Епископъ Палладій (Добронравовъ) – Будущее отъ насъ не зависящее и будущее для насъ обязательное (Размышленіе на новый годъ).
Провожая въ вѣчность старый годъ, встрѣчая новый, мы невольно устремляемся мыслію къ прошедшему и отъ него переходимъ къ будущему. Прошедшее даетъ намъ возможность заглядывать въ будущее и составлять о немъ свое сужденіе, намѣчать себѣ правила жизни въ будущемъ.
Посмотримъ на протекшіе уже годы нашей жизни. Посмотримъ и на тѣ явленія въ жизни нашихъ ближнихъ, какія извѣстны намъ. Что увидимъ мы? Вотъ одному изъ насъ почти неизмѣнно улыбается счастіе: онъ пользуется прочнымъ здоровьемъ, ему все удается, его труды оканчиваются такимъ успѣхомъ, какого онъ даже и не ожидалъ, ему содѣйствуютъ и сорадуются его домашніе, и его счастіе усугубляется при видѣ счастія близкихъ его сердцу людей. Въ жизни другого – не то: самый упорный и разумный трудъ не сопровождается успѣхомъ, постоянныя препятствія на пути къ благополучію иногда доводятъ его до отчаянія, слабое здоровье нерѣдко препятствуетъ ему трудиться и снискивать достаточныя для жизни средства, въ семействѣ одно скорбное событіе идетъ навстрѣчу другому, а радости почти не скрашиваютъ его скорбной жизни. У нѣкоторыхъ людей счастіе какъ будто съ поразительною постепенностію уменьшается, уступая свое мѣсто цѣлому ряду усиливающихся скорбей и неудачъ, а другіе испытываютъ нѣчто противоположное: точно чья-то невидимая рука отнимаетъ у нихъ одинъ за другимъ поводы къ печали и сѣтованію, предлагая постепенно все новыя и новыя основанія для радованія. Не чаще ли еще видимъ какое то колебаніе въ ряду смѣняющихся радостей и скорбей? Не обычно ли бываетъ, что скорбь смѣняется радостію, а потомъ опять является поводъ къ печали? Вечеръ водворится плачъ, и заутра радость (Псал. 29, 6).
И въ направленіи нашей духовной жизни мы усматриваемъ поразительное разнообразіе. Вотъ съ юныхъ лѣтъ возникшая въ сердцѣ любовь къ Богу и ближнему, смиреніе, чистота, возвышенность стремленій укрѣпляются съ годами, и мы видимъ человѣка уже почти на высотѣ добродѣтельнаго настроенія. Въ другомъ – худыя впечатлѣнія дѣтскихъ лѣтъ осквернили душу, соединились съ новыми искусительными образами и влеченіями, зло въ своемъ ростѣ не встрѣтило противодѣйствія въ притокѣ добрыхъ впечатлѣній, въ благомъ примѣрѣ окружающихъ, въ дружескомъ совѣтѣ или отеческомъ предупрежденіи, и способность къ духовному обновленію почти замираетъ. А у другого христіанина непрерывная борьба между добрыми и нечистыми помыслами, между святыми и грѣховными влеченіями. Добрыя ожиданія относительно того иди другого человѣка нерѣдко не оправдываются. Иногда съ радостнымъ изумленіемъ приходится замѣчать и смѣну грѣшныхъ чувствъ и стремленій добрыми, святыми, истинно христіанскими, радоваться о совершенномъ обращеніи грѣшника на правый путь, о дивномъ превращеніи его въ праведника. Иногда видимъ, какъ усилія добраго воспитателя, самоотверженнаго пастыря, ревностнаго дѣятеля на томъ или другомъ поприщѣ служенія благу людей оказываютъ свое благое дѣйствіе лишь очень поздно, иногда уже въ то время, когда въ успѣхѣ совсѣмъ отчаялись. Бываетъ, что одно доброе слово убѣжденнаго человѣка, какъ будто случайно сказанное, и дѣло вѣры и любви, совершенное лишь ради Бога, не въ присутствіи людей, не ради огласки, оказываютъ неотразимо доброе воздѣйствіе на многихъ, и вотъ является плодъ сторичный, на который нельзя было и надѣяться. Но въ общемъ мы всегда ясно видимъ, что забота христіанина о развитіи въ себѣ добрыхъ чувствъ, о приближеніи къ заповѣданному Спасителемъ совершенству никогда не остается безъ плода и для него и для другихъ: немощи нашей въ ея добрыхъ усиліяхъ помогаетъ Господь Своею всесильною благодатію. Видимъ, что знающій Господа и возлюбившій Его находить и путь къ Нему и въ Его любви почерпаетъ себѣ источникъ непрестаннаго утвержденія въ добрѣ и истиннаго блаженства.
Такимъ образомъ, обращая свое внпманіе къ будущему, спрашивая, что принесетъ намъ грядущій годъ, мы одно можемъ сказать съ полною увѣренностію: очень многое намъ неизвѣстно, очень многое не отъ насъ и зависитъ, но есть область, которую мы можемъ въ значительной степени предвидѣть, въ которой мы будемъ отвѣтственны, ибо отъ насъ зависитъ дать этой области то или другое направленіе. Неизвѣстное не зависитъ отъ насъ и не должно смущать насъ: мы не можемъ его отвратить, никакія усилія не помогутъ намъ во многихъ случаяхъ, и нѣтъ однако основанія предаваться унынію, потому что Промыслъ Божій все дѣлаетъ для нашего истиннаго блага. Но есть другая область, область нашей свободы внутренней, гдѣ мы сами даемъ извѣстную окраску нашей жизни, гдѣ мы не только можемъ, но и должны потрудиться и – потрудиться не мало, и этотъ трудъ будетъ несомнѣнно плодотворнымъ, ни одно усиліе здѣсь не пройдетъ безслѣдно, никто, какъ бы слабъ онъ ни былъ, не будетъ посрамленъ въ своемъ подвигѣ, въ своемъ упованіи. Неизбѣжное не должно насъ смущать, а что отъ нашей свободной воли зависитъ, что при помощи Божіей можетъ быть измѣнено нашею дѣятельностію, что имѣетъ несомнѣнное значеніе не только во времени, но и въ вѣчности, вотъ это должно быть предметомъ нашей постоянной заботы. Не будемъ-же смотрѣть на земное и видимое, будемъ думать больше о небесномъ и невидимомъ, видимая бо временна, невидимая же вѣчна (2 Кор. 4, 18). Объ этомъ вѣчномъ мы и должны имѣть особенное попеченіе.
При мысли о наступающемъ годѣ не будемъ тревожиться, спрашивая, что принесетъ намъ новый годъ, умножатся ли радости, сократятся ли скорби, не ослабѣетъ ли наше здоровье, не одолѣетъ ли насъ крайняя бѣдность и безпомощность. Не будемъ смущаться даже мыслію, которая часто посѣщаетъ многихъ изъ насъ, мыслію о томъ, проживемъ ли мы этотъ годъ или нѣтъ, переживутъ ли этотъ годъ наши родные и друзья, наши покровители. Продолжительность жизни нашей не отъ насъ зависитъ. Мы не можемъ поручиться за одинъ день, мы не можемъ съ увѣренностію сказать, проживемъ ли до вечера, переживемъ ли эту ночь. Дорожить надобно тѣмъ, что имѣемъ, и изъ этого извлекать пользу для своей души. Блюдите убо, какъ опасно ходите, не якоже немудри, но яко же премудри, искупующе время (Ефес. 5, 15-16), пріобрѣтая имъ сокровище неотъемлемое, вѣчное. Никогда не будемъ забывать, что одинъ день имѣетъ свое значеніе и для другаго, даже часъ одинъ не проходитъ безслѣдно для послѣдующаго. Христа возлюбимъ всѣмъ сердцемъ своимъ, къ Нему прилѣпимся всѣми силами нашего духа, въ законѣ Его будемъ поучаться день и ночь, ибо тамъ найдемъ и путь къ добродѣтели и поддержку на добромъ пути. Заградимъ окна и двери нашего дома душевнаго для зла, которое можетъ туда вторгнуться. Если помыслы нечистые, чувства недобрыя, намѣренія грѣшныя проникли въ нашу душу, не будемъ равнодушно смотрѣть, скорѣе изгонимъ ихъ изъ нашей области, поспѣшимъ противопоставить имъ добрыя мысли, высокіе примѣры добродѣтели. Противопоставимъ разсѣянію сосредоточенность мысли, враждѣ – молитву за враговъ, невоздержанію – усиленный постъ, гордости – усердное самоукореніе, земнымъ пристрастіямъ – внимательное размышленіе о краткости земнаго странствованія человѣка, о вѣчномъ блаженствѣ тѣхъ людей, которые взяли на себя благое иго и легкое бремя Христово. Много милости у Бога, любовь Его безконечна. Поэтому грѣшникъ не имѣетъ основанія впадать въ безнадежность, въ уныніе. Тотъ, кто палъ, можетъ и долженъ смѣло встать и просить у Бога прощенія и помощи. Мы должны быть внимательны къ каждому своему шагу, чтобы настоящія наши усилія содѣйствовали большимъ и большимъ успѣхамъ нашимъ въ подвигахъ духовныхъ, въ стяжаніи добродѣтелей христіанскихъ. Господь подаетъ помощь Свою трудящемуся для достиженія духовнаго совершенства. Чѣмъ долѣе, чѣмъ съ большимъ напряженіемъ будемъ трудиться для Бога, тѣмъ болѣе обезпечимъ себѣ крѣпкое стояніе въ добрѣ и доступъ въ вѣчныя обители. Но хотя и конецъ земнаго странствованія близокъ, но напряженіе воли, усиленные подвиги, сугубая молитва привлекутъ къ намъ милость Божію и дадутъ намъ возможность получить прощеніе, очиститься отъ грѣховъ, обновиться, просвѣтиться духомъ, приблизиться къ Богу, сдѣлаться наслѣдниками царства небеснаго. Пришедшій ко Христу уже при наступленіи вечера своей жизни пусть не отчаявается, а дѣлаетъ все, что возможно съ его стороны, и Божія благодать поможетъ ему въ его усиліяхъ. Духовное обновленіе было возможно и въ одинъ часъ для разбойника благоразумнаго: возможно оно и для другихъ. Спѣшите только, пока еще продолжается день. Бойтесь, чтобы ночь смерти не застигла васъ безъ всякаго приготовленія къ невечернему дню царства Христова.
Ясно и то, что мы не должны быть равнодушными зрителями того, что совершается въ духовной жизни нашихъ ближнихъ. Здѣсь мы можемъ помочь, можемъ и повредить. Примѣръ постоянно возрастающей праведности, примѣръ рѣшительнаго противодѣйствія прежде пріобрѣтеннымъ грѣховнымъ навыкамъ, примѣръ совершеннаго духовнаго обновленія, доброе слово, призывающее къ вѣрности Христу, къ обращенію, искренно предостерегающее отъ грѣха, теплая молитва за ближнихъ – все это развѣ можетъ остаться безслѣднымъ для жизни другихъ людей? Конечно – нѣтъ. Доброе сѣмя духовное раньше или позже прорастетъ и дастъ плодъ по роду своему. Не ктому убо другъ друга осуждаемъ, но сіе паче судите, еже не полагати претыканія брату или соблазна (Римл. 14, 13). Не будемъ спокойно коснѣть въ грѣховныхъ привычкахъ нашихъ, чтобы примѣръ нашей безпечности въ дѣлѣ спасенія не былъ пагубенъ для окружающихъ насъ, а чрезъ нихъ – и для многихъ другихъ. Малое зло въ связи съ другими обстоятельствами можетъ быть причиною величайшихъ нестроеній въ духовной жизни. Худое слово, неосторожно сказанное, бываетъ поводомъ къ глубокому развращенію множества неустойчивыхъ и легкомысленныхъ людей, къ цѣлому ряду безнравственныхъ возмутительныхъ, вредныхъ дѣйствій со стороны и отдѣльныхъ людей, и многочисленныхъ собраній. Чѣмъ выше положеніе человѣка, чѣмъ большее число людей зависитъ отъ него въ томъ или другомъ отношеніи, тѣмъ большее зло можетъ причинить его дурной поступокъ, его худое, легкомысленно сказанное, слово. Иной потомъ и перемѣнится самъ, совершенно исправится, будетъ говорить людямъ одно доброе, чистое; но зло, сознательно или безсознательно посѣянное имъ среди людей, будемъ расти и расти, и онъ съ великою скорбію, даже съ ужасомъ будетъ взирать на злые плоды своего вольнаго или невольнаго воздѣйствія на людей, а мятущаяся совѣсть будетъ подсказывать ему – и не безъ основанія – еще большее, чего онъ непосредственно увидѣть не можетъ. Будемъ же внимательны не только къ поступкамъ своимъ, къ образу жизни, но и къ рѣчамъ своимъ, къ каждому слову своему. Будемъ внимать себѣ, чтобы спастись самимъ и послужить спасенію ближнихъ. Пусть всегда звучитъ въ сердцѣ нашемъ гласъ Христа Спасителя: Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Мы можемъ многое сдѣлать для своего духовнаго обновленія, можемъ оказать значительное воздѣйствіе на жизнь нашихъ ближнихъ, можемъ внести свою лепту въ сокровищницу вѣчности. Многое, очень многое зависитъ отъ нашей воли. Не будемъ-же смущаться и унывать при мысли о томъ, что не отъ насъ зависитъ, что устрояется или попускается Божіимъ Промысломъ по невѣдомымъ для насъ цѣлямъ, гдѣ намъ слѣдуетъ лишь преклониться предъ волею Божіею. Чтобы временная наша жизнь была счастливѣе, не будемъ пренебрегать истиннымъ благочестіемъ: благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣющее живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тимоѳ. 4, 8). Будемъ предавать себя въ волю Божію и съ великимъ усердіемъ стремиться къ достиженію духовнаго совершенства. Трудитесь, братія мои, ради вашего земнаго благополучія, ищите же прежде всего царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).
Архимандритъ Палладій.
«Московскія Церковныя Вѣдомости». 1902. № 1. С. 1-5.