Иванъ Михайловичъ Концевичъ – Антихристъ и современность.

Тебѣ есть знати, яко имать пріити антихристъ.

Св. Іоаннъ Дамаскинъ.

 

Въ связи съ переживаемымъ міромъ духовнымъ кризисомъ въ нашей прессѣ появляются разсужденія на тему объ «Удерживающемъ» пришествіе антихриста – 2 Сол. 2 гл.. – И, дѣйствительно, это одно изъ тѣхъ ключевыхъ понятій, безъ правильнаго пониманія которыхъ, не можетъ быть и пониманія истиннаго духовнаго смысла и значенія происходящихъ міровыхъ событій.

***

Во 2-мъ посланіи ап. Павла къ Солунянамъ встрѣчаются два термина: «Удерживающее» (то катехонъ) и «держащій» (о катехонъ). Ап. Павелъ говоритъ, что день Христовъ – Его второе пришествіе – не наступитъ, пока не пріидетъ «отступленіе», и не явится человѣкъ грѣха, т. е. антихристъ, но ему препятствуетъ «Удерживающее», но какъ только «Держащій» будетъ взятъ отъ среды, такъ явится беззаконникъ (2 Сол. 2, 7). Значеніе этихъ таинственныхъ словъ, извѣстное Солунянамъ изъ личной бесѣды съ Апостоломъ (2 Сол. 2, 5), въ посланіи къ нимъ не раскрывается. И богословская мысль въ теченіе вѣковъ стремилась разгадать смыслъ словъ ап. Павла о тѣхъ отдаленныхъ событіяхъ, которыя произойдутъ передъ кончиной міра.

Смыслъ этихъ понятій раскрывается и уясняется постепенно все болѣе и болѣе по мѣрѣ приближенія событій. Такимъ образомъ, ко времени пришествія антихриста все, что относится къ нему въ Писаніи, станетъ уже совершенно понятнымъ, и истинно вѣрующіе узнаютъ его по указаннымъ тамъ признакамъ.

Въ IV вѣкѣ блаж. Августинъ еще не знаетъ, что означаютъ эти слова ап. Павла (О градѣ Божіемъ. 20 гл. 19 ст.). Но современный ему Іоаннъ Златоустъ указываетъ, что «удерживающее» есть Ромейская (Византійская) имперія.

Не будемъ подробно останавливаться на томъ, что и кѣмъ говорилось на эту тему. Но, подводя общій итогъ всему сказанному Отцами и Учителями Церкви, можно теперь сказать слѣдующее: въ то время, когда ап. Павелъ говорилъ объ удерживающемъ пришествіе въ міръ антихриста, эти слова относились къ власти римской, еще непросвѣщенной, языческой, но провиденціально долженствующей стать освященной и преображенной христіанствомъ; и всю полноту мистической власти и силы «удерживать» получаетъ уже православный императоръ въ таинствѣ мѵропомазанія на царство, какъ особый даръ Св. Духа.

Съ паденіемъ Византіи миссія «держащаго» перешла къ русскому царю. Съ древнихъ временъ и до нашего времени этому вопросу въ русской литературѣ удѣлялось много вниманія, и онъ освѣщенъ съ достаточной полнотой и ясностью.

Особенное значеніе для насъ имѣютъ пророческія слова объ этомъ о. Іоанна Кронштадтскаго, т. к. онъ – послѣдній и величайшій нашъ пророкъ, посланный къ русскому народу предупредить его о грядущей карѣ Божіей за отступленіе отъ вѣры, если онъ не покается. Пророческое служеніе о. Іоанна Господь, подкрѣпляетъ безчисленными – по количеству не имѣющими въ исторіи примѣра – чудесами исцѣленій и прозорливости. О. Іоаннъ говоритъ: «...Да, черезъ посредство державныхъ лицъ Господь блюдетъ благо царствъ земныхъ и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожнымъ ученіямъ, ересямъ и расколамъ обуревать ее, и величайшій злодѣй міра, который явится въ послѣднее время, антихристъ, не можетъ явиться среди насъ, по причинѣ самодержавной власти, сдерживающей безчинное шатаніе и нелѣпое ученіе безбожниковъ». Апостолъ говоритъ, что дотолѣ не явится на землѣ антихрисъ, доколѣ будетъ существовать самодержавная власть. – «Тайнаа, бо уже дѣется беззаконія», говоритъ онъ, но дотолѣ не совершится, доколѣ не возмется отъ насъ державный: «Дондеже держай нынѣ отъ среды будетъ, и тогда явится беззаконникъ, котораго Господь убьетъ духомъ устъ Своихъ» (2 Сол. 2 гл.).

Въ другой проповѣди о. Іоаннъ говоритъ что – «Когда возмется отъ среды удерживающій – самодержецъ – , тогда придетъ антихристъ».

Возобновимъ теперь вкратцѣ въ нашей памяти ученіе Церви объ антихристѣ. Слово антихристъ имѣетъ двоякое значеніе: общее и частное. Въ общемъ смыслѣ антихристъ – это всякій, кто не исповѣдуетъ Іисуса Христа, пришедшаго во плоти, кто отвергаетъ Отца и Сына. Такихъ антихристовъ много (2 Іоан. 18, 22; 4, 3). Это все предшественники и предтечи великаго, или послѣдняго антихриста, уже въ полномъ смыслѣ этого слова. Въ греческомъ языкѣ приставка анти означаеть «противъ», а также «вмѣсто». Въ обоихъ этихъ смыслахъ антихристъ будетъ противникомъ Христа и лже-Христомъ. Ап. Павелъ характеризуетъ антихриста, «человѣка грѣха», слѣдущими словами: – «противящійся и превозносящійся выше всего, называемаго Богомъ или святынею, такъ что въ храмѣ Божіемъ сядетъ онъ, какъ Богъ, выдавая себя за Бога» (2 Сол. 2, 4). Іудеи примутъ его за ожидаемаго ими Мессію: – «Я пришелъ во имя Отца Моего», говоритъ Спаситель Іудеямъ, – «и не принимаете Меня; а если иной (антихристъ) пріидетъ во имя свое, его примете» (Мѳ. 24, 24; 10 Злат. т. 8, 272-273; Ѳеофилаятъ Болгарскій: 138-139 стр. 1898.)

Антихристъ опредѣленное лицо, человѣкъ, какъ всѣ люди, но «который восприметъ всю силу діавола» – Іоаннъ Бесѣда 3-я на 2 Сол.

«Не самъ діаволъ сдѣлается человѣкомъ», говоритъ Іоаннъ Дамаскинъ, «подобно тому, какъ вочеловѣчился Господь, да не будетъ!, но родится человѣкъ отъ блудодѣянія и приметь на себя все дѣйствіе сатаны. Ибо Богь, предвидя все будущее развращеніе его воли, попуститъ діаволу поселиться въ немъ» (Точное изложеніе православной вѣры. Кн. 4, гл. 26).

Пришествіе антихриста подготовляется задолго, – даже во времена апостоловъ это подготовленіе существовало: «Тайна беззаконія уже въ дѣйствіи» (2 Сол. 2, 7). И ап. Іоаннъ Бословъ говоритъ: «Духъ антихриста ... и теперь уже въ мірѣ». Это духъ противленія Богу и воплотившемуся Сыну Божію. Но особенно сильное подготовленіе къ пришествію антихриста будетъ въ послѣднія времена, передъ приходомъ его, когда міръ, какъ и во времена Ноя и потопа, погрязнетъ во грѣхахъ и беззаконіяхъ по причинѣ оскудѣнія любви и вѣры. (Посл. къ Тимоѳею; Апок.; Рѣчь Спасителя о концѣ міра).

Съ исключительной силой распространятся пороки и нечестіе. Эту необычайную силу враждебности къ Богу ап. Павелъ назыаетъ «отступленіемъ» (Апостасія). Оно, это отступленіе, вызоветъ величайшія бѣдствія и нестроенія и повсюду воцарится безначаліе. И изъ этой бездны хаоса выйдетъ антихристъ (Апок. гл. 13 и 17). Онъ явится съ личиной добра и, слѣдовательно, не изъ абсолютнаго атеизма и связаннаго съ нимъ большевизма, т. к. послѣдній показалъ всему міру весь ужасъ, проистекающій отъ атеизма. Антихристъ принесетъ свое новое ученіе, долженствующее обновить міръ, ученіе уже внѣ христіанства; послѣднее по всеобщему мнѣнію будетъ считаться уставшимъ. Утомленное нестроеніями человѣчество приметъ его великой радостью. Всѣ будутъ говорить: «вотъ теперь нашъ миръ и благоденствіе», но тогда-то и «пріидетъ пагуба».

Пришествіе антихриста будетъ «со всякой силой и знаменіями и чудесами ложными» (2 Сол. 2, 9). Діаволъ дастъ ему «силу свою и престолъ свой, и великую власть» (Апок. 13, 2).

Онъ будетъ обольщать людей лестью, коварствомъ и чудесами. Но обольститъ онъ только нечестивыхъ (Дан. 11, 32).

Онъ возвеличитъ себя выше всѣхъ (Дан. 7, 25; 11, 36, 37), будетъ богохульствовать, объявитъ себя Богомъ и Христомъ, сядетъ въ храмѣ, какъ Богъ и потребуетъ лично себѣ божескаго поклоненія (Дан. 11, 3; Мѳ. 24, 23, 24; 2 Сол. 2, 4; Апок. 13).

Въ Апокалипсисѣ и книгѣ Даніила онъ изображается могущественнымъ, страшнымъ и все истребляющимъ завоевателемь (Дан. 7, 9 и 11 и 12 гл.). Дано будетъ ему вести войну со святыми и побѣдить ихъ, дана будетъ ему власть надъ всѣми народами и поклонятся ему всѣ живущіе на землѣ, которыхъ имена не написаны въ книгѣ жизни Агнца (Апок. 13, 3, 4). Онъ будетъ убивать всякаго, кто не поклонится образу звѣря. А кто не приметъ его печати на правую руку и на чело, и не поклонится звѣрю, тому нельзя будетъ ни покупать, ни продавать (Апок. 13, 16). Но губить и истреблять до конца не будетъ дано ему. Дни великой скорби, «какой не было отъ начала міра донынѣ и не будетъ, сократятся ради избранныхъ, а иначе не спаслась бы никакая плоть» (Мѳ. 24, 21, 22; Мк. 13, 20).

Въ эти эсхатологическія времена конца исторіи человѣчества и агоніи міра и въ природѣ будутъ страшныя явленія и знаменія: «Некуда будетъ бѣжать и скрыться, потому что все будетъ въ смятеніи и море и суша». «Море мятется, земля изсыхаетъ, небеса не дождятъ, растенія увядаютъ, и всѣ живущіе на востокѣ земли отъ великаго страха бѣгутъ на западъ, а также живущіе на западѣ солнца съ трепетомъ бѣгутъ на востокъ. И одни умираютъ отъ голода, другіе истаяваютъ отъ жажды, и нѣтъ милующаго» (Ефремъ Сиринъ).

Царствовать будетъ антихристъ три съ половиной года (Дан. 7, 25; 12, 7; Апок. 12, 14). Господь Іисусъ Христосъ убьетъ антихриста духомъ устъ Своихъ и истребитъ явленіемъ пришествія Своего (2 Сол. 2, 8).

Ап. Павелъ, какъ мы видѣли, связываетъ пришествіе антихриста съ «отнятіемъ удерживающаго». И, дѣйствительно, съ момента отреченія нашего Государя зло неудержимой вольной разливается по всему міру, являясь прелюдіей явленія антихриста.

Не будемъ останавливать наше вниманіе только на большевизмѣ и его злодѣяніяхъ, его стремленіи поработить весь міръ, не менѣе грозенъ и процессъ «отступленія», совершавшійся въ свободномъ мірѣ.

Начнемъ обзоръ нынѣшняго отступленія человѣчества отъ Евангельской истины съ очень характерной въ этомъ смыслѣ статьи ученаго теолога богословскаго факультета Харвардскаго Университета д-ра П. Тилиха «Утраченное измѣреніе въ религіи», напечатанной въ осеннемъ номерѣ 1959 г. Сатерди Ивенинг Пост. Утраченное измѣреніе – это глубина вѣры. Современное человѣчество утратило глубину вѣры и удовлетворяется матеріалистическимъ горизонтальнымъ измѣреніемъ. Д-ръ Тилихъ сознаетъ трагичность положенія, но выхода изъ него не видитъ. Опереться на Библію онъ не можетъ: «наивные библейскіе разсказы изъ сѣдой старины идутъ въ разрѣзъ со свидѣтельствомъ современной науки». Такое же отношеніе его и къ Спасителю – «полу-божественному существу, явившемуся съ неба и туда вернувшемуся». Выводы д-ра Тилиха весьма печальны: онъ спрашиваетъ возможно ли получить отвѣтъ отъ «Рожденнаго внѣ нашего времени?». Отвѣтъ отрицательный. По его убѣжденію наша эпоха переросла богооткровенную религію и д-ру Тилиху нуженъ уже иной богъ.

Характеренъ также расколъ въ протестантскомъ мірѣ, который раздѣлился на два теченія – «фундаменталистовъ» и «модернистовъ». Послѣдніе уже не признаютъ Христа Богомъ.

Нѣкоторыя секты заражены ересью хиліазма: онѣ ожидаютъ пришествіе Христа въ Іерусалимѣ, для устройства благоденствія на землѣ, вопреки прямому предупрежденію Спасителя: «Тогда, если кто скажетъ вамъ: “вотъ здѣсь Христосъ”, или “тамъ”, – не вѣрьте. Ибо возстанутъ лже-христы и лже-пророки и дадутъ великія знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ. Вотъ я напередъ сказалъ вамъ. Итакъ, если скажутъ вамъ: “вотъ, Онъ въ пустынѣ”, – не выходите; “вотъ, Онъ въ потаенныхъ комнатахъ” – не вѣрьте. Ибо, какъ молнія исходитъ отъ востока и видна бываетъ даже до запада, такъ будетъ пришествіе Сына Человѣческаго» (Мѳ. 24, 23-27).

Что касается католичества, то оно давно уже стало на путь модернизма и прогресса, все болѣе погружаясь въ матеріализмъ – эту болѣзнь нашей эпохи, и удаляясь отъ Евангельскихъ завѣтовъ о духовномъ совершенствованіи. На первое мѣсто выдвигается догматъ главенства папы, чуждый первохристіанству, который затемняетъ, или даже замѣняетъ всѣ другія добродѣтели. Потерявъ духовность, католицизмъ уже не можетъ понимать и духовный смыслъ событій и въ страшномъ гоненіи русской Церкви онъ не видитъ «Знаменія времени». Наоборотъ, склоненъ разсматривать его, какъ благопріятное ему историческое явленіе, подготовляющее почву для подчиненія русскаго народа папѣ.

По причинѣ оскудѣнія вѣры въ западномъ христіанскомъ мірѣ усиливается тяготѣніе къ языческимъ восточнымъ религіямъ: нео-индуизмъ сь его лже-мистикой теперь въ почетѣ: его звѣзда восходитъ на западномъ небосклонѣ, и онъ претендуетъ черезъ какихъ-нибудь четверть вѣка стать господствующей въ мірѣ религіей. Наряду съ этимъ распространяется повсюду матеріализмъ, маловѣріе и уже полный атеизмъ. И вслѣдствіе этого быстрое паденіе нравовъ.

***

Итакъ, «Удерживающій» взятъ, преграды злу исчезли, міръ катится въ бездну. За ничтожный въ историческомъ смыслѣ отрѣзокъ времени въ 40 лѣтъ, міръ сталъ неузнаваемъ. Отступленіе въ полномъ разгарѣ. При этомъ техническій прогрессъ развивается со сказочной быстротой. Предъ его могуществомъ исчезаютъ пространство и время, и стираются всѣ земныя преграды и границы. И если четверть вѣка тому назадъ явленіе единаго мірового владыки могло казаться утопіей, то теперь міръ и идеологически и технически идетъ къ этому быстрыми шагами.

Осталась послѣдняя надежда на спасеніе міра черезъ возрожденіе Россіи. Надежда на то, что «удерживающій» отнятъ только временно для наказанія и вразумленія. Надѣяться на это есть основанія, но это уже другая тема. Если же Россія не воскреснетъ, то катастрофа міровая неизбѣжна.

Это понятно не только намъ – русскимъ: есть мыслители и на Западѣ, которые видятъ, что послѣдній исчерпалъ свои нравственныя и духовныя силы (Шпенглеръ), и обращаютъ свои взоры на Востокъ, ибо русскій народъ сохранилъ еще способность къ подвигу и за вѣру свою идетъ на мученичество (Шубартъ).

А вотъ, что пишетъ участникъ венгерскаго возстанія: «Мы, венгры, никогда не забудемъ, что вмѣстѣ съ нами боролись, проливали кровь и отдавали жизни сыны только одного единственнаго народа на землѣ – русскіе».

Итакъ, остается послѣдняя надежда, надежда на возрожденіе Россіи, которое повлечетъ въ какой-то мѣрѣ и возрожденіе Запада.

***

Существуетъ ошибочная тенденція распространять понятіе «удерживающаго» и на западныхъ политическихъ дѣятелей. Эти политики теперь, когда большевизмъ сталъ угрожать непосредственно имъ и ихъ народамъ, начали борьбу съ большевизмомъ.

Нельзя забывать, что «держащій» есть служеніе мистическое. Онъ получаетъ благодатное помазаніе и духовную силу для своей миссіи, какъ даръ Духа Святаго, подаваемый ему въ Церкви и черезъ Церковь. Что касается до Запада, то онъ единственно своими собственными усиліями не способенъ вырваться изъ водоворота этого «отступленія», его всецѣло захватившаго. Но самое страшное это то, что Западъ до сихъ поръ не изжилъ роковой ошибки отождествлять русскій народъ съ работавшимъ его коммунизмомъ и не хочетъ видѣть, что Русскій народъ является злѣйшимъ врагомъ коммунизма и надежнѣйшимъ союзникомъ въ борьбѣ съ нимъ, какъ опытно познавшій весь ужасъ его террора. И, такимъ образомъ, можетъ случиться, что западные псевдо-удерживающіе обрекутъ Россію на уничтоженіе превосходствомъ своей техники, вмѣсто того, чтобы помочь ей освободиться отъ сатанинскаго плѣна. И тогда, вмѣстѣ съ гибелью русскаго народа, послѣдняго оплота противъ торжества зла, погибнетъ и послѣдняя надежда на спасеніе. Тогда будетъ перейдена послѣдняя черта, за которой пропасть.

Послѣсловіе.

Одна изъ губительныхъ тенденцій нашей упадочной, богоборческой эпохи – это считать все условнымъ, все относительннымъ. Это извѣчный Пилатовскій скептицизмъ, заключений его вопросѣ: «Что есть Истина?».

Какъ слѣдствіе и у насъ, вмѣсто того, чтобы вникать въ смыслъ боговдохновенныхъ откровеній св. Отцовъ, стремленіе толковать ихъ по своему плотскому разумѣнію.

 

И. Концевичъ.

 

«Православная Русь». 1959. № 19. С. 8-10.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: