Церковь въ келліи святителя Ѳеофана (Путевыя замѣтки).
Домик в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил святитель Феофан.
Малая домовая церковь святителя затворника Ѳеофана остается въ своемъ прежнемъ видѣ, безъ всякаго измѣненія, и составляетъ драгоцѣнную святыню Вышинской обители.
Благоговѣйно преклонили мы колѣна предъ святынею этого храма, гдѣ столько лѣтъ ежедневно архіерей Божій приносилъ безкровную жертву, гдѣ все почти изготовлено его святительскими руками, гдѣ архипастырь-уединенникъ черпалъ силу и крѣпость къ прохожденію многотруднаго своего подвига...
«Церквица въ келліяхъ святителя Ѳеофана занимаетъ уголъ комнаты сѣверо-западный. Значитъ, алтарь ея не на востокъ, по обычаю, а на сѣверъ. Престолъ посвященъ Богоявленію Господню (Ѳеофанъ–Богоявленъ). Занимаетъ она пространство – 4 арш. шириною и 8½ арш. длиною, отдѣленное досчатою перегородкою, недоходящею до потолка. Въ это перегородкѣ находится ведущая въ церквицу дверь, скрытая подъ большою и плотною занавѣсью. Въ длину церквица также недоходящею до потолка занавѣскою раздѣлена на двѣ неравныя части. Меньшая часть, въ которую ведетъ дверь, представляетъ изъ себя трапезу. Здѣсь у стѣны – помѣщеніе для ризъ и другой церковной утвари. Въ другой, большей части, посрединѣ находится престолъ, длиною и шириною въ 1 арш. и высотою въ 1¼ арш. Налѣво, въ углу – небольшой жертвенникъ. На немъ: потиръ, дискосъ, лжица и проч. Все это миніатюрно, разсчитано на весьма ограниченное число Причастниковъ, каковымъ и былъ всегда одинъ совершитель таинства – почившій святитель Ѳеофанъ. На особомъ столикѣ, недалеко оть престола, лежали панагіи и четки (теперь уже хранящіяся въ шкафѣ за стекломъ въ библіотечной комнатѣ); изъ панагій чаще другихъ употреблялась вырѣзанная изъ кипариса самимъ святителемъ, съ изображеніемъ Нерукотвореннаго лика Спасителя. Облаченія и церковная утварь прекрасны и многочисленны. Все это даръ благочестивыхъ почитателей молитвенника Божія, святителя Ѳеофана.
Теперь перечислю иконы.
1) На горнемъ мѣстѣ: Распятіе Господа нашего Бога и Спаса Іисуса Христа, безъ предстоящихъ, въ вышину и ширину окна, которое заграждено святымъ изображеніемъ. Икона кисти самого святителя Ѳеофана на полотнѣ, въ простой деревянной рамкѣ, мѣрою въ 2¼ арш. высоты и 1¼ арш. ширины.
2) По правую сторону: мѣстная икона Спасителя, обыкновеннаго изображенія, какимъ вообще живописуются Лики Господа-Пастыря, Небеснаго Первосвященника. На дскѣ, по золоченому фону, кисти хорошей, 1½ арш. длины, ¾ арш. ширины. Вѣроятно и эта святая икона кисти самого богомольца святителя Ѳеофана.
3) По лѣвую сторону: икона мѣстная Богоматери, и мѣрою, и тономъ живописи по всему подобная Спасителевой иконѣ на дскѣ. Богоматерь держитъ на пречистыхъ дланяхъ обѣихъ Богомладенца Господа Іисуса Христа. Икона тоже живописана самимъ святителемъ.
Примѣчаніе. Такъ какъ въ церквицѣ малой особаго иконостаса, отдѣляющаго алтарь отъ трапезы, нѣтъ, то мѣстныя иконы и помѣщены по сторонамъ горняго мѣста и стоящаго на немъ изображенія Распятія.
4) Выше горняго мѣста, надъ окномъ, помѣщены четыре въ рядъ святыя иконы евангелистовъ: Матѳея, Луки, Марка и Іоанна, съ обычными при нихъ изображеніями – человѣка-ангела, тельца, льва и орла. Всѣ иконы одинаковой мѣры – 2½ четв. вышины и 2 четв. ширины, писаны на полотнѣ, на деревянныхъ рамкахъ. Кисти самого художника – святителя Ѳеофана.
5) Надъ жертвенникомъ: икона Воскресенія Христова, съ двунадесятыми праздниками вокругъ ея. Киста хорошей, византійскаго иконнаго стиля, 2½ четв. вышины и 2 четв. ширины, на дскѣ.
6) Надъ этою иконою: малая икона Спаса Нерукотворенпаго, 1½ четв. вышины и 1 четв. ширины, на полотнѣ, кисти святителя Ѳеофана, по правую сторону отъ нея, въ 1 четв. съ вершкомъ, икона святыхъ мученицъ Софіи, Вѣры, Надежды и Любви, метахромотипическая, на дскѣ. По лѣвую – такого же размѣра живописная икона апостоловъ Петра и Павла, кисти епископа Ѳеофана. Неподалеку отъ этой иконки – лигографическое изображеніе святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова, копія съ древней чудотворной иконы, въ Рязанскомъ Богословскомъ монастырѣ находящейся.
7) На западной сторонѣ окно заставлено иконою Богоявленія, писанною масляными красками на полотнѣ, мѣрою 2½ аршина вышины и 1¼ аршина ширины. Эта храмовая икона писана самимъ святителемъ-безмолвникомъ, и по всему стилю живописи подобна нагорному Распятію. За нею на стѣнѣ три иконы, 3 четверти вышины и 2 четверти ширины, святыхъ апостоловъ, по два лика на каждой иконѣ: Петра и Павла, Симона Зилота и Варѳоломея, Іакова Алѳеева и Андрея Первозваннаго. Живописаны рукою самого святителя-богомольца.
8) Ниже апостольскихъ иконъ, на сей же сторонѣ, икона на дскѣ святыхъ преподобныхъ Варсонтфія Великаго и спостника его Іоанна Пророка, въ монашескихъ схимахъ и мантіяхъ; въ рукахъ у обоихъ угодниковъ Божіихъ большіе, въ ростъ ихъ, кресты – какъ сѵмволъ ихъ крестоносной иноческой, подвижнической жизни. Икона жнвописана самимъ святителемъ Ѳеофаномъ, искреннимъ, особеннымъ чтителемъ сихъ святыхъ преподобныхъ отецъ. Мѣра иконы – 1 четверть съ вершкомъ высоты и 1 четверть ширины. Рядомъ съ нею: икона живописная святыхъ великомучениковъ Георгія Побѣдоносца и царицы мученицы Александры, той же мѣры, какъ и икона преподобныхъ; написана на дскѣ.
9) На восточной стѣнѣ святаго алтаря, отъ мѣстной иконы Спасителя, идутъ святыя иконы: святаго мученика и цѣлителя Пантелеимона, живописная на дскѣ, 1½ четверти высоты и 1 четверть ширины, а за нею – живописная, въ простой деревянной рамѣ, на полотнѣ, икона святаго Архангела Салаѳіила, съ кадиломъ и свѣчею въ рукахъ, въ положеніи молитвенномъ; сверху надъ ликомъ, въ полуциркулѣ, по ширинѣ иконы, написано: «Святый Архангелъ Салаѳіилъ, моляй Бога о человѣкахъ, и человѣки къ молитвѣ возбуждаяй». Икона прекрасная, живописи самого святителя-богомольца Ѳеофана, возбуждавшаго всю жизнь ближнихъ къ неустанной молитвѣ, подобно Архангелу Салаѳіилу. Рядомъ съ нею: икона святаго мученика архидіакона Лаврентія, живописная на дскѣ, 2 четверти вышины и 1½ четверти ширины. За нею большая живописная, прекрасной художнческой кисти, икона, на полотнѣ, святаго Тихона Задонскаго чудотворца. Святитель въ архіерейской мантіи и клобукѣ и съ посохомъ архіерейскимъ въ рукахъ. Икона въ золоченой рамѣ: вышина 1¼ аршина и 1 аршинъ ширины. Рядомъ съ этою иконою, идутъ въ рядъ: икона святой великомученицы Варвары и Архангела Михаила, въ видѣ воина съ мечемъ (два лика на одной иконѣ), икона святаго Тихона Задонскаго, на золоченомъ фонѣ, чеканномъ, на дскѣ, и икона святаго Митрофана Воронежскаго чудотворца, на дскѣ и простомъ живописномъ фонѣ. Всѣ три иконы одной мѣры – 1½ четверти высоты и 1 четверти ширины. Послѣдняя икона святителя Митрофана, какъ говорилъ почившій святитель Ѳеофанъ, дорожившій ею, написана Воронежскимъ благочестивымъ живописцемъ, тѣмъ самымъ, который по сновидѣнію, испрошенному молитвою къ Воронежскому чудотворцу, написалъ ликъ Угодника, до того времени неизвѣстный.. Икона – копія съ подлинной сновидѣнной..
10) Въ трапезѣ на западпой стѣнѣ: икона живописная на дскѣ трехъ святителей – Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоусіаго, вышиною 1½ четв., ширины 1 четв. Живописи хорошей.
11) На южной стѣнѣ въ трапезѣ изображеніе живописное преподобнаго старца Серафима, подвижника Саровскаго, хорошей художественной кисти, вѣроятна самого святителя Ѳеофана, особенно благоговѣвшаго къ батюшкѣ, «ангелу земному», молитвеннику Серафиму. Изображеніе – на полотнѣ, въ черной простой рамѣ. О. Серафимъ живописанъ въ мантіи и епитрахили, въ молитвенномъ положеніи.
Вотъ все описаніе церквицы святителя-богомольца Ѳеофана, слишкомъ двадцать лѣтъ проливавшаго въ ней ко Господу свои смиренныя молитвы.»
Здѣсь умѣстно упомянуть, что, сверхъ перечисленныхъ произведеній кисти святителя Ѳеофана, въ настоятельскихъ келліяхъ находятся три прекрасной живописи портрета, работы незабвеннаго архипастыря-уединенника, а именно: 1) монахини Мѵропіи – первоначальной обладательницы святой иконы Божіей Матери Казанско-Вышинской; 2) жены Ѳеодора Никитича Романова (впослѣдствіи патріарха) – великой старицы инокини Марѳы Іоанновны; 3) болярнна Сергія Кирилловича Нарышкина, благодѣтеля обители, пожертвовавшаго ризу на святую чудотворную икону Богоматери.
Было уже четыре часа, и зазвонили къ вечернѣ, когда мы вышли изъ келліи въ Бозѣ почившаго святителя. Время было идти къ службѣ Божіей, и мы отправились въ Казанскій соборъ, въ правомъ придѣлѣ котораго нашелъ себѣ мѣсто вѣчнаго упокоенія преосвященный Ѳеофанъ. Съ чувствомъ глубокаго внутренняго волненія приблизились мы къ надгробію сего великаго молитвенника, безмолвника, затворника и пустынножителя... Вспомнились намъ его собственныя слова: «когда зароютъ въ могилу... тогда приходи кто хочетъ... и поклончикъ положи». Возсталъ предъ нами смиренный образъ святителя, многолѣтній подвигъ котораго, несмотря па удаленіе отъ міра, по истинѣ можно назвать высокополезною общественною дѣятельностью, и съ умиленіемъ преклонились мы предъ скромнымъ надгробіемъ, подъ которымъ почиваетъ тѣло великаго труженика и теплаго за люди молитвенника.
«Душеполезное Чтеніе». 1896. Май.