Архіепископъ Макарій (Миролюбовъ) – Слово въ недѣлю седьмую по Пасхѣ.
Cе есть животъ вѣчный: да знають Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ еси, Іисусь Христа (Іоан. 17, 3).
Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи предлагается намъ такое правило, которое мы должны искать и исполнять по внушенію самой природы. Кто не знаетъ, что первая обязанность наша состоитъ въ познаніи Бога и посланнаго Имъ Іисуса Христа? Познаніе сіе столь важно и многозначительно для насъ, что служитъ основаніемъ для всѣхъ нашихъ познаній. Безъ познанія Бога мы не могли бы познать ни себя самихъ, ни окружающей насъ природы, не могли бы знать и обязанностей своихъ къ Богу и ближнимъ. Между тѣмъ нельзя сказать, чтобы это самое познаніе составляло нынѣ у насъ главный и постоянный предметъ нашихъ занятій. И въ школахъ не всѣ пріобрѣтаютъ надлежащее познаніе о Богѣ, а по выходѣ изъ школы часто забываютъ и пріобрѣтенное въ ней. Многіе изъ христіанъ довольствуются небольшими понятіями о Богѣ, пріобрѣтенными изъ дѣтства, и не сознаютъ потребности къ пріумноженію и расширенію оныхъ. Чтобы помочь этому недостатку, нужно постоянно напоминать о необходимости для насъ познаній вѣры Христовой.
Понятіе о Богѣ намъ врожденно. Для удовлетворенія этому врожденному понятію, люди старались выражать оное въ Богопочтеніи, въ священныхъ обрядахъ и жертвоприношеніяхъ. По этой причинѣ не было народа, который не имѣлъ бы познанія о Богѣ и не выражалъ бы онаго во внѣшнихъ дѣйствіяхъ. Но всѣ эти познанія не удовлетворяли уму человѣческому. До пришествія Спасителя всѣ народы блуждали во тьмѣ идолослуженія и ожидали небеснаго свѣта для своего просвѣщенія. Какъ среди зноя, они томились жаждою и искали въ ней утомленія. И вотъ является на землю Спаситель, просвѣщающій всякого человѣка, грядущаго въ міръ. Его небеснымъ свѣтомъ всѣ должны были просвѣтиться. Въ Его ученіи, какъ неисчерпаемомъ источникѣ, всѣ жаждущіе должны были находить утоленіе. Бога никтоже видѣ нигдѣже: единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). Дѣйствительно, гдѣ больше можно найти удовлетворенія, какъ не въ Евангеліи? Здѣсь сообщается познаніе о Богѣ полное и совершенное. Вѣра Христова, возвѣщенная намъ въ Евангеліи, научаетъ насъ всему, что нужно знать намъ о Богѣ и Его отношеніи къ міру и человѣку. И самыя познанія, сообщенныя вѣрою, бываютъ столь тверды и убѣдительны, что съ ними не можетъ сравняться ни одно познаніе пріобрѣтаемое умомъ.
Вмѣстѣ съ понятіемъ о Богѣ врожденно намъ понятіе и о добродѣтели. По этому понятію мы желаемъ быть мудрыми, добрыми и счастливыми. Но не всегда понятіе сіе развивается согласно нашему назначенію. Многіе увлекаются земными или чувственными пожеланіями, такъ что вмѣсто добродѣтели слѣдують порокамъ, вмѣсто счастья подвергаютъ себя несчастію. Въ этомъ случаѣ помогаетъ намъ вѣра Христова, очистившая и исправившая всѣ превратныя понятія о добрѣ. Въ вѣрѣ познаемъ мы какъ самую добродѣтель, такъ и препятствія и средства къ доброй и счастливой жизни. Въ Евангеліи открытъ намъ прямой путь ко спасенію. Кто ознакомится со всѣмъ содержаніемъ Евангелія и будетъ прилагать познанія къ жизни, тотъ найдетъ удовлетвореніе Всѣмъ своимъ потребностямъ къ достиженію нравственнаго совершенства. Самъ Іисусъ Христосъ показалъ на себѣ примѣръ совершенства со всѣми препятствіями и средствами къ оному, со всѣми подвигами смиренія и уничиженія, терпѣнія и самоотверженія. По примѣру Начальника и Совершителя нашей вѣры, и мы съ терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ спасенія (Евр. 12, 1).
Велики труды предстоятъ намъ на пути добродѣтельныхъ подвиговъ. Много бываетъ скорбей и несчастій, сомнѣній и недоумѣній въ жизни нашей. Таковое состояніе было бы для насъ несноснымъ и мучительнымъ, если бы не находили мы себѣ успокоенія. Гдѣ же обрѣтается нами успокоеніе? Не въ другомъ чемъ, какъ въ вѣрѣ Христовой. Основатель этой вѣры подаетъ намъ утѣшеніе во всѣхъ нашихъ скорбяхъ и напастяхъ. Онъ призываетъ къ себѣ для успокоенія всѣхъ труждающихся и обремененныхъ (Матѳ. 11, 28). Подъ Его покровомъ находили избранные покой при всѣхъ земныхъ безпокойствахъ. Въ Его небесномъ ученіи открывается вѣра въ Провидѣніе Божіе о всемъ мірѣ и въ особенности о человѣческомъ родѣ. Въ Его также ученіи обѣщается намъ вѣчная жизнь съ праведнымъ мздовоздаяніемъ. Тамъ должны разрѣшиться всѣ сомнѣнія и недоумѣнія; тамъ должна примириться самая добродѣтель съ уготованнымъ для ней блаженствомъ. Но все это сообщается только тому, кто знаетъ истиннаго Бога и посланнаго Имъ Іисуса Христа. А безъ этого Богопознанія не можетъ быть ожидаемаго и успокоенія ни въ настоящей, ни въ будущей жизни.
Гдѣ же можемъ мы познавать Бога и поучаться святому закону Его? Съ малыхъ лѣтъ мы христіане научаемся вѣрѣ Христовой въ домахъ и школахъ. Но чтобы это первоначальное наученіе постоянно возрастало и усиливалось въ насъ, нужно посѣщать храмъ Божій и участвовать въ немъ при общественныхъ Богослуженіяхъ. Безъ этого участія можно забыть свою вѣру съ ея спасительными таинствами и обрядами. И мы видимъ, что нынѣ многіе вмѣстѣ съ охлажденіемъ ко храму охладѣвають къ самой вѣрѣ и забываютъ о Богопознаніи. На основаніи этого союза храмъ Божій издавна почитался училищемъ вѣры и благочестія. Въ немъ учимся мы, какъ должно знать и почитать Бога. Каждое Богослуженіе можетъ способствовать сохраненію истинныхъ, христіанскихъ познаній. Кромѣ общественныхъ Богослуженій, мы можемъ развивать и утверждать вѣру нашу и частнымъ занятіемъ священными предметами, собственнымъ размышленіемъ объ истинахъ вѣры и приложеніемъ оныхъ къ жизни. Но мы не можемъ сказать, чтобы эти средства исполнялись нами столько, сколько нужно для насъ. Ревность къ посѣщенію храмовъ и Богослуженій постепенно хладѣетъ въ насъ, такъ что не считается посѣщеніе это необходимою нашею обязанностію. А внѣ храма, въ домахъ, мы далеки бываемъ отъ богомыслія, занимаясь пустыми разговорами и дѣлами житейскими, но не священными предметами. Въ рѣдкихъ мірскихъ домахъ имѣются священныя книги, а еще рѣже читаются онѣ. Трудно найти семейство и общество, гдѣ бы разсуждали о познаніи и почитаніи Бога, о вѣчной загробной жизни съ ея наградами и наказаніями. Между тѣмъ наше спасеніе, самый животъ вѣчный состоитъ не въ томъ, чтобы обладать земными благами и сокровищами, а въ томъ, чтобы знать единаго истиннаго Бога и Его же послалъ есть Іисуса Христа. Аминь.
Сказанноеы въ Архангельскомъ каѳедральномъ соборѣ, 13 мая 1879 г.
Слова и рѣчи Преосвященнаго Макарія, Епископа Нижегородскаго и Арзамасскаго въ 1879 1880 и 1881 годахъ. М. 1883. С. 133-136.