростутъ и множатся въ самой Церкви Христовой, и возносятъ до небесъ главу свою; а вѣра и благочестіе смиренно преклоняются долу и не смѣютъ возвести очей своихъ, чтобъ не встрѣтить кощунственнаго поруганія.
Какъ же Святый святыхъ, предъ очами коего не пребудутъ беззаконницы, терпитъ въ св. царствѣ Своемъ всякую нечистоту и беззаконіе? Какъ Правосудный и Праведный не караетъ и не истребляетъ тотчасъ всякое нечестіе и неправду? Какъ всемогущій Глава Церкви терпитъ поруганіе и уничиженіе Своихъ членовъ, подвергая ихъ соблазнамъ и искушеніямъ рода прелюбодѣйнаго и грѣшнаго? Этой глубочайшей тайны милосердія и долготерпѣнія Божія не постигаютъ, братіе мои, вполнѣ и сами св. ангелы. Возмущаясь злобою и грѣхами человѣческими, они просятъ дозволенія у Господа погубить нечестивыхъ, оскорбляющихъ величіе и святость Божію своими злыми дѣлами, исторгнуть эти плевелы изъ среды живыхъ и ввергнуть ихъ въ геенну: хощеши ли убо, да шедше исплевемъ я? Но премидосердый и долготерпѣливый Господь говоритъ имъ: ни, оставите расти обоя купно до жатвы. Всѣ святые, предстоящіе престолу Божію на небѣ, по сказанію Тайновидца, вопіютъ къ Богу день и нощь: доколѣ, Владыко святый и праведный, не мстиши крове нашея отъ живущихъ на земли? Но Господь говоритъ и имъ: почійте мало, дондеже совершатся братія ваша и клеврети ваша. Впрочемъ, святое Слово Божіе открываетъ намъ, братіе, часть этой тайны долготерпѣнія Божія, сколько нужно для ободренія и укрѣпленія чадъ Божіихъ среди соблазновъ и искушеній міра, для вразумленія и пробужденія самихъ грѣшниковъ отъ безпечности ихъ о своей вѣчной участи. Господь долготерпитъ на всѣхъ потому, что за всѣхъ человѣковъ принесена правосудію Божію величайшая всесвятая жертва – крестная смерть Единороднаго Сына Божія, за всѣхъ грѣшниковъ пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречиста Христа; посему самая правда Божія требуетъ не смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему. Долготерпитъ Господь потому, что и награды и наказанія жизни будущей безконечны; посему самое правосудіе требуетъ, чтобы святый святился еще, и праведный правду да творилъ еще среди всѣхъ соблазновъ и искушеній міра, да явятся достойными той высочайшей славы, которою просвѣтятся праведницы во царствіи Отца ихъ; чтобы обидяй обидѣлъ еще, и скверный осквернился еще въ мірѣ семъ, да будутъ достойны того вѣчнаго огня, который уготованъ діаволу и аггеломъ его. Господь долготерпитъ потому, что одному всевѣдѣнію Его извѣстно число избранныхъ, не только тѣхъ, которые теперь, быть можетъ, блуждаютъ еще или въ невѣдѣніи истины, или въ ослѣпленіи страстей, но и тѣхъ, которые произойдутъ на свѣтъ отъ рода самыхъ нечестивыхъ и грѣшиковъ, но которые сдѣлаются истинными чадами Авраама по вѣрѣ и благочестію; посему премудрость Божія щадитъ всѣхъ, чтобы, восторгающе плевелы, не восторгнуть купно съ ними и недозрѣвшую и невзошедшую еще пшеницу. Словомъ, безконечная любовь и милосердіе Божіе ожидаютъ, доколѣ не взойдетъ и не принесетъ плода вся посѣянная, вся сѣемая и имѣющая сѣяться еще на нивѣ Божіей пшеница.
Но это безконечное долготерпѣніе Божіе не можетъ и не должно ни подавать повода къ безпечности веселящимся нынѣ грѣшникамъ, ни повергать въ уныніе страждущихъ праведниковъ, – да не величаются первые мнимымъ торжествомъ своимъ на землѣ, да не постыдятся послѣдніе Господа и словесъ Его въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ. Придетъ пора жатвы, настанетъ день суда и воздаянія, когда соберутъ отъ царствія Божія вся соблазны и творящихъ беззаконіе, и ввергнутъ ихъ въ пещь огненну, праведницы же просвѣтятся, яко солнце, во царствіи Отца ихъ. По ту сторону гроба есть другой міръ и другая жизнь, гдѣ обитаетъ вѣчная правда, гдѣ разлучатся на всю вѣчность овцы отъ козлищъ, праведники отъ грѣшниковъ, и идутъ сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный.
Тщетно сыны тьмы и нечестія утѣшаютъ себя безумною надеждою уничтоженія, тщетно хотятъ увѣрить себя и другихъ: яко самослучайно рождени есмы, и посемъ будемъ якоже не бывше. Въ твореніи высочайшей премудрости нѣтъ и не можетъ быть никакой случайности, недовѣдомой всевѣдѣнію. Тутъ существуетъ только то, что предусмотрѣно всевѣдѣніемъ, что осуществлено всемогуществомъ, существуетъ такъ, какъ предопредѣлила высочайшая премудрость, какъ предуставила вѣчная правда, какъ возжелала безконечная любовь. Созданный по образу Божію духъ нашъ не можетъ исчезнуть и уничтожиться вопреки всемогущей волѣ Создавшаго его. Живой законъ правды и истины, составляющій, такъ сказать, основу разумной души нашей, сознаваемый самими беззаконниками, не изгладимый никакими ухищреніями лжи и обмана, не можетъ не воскреснуть когда-либо во всей силѣ своей, какъ законъ правды Божественной. Искупленная драгоцѣннѣйшею всего міра кровію Сына Божія душа наша и сама дороже всего міра, и, если бы исчезъ и уничтожился міръ весь, она пребудетъ предъ Богомъ жизни живою и безсмертною. Такъ хощетъ всемогущій Владыка духовъ и всякія плоти: аминь, аминь глаголю вамъ: яко грядете часъ, егда сущій во гробѣхъ услътатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ, и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая во воскрешеніе суда (Іоан. 5, 28. 29).
Тщетно нерадивые и безпечные о душѣ своей люди, по своихъ похотѣхъ ходяще, говорятъ подобно рабу лукавому: коснитъ Господь нашъ пріити. Гдѣ есть обѣтованіе пришествія Его? Отнелѣже бо отцы успоша, вся тако пребываютъ, все такъ же и будетъ. Нѣтъ, заблуждающіеся и ослѣпленные, не коснитъ Господь обѣтованія, но долготерпитъ на насъ, не хотя, да кто погибнетъ, но да вcu въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 4. 9). Неужели думаете, что въ царствѣ Всевышняго будетъ вѣчно господствовать зло и беззаконіе, какъ господствуетъ нынѣ на землѣ; что въ царствѣ Бога мира и любви пребудутъ навсегда вражды и зложелательства, обиды и угнетенія, ненависть и злоба, какъ это видимъ теперь въ нашихъ обществахъ; что въ царствѣ Всеблагаго будутъ вѣчно страдать неповинные, бѣдствовать добродѣтельные, плакать угождающіе Богу, и, напротивъ, радоваться нечестивые, торжествовать обидящіе, величаться враги Божіи, какъ это бываетъ теперь въ нашемъ мірѣ; что въ царствѣ Бога истины и правды будутъ вѣчно терпимы ложь и коварство, ухищренія и обманы, заблужденія и неправды, прельщенія и соблазны, какъ все это бываетъ теперь между человѣками? Гдѣ же законъ, о которомъ говоритъ намъ собственный нашъ разумъ, который составляетъ основаніе бытія вселенной, безъ котораго невозможно самое существованіе міра? Гдѣ правда и воздаяніе, о которыхъ говоритъ наша совѣсть, безъ которыхъ весь міръ превратился бы въ хаосъ? Ей гряду скоро, глаголетъ Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по дѣломъ его!
Тщетно преданные суетѣ міролюбцы воображаютъ себѣ, что Евангеліе Христово угрожаетъ судомъ и казнію для одного токмо страха, что страшныя картины, коими живописуетъ Слово Божіе несчастную участь грѣшниковъ, существуютъ въ однихъ токмо изображеніяхъ, что откровеніе Божіе хочетъ только устрашить людей, подобно какъ устрашаютъ дѣтей вымышленными разсказами и изображеніями. Нѣтъ, безпечные сыны вѣка сего, небо и земля прейдетъ, словеса же Господня не прейдутъ! Неужели воображаете, что напрасно устрашалъ Тотъ, кто за беззаконія человѣческія погубилъ въ потопѣ всю тварь – отъ человѣка до скота, кто огнемъ съ небесе сожегъ грады Содомскіе, кто, по предреченію Своему, предалъ разрушенію и истребленію возлюбленный прежде градъ и народъ Свой за его невѣріе и нечестіе? Неужели могъ напрасно устрашать Тотъ, кто Самъ горько плакалъ, предвѣщая страшную судьбу Іерусалима и чадъ его, кто съ тяжкою скорбію возвѣщалъ горе и горе нераскаяннымъ, кто, идя подъ крестомъ на Голгоѳу, говорилъ плакавшимъ о Немъ женамъ: себе плачите и чадъ вашихъ, яко се дніе грядутъ, егда начнутъ глаголати горамъ: падите на ны, и холмомъ: покрыйте ны; зане, аще въ суровѣ древѣ сія творятъ, въ сусѣ что будетъ? Неужели думаете, что оскорбленіе высочайшей святости и любви Божіей можетъ остаться безнаказаннымъ, что пролитая за избавленіе людей кровь Сына Божія, пренебрегаемая и попираемая безчувствіемъ и неблагодарностію безпечныхъ грѣшниковъ, не возопіетъ къ Богу объ отмщеніи, что вѣчная правда Божія не потребуетъ вѣчнаго воздаянія за неправду и нечестіе? Нѣтъ, братіе мои, существо Божіе неизмѣнно и всѣ суды Его непреложны, правда Его – правда во вѣки и слово Его – истина! Самое существо зла и грѣха таково, что оно необходимо рождаетъ изъ себя скорбь и болѣзнь, страданія и муки. Самое блаженство праведныхъ для полноты и совершенства своего требуетъ отлученія злыхъ и неправедныхъ на всю вѣчность.
Тщетно закоснѣвающіе во грѣхахъ слабые христіане, предавшись въ волю страстей и похотей своихъ, утѣшаютъ себя мыслію о безконечномъ милосердіи Божіемъ, надѣются на послабленіе заблужденіямъ своимъ отъ безпредѣльнаго человѣколюбія Божія, чаютъ снисхожденія мнимымъ немощамъ своимъ отъ неистощимаго долготерпѣнія Божія. Милость бо и гнѣвъ у Него. Или о богатствѣ благости и кротости и долготерпѣніи Божіи нерадиши, говоритъ Апостолъ: не вѣдый, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ? Благость Божія ищетъ твоего спасенія; а ты, какъ бы посмѣваяся ей, говоришь: Господь благъ и многомилостивъ, проститъ мои согрѣшенія, – и продолжаешь грѣшить безбоязненно и нерадишь о спасеніи души твоей! Долготерпѣніе Божіе на покаяніе тя ведетъ; а ты, какъ бы посмѣваяся ему, говоришь: долготерпѣливъ Господь, не предастъ меня погибели, – и не престаешь творить злое предъ очами Его и не заботишься о томъ, что будетъ съ тобою въ вѣчности! Любовь Божія говоритъ тебѣ: хотѣніемъ не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему, и потому ищетъ тебя на всѣхъ распутіяхъ порока, зоветъ тебя гласомъ милосердія въ царство Свое; а ты, какъ бы въ посмѣяніе ей, упорствуешь въ своемъ заблужденіи, боишься разорвать связь свою съ міромъ прелюбодѣйнымъ и грѣшнымъ, не хочешь разрушить обаяніе грѣховныхъ сѣтей, которыми опуталъ тебя діаволъ, медлишь предаться всей душею и сердцемъ въ объятія любви и милосердія Отца небеснаго! Не самъ-ли по жестокости твоей и нераскаянному сердцу собираешь себѣ гнѣвъ на день гнѣва и откровенія суда Божія? Неужели думаешь, что человѣколюбіе Божіе премѣнитъ святость существа Его, что милосердіе Его упразднитъ судъ и правду, что долготерпѣніе Божіе обратится въ потворство беззаконію? Неужели можемъ надѣяться, что насъ введутъ какъ бы невольно въ царство Божіе, когда мы не хотимъ итти туда открытымъ намъ путемъ заповѣдей Господнихъ, что насъ примутъ со всѣми нечистотами грѣховными туда, куда не вхоитъ и не внидетъ никогда ничтоже скверно? Нѣтъ, возлюбленніи, не преселится ко Господу всякъ лукавнунй, ниже пребудутъ беззаконницы предъ очима Его. Вѣчная милость Божія токмо на любящихъ Его и хранящихъ заповѣди Его, а на грѣшницѣхъ почіетъ ярость Его! Пріидетъ Господь во тьмахъ святыхъ ангелъ Своихъ сотворити судъ о всѣхъ, и изобличити всѣхъ нечестивыхъ о всѣхъ дѣлѣхъ нечестія ихъ, имиже нечествоваша, и о всѣхъ жестокихъ словесѣхъ ихъ, яже глаголаша нань грѣшницы нечестивіи.
Тогда-то, братіе мои, откроется вся слава сыновъ Божіихъ и все посрамленіе нечестивыхъ. Тогда-то узритъ небо и земля, что праведника, поруганнаго, презираемаго въ мірѣ, не бѣ достоинъ весь міръ; что участь грѣшника, какъ бы ни величался онъ на землѣ, ужасна! Тогда Господь и Владыка небесе и земли призоветъ избранныхъ Своихъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра! Грѣшники вмѣняли васъ ни во что, почитали отребіемъ міра, глумились надъ вашимъ благочестіемъ, поемѣвались надъ вашею вѣрою и упованіемъ; но Отецъ Мой запечатлѣлъ васъ Своимъ благословеніемъ: пріидите благословенніи Отца Моего. Вы не имѣли на землѣ, гдѣ главу подклонити, во всю жизнь, ради Меня и Евангелія, терпѣли, страдали, бѣдствовали. Въ воздаяніе за то Я уготовалъ вамъ вѣчное царство на небѣ. Пріидите, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Здѣсь обрѣтете вы вѣчное упокоеніе, здѣсь ожидаетъ васъ вѣчное наслажденіе и блаженство! Здѣсь всѣ ваши скорби и слезы земныя не помянутся ктому и радость вѣчная надъ главою вашею будетъ!
Тогда скажетъ Онъ и грѣшникамъ: идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его. Вы славились и величались на землѣ, были въ чести и почтеніи между человѣками, изобиловали всѣми благами міра; но правда Отца Моего запечатлѣла васъ печатію проклятія, Его святость и истина судила васъ достойными вѣчнаго отверженія отъ лица Божія: идите отъ Мене проклятіи! За наслажденіе земными, тлѣнными благами вы промѣняли вѣчное царство, которое обѣщалъ Я и вамъ вмѣстѣ со всѣми, искупленными Моею кровію; за пустую славу міра сего, за то, чтобъ не казаться странными и презрѣнными въ очахъ рода сего прелюбодѣйнаго и грѣшнаго, вы отреклись отъ славы чадъ Божіихъ, братій и сонаслѣдниковъ Моихъ въ царствѣ Отца Моего; но есть въ возмездіе вамъ огнь вѣчный: идите во огнь вѣчный! Вы гнушались Моимъ уничиженіемъ и смиреніемъ, стыдились Меня, Моего креста и Евангелія, презирали и глумились надъ меньшими братіями Моими, вѣрующими въ Меня; оставайтесь же на всю вѣчность въ сообществѣ діавола и аггеловъ его!
Иже бо постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своею со ангелы святыми. Аминь.
Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ 1. Слова и бесѣды на праздники Господскіе. М. 1889. С. 320-327.