Священникъ Ѳеодоръ Архангельскій – Великій постъ.

Многіе, помолились въ истекшую недѣлю, покаялись и пріобщились св. Таинъ; соединились со Христомъ; духъ обновленъ, возвысился. Другіе готовятся къ этому святому обновленію. Постъ для всѣхъ совершаетъ свое благое дѣло. По прошествіи недѣли, когда многіе освятиись въ душѣ и у всѣхъ поулеглось волненіе безобразной масляницы, душа несомнѣнно стала воспріимчивѣе ко всякому благочестивому упражненію, поэтому думаемъ, для всѣхъ будутъ благовременны и назидательны размышленія о постѣ.

Великій постъ предъ св. Пасхою установленъ еще Апостолами; въ «Постановленіяхъ Апостольскихъ» читаемъ: «надлежитъ намъ соблюдать постъ Четыредесятницы, которая составляетъ воспоминаніе жизни Христовой и Законодательства» (Constit Apostol. lib. V, cap. 22), о постѣ семъ говорится и въ 69-мъ Апостольскомъ правилѣ. Великій постъ установленъ въ подражаніе 40-дневному посту Іисуса Христа; вотъ гдѣ начало и образецъ поста. «Четыредесятницы не пренебрегайте, говоритъ ученикъ Апостольскій св. Игнатій Богоносецъ, она служитъ подражаніемъ жительству Христову». Установленный Апостолами великій постъ во всѣ времена точно исполнялся Церковью и всегда оказывалъ самое благотворное вліяніе на жизнь христіанина. Церковь всегда смотрѣла и смотритъ на постъ, какъ на установленіе святое, свѣтлое, радостное, спасительное. Тоже свидѣтельствовали всегда св. отцы и учители Церкви. Св. Іоаннъ Златоустъ въ V бесѣдѣ о покаяніи пишетъ: «у насъ сегодня свѣтлый праздникъ и собраніе – торжественнѣе обыкновеннаго. Какая-же тому причина? Это дѣйствіе поста и поста еще не наступившаго, но ожидаемаго. Онъ собралъ насъ въ отеческій домъ; онъ сегодня привелъ въ матернія объятія и тѣхъ, которые доселѣ были небрежны. И если только постъ ожидаемый возбудилъ въ насъ столько ревности, то столько благочестія онъ породитъ въ насъ, когда явится и наступитъ». По наступленіи поста тотъ-же св. отецъ писалъ: «когда подумаю о внезапной перемѣнѣ, происшедшей сегодня, и вспомню о безпорядкахъ вчерашняго дня, то изумляюсь силѣ поста, какъ онъ, вошедши въ совѣсть каждаго, измѣнилъ мысли, очистилъ умъ». А по окончаніи поста св. Іоаннъ Златоустъ уже такъ писалъ: «какое благо не происходитъ для насъ отъ поста? Вездѣ – тишина и чистая ясность; и жилища не свободны ли отъ шума, бѣготни и всякой тревоги? Но прежде еще жилищъ духъ постящихся вкушаетъ спокойствіе, да и городъ весь вездѣ являетъ такое благочиніе... Поэтому должны мы жалѣть опрошедшемъ постѣ, ибо онъ все это обуздывалъ; если самый подвигъ поста мы сложили съ себя, но не прекратимъ любви къ нему».

Нашъ отечественный Угодникъ Божій свят. Тихонъ Задонскій такъ писалъ о постѣ: «Истинный и прямой постъ есть воздержаніе отъ всякаго зла... Да постится умъ твой отъ суетныхъ помышленій, да постится память отъ злопомнѣнія; да постится воля твоя отъ злаго хотѣнія; да постятся глаза твои отъ худаго зрѣнія; уши твои – отъ скверныхъ пѣсней и клеветническихъ шептаній, языкъ – отъ клеветы, осужденія, кощунства, лжи, лести, сквернословія и всякаго гнилаго слова... Вотъ – христіанскій постъ, котораго требуетъ отъ насъ Богъ нашъ»: Заботясь ο спасеніи душъ нашихъ, св. Церковь всѣми мѣрами и правилами желаетъ привести насъ въ такое положеніе, чтобы мысль наша, хоть однажды въ году, вся была постоянно .устремлена внутрь себя и возносилась къ Богу Спасителю нашему.

Не имѣя возможности здѣсь, въ краткой рѣчи, изложить подробно разсужденіе о постѣ; рекомендуемъ желающимъ прочитать брошюру нашего Архипастыря, Преосвященнѣйшаго Сергія, подъ заглавіемъ: «Великій постъ или Святая Четыредесятница у древнихъ христіанъ»; брошюрку эту Владыка издалъ по пришествіи на Астраханскую каѳедру въ назиданіе астраханской паствѣ.

Благодѣтельное вліяніе поста, свѣтлое, духовно-радостное, спокойное настроеніе во время поста несомнѣнно хорошо извѣстно большинству постящихся. Мысли о благотворномъ дѣйствіи поста слышатся и въ богослуженіи,' совершаемомъ въ храмахъ. Церковь въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ всюду называетъ постъ свѣтлымъ, пріятнымъ, чистымъ... «Постимся постомъ пріятнымъ», слышимъ мы пѣніе на часахъ въ понедѣльникъ. «Солнца свѣтлѣе постъ» ... поется въ среду на утрени. Вступая въ постъ и молитву, вѣрующіе въ понедѣльникъ поютъ на утрени въ храмѣ: «Свѣтло начнемъ всечестное воздержаніе, сіяя лучами святыхъ заповѣдей Христа Бога нашего, свѣтомъ любви и молитвы, (духовною) чистотой и крѣпостью силъ, чтобы свѣтоносными (жизнерадостными) встрѣтить Святое Воскрскресеніе»... и мн. др.

Въ концѣ поста настанутъ великіе, святые дни, когда въ одну недѣлю мы переживемъ мыслью и сердцемъ послѣдніе страшные дни земной жизни Господа Іисуса Христа, безконечныя страданія нашего Божественнаго Спасителя, Его ужасную смерть на крестѣ погребеніе; и, переживъ, мы, очищенные внутренно, сх лучшею совѣстью, съ великою радостью встрѣтимъ всемірно-радостное, свѣтлое Христово Воскресеніе...

Вотъ – наши мысли о постѣ. Думаемъ, что въ той сжатой рѣчи мы высказали мысли по существу не безызвѣстныя. Мы – вѣрнѣе сказать, напомнили о добромъ, святомъ, благотворномъ времени, которое переживаемъ. Всѣмъ эти мысли болѣе или, менѣе извѣстны, всѣмъ сродны, всякому естественно слышать о благотворности поста.

Но вотъ слышны мысли новыя, духу нашему, не сродныя, даже противныя. «Итакъ, господа, – мы читаемъ, въ одной изъ газетъ: «не все коту масляница, пришелъ и великій постъ». Впереди, семь недѣль безпросвѣтной («нашей») скуки! Почему, вы спросите меня, я называю ее «нашей»? А вотъ-съ, видите-ли, почему.... Во всѣхъ другихъ городахъ, насколько мнѣ пришлось видѣть или слышать, этой «мертвящей» скуки не бываетъ... (Тамъ) «обмѣниваются мыслями, чтобы окончательно не одурѣтъ»...

Какъ покажется эта развязная, недостойная рѣчь, которая съ маху клеймитъ постъ временемъ скуки безпросвѣтной, мертвящей скуки, временемъ одуренія?! Читаешь подобную вещь и недоумѣваетъ: что это творится? – Церковь приглашаетъ всѣхъ къ посту, молитвѣ, къ духовному обновленію и просвѣтлѣнію, – всѣ идутъ въ храмъ, приближаются къ Господу; вся Русь православная, какъ одинъ человѣкъ набожно спѣшитъ въ Церковь, стремится освятить себя таинствомъ покаянія и соединиться съ Христомъ, пережить съ своимъ Спасителемъ Его страшныя за насъ страданія, – вся Русь рада хоть въ эти святые дни обновиться, возвыситься духомъ: а тутъ клеймятъ это время исконнаго духовнаго обновленія Руси такими эпитетами, которыхъ повторять грѣшно и противно... Какъ хотите, –невозможно понять появленія, такой беззастѣнчивой, развязной, рѣчи о предметахъ вѣры... Крайнее душевное, негодованіе и долгъ побудили насъ отмѣтить такое печальное явленіе и кратко изложить истинное понятіе о постѣ.

Сегодня мы совершаемъ въ церкви чинъ Торжества Православія; здѣсь мы исповѣдуемъ, т. е.; всенародно высказываемъ нашу православную христіанскую вѣру, свидѣтельствуемъ о принадлежности къ Православной восточной церкви. Торжество Православія имѣетъ цѣлью утвердить въ умахъ и сердцахъ нашихъ убѣжденіе въ святости и непоколебимости догматовъ и установленій нашей святой вѣры, и предостеречь отъ непризванныхъ учителей, пытающихся исказить, опровергнуть эти догматы и священныя преданія, и отлучить, отъ себя тѣхъ, кто упорнымъ заблужденіемъ и соблазномъ другихъ самъ отторгъ себя отъ Церкви. Въ этотъ день мы имѣемъ особенное побужденіе говорить и свидѣтельствовать о необходимости сохраненія церковныхъ установленій и въ частности великаго поста, о нашей готовности держаться этого благодѣтельнаго установленія Церкви.

Да не смущаютъ наши мысли и чувства непризванныя печалованія о скукѣ. Всѣ мы призваны не для веселія и удовольстій, а для труда на пользу ближняго, къ угожденію Богу. Ѣсть, пить и веселиться – не нашъ христіанскій принципъ (см. въ Еванг. Луки XII. 36-40); носителя такого принципа Спасителъ назвалъ въ притчѣ о «безумцемъ»... Намъ слышатся другіе призывы, другіе принципы: возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею, и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ. Сія есть первая и наибольшая заповѣдь. Вторая же подобна ей: возлюби, ближняго твоего, какъ самаго себя. На сихъ двухъ заповѣдяхъ утверждается весь законъ (Матѳ. XXII, 36-40). И любовь къ ближнему, по слову Спасителя должна быть ради Господа: люби человѣка, дѣлай ему добро, возносись мыслью къ Богу; для Бога, ради Бога творится доброе дѣло ближнему: понеже сотворите единому сихъ братій моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе – сказалъ Спаситель (Матѳ. XXV, 40).

 

Священникъ Ѳ. Архангельскій.

7 Марта 1899.

 

«Астараханскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 7. Отд. Неофф. С. 330-333.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: