Протоіерей Алексѣй Флоренскій – Слово въ 4-ю недѣлю св. Четыредесятницы.

Время пощенія нынѣ преполовивше, начало Божественнаго житія явѣ покажемъ, и въ конецъ добродѣтельнаго жительства теплѣ потщимся, яко да пріимемъ сладость нестарѣемую. (Стих. вечер. 4 нед. Св. Четыр.).

Изъ четыредесяти дней настоящаго св. поста большая половина протекла уже; еще дванадесять дней и св. Четыредесятеица окончится полнымъ числомъ: предъ нами таинственно засвѣтитъ заря и образъ Свѣтлаго Воскресенія Христова, и св. Церковь, день за днемъ, будетъ призывать насъ уже съ высокими умы созерцать странствіе Владычне, Его безсмертную трапезу, Его спасительныя язвы, Крестную смерть и живоносный Гробъ. – Время поэтому искать намъ плодовъ отъ нашего поста и покаянія, – время подумать и осмотрѣться, достойпо-ли мы проводимъ св. постъ? Къ сему призываетъ насъ и св. Церковь въ нарочитомъ своемъ пѣснопѣніи: «время пощенія нынѣ цреполовивше, начало Божественнаго житія явѣ покажемъ, и въ конецъ добродѣтельнаго жительства теплѣ потщимся, яко да пріимемъ сладость нестарѣемую».

Итакъ, слушатели благочестивые, соучастники поста и покаяніе, искренне воспросимъ себя въ своей совѣсти: есть-ли въ насъ, желаемые и ожидаемые Церковію, начатки Божественнаго житія? Есть ли въ насъ искреннее и твердое желаніе достичь добродѣтельной жизни и укрѣпиться въ ней? Можемъ ли мы, по слову Апостола, сказать о себѣ, что въ преполовившееся время пощенія мракъ грѣховный, какъ темная ночь, прошелъ (Римл. XIII, 12), для насъ, что хладность души нашей по возлюбившемъ насъ Господѣ, какъ зима прейде (Пѣсн. Пѣсн. II, 11), и что внутрь насъ, какъ въ видимой нынѣ природѣ, проявляется спасительная и плодотворная теплота?..

Да, мы привыкли называть, окружающую насъ, природу неразумною; а между тѣмъ, обратите вниманіе, какъ – неразумная – всеразумно исполняетъ свой долгъ и назначеніе! Едва только великое небесное свѣтило обратило къ ней весеннее лице свое, она неукоснительно начала совлекаться хладнаго покрова своего и, измѣнивъ оный въ чистительную влагу, какъ бы омывается ею отъ зимнихъ нечистотъ, и теперь, день за днемъ, болѣе и болѣе воспринимая въ себя живительные лучи солнечные, готовится изнести изъ нѣдръ своихъ всякъ злакъ на службу человѣка (Пс. CIII, 14) и плодоносно возвратить земледѣльцу то сѣмя, которое онъ съ надеждою ввѣрилъ ей на поляхъ и нивахъ своихъ. Къ свѣтлому празднику Христову явится у земли новая праздничная одежда изъ зелени и цвѣтовъ, долины и холмы наполнятся благоуханія и всякое дыханіе и тварь начнеть новую радостную жизнь и дѣятельность, во славу премудраго и всеблагаго Творца.

И къ намъ, слушатели благочестивые, съ открытіемъ дней поста, можно сказать, съ особенною близостію приблизилось духовное наше Свѣтило, Солнце правды, Христосъ, Богъ нашъ. Св. Церковь еще наканунѣ св. поста возвѣщала намъ о семъ устами св. Апостола Павла: нынѣ ближайшее намъ спасеніе.....; нощь прейде, а день приближися (Рим. XIII, 11. 12). И въ самомъ дѣлѣ, во дни поста, съ прекращеніемъ мірскихъ удовольствій, съ воздержаніемъ въ пищѣ и питіи, душа наша свободна болѣе, чѣмъ прежде, воспріять свѣтъ духовный. А сей «свѣтъ Христовъ, просвѣщающій всѣхъ» обильно изливается въ св. Церкви въ нарочитомъ, учащенномъ и усиленномъ, великопостномъ Богослуженіи ея, въ коемъ, и въ примѣрахъ, и въ подобіяхъ, живо изображаются предъ нами какъ красота и блаженство добродѣтели, такъ и гнусность и гибельность разнообразныхъ грѣховъ, – умиленно возбуждается духъ сокрушенія и печали по Бозѣ, милосердно открывается новая спасительная купель къ очищенію грѣховъ и предлагается безсмертная трапеза къ таинственному общенію и соединенію со Христомъ. Что же произвело въ насъ это приближеніе къ намъ и пріумноженіе вокругъ насъ теплоты духовной? Разтаялъ ли въ насъ ледъ сердечнаго безчувствія и излились ли изъ очей вашихъ слезы умиленія и покаявія къ омытію грѣховныхъ нечистотъ нашихъ? Готова-ли душа наша, подобно землѣ къ прозябенію плодовъ истиннаго поста и покаянія? Приготовляясь къ срѣтенію всесвѣтлаго праздника Христова, можемъ ли мы успокоить себя тою отрадною надеждою, что и мы уже не мертвы духомъ, что и въ насъ, по благодати Божіей, есть хотя малые начатки жизни вѣчной?... Или весь нашъ постъ состоялъ только въ одной смѣнѣ пищи, въ одномъ, болѣе или менѣе частомъ, хожденіи въ церковь, въ одномъ холодномъ исповѣданіи грѣховъ предъ духовникомъ, въ одномъ, такъ сказать, временномъ и наружномъ усмиреніи по внѣшнему поведенію своему, безъ внутренней перемѣны въ мысляхъ, чувствованіяхъ и пожеланіяхъ, безъ обновленія нашего духа и сердца?.. Если кто-либо изъ насъ имѣлъ печальную слабость, или неразуміе провести изтекшую половину поста съ такимъ поверхностнымъ и малоплоднымъ покаяніемъ, таковой пусть убѣдится, что безъ внутренняго поста и покаянія, безъ отверженія и умерщвленія въ себѣ грѣховныхъ наклонностей и пороковъ, безъ оживленіи себя чистою любовію къ Богу и ко всему Богоугодному, тщетно пройдетъ для него и остальное время поста и что посему необходимо ему какъ бы вновь вступить на поприще истиннаго и душеспасительнаго поста.

Но возможно ли это, когда болѣе половины поста протекло уже?.. Возможно, слушатели благочестивые, и притомъ съ несомнѣнною надеждою. – То правда, что время святаго поста течетъ и умаляется; но и то – истинно, что неизрѣченное милосердіе Божіе не изчерпывается и не ограничивается временемъ. То правда, что изтекшее время поста прошло для насъ невозвратно; но грядущее, по милости Божіей, въ нашей волѣ. А всевѣдущее милосердіе Божіе прозрѣваетъ и будущее, какъ настоящее, и посему и въ малый часъ временный, и при краткомъ, и даже безмолвномъ покаяніи, являетъ всецѣлое прощеніе и спасеніе тамъ и надъ тѣмъ, гдѣ и въ комъ зритъ нераскаянное сердечное покаяніе. Слѣдуетъ только съ нашей стороны возбудить и оживить въ себѣ крѣпкую вѣру во Христа и Божественное ученіе Его, возненавидѣть все грѣховное и возлюбить все святое и Богоугодное, сознать свою личную грѣховность, сокрушенно омыть ее въ купели покаянія и, съ сыновнимъ дерзновеніемъ соединясь со Христомъ въ Св. Тайнахъ Его, тщательно хранить неразрывное общеніе съ Нимъ путемъ непрестанной внутренней молитвы, путемъ неусыпнаго бодрствованія надъ собою, путемъ самоотверженной борьбы со всѣмъ, что только будетъ отвлекать насъ отъ чистыхъ путей Христовыхъ.

Слушатели благочестивые! Съ Апостольскою радостію привѣтствуемъ тѣхъ изъ васъ, кои, по милости Божіей, сподобились въ изтекшую половипу поста взрастить начатки Божественнаго житія, и всеусердно желаемъ имъ теплѣ потщиться окончить св. постъ въ добродѣтельномъ жительствѣ, дабы къ свѣтлому празднику Воскресенія Христова воспріять сладость нестарѣемую. Но пусть не падаютъ духомъ и маломощные и безплодные доселѣ на поприщѣ св. поста; ни для кого не потеряна надежда, ни для кого не поздно придти въ истинное покаяніе. Милосердый Господь пріемлетъ и во единонадесятый часъ пришедшихъ и ущедряетъ ихъ на равнѣ съ понесшими тяготу дне и варъ (Матѳ. ХХ, 12). Пріиметъ и ущедритъ Онъ, милосердый, и каждаго, кто съ усердною вѣрою и неизмѣннымъ раскаяніемъ поспѣшитъ къ Нему. Аминь.

 

Влизгородной Покровской Слободской церкви священникъ Алексѣй Флоренскій.

 

«Прибавленія къ Вологодскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1891. № 9-10. С. 130-134.

 

«Злакъ» – трава, зелень, растенье.

«Варъ» – выраженіе палящаго зноя, жара, «варный» – знойный, палящій.

 

Объ авторѣ. Протоіерей Алексѣй Никифоровичъ Флоренскій, род. 14 мар. 1837 г., сынъ священника Вологод. епархіи. По окончаніи въ 1860 курса въ Волог. дух. семин., со степенью студента, 9 апр. 1861 г. рукоположенъ во священника къ Покровской церкви, что въ Ямской Кирилловской слободѣ Вологодскаго уезда. Членъ правленія Вологод. дух. училища 1867-1869 гг. Въ 1869 г., вслѣдствіе предложенія члена Учебнаго Комитета при Св. Сѵнодѣ, г. Керскаго: «священникъ Флоренскій долженъ или оставить службу приходскаго священника и исключительно посвятить себя учительской должности, или отказавшась отъ послѣдней, оставаться на священнической должности», – избралъ послѣднее. Учитель того же училища съ 2 сент. 1869 по 12 янв. 1873 г. Помощникъ благочиннаго 1871-1874 гг. Съ 12 дек. 1874 г. утвержденъ благочиннымъ, съ присвоеніемъ званія настоятеля въ соединенномъ Валуховско-Кириловскомъ приходѣ. Благочинный 1874-1884 гг. Депутатъ Вологод. дух. училищ. округа 1867, 1877 по 1885 и 1891-1893 гг.. Священникъ Волог. градской Іоанно-Богословской церкви съ 20 ноября 1901 г. Членъ правленія Вологодскаго дух. училища съ 16 февр. 1905 г. Скончался 15 января 1906 г. Награжденъ: набедренникъ, скуфью, камилавку, наперсный крестъ отъ Св. Сѵнода выдаваемый, саномъ протоіерея (опред. Св. Сѵнода отъ 13 апр. 1901 г. за № 1331), и орденами св. Анны 3-й и 2-й ст.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: