Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Великое и малое въ жизни христіанина (Мѳ. ХХV, 21) (Бесѣда въ 16-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

Въ евангельскомъ чтеніи настоящаго дня мы слышали, братіе, какая несчастная участь постигла лѣниваго и неключимаго раба, который, получивъ отъ господина своего талантъ, не потрудился воздѣлать его и пріумножить, подобно другимъ рабамъ, а закопалъ его въ землю. Почему онъ поступилъ такимъ образомъ? Конечно потому, что почиталъ данное ему слишкомъ малымъ, не стоящимъ трудовъ и заботъ воздѣланія, равно и могущій быть прибытокъ отъ одного таланта слишкомъ неважнымъ, чтобы много заботиться о немъ. Не такъ ли, братіе, бываетъ и у насъ? На многое въ нашей жизни мы почти вовсе не обращаемъ вниманія, какъ на малое и неважное. Опускаемъ, наприм., сдѣлать что-либо доброе потому только, что оно, по-видимому, неважно; допускаемъ или дѣлаемъ что-либо худое потому, что оно кажется невеликимъ; не стараемся искоренить въ себѣ какую-либо недобрую привычку потому, что она кажется намъ неважною; пренебрегаемъ свои обязанности потому, что онѣ представляются намъ слишкомъ малыми и неважными; откладываемъ до другаго, болѣе свободнаго времени, которое никогда почти не приходитъ, какое-либо дѣло потому, что оно кажется маловажнымъ. И мало ли что дѣлается еще все потому, что кажется невеликимъ? Но премудрость Божія заповѣдуетъ намъ: «о велицѣ и о малѣ не неразумѣвай, о малѣ Ми былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю» (Тит. 2, 11-13), и потому правило мудраго дѣлать все, не только великое, а и малое съ должнымъ вниманіемъ и усердіемъ.

Что надобно обращать вниманіе на все великое, что нельзя легкомысленно относиться ни къ чему важному, это очевидно само собою, это, безъ сомнѣнія, и дѣлаетъ каждый по мѣрѣ разумѣнія и силъ своихъ. И самый разсѣянный человѣкъ приложитъ, конечно, стараніе и усердіе, когда поручатъ ему какое-либо важное дѣло; и самый легкомысленный не вдругъ рѣшится на какой-либо явно безчестный и презрѣнный поступокъ. Высокаго подвига, великаго добраго дѣла не можетъ не сознавать великимъ, не одобрять въ своемъ сердцѣ и не пожелать даже исполнить его и человѣкъ не совсѣмъ твердый въ правилахъ добродѣтели и благочестія, равно какъ не можетъ не охуждать и не отвращаться какого-либо явнаго порока или тяжкаго грѣха. Итакъ, о велицѣ, по-видимому, и безъ повелѣнія не неразумѣваетъ каждый.

Но «не неразумѣвай и о малѣ». Потому, во-первыхъ, что мы не всегда умѣемъ правильно различать великое отъ малаго. Намъ представляется иногда великимъ и важнымъ то, что само по себѣ не только мало, а совершенно ничтожно по отношенію къ нашему спасенію и вѣчной жизни. Тебѣ кажется, наприм., дѣломъ великимъ пріобрѣсти какъ можно больше сокровищъ, чтобы обезпечить жизнь свою на долгое время? Остерегись, это обманъ и сѣть лукаваго: «яко не отъ избытка кому животъ его есть, отъ имѣнія его», говоритъ Господь»: «въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ?». Тебѣ представляется очень важнымъ пріобрѣсти славу, почетъ и уваженіе между людьми? Не неразумѣвай, это, можетъ быть, только призракъ, который исчезнетъ и оставитъ тебя во тьмѣ: «горе вамъ», говоритъ Господь, «егда добрѣ рекутъ о васъ вси человѣцы, яко по сихъ творяху лжепророкомъ отцы ихъ». Вы дорожите вниманіемъ, расположеніемъ и покровительствомъ сильнаго человѣка и на этомъ строите ваше будущее счастіе? Остерегитесь: «проклятъ человѣкъ», говоритъ Слово Божіе, «иже надѣется на человѣка, и утвердитъ плоть мышцы своея на немъ: не надѣйтеся на князи, на сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія; изыдетъ духъ его, и возвратится въ землю свою, въ той день погибнутъ вся помышленія его» (Пс. 145, 3. 4), а съ нимъ погибнутъ и всѣ ваши надежды. Такъ точно и многое, «еже въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ», а у Бога самая вѣрная оцѣнка всему. Съ другой стороны, и малымъ весьма часто представляется намъ то, что само по себѣ велико и важно. Тебѣ, наприм., кажется маловажнымъ бросить наобумъ то или другое слово? Не неразумѣвай: «отъ словесъ бо твоихъ оправдишися, и отъ словесъ твоихъ осудишися», говоритъ Самъ Господь: «всяко слово праздно» (только праздное, не говоря уже о словѣ зломъ!), «еже аще рекутъ человѣцы, воздадятъ о немъ слово въ день суда». Тебѣ вовсе не представляется виновнымъ, какой-нибудь нескромный и соблазняющійся взглядъ? Но не такъ судить объ этомъ Господь Спаситель твой и Судія. «Азъ же глаголю вамъ», говоритъ Онъ: «яко всякъ воззрѣвый на жену, ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ» (Мѳ. 5, 28). Ты ни за что почитаешь пройти мимо нищаго, не обративъ на него вниманія? Не неразумѣвай: ты презираешь въ лицѣ его Самого Господа Іисуса Христа, который скажетъ тебѣ на судѣ Своемъ: «понеже не сотворилъ еси единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотворилъ еси». Тебѣ кажется неважнымъ взглянуть завистливымъ окомъ на то, что есть у другихъ и чего нѣтъ у тебя? Остерегись: у тебя въ сердцѣ змія, которая уязвитъ тебя смертельно; ибо ты преступаешь святую заповѣдь Творца своего: «не пожелай всего, елика суть ближняго твоего», а это подвергнетъ тебя вѣчному осужденію. Твоя должность въ обществѣ представляется тебѣ слишкомъ маловажною? Она даже въ презрѣніи у людей? Не неради: въ обществѣ всѣ должности важны и необходимы, и вѣрный въ малѣ поставленъ будетъ, надъ многимъ. О рождествѣ Сына Божія Спасителя міра первые услышали отъ ангеловъ и первые удостоились поклониться Ему послѣдніе, по-видимому, люди въ обществѣ, пастухи Виѳлеемскіе, стерегшіе ночью свое стадо. Въ пещерахъ Кіевскихъ нетлѣнно почиваютъ не одни святители и князи, но и смиренные привратники, иросфорники и гробокопатели. Что, по-видимому, менѣе и незначительнѣе лепты? А и за нее одна вдовица заслужила великую похвалу отъ Господа. Что малоцѣннѣе чаши студеной воды? Но подавшій ее во имя Христово, по Его обѣтованію, не лишится мзды на небѣ. Итакъ, остерегайся и малаго грѣха; потому что онъ, какъ грѣхъ, ненавистенъ предъ Богомъ. Не опускай сдѣлать во время свое и малое доброе дѣло; потому что оно, какъ всякое добро, «пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ».

«Не неразумѣвай о малѣ» и потому еще, что изъ малаго составляется и отъ малаго происходитъ великое; и самыя великія событія происходятъ иногда отъ самыхъ малыхъ причинъ. Изъ малаго зерна выростаетъ большое дерево, изъ малыхъ капель составляется неизмѣримое море, изъ малыхъ песчинокъ образуются цѣлыя горы. Такъ въ мірѣ вещественномъ, такъ и въ мірѣ нравственномъ. Невеликое, по-видимому, дѣло – вкушеніе отъ плода познанія добра и зла; но оно произвело слѣдствія ужасныя, неисчислимыя, безконечныя. Невеликимъ кажется грѣхомъ преступить одну какую-либо изъ малыхъ заповѣдей; но преступающій одну заповѣдь преступаетъ весь законъ, оскорбляетъ Законодателя, отвергаетъ власть Его надъ собою; а «потому повинный въ одномъ бысть всѣмъ повиненъ», какъ разсуждаетъ св. Апостолъ. Отъ одного необдуманнаго слова возникаетъ ссора, потомъ вражда и ненависть, которыя оканчиваются иногда самымъ плачевнымъ и гибельнымъ концемъ. Отъ одного неосторожнаго взгляда возбуждается похоть, которая «заченши рождаетъ грѣхъ, грѣхъ же содѣянъ рождаетъ смерть». Одинъ своевольный поступокъ влечетъ за собою другой; потомъ образуется привычка, которая быстро выростаетъ въ непреодолимую страсть. Не этимъ ли путемъ доходятъ до совершеннаго развращенія, до полнаго омертвенія духовнаго, до ожесточенія во грѣхахъ и конечной погибели? Никто не рождается злодѣемъ, а дѣлаются такими мало по малу, идя по пути преступленія заповѣдей Божіихъ шагъ за шагомъ, начиная съ малаго и переходя къ большему. Съ другой стороны, и добродѣтельными дѣлаются не вдругъ, а постепенно. Начните съ малаго; Богъ дастъ, дойдете и до великаго. Привыкните не опускать никакого, хотя бы и малаго, добраго дѣла; для васъ не будутъ тяжки и великіе подвиги любви къ Богу и ближнему. Благо мужу, егда возметъ на себе яремъ заповѣдей Божіихъ въ юности своей: для него иго Христово воистину будетъ благо, и бремя Его легко.

Итакъ, не только о велицѣ, но и о малѣ не неразумѣвай; и въ малѣ старайся бытъ вѣренъ. Взирай съ благоговѣніемъ на высочайшій примѣръ сего попеченія не о великомъ только, а и о маломъ, который подаетъ намъ Самъ Творецъ и Промыслитель всяческихъ. Что такое нашъ волосъ? Но у небеснаго Промыслителя «и власи главы» нашей «вси изочтени суть» и безъ Его «воли и власъ главы нашея не погибнетъ. Что значитъ «трава сельная, днесь сущая и утрѣ въ пещь вметаемая?». Но «Богъ одѣваетъ» и украшаетъ «ее» такъ, «какъ не одѣвался и Соломонъ во всей славѣ своей. Не пятъ ли птицъ цѣнятся ассаріемъ единымъ?». Но Отецъ небесный питаетъ и одѣваетъ и ихъ, и ни едина отъ нихъ погибнетъ безъ воли Его. Что предъ Богомъ и самъ человѣкъ? Но Отецъ небесный не пощадилъ для спасенія его Сына Своего Единороднаго.

Кто поступаетъ всегда по этому правилу, то есть все – и великое и малое дѣлаетъ съ должнымъ вниманіемъ и усердіемъ, не позволяя себѣ никакого поступка неосмотрительнаго и легкомысленнаго; для кого всякое, хотя бы и малое, дѣло велико уже потому, что оно «добро и пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ», а всякое недоброе дѣло низко и безчестно уже потому, что оно зло предъ Богомъ: тотъ воистину благій и вѣрный рабъ; тотъ услышитъ отъ устъ Господа своего: «о малѣ былъ Ми еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего!». Аминь.

 

Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Т. 3. Слова и Бесѣды на дни воскресные отъ недѣли Фоминой до недѣли о Мытарѣ и Фарисеѣ. М. 1890. С. 264-268.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: