Протоіерей Іоаннъ Бухаревъ – О картинкахъ, сочиненіяхъ и зрѣлищахъ соблазнительнаго свойства (По житію святителя Митрофана Воронежскаго. Память его 23-го ноября).

Аще око твое соблазняетъ тя, изми е и верзи отъ себе. Аще десная рука твоя соблазняетъ тя, усѣцы ю и верзи отъ себе (Матѳ. 5, 29. 30).

Такъ учитъ насъ Господь Спаситель относительно всего, что такъ или иначе можетъ соблазнять насъ, т. е. возбуждать въ насъ худые мысли, чувства и желанія, и такимъ образомъ располагать къ худымъ дѣламъ. Онъ говоритъ, что если то лицо, или тотъ предметъ, которые служатъ для насъ соблазномъ, такъ дороги намъ, какъ глазъ или правая рука; то и въ такомъ случаѣ нужно удалиться отъ нихъ, оставить ихъ, – лишь бы убѣжать соблазна. Такъ именно и поступали святые и истинно благочестивые люди. Въ житіи святителя Митрофана, епископа Воронежскаго, мы читаемъ слѣдующее: императоръ Петръ Великій, къ которому былъ близокъ святитель, въ Воронежѣ, близъ адмиралтейства, гдѣ строились корабли, поставилъ для себя дворецъ и украсилъ его статуями языческихъ боговъ, изъ которыхъ нѣкоторые были обнаженными и потому имѣли соблазнительный видъ. Однажды, когда императоръ пригласилъ къ себѣ святителя Митрофана, онъ, увидя соблазнительныя изображенія на дворцѣ, не вошелъ туда, и воротился домой. Узнавъ причину неявки святителя, императоръ разгнѣвался, два раза посылалъ за нимъ и грозилъ казнію, если онъ не явится. Св. Митрофанъ отвѣчалъ, что онъ не можетъ этого сдѣлать до тѣхъ поръ, пока императоръ не прикажетъ уничтожить соблазнительныя для народа статуи, и что онъ не боится казни. «Мнѣ лучше умереть, чѣмъ боязливымъ молчаніемъ, ради человѣкоугодія, изъявить какъ бы свое согласіе на поставленіе гнусныхъ кумировъ въ честномъ мѣстѣ, къ соблазну еще младенчествующаго въ вѣрѣ православнаго народа». Императоръ укротилъ гнѣвъ и приказалъ снять статуи, и тогда только святитель Митрофанъ явился во дворецъ Государя.

Вотъ какъ святитель Митрофанъ смотрѣлъ на вредъ отъ соблазнительныхъ изображеній! Въ самомъ дѣлѣ, великій отъ нихъ вредъ для чистой христіанской нравственности. Христіанинъ долженъ не только избѣгать худыхъ безнравственныхъ дѣлъ, но и худыхъ, беанравственныхъ мыслей, чувствъ и желаній. Не пожелай жены ближняго твоего и пр., говоритъ ему одна изъ 10 заповѣдей закона Божія. Блаженны чистые сердцемъ, поучаетъ Господь Спаситель въ одной изъ 9-ти Своихъ евангельскихъ заповѣдей. Братіе моя, поучаетъ насъ христіанъ св. Апостолъ, что только истинно, что честно, что чисто, что любезно, что только добродѣтель и похвала, о тотъ помышляйте (Фил. 4, 8). Возлюбленные, очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Мерзость для Господа и помыселъ неправедный (Прит. 15, 26), говоритъ и мудрецъ ветхозавѣтный. Нечистыя мысли, чувства и желанія обыкновенно оскверняютъ нашу душу и дѣлаютъ ее нечистою предъ Богомъ и Его недостойною. Мы люди не можемъ видѣть мыслей, чувствъ и желаній другого, но для Господа, всевидящаго, все обнаженно и открыто (Евр. 5, 13), и Онъ видитъ душевную чистоту или нечистоту нашу. Въ житіяхъ святыхъ повѣствуется, какъ погибла монахиня за худыя мысли, чувства и пожеланія, не очищенныя покаяніемъ. Съ другой стороны, отъ грѣховныхъ желаній и помышленій, какъ отъ сѣмянъ, родятся грѣховныя дѣла. Отъ сердца исходятъ злыя помышленія, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, кражи, лжесвидѣтельства, хуленія (Мат. 15, 19). Каковъ грѣхъ отъ соблазнительныхъ изображеній, таковъ же и отъ соблазнительныхъ зрѣлищъ въ театрахъ и отъ книгъ и листковъ соблазнительнаго содержанія. А какъ въ наше, братіе, время распространены соблазнительныя изображенія: во многихъ домахъ они повѣшены открыто на стѣнахъ, выставлены въ окнахъ многихъ изъ картинныхъ магазиновъ, иныя продаются по секрету. Какъ часто встрѣчаются подобнаго рода картины въ иллюстрированныхъ журналахъ и газетахъ! Какое множество распространяется книжекъ и статеекъ въ журналахъ, особенно газетахъ, прямо безнравственнаго содержанія! А въ театрахъ, особенно частныхъ, и лѣтомъ въ общественно-увеселительныхъ садахъ сколько представляется безнравственныхъ сценъ и поется соблазнительныхъ пѣсеиъ! Очень грустно становится, когда представишь все это. Какой ядъ и какимъ потокомъ разливается онъ среди насъ отъ подобныхъ картинъ, зрѣлищъ, книгъ и пѣсенъ!... И этимъ ядомъ упиваются не только взрослые, но, что особенно грустно и гибельно, дѣти. Относительно картинъ, какъ равно и статуй, хотя бы и соблазнительнаго вида, приходится слышать отъ нѣкоторыхъ слѣдующее: «они суть художественныя произведенія, и ими только любоваться и восхищаться можно, а не соблазняться; они служатъ къ образованію вкуса, къ развитію въ насъ чувства изящнаго». Мы не отвергаемъ, что многія, хотя – скажемъ – далеко не всѣ, картины и статуи, изображающія обнаженныхъ и полуобнаженныхъ женщинъ суть произведенія художественныя; но тѣмъ не менѣе не можемъ не сказать, что онѣ служатъ не столько къ тому, чтобы ими любоваться и восхищаться, сколько къ соблазну; онѣ не столько очищаютъ и облагораживаютъ вкусъ, сколько развращаютъ умъ и сердце. Это – не наши только слова и ни на чемъ не основанныя убѣжденія. Нѣтъ, съ ними согласится всякій истинно благородный и благочестивый человѣкъ.

А вы, производители соблазнительныхъ картинъ и сочиненій, неужели думаете, что не грѣхъ вамъ производить подобныя вещи? Если вы принимаете евангельское ученіе Христово, то послушайте, что говоритъ оно о соблазнахъ и соблазнителяхъ. Горе тому человѣку, чрезъ котораго соблазнъ приходитъ (Матѳ. 18, 17). Кто соблазнитъ одного изъ вѣрующихъ въ Меня, тому лучше было бы, если бы повѣсили ему мельничный жерновъ на шею и потопили его въ глубинѣ морской (6 ст.). Устрашитесь грѣха, устрашитесь суда за грѣхъ. Сколько душъ вводите вы во грѣхъ своими произведеніями и потому за сколькихъ душъ вы должны будете отвѣчать на страшномъ судѣ Христовомъ?! Если за соблазнъ одной души Евангеліе грозитъ строгимъ отвѣтомъ, то каковъ же отвѣтъ долженъ быть за весьма многія души?! Устрашитесь тѣмъ болѣе, что соблазнъ отъ вашихъ произведеній будетъ продолжаться цѣлые десятки лѣтъ, даже быть можетъ и столѣтія, пока они будутъ существовать и не уничтожатся такъ или иначе. А кто во все это время будетъ причиною соблазна и кто долженъ быть въ отвѣтѣ за соблазнъ? Вы. Устрашитесь сего страшнаго суда Христова и вы, которые смотрите на соблазнительныя картины и зрѣлища, съ жадностію читаете соблазнительныя сочиненія, которые пріобрѣтаете для себя подобныя произведенія и, имѣя ихъ у себя въ домахъ, картины показываете, а сочиненія читаете и даете читать своимъ друзьямъ и знакомымъ. Неужели и вы думаете, что этимъ не грѣшите? Нѣтъ, вы грѣшите такъ же тяжко и подвергаете себя той же отвѣтственности, что и самые производители сего. Вы и сами соблазняетесь, и другихъ соблазняете.

Итакъ, братіе, всячески берегитесь картинъ и сочиненій соблазнительнаго свойства, какъ равно и такихъ же зрѣлищъ. Вы, слышали, какъ они вредны и грѣховны! (Изд. Кормчій).

 

Протоіерей І. Бухаревъ.

 

«Саратовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1903. № 23. О. Неофф. C. 1177-1180.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: