Замѣтка: Какъ освящать новое Евангеліе?

Въ употребляющихся у насъ требникахъ (Большомъ и Дополнительномъ) нѣтъ особаго «чина освященія Евангелія»; нѣтъ этого чина и въ Большомъ Требникѣ Петра Могилы, и потому естественно возникаетъ вопросъ о томъ, какъ освящать новое Евангеліе напрестольное? – За неимѣніемъ особаго «чина освященія новаго Евангелія» у насъ обыкновенно освящается новое Евангеліе посредствомъ одного окропленія св. водою. Въ виду этого нельзя не пожелать, чтобы въ составъ Дополнительнаго Требника, употребляющагося у насъ, внесенъ былъ особый чинъ освященія Евангелія, подобно тому, какъ это сдѣлано относительно многихъ чинопослѣдованій и молитвословій на разные случаи, заимствованныхъ изъ древне-славянскихъ требниковъ.

У нѣкоторыхъ южныхъ православныхъ славянъ и теперь практикуется особый «чинъ освященіи Евангелія»; такой чинъ находится, напр., въ «Дополнительномъ Требникѣ», изд. въ Новомъ Садѣ, 1887 г. (стр. 133-134.), съ благословенія святѣйшаго господина Германа, православнаго Патріарха Сербскаго, Архіепископа Карловицкаго и Митрополита; но и влагать такой чинъ было бы дѣломъ не цѣлесообразнымъ, тактъ какъ всякаго рода новыя чинонослѣдованія, не содержащіяся въ употребляющихся у насъ требникахъ, могутъ получить практическое значеніе – примѣненіе не прежде, какъ будетъ исходатайствовано благословеніе Высшей Церковной Власти на ихъ напечатаніе.

Въ виду не только научнаго интереса, но, быть можетъ, и возможнаго практическаго значенія этого необычнаго чинопослѣдованія, приводимъ его въ полномъ видѣ.

Чинъ освященіи Евангелія книги.

По обычномъ началѣ (Трисвятое по «Отче наш»), и по вогласѣ «Господу помолимся», чтетъ iерей молитву сію:

Господи Іисусе Христе, Слове Божій, иже бѣ искони, благоизволивый же во опредѣленное Тобою время сокровенное отъ вѣка несозданную премудрось Твою открыти намъ въ божественныхъ словесѣхъ ученія Твоего, яже написана суть въ книзѣ благовѣстія (Евангелія) Твоего; Самъ, премудре Царю, призри милостивнымъ взоромъ Своимъ на предложеніе наше, и благослови доброе желаніе наше – поучатися выну божественнымъ глаголомъ Твоимъ, яже суть къ назиданію и спаенію нашему, и освяти книгу сію евангельскую, сотвори ю причастну быти божественныя Твоея благодати, яко да будутъ словеса сія Твоя въ ней начертанныя, и съ вѣрою и благоговѣніемъ чтомыя и слышанныя, пищею нетлѣнною и питіемъ присноживотнымъ душамъ нашымъ, да поучающеся заповѣдемъ Твоимъ возможемъ творити я, вспомоществуеміи благодатію Твоею въ немощи нашей. Яко Ты еси премудрый и всесильный Владыка всяческихъ, Боже нашъ, и Тебѣ подобаетъ слава, честь и поклоненіе Отцу, и Сыну, и Святому Духу, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Таже кропитъ священною водою глаголя: Освящается книга сія Евангеліе, благодатію Пресвятаго Духа, окропленіемъ воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

И творитъ отпустъ. Лобзавъ же Евангеліе поставляетъ его на престолѣ.

 

Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: