Архіепископъ Антоній (Бартошевичъ) – О необходимости борьбы съ эгоизмомъ (Слово на отданіе Воздвиженія Креста Господня).

Сегодняшнимъ воскреснымъ[1] днемъ мы завершаемъ торжество праздника Воздвиженія Креста Господня. Онъ еще передъ нами! Сила Креста есть Любовь Божественная! Сила Креста есть любовь Того, Кто распятъ былъ на немъ, Любовь непобѣдимая, непостижимая и божественная. «Все пройдетъ, – говоритъ Апостолъ, – и пророчества прекратятся, и языки умолкнутъ, и знаніе упразднится, останется только любовь, ибо Богъ есть любовь» (1 Кор. 13, 8) «Такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего единороднаго да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но будетъ имѣть жизнь вѣчную» (Іоан. 3, 16). Пришелъ Сынъ Возлюбленный и принесъ въ этотъ міръ одно только средство для спасенія человѣка – Свою Божественную любовь. Этой любовью Онъ поднялъ и возродилъ человѣка и спасъ его.

Возлюбленные братья и сестры! мы знаемъ, что большей силы, чѣмъ любовь, нѣтъ въ этомъ мірѣ. «Крѣпка, какъ смерть, любовь» (Пѣснь Пѣсней 8, 6), любовь побѣждаетъ даже смерть. Всѣ наши умершіе живы для насъ. Въ Церкви нѣтъ смерти, есть только временная разлука. Мы молимся за нашихъ умершихъ, какъ за живыхъ, и знаемъ, что можемъ помочь имъ нашими молитвами, а можемъ отяготить ихъ пребываніе въ томъ мірѣ нашимъ безобразнымъ поведеніемъ на землѣ. Изъ притчи о богатомъ и Лазарѣ мы знаемъ, что и наши умершіе молятся за насъ, и что мы разлучены съ ними только на время, что мы опять встрѣтимся и будемъ жить вмѣстѣ въ вѣчной любви вѣчнаго Царства Христова. Поэтому для насъ въ Церкви нѣтъ смерти!

Вы знаете, что дьяволъ ненавидитъ Любовь Божію. Она мучаетъ его, терзаетъ, онъ гнѣвается и ненавидитъ, скрежещетъ зубами отъ злобы и хочетъ, чтобы мы всѣ отошли отъ любви Божіей, отъ Бога, и творили его, дьявола, волю. И онъ соблазняетъ насъ главнымъ образомъ чѣмъ? – Страшной силой, которая противится любви къ Богу и другъ ко другу. Эта сила называется ЭГОИЗМЪ, Она раздѣляетъ человѣчество, сѣетъ среди насъ злобу, ненависть, осужденіе. Она сѣетъ среди людей преступленія, убійства и т. д. Эта страшная сила эгоизма хочетъ вырвать насъ изъ любви Божіей и сдѣлать насъ покорными слугами нашего безумія. Вы знаете, что эгоистъ признаетъ только себя самого, онъ думаетъ, что всѣ должны его слушать; онъ одинъ все понимаетъ и не любитъ тѣхъ, кто не воздаетъ ему должное. Эгоистъ какъ бы изъ себя самого создаетъ идола и думаетъ, что всѣ должны ему кланяться. Страшная это болѣзнь – эгоизмъ, и дьяволъ пользуется ею для того, чтобы насъ отвратить отъ любви Божіей. Всѣ мы должны бороться съ этимъ чувствомъ. Всѣхъ насъ это чувство искушаетъ почти съ самого нашего дѣтства. Вѣдь одна только Пречистая Дѣва Марія побѣдила эгоизмъ въ самомъ раннемъ своемъ еще юномъ возрастѣ.

Да, Она побѣдила его. Она боролась съ искушеніемъ эгоизма Своими собственными силами; Своей вѣрой, Своей любовью, Своей чистотой достигла побѣды надъ всѣми страстями. Матерь Божія стала безгрѣшной только тогда, когда Духъ Святой сошелъ на Нее, и Она стала Матерью Богочеловѣка Христа. Но съ этого времени Она начала страдать и мучиться, и вся Ея жизнь прошла въ тяжелыхъ страданіяхъ. Она сострадала Своему Божественному Сыну, и вы знаете, что легче самому страдать, чѣмъ сострадать любимому. Она сострадала Ему всѣ тѣ годы, когда Онъ проповѣдывалъ Евангеліе, Она видѣла злобу противъ Него, видѣла ненависть, которая Его окружала. Какъ мать, она не могла не страдать. Вотъ Она на Голгофѣ у Его Креста. Можетъ быть, это былъ самый тяжелый моментъ для Нея. Она видѣла, какъ страдаетъ Ея Божественный Сынъ!

Но вотъ Онъ съ Креста обращается къ Ней и говоритъ: «Мати Моя, се сынъ Твой», – указуя на апостола Іоанна, а Іоанну говоритъ: «Се Мать твоя». Такъ Сынъ Божественный усыновилъ Іоанна Матери Своей. Нѣкоторые святые отцы, расширяя этотъ моментъ, считаютъ, что въ лицѣ апостола Іоанна Господь имѣлъ въ виду всѣхъ вѣрующихъ въ Него, которымъ Онъ хотѣлъ сказать: «Это Мать ваша», а Матери: «Это дѣти Твои». И вотъ съ тѣхъ поръ Матерь Божія восприняла Божественную любовь Своего Сына къ роду человѣческому, Она молится за насъ, никогда не прекращаетъ Своихъ молитвъ, Она – всепѣтая Мать рода христіанскаго. Отъ многихъ несчастій, болѣзней, страданій и искушеній Она избавляетъ насъ такъ, что мы сами иногда не отдаемъ себѣ въ этомъ отчета, потому что Она молится за насъ и тогда, когда мы сами не молимся, когда мы къ Ней не обращаемся.

Такова Матерь Божія, и сегодня мы празднуемъ Ея праздникъ! Здѣсь, около Креста Христова, лежатъ Ея двѣ чудотворныя иконы[2]. Она съ нами въ этихъ иконахъ: икона Лѣснинской Божіей Матери, Которая своимъ покровомъ покрываетъ этотъ монастырь и живущихъ въ немъ, и вторая икона, прибывшая только вчера, мѵроточивая, которая являетъ въ наши дни величайшее чудо, мимо котораго нельзя пройти! Надо реагировать на него, возлюбленные братья и сестры! Матерь Божія хочетъ сказать намъ сегодня, что Она съ нами реально, потому что мы видимъ мѵро, текущее съ иконы, мы обоняемъ благоуханіе святости Божіей Матери въ немъ, и мы должны, стоя передъ этой иконой, обѣщать Ей бороться съ нашимъ эгоизмомъ, побѣждать наши самолюбіе, самомнѣніе, гордость, которыя раздѣляютъ насъ, раздѣляютъ и терзаютъ семью и Церковь. Каждый изъ насъ долженъ помнить, какъ радостны и благодатны кротость и смиреніе, какой миръ вносятъ они въ душу человѣческую и какъ терзаетъ эту душу эгоизмъ, издѣваясь надъ человѣкомъ, внушая ему, что всѣ должны дѣлать то, что онъ хочетъ, что онъ говоритъ, какъ онъ понимаетъ.

Возлюбленные братья и сестры, такъ какъ эта борьба предстоитъ въ жизни каждому изъ насъ, будемъ молиться сегодня Матери Божіей, чтобы помогла Она намъ. Пресвятая Богородице, спаси насъ, не остави насъ, научи насъ любить Твоего Божественнаго Сына, покрой насъ кровомъ крилу Твоею, отжени отъ насъ всякаго врага и супостата! Да пребываетъ же на насъ покровъ Матери Божіей, которая съ нами во вся дни до скончанія вѣка. Аминь.

 

«Православная Жизнь». 1993. № 9. С. 2-4.

 

[1] Въ 1992 г. Отданіе Воздвиженія Животворящаго Креста Господня приходилось на Воскресенiе.

[2] Произнесено въ 1992 г. въ день престольнаго праздника въ Лѣснинской обители въ Провемонъ, куда къ этому дню неожиданно прибыла и святая чудотворная икона Божіей Матери Иверская мѵроточивая.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: