Епископъ Меѳодій (Никольский) – Слово въ день памяти св. Пророка Божія Иліи.

«И воста Илія Пророкъ, яко огнь, и слово его яко свѣща горяше» (Сирах. 48, 1).

Таковъ былъ празднуемый нынѣ Церковію великій и дивный Пророкъ Божій – Илія Ѳесвитянинъ. Онъ принадлежитъ къ числу пламенныхъ ревнителей истинной вѣры и безстрашныхъ обличителей идолопоклонства, покровительствуемаго Ахаавомъ и Іезавелью и сильно распространившагося въ царствѣ Израильскомъ. Священная ревность его, сильная какъ огонь, пожигала нечестіе и воспламеняла благочестіе. Во дни своей земной жизни, онъ постоянно ходилъ съ силою своей проповѣди и чудесъ, для успѣха въ борьбѣ съ нечестивымъ служеніемъ Ваалу, усилившимся въ его время. Однажды съ дерзновеніемъ истиннаго посланника Божія предстаетъ предъ царемъ и, въ наказаніе за глубокое нечестіе, предсказываетъ ему трехлѣтнюю засуху и голодъ и, по слову Господню, сокрылся сперва при потокѣ Хораѳѣ, а потомъ удалился къ вдовѣ Сарептской – язычницѣ. Въ первомъ мѣстѣ, для пропитанія его, враны каждое утро приносили ему хлѣбъ и мясо, – во второмъ – горстью муки и нѣсколькими каплями елея около двухъ лѣтъ пророкъ питаетъ себя и семейство вдовы, и тѣмъ въ сердцѣ ея поселяетъ и укрѣпляетъ вѣру въ Истиннаго Бога. Когда предсказанное время засухи и голода приближалось къ концу, Пророкъ, по повелѣнію Божію, явившись Ахааву, убѣдилъ его собрать народъ и лжепророковъ на гору Кармилъ съ тѣмъ, чтобы они избрали служеніе или истинному Богу, или идолу, смотря по тому, кто изъ нихъ низведетъ огонь на жертву. Тогда Илія вознесъ свою пламенную молитву къ Богу, да обратитъ къ себѣ сердца людей, увѣривъ ихъ въ своемъ всемогуществѣ, и вдругъ палъ огонь съ неба въ такомъ обиліи, что истребилъ и жертву, и дрова, и воду, и камни. Народъ въ благоговѣніи палъ на землю и исповѣдалъ Истиннаго Бога; и тогда же, по слову его, пролился отрадный дождь, напоилъ и оплодотворилъ землю. За симъ Илія удалился къ горѣ Хориву и скрылся въ пещерѣ. Здѣсь, послѣ бури, землетрясенія и пламени, явился ему Господь во гласѣ хлада тонка, – (легкомъ вѣяніи тихаго вѣтра) и, когда Пророкъ сталъ жаловаться на истребленіе благочестія, сказалъ ему въ утѣшеніе, что еще седмь тысячъ мужей осталось во Израилѣ, которые не преклонили колѣнъ предъ идоломъ. Наконецъ, сильный поборникъ вѣры и благочестія пріобрѣвъ великую благодать у Бога, сохраненъ былъ отъ общаго удѣла земнородныхъ – смерти. Внезапно явилась огненная колесница съ конями огненными, и въ вихрѣ Илія взятъ на небо.

Слушатели христіане! Мы собрались въ это священное мѣсто для того, чтобы славою праведника прославить Бога дивнаго во святыхъ своихъ, и вмѣстѣ побудить самихъ себя къ подражанію его святой и Богоугодной жизни, для прославленія имени Божія и въ насъ, живущихъ на землѣ.

1. Святый и славный Пророкъ Божій Илія, живя на землѣ, жилъ не для земли, а для неба, непрестанно возводя умъ и сердце свое горѣ – къ единому Богу. «Живъ Господь Богъ силъ, Богъ Израилевъ, Ему же азъ предстою предъ Нимъ» (3 Цар. 17, 1), – такъ говоритъ о себѣ самомъ Пророкъ Божій. Значитъ, первою и главною чертою въ жизни Иліи было непрестанное представленіе вездѣприсутствія Божія, – представленіе, которое разливало свѣтъ свой на всѣ его мысли, желанія и дѣла. Предстоять предъ Богомъ значитъ болѣе всего желать того, чтобы знать волю Божію и каждую минуту дѣлать только то, что Ему угодно и что служитъ къ Его прославленію. Кто стоитъ на стражѣ на такомъ мѣстѣ, гдѣ долженъ замѣчать волю своего Государя; тотъ, безъ сомнѣнія, устремляетъ все свое вниманіе на то, чтобы вѣрно понимать и исполнять его повелѣнія, по его мановенію спѣшить туда, куда онъ покажетъ. Такъ и предъ Господомъ стоитъ тотъ, кто, закрывъ свои чувства для чувственнаго и земнаго, постоянно обращаетъ мысль свою къ горнему, живетъ болѣе духомъ, нежели тѣломъ, и потому можетъ сказать о себѣ съ псалмопѣвцемъ: «предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Псал. 15, 8). Такъ предстоялъ предъ Господомъ и Илія внѣ плоти и міра для Него одного. Быть орудіемъ воли Божественной, прославлять имя Его – было пламеннымъ желаніемъ Иліи; его жизнь была постояннымъ слышаніемъ гласа Божія; онъ искалъ Господа въ громѣ и вихрѣ, и въ дыханіи хлада тонка; онъ повиновался Ему во всѣхъ обстоятельствахъ своей жизни; онъ всегда готовъ былъ сказать предъ Нимъ: «говори, Господи, рабъ твой слышитъ».

Слушатели христіане! Если желаемъ, то и мы можемъ подражать Пророку Иліи. Будемъ, по его примѣру, непрестанно представлять себя въ присутствіи Божіемъ. Это представленіе Господа Бога предъ собою сильно освящаетъ нашу душу. Св. Царь и Пророкъ Давидъ говорилъ въ своей молитвѣ къ Богу: «сохранихь заповѣди Твоя и свыдѣнія Твоя». Почему? «Яко вси путіе мои предъ Тобою, Господи» (Псал. 118, 168). Итакъ, встаемъ ли отъ сна, пусть первою нашею мыслію будетъ мысль о Господѣ нашемъ; примемся ли за какое дѣло, будемъ помнить, что съ нами Господь, взираетъ Онъ на наши занятія и помогаетъ намъ. Ищетъ ли душа покоя, послѣ трудовъ, послѣ огорченій, – пусть обратится съ мыслями ко Господу, Который призываетъ къ Себѣ всѣхъ труждающихся и обремененныхъ, и обѣщаетъ имъ успокоеніе. Идемъ ли куда, будемъ памятовать, что и Господь съ нами, какъ Онъ былъ нѣкогда съ учениками, шедшими въ Еммаусъ; вступаемъ ли съ кѣмъ нибудь въ разговоръ, – будемъ помнить, что слушаетъ насъ Господь. Случится ли съ нами скорбь и радость, – пусть душа наша, первѣе всего, повѣдаетъ Господу свои чувствованія, подобно тому, какъ дитя, любящее мать, испытываетъ ли что нибудь болѣе или менѣе пріятное ему, или непріятное, прибѣгаетъ къ своей матери и объясняетъ ей все. Идемъ ли ко сну, не забудемъ, что и Господь съ нами не воздремлетъ, ниже уснетъ, храняй насъ. Память и воображеніе пусть Его только представляютъ себѣ. Трудно ли это? Въ началѣ трудно, но мало-по-малу пріобрѣтается навыкъ. При постоянномъ стараніи мысль о Богѣ проникнетъ всю душу, согрѣетъ все сердце, и имя Господа будемъ уже произносить съ особеннымъ наслажденіемъ и восторгомъ, такъ что безъ мысли о Господѣ трудно уже будетъ жить намъ. Это и будетъ значить, что въ душѣ нашей Господь, Который есть жизнь, свѣтъ, радость и блаженство наше. Предвкушая только залогъ этого блаженства, св. Давидъ взываетъ къ Богу: «егда разширилъ еси сердце мое, путь заповѣдей Твоихъ текохъ!» (Псал. 118, 32).

2. Другою не менѣе важною чертою въ жизни и характерѣ Пророка Иліи была особенная ревность по славѣ Божіей, побудившая его рѣшительно бороться съ Ахаавомъ и жрецами Ваала, почему самъ онъ и говоритъ о себѣ: «ревнуя поревновалъ по Господѣ Бозѣ Вседержителѣ, яко оставиша Тя синове Израилевы» (3 Цар. 19, 10). Онъ не могъ равнодушно смотрѣть на суевѣріе, идолопоклонство, нечестіе и развратъ своего времени, и всю свою жизнь употребилъ на уничтоженіе идолопоклонства и возстановленіе истиннаго Богопочтенія. Поэтому ненапрасно изображаютъ его съ мечемъ въ рукѣ. Своимъ словомъ и жизнію, онъ былъ мечемъ для нечестія и идолопоклонства; но въ особенности обнаружилъ великую свою ревность въ жертвоприношеніи Кармильскомъ и умерщвленіи имъ всѣхъ лжепророковъ Вааловыхъ. Прошло болѣе трехъ лѣтъ, какъ на землѣ Израильской не было ни дождя, ни росы; но это страшное бѣдствіе не исправило сердца Ахаавова, не произвело желаемаго дѣйствія на царя и народъ. Тогда всемогущій во гнѣвѣ на беззаконія человѣческія, Господь снова посылаетъ ревностнаго поборника вѣры и благочестія со властію посрамить бездушнаго идола предъ лицемъ народа и обличить народъ и царя въ безумномъ нечестіи. Илія повиновался велѣнію Божію, торжественно обличилъ царя въ томъ, что онъ своимъ нечестіемъ ввергъ въ такое бѣдствіе народъ свой, и для рѣшенія спора, кто есть Истинный Богъ, повелѣлъ собрать всѣхъ Израильтянъ, всѣхъ жрецовъ и лжепророковъ Вааловыхъ на гору Кармильскую. Всѣ собрались на мѣсто, назначенное Иліею. «Доколѣ вы будете хромать на оба колѣна? Если у васъ Богъ Іегова, то Ему одному и служите; если же Ваалъ, то служите одному Ваалу» (3 Цар. 18, 21), – воскликнулъ Илія къ народу, и предложилъ признать того Истиннымъ Богомъ, кто сошлетъ огонь съ неба на приготовленную жертву. Вслѣдъ за симъ, онъ предложилъ приготовить двѣ жертвы: одну для идола Ваала, которую въ глазахъ народа должны были принести жрецы языческіе, другую для Бога Израилева, которую имѣлъ вознести Илія. Народъ согласился на предложеніе. Жрецы Вааловы первые приготовили жертву, возложили ее на дрова и начали призывать своего бога восклицаніями, поклонами, колѣнопреклоненіями и воплемъ, но успѣха въ молитвѣ не было. Они усиливали свой крикъ и увеличивали вопль отъ утра до вечера, терзали себя, били и рѣзали себя до крови; но все напрасно: отвѣта имъ не было, огонь не сходилъ, и жертва осталась цѣлою предъ глазами народа. Тогда Илія подозвалъ ближе къ себѣ народъ; устроилъ жертвенникъ изъ двѣнадцати камней, окружилъ его глубокимъ рвомъ, приготовилъ жертву и приказалъ народу лить воду на жертвенникъ и въ ровъ дотолѣ, пока вода смочила и напитала всю жертву, жертвенникъ и дрова и наполнила ровъ вокругъ жертвенника. Илія обратился съ теплою молитвою къ истинному Богу, – Богу Авраама, Исаака и Іакова, чтобы Онъ услышалъ его огнемъ, да уразумѣетъ народъ сей, что Іегова есть Богъ. При этихъ словахъ, ниспалъ огонь съ неба, опалилъ жертвенникъ, воспламенилъ дрова и потребилъ не только жертву, но и камни и самую воду. Весь народъ теперь возчувствовалъ свою виновность, палъ на землю и съ благоговѣніемъ воскликнулъ: «воистину Господь Богъ Иліинъ, Той есть Богъ»! Тогда, въ жару ревности, Илія приказалъ схватить жрецовъ, лжепророковъ и прорицателей Вааловыхъ, которые обманомъ вовлекли народъ въ заблужденіе и, по заповѣди Господней (Втор. 13, 6 и 10) закололъ ихъ при потокѣ Киссовомъ (а ихъ было 450 человѣкъ). Эта ревность Иліи, чрезвычайная въ своихъ проявленіяхъ и, по закону Евангельскому, не вполнѣ примѣнимая для другихъ на дѣлѣ (Лук. 9, 54-55), тѣмъ не менѣе была истою жертвою высокой любви Пророка къ Богу, – ко славѣ Имени Его, посрамила ничтожество ложныхъ Боговъ и утвердила славу Истиннаго Бога Израилева.

Возлюбимъ и мы, слушатели, ревность Иліину по славѣ Бога истиннаго и Вѣрѣ православной. Вѣра есть дѣло Божіе. Ревнуя по вѣрѣ, мы ревнуемъ по славѣ Божіей. Богъ, «ревнитель славы своея» (Исход. 20, 5), не хочетъ того, чтобы человѣкъ угождалъ и Ему и вмѣстѣ міру. Ибо нѣтъ согласія между служеніемъ Богу и служеніемъ міру. «Иже нѣсть со Мною, на Мя есть», глаголетъ Господь (Лук. 11, 23). Міръ лукавый, въ своемъ духѣ и дѣйствіяхъ, всегда враждовалъ и нынѣ враждуетъ противъ вѣры и благочестія ложными правилами, порочными нравами и обычаями, противными духу христіанства. Какъ во времена Пророка Иліи несовмѣстимо было служеніе Богу истинному и Ваалу; такъ и въ наши дни несовмѣстимо другъ съ другомъ служеніе Богу и духу міра. И если бы св. Пророкъ Илія явился среди насъ, то не сталъ бы укорять насъ за служеніе Ваалу, но отнюдь не съ меньшею силою укорялъ бы насъ за служеніе духу міра; такъ какъ нѣтъ Бога, кромѣ Единаго Господа Бога Израилева, и наше служеніе не можетъ быть истиннымъ, если мы дѣлимъ служеніе Ему съ служеніемъ кому-либо иному. Будемъ служить Ему со страхомъ. «Бога бойся и заповѣди Его храни: яко сіе всякъ человѣкъ» (Екл. 12, 13), – т. е. въ этомъ состоитъ какъ бы сущность жизни человѣка, – безъ этого человѣкъ какъ бы не человѣкъ. Будемъ съ разумною ревностію защищать славу и честь Его, и честь святой вѣры, способствуя распространенію ея и приводя другихъ къ вѣрѣ правой, а заблудившихся въ порочной жизни обращая на путь спасенія.

Вознесемъ теплыя и усердныя молитвы къ празднуемому нынѣ Церковію – великому ревнителю вѣры и благочестія Пророку Божію Иліи, чтобы онъ поревновалъ о нашемъ спасеніи, какъ нѣкогда ревновалъ о благѣ народа Божія, и испросилъ намъ у Господа небесную помощь, да возможемъ и мы явить свою ревность по вѣрѣ Православной въ нашемъ Богопочтеніи или благочестіи христіанскомъ и въ дѣлахъ, преимущественно Богоугодныхъ, «творя святыню во страсѣ Божіемъ» (2 Кор. 7, 2) полнымъ послушаніемъ заповѣдямъ Евангельскимъ и постановленіямъ Церковнымъ. Аминь.

 

Меѳодій, Епископъ Острожскій.

Сказано 1896 года, Іюля 20 дня въ Богоявленскомъ монастырскомъ храмѣ.

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1896. № 23. Ч. Неофф. С. 851-857.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: