Константинъ Ружицкій – Догматъ искупленія по пѣснопѣніямъ страстной седьмицы.

Хотя всѣ догматы православной Церкви по своему существу въ равной степени важны для насъ, христіанъ, однако, изъ нихъ особенно дорогъ для всего человѣчества, догматъ искупленія. И въ то время, какъ другія истины христіанства: (истина воплощенія, Троичности и единства Лицъ, догматъ о Христѣ), по своей безграничной глубинѣ – не совсѣмъ понятны для ограниченнаго человѣка, догматъ искупленія – будучи такъ же глубокъ и возвышенъ, какъ-то болѣе доступенъ и для разума и для чувства. Истина искупленія раскрыта ясно и точно, съ одной стороны, въ твореніяхъ о.о. и учителей церкви съ другой – въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ.

При чтеніи пѣснопѣній Страстной седьмицы невольно бросается въ глаза очень частое повтореніе той мысли, что искупленіе является проявленіемъ свободной воли Бога Слова. Привожу наиболѣе видныя церковныя пѣснопѣнія, выражающія эту идею.

«Іисусъ за міръ тщася пострадати волею, идетъ со ученики своими во градъ Іерусалимъ къ вольной страсти, юже пріиде пострадати» (Въ недѣлю Ваій: на повечеріи, Кан.; пѣснь 1-я, тр. 5-й).

«Преходя житейская шествія, Спасе мой, взалкалъ еси волею, спасенія желая»... (Въ недѣлю Ваій: на повечеріи, Кан.; пѣснь 8-я, 3-й троп.)

«Послужити самъ пріидохъ, его же зракомъ Создатель волею обложенъ есмь, обнищавшему Адаму, богатствуяй божествомъ, положити хотяй душу»... (Во св. и вел. понед.; утр., Кан , пѣснь 1-я троп., 2-й).

«Егоже проповѣда агнца Исаія, грядетъ на заколеніе вольное..., смертью же безобразною осуждается, вся безгрѣшный волею пріемлетъ»... (Во св. и вел. четвер.; утро; стих. на хвал., Слава и нынѣ, гл. 2-й).

Эта важная мысль объ искупленіи, какъ свободномъ проявленіи воли Бога Слова, (важная потому, что нѣкоторые еретики утверждали, что искупленіе есть необходимый выкупъ со стороны Бога діаволу), неоднократно повторяется и въ другихъ мѣстахъ Страстной седьмицы.

Великое дѣло искупленія было совершено по безконечному милосердію, 1) благости, милости Божіей 2) къ свему созданію: искупленіе поэтому есть нетлѣнное, фактическое свидѣтельство о безмѣрномъ человѣколюбіи 3) и промышленіи о падшемъ человѣкѣ со стороны Вседержителя.

1) «Милосердіемъ движимъ, хотяй страстей насъ избавити, и иже во адѣ осужденія, тѣмъ же честныя твоя воспѣваемъ страданія, и славимъ, Спасе, крайнее твое снисхожденіе» (Во св. и вел. понед. вечер.; 2 сѣдал., гл. 2-й).

2) «Воспою милосердіе твое человѣколюбче, и поклоняюся богатству милости Твоея Владыко» (Во св. и вел понед.; на повеч.: Кан., пѣснь 2-я, тр. 5-й и нынѣ).

3) ...«Веліе чудо, яко Создатель міра въ руки беззаконныхъ предается, и на древо возвышается человѣколюбецъ»... (Во св. и вел. пят. утр.; по 11-мъ Еванг., стих, самогл., 2-й гл. 2-я стихира).

Искупленіе, содѣланное Спасителемъ по Его хотѣнію и милосердію, выражалось прежде всего въ уничтоженіи первороднаго грѣха въ связи съ духовнымъ сномъ и нравственнымъ растлѣніемъ.

1) «Нелѣпый мой зракъ прегрѣшеній совлецы, причастіемъ страданій твоихъ, и одеждою славы украсивъ твоея красоты, собесѣдника свѣтла мя покажи твоего царствія, яко милосердъ» (Во св. и вел. вторн.: на повчер.; стих, на стихов., гл. 1-й, стих 6-я; во св. и вел. вторн.: утр., стих, на стих., гл. 6-й и 3-я стих.; во св. и вел. вторн. вечера: на Господ, возвахъ, гл. 1-й стих 6-я; во св. и вел. суб. Непор. 27).

1) «Ты еси пасха наша, пожренный за всѣхъ, яко агнецъ и жертва и прегрѣшеній очищеніе»... (Во св. и вел. суб.: утра и нынѣ Еогородиченъ, гл. 5 й).

2) «Достигшіе вѣрніи спасительную страсть Христа Бога, неизреченное его долготерпѣніе прославляется: яко да благоутробіемъ своимъ совоздвигнетъ и насъ умерщвленныхъ грѣхомъ, яко благъ и человѣколюбецъ» (Во св. и вел. понед. утр.: стих на хвал., гл. 5 й 2-я стихира).

2) «Уснулъ еси, Христе, естественноживотнымъ сномъ во гробѣ и отъ тяжкаго сна грѣховнаго воздвиглъ еси родъ человѣческій» (Во св и вел. суб.: утр. непороч. 75; 86; 111).

3) «Чтемъ погребеніе и страданія Твоя, ими же спаслъ есть насъ отъ нетлѣнія» (Во св. и вел. суб. утро: непор. 3; 73).

3) «Ядый, владыко, со ученики твоими таинственно явилъ еси всесвятое имя твое заколеніе, имъ же тли избавихомся» (Во св. и вел. четв.: послѣ 3-й пѣсни: и нынѣ, гл. 4-й; во св. и вел. суб. утр.: Непороч., 83; тропарь пророч. на 1-м мъ часѣ, гл. 2-й; во св. и вел. четвертокъ, утро).

Вмѣстѣ со грѣхомъ Спаситель снялъ съ людей и проклятіе Бога Отца, наложенное Имъ на Адама.

«Искупилъ ны еси оть клятвы законныя честною твоею кровію»... (Во св. и вел. пятокъ, утр.: по 5-мъ Еванг., И нынѣ, сѣдал. гл. 4-й; по 12-мъ Еванг. тропарь гл. 4-й).

«Страшное и преславное таинство днесь дѣйствуемо зрится: неосязаемый удержавается: вяжется, разрѣшаяй Адама отъ клятвы»... (Во св. и вел. пят.: веч. – на Госп. возвахъ, и нынѣ, гл. 6-й; по 3-мъ Еванг.; Богородиченъ – Слава, гл. 2-й, во св. и вел. пят.; утро).

Снялъ же Богъ прародительскій грѣхъ и Свое праведное осужденіе съ людей потому, что Христосъ принесъ Себя въ жертву Отцу Своему, которая была настолько цѣнна и умилостивительна, что удовлетворила правдѣ Божіей и вполнѣ примирила землю съ небомъ.

1) «Приближися пасха намъ великая и божественная: по двою бо днію преднаучаетъ Христосъ, страданія прописуя день, вонь-же Отцу жертва приведется» (Во св. и вел. понед.; на повеч.: Кан., пѣснь 9 – троп. 7-й)

«Пасха Христосъ есть великая и всечестная, снѣденъ бывъ, яко хлѣбъ, закланъ же, яко овча: той бо вознесеся о насъ жертва, того тѣла благочестно, и того крове вси тайно причащаемся»... (Во св. и вел. среду, на повечеріи; Кан., пѣснь 9-я, тр. 3 й).

Освобожденіе Адама и Евы, а отсюда и всѣхъ ихъ потомковъ отъ первороднаго грѣха послужило къ уничтоженію смерти, какъ вѣчнаго, необходимаго явленія въ родѣ человѣческомъ, потому что грѣхомъ же вошла въ міръ смерть. Грѣхъ прародительскій былъ причиной господства, на землѣ смерти, съ уничтоженіемъ же его (грѣха, какъ причины смерти), по необходимости должна была пасть и смерть, какъ слѣдствіе грѣха. Смерть была попрана смертью Христа, ибо господство смерти простиралось только на смертныхъ, грѣшныхъ; Христосъ же былъ святъ (Въ недѣлю Ваій; на повеч.: кан., пѣснь 8-я, 6-й тропарь), слѣдовательно, свободенъ отъ вѣчнаго господства смерти.

1) «Царствуетъ адъ, но не вѣчнуетъ надъ родомъ человѣческимъ: ты бо положен во гробѣ державне... смерти ключи разверзлъ еси»... (Во св. и вел. суб., утро; кан., пѣснь 6-я, 3-й тропарь).

2) «Животе, во гробѣ положился еси Христе, и смертію твоею смерть погубилъ еси»... (Во св. и вел. суб., утро; непороч. 7).

2) «Животъ смерти вкусивый Христосъ, отъ смерти смертію свободи»... (Непороч. 32, ср. 82).

2) «Смертію смертное, погребеніемъ тлѣнное прелагается, нетлѣнно твориши бо, боголѣпно, безсмертно творя пріятіе»... (Во св. и вел суб. утро; Кан., пѣснь 5-я, 2-й троп.; на хвалит., стихир., 4-я. гл. 2-й).

Но умершій Христосъ, хотя и не подлежалъ власти смерти, однако, былъ поглощенъ «всеядцемъ» – діаволомъ (Во св. и вел. суб., утро; непороч. – 23), который не зналъ, что во Христѣ, онъ найдетъ себѣ побѣдителя. Напротивъ, діаволъ разсчитывалъ въ лицѣ Спасителя найти новаго плѣнника, превосходнѣйшаго изъ всѣхъ, прежде бывшихъ у него въ аду.

«Днесь адъ стеня вопіетъ: уне мнѣ бяше, аще быхъ отъ Маріи Рождшагося не пріялъ»... (Во св. и вел. суб.; вечер.: стих., самогл., 1-я, гл. 8-й).

«Днесь адъ стеня вопіетъ... пріяхъ мертваго, яко единаго отъ умершихъ»... (Во св. и вел. суб.; вечер.: стих. самогл. 2-я).

Принявши въ царство смерти и тьмы – Жизнь и Свѣтъ, діаволъ не могъ удержать святую, свѣтлую душу Спасителя, ибо былъ властенъ только надъ своимъ родомъ, т. е. надъ грѣшными, проклятыми Богомъ. Душа же Христа, заставила діавола изумиться, потрепетать, ужаснуться, отпустить Христа, потерпѣвши, такимъ образомъ, полное пораженіе со стороны Искупителя.

1) ...«Сего бо (Христа, или точнѣе Его душу) держати... не могу»... (Во св. и вел. суб.; стих., сам., 2-я).

«Егда снисшелъ еси къ смерти Животе безсмертный, тогда адъ умертвилъ еси блистаніемъ Божества»... (На Богъ Господь..., троп., слава, гл. 2-й, во св. и вел. суб.; утро; во св. и вел. суб.; утр.: непор 10; 19).

2-3) ...«Адъ отселѣ совращается и изумѣвается, твердѣющую силу ощущая»... (Синаксарь – во св. и вел. суб).

4) «Адъ лютый потрепета, егда Тя видѣ солнце славы, безсмертне»... (Во св. и вел. суб.; утр.: непор., 126).

5) «Уязвился адъ, въ сердцѣ своемъ пріемъ уязвленнаго копіемъ въ ребра»... (Во св. и вел. суб., утр.: пѣснь 7-я 1-й).

6) «Распеншуся Тебѣ, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражія»... (Во св и вел. пят.; утро; на 3-мъ часѣ – троп., на слова, гл. 1-й).

«Да радуется тварь... врагъ бо плѣнися»... (Во св. и вел. суб., утро; кан., пѣснь 9-я, троп. 3-й).

Съ побѣдой Христа надъ діаволомъ, Начальникомъ и властелиномъ царства смерти, а также его «сокровищъ» (Во св. и вел. суб., утро; кан., пѣснь 8-я троп. 1-й) сдѣлался уже Христосъ, Который разрушилъ это царство, а узниковъ его (ада) повелѣлъ діаволу выдать, даровавши имъ полную свободу.

1) «Страшное и преславное таинство днесь дѣйствуемо зрится... во гробѣ заключается разоритель ада»... (Во св. и вел. пят. вечер.; на Господи возвахъ; и нынѣ, гл. 6-й).

...«Смерти заключилъ еси сокровища, и адова вся истощилъ еси Христе царствія» (Во св. и вел. пят., стих., на стихов., 3-я).

«Егда во гробѣ новѣ... положися еси избавителю, адъ всесмѣхливый видѣхъ Тя, ужасеся, вереи сокрушишася, сломишася врата»... (Во св и вел. пят., стих. 2 на стихов., гл. 2-й; во св. и вел. суб., утро; непороч. 161; 2; 17; 18; 145).

2) «Господи..., аду повелѣлъ еси испустити юзники»... (Во св. и вел. пят. утр.; по 11-мъ Еванг., стих, сам., слова, гл. 8-й).

«Адъ лютый потрепета, егда тя видѣ солнце славы, безсмертне, и издаваше юзники тщательно» (Непор. 126, во св. и вел. суб., утро).

«Днесь адъ стеня вопіетъ: пожерта моя бысть держава, пастырь распятся, и Адама воскреси: ими же царствовахъ, лишихся, и яже пожрохъ возмогій, всѣхъ изблевахъ, истощи гробы распныйся, изнемогаетъ смертная держава»... (Во св. и вел. пят., утро; Блаж. 7; во св. и вел. суб., вечера; стих., самогл., 2-я; во св. и вел. суб., утро; троп. – на Богъ Госп., гл. 5-й; кан., пѣснь 6-я, троп. 3-й; пѣснь 8-я, троп., 1-й; пѣснь 9-я, троп. 2 и 3-й) .

Уничтоженіе грѣха, проклятія, смерти, побѣда Христа надъ діаволомъ, разрушеніе царства послѣдняго въ связи съ освобожденіемъ узниковъ, ада, все это еще не исчерпываетъ искупленія, совершеннаго Спасителемъ. Христосъ, уничтоживши отрицательныя явленія на землѣ въ жизни человѣческой, даровалъ въ тоже время людямъ духовныя блага. Христосъ обновилъ, оживилъ ветхаго человѣка, даровалъ ему (вѣчную) жизнь, указалъ путь ко спасенію, открылъ ему райскія двери – «царствіе отверзе» – (Всемірную славу – во св. и вел. суб. вечер.), подалъ великую радость, сдѣлалъ, наконецъ, людей сынами Божьими, «сынами благодати» (недѣля Ваій по повечеріи; кан., пѣснь 9-я, троп. 4 й).

1) «Господи, восходяшу Ти на крестъ... аду повелѣлъ еси испустити юзники на обновленіе»... (Во св. и вел. пятокъ вечер; по 11-мъ Еванг., стих, сам., гл. 8-й слава).

...«Естество человѣческое обновилъ еси»... (Во св. и вел. суб., утро; непор. – 24).

2) «Судіе живыхъ и мертвыхъ, жизнь пришелъ еси подати, а не смерть» (Во св. и вел. пят.; по 11-мъ Еванг., стих., самогл., гл. 8-й слава).

«Віемъ бывъ, Зиждителю мой..., источивъ мірови жизнь»... (Во св. и вел. четв. – на повеч., кан., пѣснь 9-я, тропарь – на слава).

...«Копіемъ прободеся, безсмертіе источилъ еси человѣкомъ»... (Во св. и вел. пят., утр.; по 12-мъ Еванг., тропарь, гл. 4-й, по 4-мъ Еванг..; на и нынѣ Антиф. гл. 8-й; на 6-мъ часѣ – троп., на гл. 8-й).

3) ...«О, люди невѣрніи! что бо сотвори, воздвигнувый Лазаря отъ гроба, и путь сотворивши человѣкомъ на спасеніе» (Во св. и вел. четв., на повеч.; кан., пѣснь 8-я, троп 7-й).

4) ...«Отверзый врата райская человѣкомъ, Господи, слава Тебѣ» (Во св. и вел. суб., утр.; на хвал., ст., гл. 6-й).

5) «Обаче дерзайте: тридневенъ бо возстану, въ радость вѣрныхъ, и жизнь вѣчную» (Во св. и вел. пон., вечера; стих., на Госп возв., гл. 5-й, стих. 2-я).

Всѣ эти духовныя блага дарованы Искупителемъ всѣмъ людямъ, такъ какъ самое-то искупленіе совершено Христомъ за весь міръ. Искупле ніе поэтому носитъ характеръ всеобщности, универсальности.

«Аще бо и стражду, но за міръ..., не пріидохъ, да послужатъ Ми, но послужити и положити душу мою... за міръ» (Во св и вел. четв., утро; и нынѣ на стих., гл. 5-й).

«Вся... претерпѣлъ еси, да спасешъ мірь»... (Во св. и вел. четв., на повечеріи; и нынѣ, Богородиченъ; а также тропарь 3-й).

...«Крестъ претерпѣхъ за спасеніе міра» (Во св. и вел. пят. утро; стих. самогл.; и нынѣ, гл. 6-й)

«Днесь владыка твари предстоитъ Пилату..., по ланитѣ заушается избавитель міра»... (Во св. и вел. пят. вечера; на Господ, возв., 5-я стих., гл. 6-й).

«Ты явѣ жренъ бывъ незлобиве, всю тварь очистилъ еси, Спасе (Во св. и вел. суб., утр.; непор. 40).

Важность же и цѣнность искупленія для цѣлаго человѣчества объясняется тѣмъ, что крестъ за міръ несъ Богочеловѣкъ. Поэтому и страданія Христа, Его кровь, пролитая, за насъ, смерть – все это явилось необыкновенно великой, неоцѣненной жертвой, какъ въ очахъ Бога Отца, такъ и для человѣчества.

1) «Терніемъ вѣнчается Богъ... и раны пріемлетъ, и терпитъ поношеніе..., и багряницу поруганія носитъ, и терпитъ вся Богъ сый, и страждетъ плотію своею» (указаніе на человѣчество Христа) (Во св. и вел. четв.; на повеч. – пѣснь 5-я. тропарь на слава; пѣснь 9-я).

«Днесь виситъ на древѣ, иже на водахъ землю повѣсивый, вѣнцемъ отъ тернія облагается, иже ангеловъ царь:... гвоздьми пригвоздися – Женихъ церковный копіемъ прободеся – Сынъ Дѣвы» (указаніе на человѣчество Христа) (Во св. и вел. пят., утро; на 9 мъ часѣ – тропарь на слава, гл. 6-й; по 5-мъ Еванг., Ачтиф. 15-ть, гл. 6-й. Слава, троп.; гл. 2-й на 6-мъ часѣ; во св. и вел пят., вечера: на Госп. возвахъ и нынѣ, гл. 6 й).

2) «Достойно есть величати тя, всѣхъ зиждителя: твоими бо страданьми (указаніе на человѣчество Христа) имамы безстрастіе избавльшеся тлѣнія» (Во св. и вел. суб., утро; непор. 73).

3) «Кійждо удъ святыя твоея плоти, безчестіе насъ ради претерпѣ: терніе, глава: лице оплеванія: челюсти, заушенія: уста, во отцѣ растворенную желчь вкусомъ; ушеса, хуленія злочестивая; плещи, біенія, и рука, трость. Всего тѣлесе протяженія на крестѣ: членове, гвоздія; и ребра, копіе. Пострадавый за ны, и отъ страстей свободивый нась, снисшедый къ намъ человѣколюбіемъ, и вознесый насъ, всесильне спасе, помилуй насъ» (Во св. и вел. пят., утро; по 9-мъ Еванг., стих. самогл., гл. 3-й; стих. 2-я; во св. и вел суб., утро; непороч. 43; 44; 70; 71; 109; 115; 128).

4) «Уснулъ еси Христе, естественноживотнымъ сномъ во гробѣ, и отъ тяжкаго сна грѣховнаго воздвиглъ еси родъ человѣческій» (Во св. и вел. суб., утр.; непор. 75).

Вотъ тѣ мысли о догматѣ искупленія, какія можно найти въ пѣснопѣніяхъ Страстной седьмицы.

 

Ружицкій Константинъ

 

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 15-16. Ч. Неофф. С. 328-331.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: