Чудеса св. великомученицы Евѳиміи.

Въ 451 году совершилось великое чудо отъ мощей св. великомученицы Евфиміи. Черезъ это чудо утвердилось крѣпко святое православіе. Въ этомъ году въ халкидонскомъ храмѣ, гдѣ покоились св. мощи невѣсты Христовой, засѣдалъ 4-ый Вселенскій Соборъ. На него собралось 630 св. отцовъ церкви, просвѣщенныхъ Духомъ Святымъ. Еретики, т. е. люди неправильно вѣровавшіе, спорили съ православными. На грудь св. Евфиміи положили два свитка: одинъ съ исповѣданіемъ чистой вѣры православной, а другой – съ исповѣданіемъ еретиковъ. Положили оба свитка и запечатали гробъ царской печатію; приставили стражу возлѣ раки. Три дня св. отцы постились и молились. На четвертый день открыли гробъ – и увидѣли чудо дивное. Свитокъ православныхъ держала св. великомученица въ правой рукѣ, а свитокъ еретиковъ лежалъ подъ ея святыми ногами. Невѣста Христва простерла правую руку свою и подала свитокъ правовѣрному императору Маркіану и святѣйшему патріарху Анатолію. Возликовали православные. Воспѣли хвалы Господу Всемогущему и всехвальной Евфиміи. Еретики были посрамлены[1].

Послѣ этого дивнаго чуда иконописцы стали изображать на иконахъ св. всехвальную Евфимію со свиткомъ въ правой рукѣ. Къ мощамъ св. угодницы Божіей еще больше стало притекать паломниковъ. Каждое 16-ое сентября, въ день ея памяти ежегодно вытекала изъ ея многоцѣлебныхъ мощей алая, свѣжая кровь, словно только что вытекшая изъ раны. Эту святую кровь епископъ собиралъ губкой черезъ маленькое оконце, которое, было сдѣлано въ мраморной ракѣ. Самыя мощи покоились въ деревянномъ ковчегѣ, внутри каменной раки. Святую кровь епископъ вливалъ въ сосудъ. Весь храмъ наполнялся дивнымъ, небеснымъ ароматомъ, исходившимъ отъ крови св. великомученицы. Епископъ мазалъ св. кровію больныхъ, и они исцѣлялись. Скорбные люди, помазываемые этой кровью благовонной, получали утѣшеніе.

Когда воцарился царь Маврикій, произошло отъ св. мощей великомуч. Евфиміи новое великое и дивное чудо. Этотъ царь, усумнился, какъ изъ св. мощей можетъ истекать свѣжая кровь. Передъ днемъ памяти св. великомученицы, онъ приказалъ запечатать оконце въ мраморной ракѣ. Въ день же праздника царь самъ снялъ печать съ оконца – и тотчасъ же изъ него хлынула благоухающая кровь, похожая на благовонное мѵро, и обильно потекла по полу церковному. Пристыженъ былъ царь. Народъ ужасался, ликовалъ и прославлялъ любимую угодницу Божію!

Въ царствованіе царя Ираклія, по Божіему попущенію, на Грецію напали персы. Непріятели вторглись въ халкидонскую область, опустошили ее. Вервары вошли въ храмъ, гдѣ покоились мощи св. великомуч. Евфиміи. Они подступили къ мраморной ракѣ, пытались поднять каменную доску, но не смогли, сколько ни старались. Даже оконце открыть имъ не удалось! Персы обложили мраморную раку дровами, хворостомъ и подожгли ихъ. Варвары надѣялись, что мраморъ распадется отъ огня. Но пламя не вредило ковчегу. Персы со стыдомъ покинули храмъ.

Когда варвары ушли изъ Халкидона, царь съ патріархомъ рѣшили перенести мощи св. великомуч. Евфиміи изъ Халкидона въ Царьградъ. Тамъ былъ созданъ великолѣпный храмъ во имя св. великомуч. Евфиміи. Мощи ея поставили въ алтарѣ. Мраморная рака служила вмѣсто престола, на которомъ совершалась безкровная Жертва. Какъ и въ Халкидонѣ, отъ ея св. мощей истекала благовонная кровь.

Прошли многіе годы. Воцарился злой царь Левъ Исаврянинъ. Онъ не поклонялся святымъ иконамъ, называлъ ихъ идолами. Онъ преслѣдовалъ и мучилъ людей, которые чтили св. образа. Царь возставалъ и противъ почитанія св. мощей. Левъ не могъ перенести, что отъ многоцѣлебныхъ мощей св. Евфиміи происходятъ дивныя чудеса и истекаетъ кровь! Боясь мятежа народнаго, царь потаенно ночью, со своими придворными, вошелъ въ храмъ, гдѣ покоились св. мощи угодницы Божіей. Левъ открылъ раку и осмѣлился достать оттуда св. мощи. Вмѣсто великой святыни злой царь положилъ въ каменный гробъ смрадныя кости и закрылъ раку мраморной доской. Св. мощи въ деревянномъ ковчегѣ онъ увезъ и положилъ въ одной изъ комнатъ своего дворца. Благочестивыя сестры и дочери царя стали съ великимъ благоговѣніемъ поклоняться св. мощамъ, кадили передъ ними ладаномъ, возжигали свѣчи. Царь, узнавъ оъ этомъ, велѣлъ ночью бросить въ море деревянный ковчегъ со св. мощами. На слѣдующее утро царь на созванномъ соборѣ сталъ поносить св. мощи. Онъ говорилъ народу: «Идите, неразумные люди, идите и увидите, какъ васъ обманываютъ, разсказывая, будто мощи св. Евфиміи многоцѣлебны и нетлѣнны. Откройте гробъ – и вы увидите, правда ли это».

Открыли гробъ, и народъ увидѣлъ смердящія кости. Еретики стали зло смѣяться надъ пораженнымъ народомъ. Люди, не подозрѣвая обмана, оплевали эти кости и выбросили ихъ вмѣстѣ съ мраморнымъ гробомъ изъ храма. Церковь Божію обратили въ пристанище для скота. Кузнецы поставили въ ней свои печи и занимались своимъ ремесломъ. Кузнецы въ Божіемъ домѣ жили со своими женами, дѣтьми. Тамъ, гдѣ раньше раздавались священныя пѣснопѣнія – слышались брань, безчинные крики, безобразное пѣніе грубыхъ ремесленниковъ.

А что же сталось съ многоцѣлебными мощами невѣсты Христовой? Господь ихъ чудесно хранилъ. Когда онѣ были брошены въ морскую пучину, плылъ, по Божьему смотрѣнію, корабль отъ Софійской пристани, на немъ плыли два родныхъ брата, два купца Сергій и Сергонъ. Они замѣтили, что по волнамъ несется ковчегъ, совсѣмъ близко отъ ихъ корабля. Братья достали его изъ воды и подняли на судно, надѣясь найти сокровище. Открыли ковчегъ – пахнуло дивнымъ, неземнымъ благоуханіемъ. Братья въ благоговѣйномъ страхѣ увидѣли св. мощи. Чьи? Они не вѣдали! Братья были благочестивы. Ночью сподобились они дивнаго видѣнія: надъ св. мощами горѣли свѣчи, свѣтильники, пресвѣтлые мужи восхваляли Господа. Сергій и Сергонъ стали умолять Бога открыть имъ, чьи это св. мощи. Господь исполнилъ просьбу братьевъ. Когда они приблизились къ острову Лемносу и заночевали вблизи его – снова сподобились они небеснаго видѣнія: къ кораблю направлялась св. муч. Гликерія, мощи которой покоились на Лемносѣ, а ей навстрѣчу съ корабля вышла прекрасная дѣва. Обѣ обнялись съ любовью. И сказала мученица Гликерія: «Радуйся, мученица Христова Евфимія всехвзльная!». Отвѣтъ былъ: «Радуйся, мученица Христова Гликерія блаженная». Святыя дѣвы облобызали другъ друга и разошлись. Св. муч. Гликерія вернулась на островъ Лемносъ, а св. великомуч. Евфимія на корабль. Это чудо Божее видѣли оба брата. Они возликовали, что съ ними плыветъ такое безцѣнное сокровище. Павъ ницъ передъ ковчегомъ, они умиленно плакали слезами радости. Они думали св. мощи везти къ себѣ на родину, но, когда корабельщики направили паруса въ сторону родины братьевъ, забушевало море, и волны пригнали снова къ острову Лемносу корабль братьевъ. Когда утихло море – корабельщики снова отправились въ путь, но снова корабль возвращенъ былъ къ острову. Такъ было много разъ. Наконецъ, ночью явилась братьямъ св. великомуч. Евфимія, говоря: «Я хочу почивать на островѣ Лемносѣ». Невѣста Христова указала братьямъ создать для нее небольшую церковь. Сергій и Сергонъ пристали къ острову, узнали, гдѣ живетъ епископъ, и направились къ нему. Братья разсказали владыкѣ, какъ они нашли св. мощи и повѣдали ему, что желаніе святой – почивать здѣсь, на этомъ островѣ. Обрадовался епископъ, но просилъ Сергія и Сергона никому не разсказывать о св. мощахъ, т. к. боялся злого царя-иконоборца. Мѵроточивыя мощи св. муч. Гликеріи тоже почивали подъ спудомъ, скрытыя отъ еретиковъ. Недалеко отъ морского берега епископъ благословилъ Сергія и Сергона создать малую церковь въ честь св. великомуч. Евфиміи. Въ ней были положены ея святыя мощи, тоже подъ спудомъ, подъ святымъ олтаремъ. Благочестивые братья рѣшили служить св. великомуч. Евфиміи и остаться при ея св. мощахъ до конца своихъ дней. Они продали товары, которые везли на кораблѣ, отказались отъ міра и стали поститься и молиться. Сергій и Сергонъ усердно подвизались и Господь скоро призвалъ ихъ въ Свое Вѣчное Царство. Передъ кончиною братья положили на гробѣ св. Евфиміи каменную доску и на ней подробно описали, какъ они нашли это безцѣнное сокровище. Черезъ нѣкоторое время епископъ создалъ прекрасный храмъ для мощей св. великомуч. Евфиміи, но въ сонномъ видѣніи ему явилась невѣста Христова и сказала, чтобы онъ перенесъ въ новый храмъ мощи ея сестры во Христѣ, муч. Гликеріи, а ея тѣло оставалось въ малой церкви, пока она не вернется къ себѣ на родину. Епископъ исполнилъ желаніе св. Евфиміи. Мощи св. Гликеріи, оставаясь подъ спудомъ, все же привлекали множество православныхъ. Очень торжественно справлялись дни праздника св. великомуч. Евфиміи и муч. Гликеріи

Однажды, въ день памяти св. великомуч. Евфиміи, на островъ прибылъ царскій воевода – злой иконоборецъ. Онъ замѣтилъ возлѣ малой церкви великое множество народа. Узнавъ, что богомольцы собрались сюда на праздникъ всехвальной Евфиміи, воевода пришелъ въ неописуемую ярость. Онъ со своими солдатами устремился на народъ и разогналъ людей Божіихъ. Приказано было воинамъ разрушить малую церковь. Св. мощи великомуч. Евфиміи иконоборецъ найти не могъ; но на мѣстѣ церкви остались однѣ развалины.

Прошли многіе, многіе годы. Смѣнялись лютые цари-иконоборцы. Наконецъ, воцарился благочестивый царь Константинъ съ матерію своею Ириною. Пока царь былъ отрокомъ, разумная его мать управляла вмѣсто сына. Царица съ любовью и усердіемъ обновила оскверненный храмъ, гдѣ раньше почивали мощи св. великомуч. Евфиміи. Церковь съ помощью благовѣрной христолюбивой царицы снова сталъ великолѣпнымъ домомъ Божіимъ. Храмъ сіялъ золотомъ, чудными иконами, дорогими облаченіями священнослужителей. Прекрасныя божественныя службы въ немъ совершались. Только скорбѣла боголюбивая царица, что въ церкви нѣтъ великой святыни: мощей всехвальной Евфиміи! Царица Ирина слезно молила Всемогущаго Бога, чтобы Онъ открылъ, гдѣ находятся эти мощи.

Милосердный Господь внялъ мольбѣ царицы. Одному знатному человѣку, Анастасію, досталось по наслѣдству имѣніе съ развалинами малой церкви, подъ которой покоились драгоцѣнныя мощи всехвальной Евфиміи. Благочестивый Анастасій воздвигъ на мѣстѣ развалинъ прекрасный, большой храмъ. Завистливые, злые люди наклеветали царицѣ Иринѣ на Анастасія. Онъ былъ лишенъ сана. Отправился онъ въ Царьградъ, чтобы тамъ доказать свою невинность. Анастасій былъ допущенъ въ царскія палаты. Тамъ онъ встрѣтилъ Халкидонскаго митрополита, объяснилъ ему свое дѣло и просилъ обѣлить его передъ благовѣрною царицею Ириною. Митрополитъ, выслушавъ Анастасія, сказалъ ему, что онъ безсиленъ ему помочь и направился къ себѣ домой. Анастасій пошелъ вслѣдъ за архіереемъ. Дойдя до его дома, онъ увидѣлъ прекрасный храмъ и вошелъ въ него помолитьсу. Службы въ это время не было. Анастасій опустился на колѣни и усердно, слезно молился. Дежурный клирикъ подошелъ къ нему и сталъ его разспрашивать, откуда онъ явился и зачѣмъ? Анастасій повѣдалъ клирику свою печаль и спросилъ: «Въ чье имя воздвигнутъ этотъ чудный храмъ?». «Во имя св. Евфиміи всехвальной», отвѣтилъ клирикъ. Услыхавъ послѣднія слова, Анастасій приложилъ правую руку къ груди и съ благоговѣніемъ произнесъ: «О, моя св. Евфимія!». – «Почему ты эту святую называешь своею?» – спросилъ удивленный клирикъ. – «У меня въ церкви хранятся ея святыя мощи. Потому я и дерзаю называть ее моею», объяснилъ Анастасій. – «Какъ это можетъ быть? Правду ли ты говоришь? Если ты лжешь, то самъ на себя наводишь бѣду. Вѣдь царица ищетъ мощи св. Евфиміи. Она просила митрополита молиться, чтобы Господь извѣстилъ его о честныхъ мощахъ». – «Вѣрь мнѣ, у меня дѣйствительно находятся мощи св. Евфиміи всехвальной».

Клирикъ поспѣшилъ къ митрополиту. Тотъ возрадовался и повелѣлъ позвать къ себѣ Анастасія. Послѣдній подробно разсказалъ Архіепископу о мощахъ св. Евфиміи, о двухъ братьяхъ Сергіи и Сергонѣ, которые на каменной доскѣ написали, какъ и гдѣ они нашли это безцѣнное сокровище. Архіепископъ Андрей извѣстилъ о св. мощахъ великомуч. Евфиміи патріарха Царьградскаго. Съ этою радостной вѣстью оба пошли къ царицѣ Иринѣ и къ юному царю.

Всѣ радовались, ликовали, благодарили Господа. Анастасія щедро одарили и вернули ему его прежній санъ. Немедленно былъ приготовленъ корабль, на которомъ духовенство и придворные поплыли на островъ Лемносъ, чтобы привезти оттуда въ .Царьградъ мощи св. Евфиміи. Когда корабль приплылъ на островъ, и жители узнали, что хотятъ ихъ лишить безцѣннаго сокровища – они возмутились противъ царскихъ пословъ и противъ комита Анастасія. Народъ называлъ послѣдняго предателемъ, т. к. онъ донесъ о мѣстопребываніи мощей ихъ горячо любимой угодницы Божіей. Съ трудомъ епископъ Лемносскій успокоилъ народъ и уговорилъ его не противиться волѣ царской. Изъ нѣдръ земныхъ торжественно были взяты св. мощи. Отъ св. мощей исходилъ дивный ароматъ, весь воздухъ исполнился небеснаго благовонія. Со псалмопѣніемъ, со свѣчами, кадилами понесли на царскій корабль безцѣнное сокровище. Лемносцы плакали, рыдали, лишаясь своей великой святыни. Корабль отплылъ, а горько плачущій народъ, вздыхая, провожалъ, глазами отдаляющіяся отъ нихъ св. мощи. Когда корабль приплылъ въ Константинополь, всѣ горожане съ царемъ, царицею, со святѣйшимъ патріархомъ, епископами, со множествомъ духовенства вышли встрѣчать св. мощи, которыя только на время были скрыты по Божіей волѣ на островѣ Лемносѣ. Нельзя описать, какъ торжествовали, ликовали люди Божіи, что имъ Господь снова вернулъ это сокровище. Св. мощи со славою были перенесены въ тотъ храмъ, откуда ихъ похитили злые еретики. Онѣ были положенъ въ ту саму раку, въ которой раньше почивали.

И потекли снова отъ св. мощей неисчислимыя чудеса. Божіи люди прославляли Господа и Его угодницу – св. Евфимію, великомученицу и невѣсту Христову.

 

Монахиня Варвара (Суханова). Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Вып. 7. Jordanville 1961. С. 69-74.

 

[1] Отсюда въ мѣсяцесловѣ подъ числомъ 11 іюля по ст. ст. находиться выраженіе: «св. мученицы Евѳиміи, сирѣчь предѣла отцовъ», которое напоминаетъ о чудесномъ событіи, совершившемся на 4-мъ Вселенскомъ Халкидонскомъ соборѣ, на обличеніе ереси Евтихія. – ред.

 

В настоящее время мощи святой покоятся в соборе св. Георгия в Фанаре. Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904»; надпись в нижнем левом углу лицевой стороны раки гласит: «По благословенію Высокопреосвященнаго Антонія Митрополита С-Петербургскаго».

 

***

Тропарь, гл. 4: Жениха твоего Христа возлюбивши/ и свѣщу твою свѣтлу уготовльши,// добродѣтельми возсіявши, всехвальная Евфиміе,/ тѣмъ возшла еси съ Нимъ на бракъ,/ вѣнецъ страданія отъ Него пріемши./ Но отъ бѣдъ избави насъ,// чтущихъ вѣрою память твою.

Воспоминанію чуда вмц. Евɵиміи, тропарь, гл. 3: Зѣло православныя обрадовала еси/ и злославныя посрамила еси,/ Евɵиміе, Христова добродѣво,/ Четвертаго Собора догматы утвердила еси,/ иже отцы добрѣ исповѣдаша./ Мученице славная,// Христа Бога моли даровати намъ велію милость.

Кондакъ, гл. 4: Во страдальчествѣ твоемъ добрѣ подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудесъ точеньми, всехвальная./ Тѣмже твое успеніе святое поемъ,/ вѣрою притекающе/ въ божественный храмъ твой,/ да избавимся недуговъ душевныхъ// и чудесъ благодать почерпемъ.

Воспоминанію чуда вмц. Евɵиміи, кондакъ, гл. 6: Подвиги во страдальчествѣ, подвиги въ вѣрѣ/ положила еси теплѣ за Христа, Жениха твоего./ Но и нынѣ якоже ереси и враговъ шатаніе/ подъ ноги православныхъ царей покорити моли Богородицею,/ яже отъ шестисотъ тридесяти богоносныхъ отецъ/ предѣлъ пріемшая// и хранящая, всехвальная.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: