Бесѣда объ орлецахъ, какъ принадлежностяхъ Архіерейскаго служенія.

Батюшко, говорятъ, что архіереи на орлахъ служатъ. Правда, али нѣтъ?

– Какъ это на орлахъ?

– Да я слыхалъ, что нынѣ архіереи служатъ на какихъ-то орлахъ.

– Не на орлахъ, а на орлецахъ. Орлецами называются круглые коврики съ вышитымъ на нихъ изображеніемъ города, а надъ городомъ орла. Во время службы архіереи всегда стоятъ на такомъ коврѣ, или орлецѣ. И святитель Тихонъ, какъ епископъ, служилъ тоже на орлецахъ. Что же тебѣ пришло на мысль спросить объ этомъ?

– Да мнѣ на диво было, что архіереи служатъ на какихъ-то орлахъ; то-то я и спросилъ.

– Съ чего однако это взято? что это значитъ? какъ вы слыхали?

– Я слыхалъ вотъ что. Когда архіерей становится на орла; тогда онъ говоритъ: если я стану вѣровать и учить не по православному, если стану жить не по христіански, не по Апостольски; то пусть этотъ орелъ унесетъ меня на своихъ крыльяхъ въ адъ.

– Не совсѣмъ такъ. Какъ архіерей встаетъ на орлецъ во время служенія; то не говоритъ того, что ты сказалъ, а при посвященіи его въ санъ епископа нѣчто похожее на это бываетъ. Избранный во епископа, предъ рукоположеніемъ своимъ, въ храмѣ до начатія литургіи, приводится предъ епископовъ, которые въ то время сидятъ на амвонѣ среди церкви въ полномъ облаченіи, становится на изображеніи орла или на орлецѣ[1] и исповѣдуетъ предъ епископами и всею церковію свою вѣру, а для этого произноситъ сѵмволъ вѣры, отвергаетъ заблужденія еретиковъ и даетъ обѣщаніе исполнять правила вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ и наконецъ принимаетъ присягу на вѣрность Государю, – вотъ и все, но и въ это время онъ не говоритъ того, что ты слыхалъ отъ другихъ. Это пустая молва. А что архіерей становится на коверъ съ изображеніемъ города и надъ нимъ орла, то это вотъ что значитъ: изображеніе города означаетъ тотъ каѳедральный городъ, въ которомъ онъ епископомъ и надъ которымъ имѣетъ духовную власть, а орелъ напоминаетъ епископу, что онъ въ ученіи и жизни долженъ быть подобенъ орлу, который возносится выше всѣхъ къ солнцу. Какъ орелъ на своихъ крыльяхъ поднимается слишкомъ высоко отъ земли, такъ и епископъ долженъ быть выше всего земнаго и житейскаго, долженъ быть выше и лучше всѣхъ людей по благочестивой жизни. Какъ орелъ съ такой высоты обнимаетъ своимъ взоромъ большое пространство земли, видитъ оттуда города и селенія; такъ и епископъ долженъ наблюдать надъ своею паствою, надзирать за вѣрою и жизнію христіане, которые поручены его попеченію. Вы замѣчали конечно, что на иконѣ св. Евангелиста Іоанна, напр. на царскихъ вратахъ, изображается орелъ, и это вотъ почему. Евангелистъ Іоаннъ начинаетъ свое Евангеліе словами: «Въ началѣ было Слово (т. е. Сынъ Божій), и Слово было у Бога, и это Слово было Богъ», такимъ образомъ въ первыхъ же строкахъ своего Евангелія говоритъ о предвѣчномъ бытіи и божествѣ Сына Божія: поэтому и называется Богословомъ. Какъ орелъ возлетаетъ слишкомъ высоко, такъ и Евангелистъ Іоаннъ первый, такъ сказатъ, возлетѣлъ такъ высоко, или, иначе, вознесся на высоту такого ученія. Говорятъ, что орелъ можетъ своими глазами смотрѣть на ярко блистающее солнце, тогда какъ никто изъ людей и животныхъ на него прямо глядѣть не можетъ, ничей глазъ не вынесетъ его блистающаго свѣта. Такъ и Евангелистъ Іоаннъ, по откровенію Св. Духа, прозрѣлъ тайну божества о вѣчности и единосущій Сына Божія со Отцомъ и о сотвореніи Сыномъ Божіимъ всего существующаго, а этой тайны никто изъ людей своимъ умомъ постигнуть не могъ. Такъ вотъ, какъ орелъ на иконѣ св. Евангелиста Іоанна Богослова означаетъ высоту его богословія, полноту, чистоту и истинность его ученія о божествѣ Сына Божія; такъ орелъ на коврѣ, на которомъ становится епископъ, напоминаетъ ему, чтобы онъ преподавалъ народу ученіе о Богѣ высокое, чистое, правое и истинное, такое же, какое изложилъ въ своемъ Евангеліи Апостолъ Іоаннъ, чтобы по учительству и назидательности онъ былъ выше всѣхъ подчиненныхъ ему пастырей, т. е. священниковъ.

– Вотъ оно что!

– А нѣкоторые толкуютъ это еще иначе. Одноглавый орелъ, какой вышивается на орлецѣ, былъ гербомъ Римской Имперіи, подобно тому, какъ нынѣ гербомъ Россійской Имперіи служитъ двуглавый орелъ съ изображеніемъ на груди его св. Георгія побѣдоносца. У Римлянъ при войскахъ были знамена, какъ это водится и нынѣ у всѣхъ народовъ; на знаменахъ этихъ быль изображенъ одноглавый орелъ. Іисусъ Христосъ и Апостолы проповѣдовали Евангеліе въ то время, когда Римская Имперія стояла на самой высокой степени просвѣщенія, могущества и славы, язычество, – религія римлянъ и другихъ подвластныхъ Риму народовъ, – господствовало тогда во всей силѣ и стояло крѣпко. Однако, при всемъ этомъ, не смотря на гоненія, которымъ подвергались христіане, не смотря на многія другія препятствія къ распространенію христіанства, Апостолы, бывшіе изъ людей не книжныхъ, не ученыхъ, простыхъ, проповѣдали Евангеліе, распространили вѣру Христову, покорили Христу языческіе народы, и вѣра Христова восторжествовала надъ язычествомъ, крестъ восторжествовалъ надъ Римскимъ орломъ. Изображеніе города и орла на орлецѣ означаетъ римскую Имперію. Поэтому-то епископы, какъ преемники Апостоловъ, и становятся ногами на Римскаго орла въ знакъ того, что Апостолы покорили вѣрѣ Христовой языческую Римскую Имперію[2].

 

«Руководство для сельских пастырей». 1871 г. № 33.

 

[1] Чинъ троекратнаго приведенія и передвиженія хиротонисуемаго отъ хвоста орла до главы его, а равно и троекратное вопрошеніе его о вѣрѣ со стороны первоприсутствующаго архіерея имѣютъ тогъ смыслъ, дабы показать, насколько осторожно и осмотрительно поставляются церковью на столь высокое служеніе избираемыя лица, согласно съ словами святого Апостола къ Тимоѳею: «Руки скоро не возлагай ни на кого же» (1 Тим. 5:22). – ред.

[2] Христіанская иконографія изначально заимствовала изъ античнаго міра изображеніе древняго ритуала calcatio colli (τραχηλισμός), которымъ демонстрировалось полное подчиненіе поверженнаго врага. Плѣнникъ долженъ былъ лежать безъ всякаго движенія на землѣ, а тріумфаторъ символически наступалъ ему ногой на шѣю. Мотивъ попиранія врага также часто встречается на страницахъ Ветхого Завѣта, въ частности, въ Книгѣ Псалмовъ, где говорится о положеніи враговъ въ подножіе ногъ Победителя (см. Пс. 8:7; 17:39-40; 46:4; 90:13; 109:1). – ред


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: