Протоіерей Іоаннъ Флоринскій – Поученіе въ день Казанской Божіей Матери.

Не умолчимъ никогда, Богородице, силы Твоя глаголами недостойніи.

 

Съ ранняго дѣтскаго возраста и до глубокой старости, – до гробовой доски, первое мѣсто по теплотѣ и молитвенности, въ сердцѣ всякаго истиннаго христіанина, занимаетъ Пресвятое имя Богоматери. Не говоря о храмахъ, нѣтъ православнаго жилища, гдѣ-бы не было иконы Владычицы міра. Всѣ къ Ней обращаются, всѣ къ Ней прибѣгаютъ и Она, Благодатная, пріемлетъ наши мольбы и сокрушенные вздохи. Ея любвеобильное сердце, сожалѣя, снисходитъ къ нашимъ немощамъ и подаетъ неоскудныя милости всѣмъ съ вѣрою притекающимъ. Отъ святыхъ чудотворныхъ иконъ Богоматери текутъ обильныя рѣки милостей и чудотвореній; про это всякій знаетъ и большинство изъ насъ испытало на себѣ. Но мой языкъ слабъ выразить бездну милостей и щедротъ, – восхвалить Благодатную по достоянію изумѣваегь мой умъ! А потому переношу ваше вниманіе на историческую судьбу древней, всѣми чтимой, иконы Богоматери, находящейся въ Шлиссельбургской крѣпостной часовнѣ. Всѣ вы знаете, что икона эта древняя, а почему она называется Явленной и Чудотворной для большинства изъ васъ остается въ неизвѣстности.

Давно это было, болѣе пяти сотъ лѣтъ назадъ тому, какъ архіепископъ Новгородскій Василій, по просьбѣ жителей Орѣхова, такъ звали прежде Шлиссельбургскую крѣпость, пріѣзжалъ сюда для освященія башенъ и храма. Была-ли въ этомъ первомъ храмѣ Орѣхова икона Богоматери, лѣтописи молчатъ, но не погрѣшимъ, если допустимъ эту мысль. А съ увѣренностію можно сказать, что предъ этою иконою возносились мольбы и проливались слезы въ тяжелый періодъ царствованія Грознаго. Къ Владычицѣ міра прибѣгали Орѣховцы въ смутныя времена самозванства и шведскихъ набѣговъ и опустошеній. Въ 1611 году орѣховская крѣпость была передана во владѣніе Шведамъ. Много въ то время исчезло православныхъ Святынь и древностей, могла затеряться и святая икона Богоматери, если-бы заботливая рука одного изъ ревнителей православія не сокрыла эту духовную драгоцѣнность отъ глазъ иновѣрныхъ. Икона была замурована въ стѣнѣ древняго русскаго крѣпостного храма и здѣсь сохранялась въ теченіе почти цѣлаго столѣтія. Православные орѣховцы надѣялись такимъ образомъ предохранить глубоко чтимый образъ небесной Владычицы отъ поруганія иновѣрныхъ, твердо вѣря, что Царица небесная освободитъ свой образъ отъ временнаго заточенія и возвратитъ принадлежащій Ей храмъ и русскую область въ руки православныхъ. Надежда эта дѣйствительно исполнилась, но не скоро. Около ста лѣтъ честный образъ Богоматери оставался заложеннымъ въ стѣнѣ, ни кѣмъ не зримый, не вѣдомый.

Въ 1702 году 11-го октября Орѣшекъ, переименованный Шведами Нотембургомъ, снова перешелъ въ руки русскихъ и названъ Шлиссельбургомъ. Самъ Петръ Великій распоряжался осадою крѣпости и, видя неудачный штурмъ и приступъ Фельдмаршала Голицына и другихъ смѣльчаковъ, приказалъ имъ отступить, но доблестный герой смѣло отвѣтилъ посланному: «скажи Государю, что теперь я принадлежу не Петру, но Богу» и, бросившись на приступъ, взялъ крѣпость. Не былъ-ли этотъ поступокъ Голицына внушенъ небеснымъ руководительствомъ и защитой при явной опасности? Смѣю полагать, что небесная Заступница укрѣпила, воодушевила героевъ и своею помощію содѣйствовала тому, что крѣпость снова сдѣлалась обиталищемъ православныхъ.

О днѣ обрѣтенія св. иконы не сохранилось письменныхъ документовъ, но общее единогласное преданіе и письменное заявленіе лица, видѣвшаго самое мѣсто, гдѣ обрѣтена св. икона, ясно свидѣтельствуютъ, что обрѣтеніе было вскорѣ по завоеваніи крѣпости. Самое мѣсто въ стѣнѣ алтаря, бывшей кирки, гдѣ была замурована св. икона, какъ гласитъ преданіе, было постоянно влажно, точно слезы просачивались сквозь камень. Не зная причины, на стѣнѣ не однократно возобновляли штукатурку и окраску, но это не помогало. А въ одну изъ темныхъ ночей, вскорѣ по завоеваніи крѣпости, часовой, стоя на своемъ посту, замѣтилъ какой-то необыкновенный свѣтъ, выходящій, какъ ему показалось, изъ стѣны бывшей шведской кирки. На утро онъ разсказалъ своимъ товарищамъ и вся крѣпость узнала о странномъ видѣніи. Между тѣмъ въ стѣнѣ образовалась трещина, въ которую узрѣли хранившуюся тамъ св. икону. Св. икона носила на себѣ всѣ признаки древности и была почти въ такомъ же видѣ, какъ и теперь, чрезъ 185 лѣтъ.

Благоговѣйное всеобщее чествованіе св. иконы, благодарныя приношенія и привѣсы ясно говорятъ о благодатныхъ чудотворныхъ дѣйствіяхъ, неоскудно исходящихъ на всѣхъ съ вѣрою притекающихъ къ Ея честному образу. Разсказы о многихъ случаяхъ чудесныхъ исцѣленій переходятъ изъ устъ въ уста, отъ предковъ къ потомкамъ. А крестный ходъ 8-го іюля, установленный съ разрѣшенія Правительства, указываетъ на случай наглядной небесной помощи, оказанной чрезъ св. икону жителямъ Шлиссельбурга и окрестныхъ мѣстностей, въ минувшемъ и нынѣшнемъ столѣтіяхъ, во время эпидемій и холерныхъ годовъ.

Сознавая неоскудныя милости отъ честныя иконы – къ Богородицѣ прилѣжно нынѣ притецемъ, въ покаяніи зовуще изъ глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши!

 

Протоіерей Флоринскій.

 

«Вѣстникъ Военнаго Духовенства». 1896. № 20. Ч. Неофф. С. 614-616.

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: