Архіепископъ Амвросій (Ключаревъ) – О долготерпѣніи Божіемъ (Слово въ недѣлю Крестопоклонную).

«Или о богатствѣ благости Его и кротости и долготерѣніи нерадиши, не вѣдый, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ?» (Рим. 2, 4).

Кто во дни покаянія съ искреннею скорбію размышляетъ о грѣхахъ своихъ и вообще озабоченъ нравственнымъ состояніемъ въ души своей, тотъ не можетъ не встрѣтиться съ мыслію о долгорпѣніи Божіемъ.

Много ли, мало ли, думаетъ онъ, я жилъ на свѣтѣ, но мои прошедіе годы покрыты печальною тѣнію безпечности, суеты и запятнаны грѣхопаденіями. Дурныя привычки умножились и укрѣпились, и борьба съ ними дѣлается все труднѣе, а побѣда надъ ними становится все менѣе вѣроятною. Я скорблю и даю обѣты исправиться, но я постоянно ихъ нарушаю и тѣмъ обманываю и себя, и Господа Бога, Которому даю ихъ. Мнѣ стыдно самого себя и страшна мысль о судѣ Божіемъ. И я удивляюсь, какъ досолѣ Богъ не наказалъ меня, не лишилъ здоровья, благополучія и разнообразныхъ даровъ Своей благости.

Смотрю на окружающее меня общество съ его суетою, безпечностію и множествомъ совершаемыхъ въ немъ преступленій, и изумляюсь тому, какъ Богъ всесвятый и всеправедный, оскорбляемый нарушеніемъ Его законовъ отъ бреннаго человѣка, не уничтожитъ во гнѣвѣ Своемъ преступника, какъ мы въ раздраженіи съ ожесточеніемъ убиваемъ ядовитую змѣю, или вредное насѣкомое. А что дѣлается въ цѣломъ мірѣ? Какой дымъ и смрадъ грѣха и всякаго зла отъ нашей несчастной земли поднимается къ небу! Я ужасаюсь при мысли, какъ Богъ терпитъ не только нарушеніе Его законовъ, но и величайшія оскорбленія, наносимыя лично Ему Самому, нашему Творцу и Промыслителю. Его оскорбляетъ униженіе язычниковъ, служащихъ тварямъ вмѣсто Его, ихъ Создателя, забвеніе о Немъ христіанъ, мечтающихъ безъ Него устроить свое благополучіе, хуленіе ученыхъ, отвергающихъ самое бытіе Его, всенародное уничиженіе Его святаго имени и богооткровенной религіи отъ самыхъ правителей народныхъ и законодателей, – и Богъ всемогущій и всеправедный, все это видящій и слышащій, не защищаетъ тотчасъ Своей чести и славы, не казнитъ и не уничтожаетъ немедленно Своихъ оскорбителей и хулителей. Это по истинѣ удивительное какъ бы равнодушіе всеправеднаго Бога къ оскорбительнымъ для него дѣламъ человѣческимъ Божественное откровеніе называетъ Божіимъ долготерпѣніемъ. И только отъ Самого Бога могло произойти и самое это слово, и ученіе, объясняющее это особенное отношеніе Бога къ нашему грѣшному міру. Разумъ нашъ не можетъ понять, какъ Богъ всесвятый можетъ съ кротостію взирать на развращенное человѣчество и «сіять солнце Свое на злыя и благія и дождить на праведныя и неправедныя» (Матѳ. 5, 45)? Какъ можетъ Онъ скрываться и безмолвствовать до того, что грѣшные люди перестаютъ и думать и вѣрить, что есть надъ ними Богъ, праведный Судія? Какая цѣль такихъ непонятныхъ для нашего разума дѣйствій Бога Промыслителя?

Съ удивительною простотою и ясностію слово Божіе отвѣчаетъ на всѣ эти вопросы: «или о богатствѣ благости Его и кротости и долготерпѣніи нерадиши, невѣдый яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ?». Но это простое наставленіе, столь близкое къ вѣрующему сердцу и къ требованіямъ нашей нравственной жизни, имѣетъ, какъ всѣ подобныя изреченія слова Божія, глубочайшія основанія въ священныхъ догматахъ вѣры, и только при раскрытіи этихъ основаній становится совершенно понятнымъ и убѣдительнымъ для любознательнаго ума, какъ непреложная истина. Раскроемъ по мѣрѣ силъ нашихъ эти основанія. Что разумѣется подъ именемъ долготерпѣнія Божія? Долготерпѣніе Божіе, по ученію христіанскому, есть совокупное проявленіе и дѣйствіе трехъ свойствъ Божіихъ: правосудія, благости и премудрости. Въ основаніи и составѣ всего сотвореннаго Богомъ лежитъ истина. Она открывается въ общемъ планѣ мірозданія, законахъ и цѣляхъ бытія, какъ всего міра, такъ и каждаго отдѣльнаго существа. Исполненіе каждымъ твореніемъ вложенныхъ въ него законовъ и правильное теченіе жизни всѣхъ созданій Божіихъ называется правдою, или оправданіемъ въ самой дѣятельности существъ преднамѣреній и воли о нихъ Создателя. Эта правда весьма ясно открывается намъ въ неизмѣнномъ теченіи жизни всей видимой нами природы подъ всесильною рукою Бога Промыслителя: «небеса повѣдаютъ правду Его», говоритъ Псалмопѣвецъ, «и всѣ народы видятъ славу Его» (Пс. 96, 6); «правда Твоя, какъ горы Божіи, и судьбы Твои – бездна шикая!» (Пс. 35, 7). Здѣсь, въ мірѣ вещественномъ нѣтъ противленія волѣ Божіей, все безусловно Ему покорно, и потому нѣтъ неправды и преступленій.

Въ иномъ видѣ является правда Божія въ мірѣ разумно-свободныхъ существъ, – какъ безплотныхъ духовъ, такъ соединенныхъ съ тѣлами душъ человѣческихъ. И здѣсь законы жизни также внѣдрены рукою Творца въ природу тварей, но они открыты ихъ разуму и сознанію, выяснены и предоставлены свободѣ для исполненія въ дѣятельности добровольной и цѣлесообразной. Правда Божія назираетъ за ихъ исполненіемъ и, содѣйствуя правильному теченію жизни, исправляетъ или силою прекращаетъ уклоненіе отъ закона. За этимъ само собою слѣдуетъ совершенствованіе жизни и возвышеніе благосостоянія въ исполнителяхъ закона, а съ другой стороны – истощаніе жизни въ его нарушителяхъ и страданія въ отчужденіи отъ источника жизни – Бога. Все это называется въ словѣ Божіемъ примѣнительно къ нашему разумѣнію благословеніемъ и гнѣвомъ Божіимъ, наградами и наказаніями. Посему здѣсь правда Божія, распредѣляющая на совершеннѣйшихъ и высочайшихъ началахъ справедливости качество, мѣру и время наградъ и наказаній, называется правосудіемъ Божіимъ. Посему Самъ Богъ говоритъ о Себѣ: «Я Господь люблю правосудіе» (Ис. 51, 16). И исповѣдники, и проповѣдники Его правды взываютъ къ Нему и говорятъ о Немъ: «праведенъ Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118, 137); «Господь любитъ праведниковъ» (Пс. 145, 8); «Господь Саваоѳъ превознесется въ судѣ и Богъ Святый явитъ святость Свою въ правдѣ» (Ис. 5, 16). По этой святости и вѣрности себѣ правда Божія должна быть неизмѣнчива и неумолима. Весь міръ святыхъ безтѣлесныхъ духовъ знаетъ эту правду и ожидаетъ ея дѣйствій надъ оскорбителями Создателя, ревнуя о славѣ Его и вооружаясь съ своей стороны гнѣвомъ на противниковъ Его. Предъ этимъ міромъ должна оправдать сама себя правда Божія. Не напрасно въ притчѣ о блудномъ сынѣ Господь влагаетъ въ уста его молитву: «согрѣшихъ на небо и предъ Тобою» (Лук. 15, 18), т. е. я оскорбилъ грѣхами своими не только Тебя, Всесвятый, но и святое чувство правды въ Ангелахъ Твоихъ. На какомъ же основаніи правда Божія отказывается отъ правъ своихъ, милуя грѣшника?

Здѣсь правда встрѣчается съ милосердіемъ, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ: «милость и истина срѣтостася, правда и миръ облобызастася» (Псал. 84, 11). «Тайна сокровенная отъ вѣковъ и родовъ», говоритъ апостолъ Павелъ, «нынѣ открыта святымъ Его» (Кол. 2, 20). «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христѣ обитала всякая полнота, и чтобы посредствомъ Его примирить съ Собою все, умиротворить чрезъ Него кровію креста Его и земное и небесное» (20). Итакъ, не только прежде паденія человѣка, но и прежде созданія его, въ тайнѣ Пресвятыя Троицы предназначено было средство для его спасенія. Эту тайну открылъ намъ и Самъ Іисусъ Христосъ, когда Онъ, какъ Богочеловѣкъ, предъ Своими страданіями молился Отцу Своему за вѣрующихъ въ Него: «Отче, которыхъ Ты далъ Мнѣ, хочу чтобы тамъ, гдѣ Я, и они были со Мною, да видятъ славу Мою, которую Ты далъ Мнѣ, потому что возлюбилъ Меня прежде основанія міра» (Іоан. 17, 27). Творцу угодно было по образу и подобію Своему создать разумно-свободныя существа и предназначить ихъ къ вѣчной жизни и блаженству въ общеніи съ Нимъ, Творцомъ своимъ. Но по самой природѣ, какъ твари, ограниченныя въ своихъ силахъ, при данной имъ свободѣ они небезопасны были отъ паденія. Поэтому, какъ даетъ намъ понять слово Божіе, искупительная жертва Сына Божія входила въ самый планъ сотворенія видимаго міра и человѣка. Въ безконечной любви Сына Божія готово было средство спасенія могущаго пасть созданія подъ условіемъ возврата его и, Богу не прямымъ путемъ исполненія закона, а уже путемъ покаянія и возрожденія для вѣчной жизни. Предъ «ходатаемъ Бога и человѣковъ» (I Тим. 2, 5), воплотившимся и пострадавшимъ за грѣхи всего міра единороднымъ Сыномъ Божіимъ, мечъ, подъятый на грѣшниковъ въ десницѣ правды Божіей, опускается, и «покланяются Ему» небесные ревнители правды, «вси Ангели Божіи» (Евр. 1, 6). Правда Божія даетъ миръ искупленному человѣчеству. и Ангелы Божіи радуются на небесахъ о каждомъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 7).

Въ примѣненіи къ жизни этимъ началъ и основаній промышленія Божія о спасеніи человѣчества дѣйствуетъ премудрость Божія. Намъ нѣтъ надобности подробно раскрывать здѣсь дѣла премудрости Божіей, явленныя въ общемъ домостроительствѣ нашего спасенія: въ сохраненіи истиннаго богопознашя въ растлѣнномъ грѣхомъ мірѣ, въ постепенномъ сообщеніи богооткровеннаго ученія Его проповѣдниками въ теченіе тысячелѣтій съ пророчествами, чудесами и знаменіями, единодушно и одиномысленно, безъ колебаній, уклоненій и противорѣчій, свойственныхъ разуму человѣческому, въ устроеніи Церкви и ея законовъ, въ сохраненіи богоизбранной отрасли народа Божія, въ которой уготовано было человѣческое естество для Сына Божія, преимущественно же въ земной жизни и дѣлахъ Богочеловѣка, въ чудесномъ распространеніи Евангелія во всемъ мірѣ и пр. Все это извѣстно изъ христіанскаго богословія и доступно благоговѣйному изученію каждаго неразсѣяннаго и заботливаго о своемъ спасеніи христіанина. Скажемъ только, что если вѣрующій испытатель природы проникается чувствомъ благоговѣнія къ Создателю при видѣ дивныхъ и неуклонно исполняемыхъ законовъ въ мірѣ вещественномъ: то не болѣе ли поразительны дѣла Божіи въ возстановленіи падшаго, извращеннаго въ своей свободѣ, погруженнаго въ чувственность, упорнаго и непостояннаго человѣка? Святый апостолъ Павелъ, созерцая своимъ богопросвѣщеннымъ умомъ эти тайны возрожденія человѣка, въ благоговѣйномъ изумленіи восклицаетъ: «о, бездна богатства и премудрости и вѣдѣнія Божія! Какъ непостижимы судьбы Его и неизслѣдимы пути Его?» (Рим. 11, 38).

Не менѣе изумительны и неизслѣдимы пути и средства, которыми премудрость Божія отъ перваго обѣтованія, даннаго нашимъ прародителямъ, до сего дня вразумляогь. склоняетъ, уловляетъ своенравного человѣка къ покорности званію Божію и ко спасенію отъ меча правды Божіей подъ кровомъ Искупителя. Средства эти по указаніямъ слова Божія можно раздѣлить на постоянныя или навсегда данныя людямъ, и на временныя, т. е. употребляемыя по особеннымъ потребностямъ того, или другаго народа, и даже каждаго отдѣльнаго человѣка.

Первое изъ постоянныхъ средствъ есть увѣщаніе къ познанію и исполненію закона Божія. Что сказалъ Моѵсей народу Израильскому во Второзаконіи, то осталось завѣтомъ навсегда и разъясняется во всемъ Священномъ Писаніи: «положите на сердца ваши всѣ слова, которыя я объявилъ вамъ сегодня, и завѣщайте ихъ дѣтямъ вашимъ, чтобы они старались исполнять всѣ слова закона сего, ибо это не пустое для васъ, но въ этомъ жизнь ваша» (Втор. 32, 46-47). И исторія свидѣтельствуетъ, что при усердіи народовъ къ познанію и исполненію воли Божіей Богъ посылаетъ имъ способныхъ проповѣдниковъ, правителей и руководителей народовъ, обладающихъ истинною мудростію и духомъ ревности о Богѣ и Его законѣ; какъ и наоборотъ, вслѣдствіе невниманія народовъ къ слову Божію является оскудѣніе въ проповѣдникахъ истины и преобладаніе учителей ложныхъ. Въ этомъ отношеніи мы находимъ знаменательное указаніе у пророка Амоса: «вотъ наступаютъ дни, говоритъ Господь, когда Я пошлю на землю голодъ, не голодъ хлѣба, не жажду воды, но жажду слышанія слова Господня. И будутъ ходить отъ моря до моря, и скитаться отъ сѣвера къ востоку, ища слова Господня, и не найдутъ его» (Ам. 8. 11-12). Какъ близко къ нашему времени это пророческое слово! Нынѣ нѣкоторые христіанскіе народы, утратившіе истинное исповѣданіе вѣры и удалившіеся отъ истинной Церкви, «ходятъ отъ моря до моря», ища правовѣрія, и, находя только себѣ подобныхъ, въ отчаяніи, какъ слышно, начинаютъ сами сочинять новохристіанскую вѣру.

Навсегда же даны въ словѣ Божіемъ предостереженія и угрозы противникамъ волѣ Божіей, могущія пробудить всякаго человѣка, у котораго не потеряна совѣсть и не утрачено въ плотской жизни чувство истины. Моѵсей говорилъ Израилю, вручая ему законъ Божій: «жизнь и смерть предложилъ я тебѣ, благословеніе и проклятіе. Избери жизнь, дабы жилъ ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). «Я подъемлю къ небесамъ руку, говоритъ Господь, и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во вѣкъ! Когда изострю сверкающій мечъ Мой и рука Моя пріиметъ судъ, то отмщу врагамъ Моимъ и ненавидящимъ Меня воздамъ» (Втор. 32, 40-41). Это далъ намъ понять и Спаситель нашъ, говоря о галилеянахъ, убитыхъ Пилатомъ, и евреяхъ, задавленныхъ при паденіи башни Силоамской: «не думаете ли вы, что они грѣшнѣе всѣхъ галилеянъ и живущихъ въ Іерусалимѣ? Нѣтъ, говорю вамъ, но если не покаетесь, всѣ такъ же погибнете» (Лук. 13, 2-5).

Указаны въ книгахъ пророческихъ на всѣ времена и пороки, наиболѣе возбуждающіе гнѣвъ Божій на царства и народы. Это умноженіе безвѣрія и нечестія, гордыни и самонадѣянности, корыстолюбія и жестокосердія, преобладаніе грубой чувственности, особенно же роскошь и утонченное сладострастіе. Эти признаки приближенія гибели задолго указаны въ царствахъ Вавилонскомъ, Ассирійскомъ, Египетскомъ и въ самый царствахъ Еврейскихъ – Іудейскомъ и Израильскомъ. Но такъ какъ нравственное разслабленіе народовъ выражается преимущественно въ распущенности и изнѣженности женщинъ, то пророки гремѣли противъ нихъ съ особенною силою. «Женщины безпечныя!» говорилъ Исаія женамъ еврейскимъ, «встаньте, послушайте голоса моего, дочери беззаботныя! приклоните слухъ и словамъ моимъ» (Ис. 32, 8). «Въ тотъ день отниметъ Господь красивыя цѣпочки на ногахъ и луночки, серей и ожерелья и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы съ духами, и привѣски волшебныя... И будетъ, вмѣсто благовонія, зловоніе, и вмѣсто пояса будетъ веревка, вмѣсто широкой епанчи – узкое вретище, вмѣсто красоты – клеймо. Мужи твои падутъ от меча, и храбрые твои – на войнѣ» (Ис. 3, 18-24).

Кромѣ этихъ общихъ средствъ, которыми премудрость Божія предупреждаетъ навсегда все человѣчество отъ опасности подвергнуться суду правды Божіей, ею употребляются особыя, согласныя сь потребностями времени, предупредительныя мѣры для вразумленія грѣшниковъ. Таковы пророческія предостереженія. Самъ Іисусъ Христосъ указалъ на пророчество Іоны, сказанное Ниневитянамъ: «еще три дня и Ниневія разорится». Ниневитяне покаялись, но знаменательно наставленіе, данное но этому поводу невѣровавшимъ въ Него іудеямъ: «они покаялись отъ проповѣди Іониной, но вотъ здѣсь больше Іоны» (Матѳ. 12, 41). Этотъ Большій Іоны – Спаситель нашъ съ нами; Онъ далъ обѣтованіе, что въ Церкви Его не будетъ недостатка въ пророкахъ, способныхъ предупредить грѣшниковъ при угрожающихъ имъ опасностяхъ: «на рабовъ Моихъ и на рабынь Моихъ въ тѣ дни излію отъ Духа Моего, и будутъ пророчествовать» (Дѣян. 2, 18). Нужно только «сынамъ вѣка сего» не чуждаться современныхъ имъ истинныхъ рабовъ Божіихъ, трудящихся въ дѣлѣ своего спасенія; и между ними всегда найдутся истолкователи истиннаго значенія современныхъ явленіи жизни и попечительныхъ совѣтниковъ относительно угрожающей опасности кары Божіей.

Къ предостерегающимъ дѣйствіямъ любви Божіей относятся также посылаемыя въ разныя времена общественныя бѣдствія, каковы: моровыя повѣтрія, голодъ, страшныя землетрясенія, нашествія враговъ, какъ свидѣтельствуетъ исторія. Нынѣ все это объясняется естественными причинами. Эти объясненія вѣрны въ томъ отношеніи, что бичами въ рукѣ Божіей вразумляющими грѣшниковъ являются силы природы и естественныя дѣйствія людей, какъ напримѣръ, завоевателей; но эти самыя силы вообще дѣйствуютъ спокойно и набавляются не на гибель людей, а служатъ ко благу исполнителей воли Божіей. Но что онѣ выходятъ за назначенные имъ предѣлы и становятся орудіями наказанія людямъ за беззаконія по манію Божію, объ этомъ свидѣтельствуютъ безчисленные памятники и учрежденія въ христіанскомъ мірѣ въ воспоминаніе прекращенія народныхъ бѣдствій по раскаянію и молитвамъ вѣрующихъ. Какъ страшная черная туча стоитъ на горизонтѣ, пока еще въ отдаленіи отъ насъ, индійская чума. Мы слышимъ успокоительныя рѣчи, что намъ нечего ея бояться, что противъ нея найдены средства. Мы желаемъ, чтобы надежды науки оправдались, но мы знаемъ изъ исторіи такіе опыты распространенія чумы и холеры, что недостаетъ врачебныхъ средствъ и у врачей опускаются руки, когда ангелъ смерти тысячами поражаетъ людей. Гордость есть проводникъ въ общества человѣческія казней правды Божіей. Лучше смиримся подъ крѣпкую руку Божію (1 Петр. 5, 6) и отведемъ грозящую намъ тучу покаяніемъ и молитвою.

Такая же «глубина премудрости и разума Божія» является въ попеченіи премудрости Божіей о каждомъ отдѣльномъ человѣкѣ, какъ и о цѣлыхъ народахъ. Въ притчѣ Спасителя объ одной неплодной смоковницѣ, мы, какъ на картинѣ, видимъ, такъ сказать, борьбу милосердія съ правдою Божіей. «Я третій разъ прихожу искать плода на этой смоковницѣ, говоритъ господинъ виноградника виноградарю, и не нахожу. Сруби ее, на что она и землю занимаетъ? Въ отвѣтѣ виноградаря мы слышимъ толосъ Искупителя нашего, единаго Ходатая за грѣшниковъ: «Господинъ, говоритъ Онъ, оставь ее и на этотъ годъ, пока я окопаю ее и обложу гноемъ, – не принесетъ ли плода. Если же нѣтъ, то въ слѣдующій годъ срублю ее» (Лук. 13, 6-8). Изъ слова Божія и отъ великихъ учителей христіанской жизни мы узнаемъ средства, употребляемыя премудростію Божіею для спасенія каждаго человѣка, но къ кому, когда и въ какомъ видѣ они примѣняются, – это тайна, извѣстная Богу и отчасти постигаемая только тѣми изъ христіанъ, которые наблюдаютъ за собою и событіями своей жизни и видятъ въ нихъ направляющую ихъ руку Божію. Присущая каждому возрожденному человѣку и никогда не покидающая его благодать Божія, пробуждающая и просвѣтляющая его совѣсть и научающая его молитвѣ Отцу небесному (Рим. 8, 15); дарованный каждому ангелъ хранитель, защищающій отъ опасностей и искушеній; направленіе жизни Промысломъ Божіимъ наиболѣе благопріятное для спасенія каждаго; несчастья, болѣзни и радости жизни; встрѣчи съ людьми благочестивыми; долголѣтіе, даруемое для окончанія добрыхъ дѣлъ, или для покаянія: даже попущеніе тяжкихъ паденій для смиренія, какъ Давиду и апостолу Петру, и многое, чего мы и представить не можемъ, направляется премудростію Божіею къ нашему вразумленію и спасенію, пока мы не оставимъ безъ вниманія всѣхъ средствъ попеченія Божія о насъ и доколѣ не исполнится мѣра долготерпѣнія къ намъ Божія.

Что есть мѣра долготерпѣнія Божія, объ этомъ ясно говорить намъ Священное Писаніе. Въ немъ указаны даже признаки наполненія этой мѣры, но когда настанетъ для грѣшниковъ рѣшительный часъ суда Божія, – это вѣдомо единому Богу. Когда народъ Израильскій изъ пустыни Аравійской приближался къ землѣ обѣтованной, то было объявлено Богомъ, что народы, населявшіе эту землю, какъ нетерпимые по своимъ беззаконіямъ, предназначены къ истребленію. Но за четыреста лѣтъ до этого времени сказано было Богомъ Аврааму, что «мѣра беззаконій Аммореевъ еще не наполнилась» (Быт. 14, 16). Пока евреи въ Египтѣ и въ пустынѣ трудами и страданіями приготовлялись къ занятію земли обѣтованной. Богъ ожидалъ еще нѣкотораго добра отъ нечестивыхъ народовъ, давалъ имъ время совершить его и ради этого отсрочивалъ казнь. Іудеямъ въ предвѣдѣніи угрожающихъ имъ отверженія и разрушенія Іерусалима Господь говорилъ: «о родъ невѣрный и развращенный! доколѣ буду съ вами и буду терпѣть васъ?» (Лук. 9, 41). Во время торжественнаго входа въ Іерусалимъ. приближаясь къ нему и смотря на него, Господь заплакалъ и изрекъ извѣстное пророчество о страшномъ разрушеніи его (Лук. 19, 41-44). И чрезъ тридцать шесть лѣтъ по произнесеніи этого пророчества страшный судъ надъ градомъ и народомъ Божіимъ совершился. Какъ велика мѣра Божія долготерпѣнія. мы видимъ изъ бесѣды Господа съ Авраамомъ въ виду Содома и Гоморры, предназначенныхъ къ разрушенію. Со страхомъ и смиреніемъ Авраамъ спрашивалъ Господа, пощадилъ ли бы Онъ эти города, ради праведниковъ, если бы ихъ нашлось въ нихъ человѣкъ пятьдесятъ, сорокъ, тридцать, двадцать, десять? Господь отвѣчалъ, что пощадилъ бы и ради десяти. Авраамъ не посмѣлъ больше спрашивать, и вотъ четыре человѣка угодныхъ Богу, – Лотъ съ женою и двумя дочерьми, – выведены были ангелами изъ Содома, а нечестивые города погибли (Быт. 18, 23-32).

Судъ правды Божіей надъ отдѣльнымъ человѣкомъ мы видимъ на несчастномъ царѣ Израильскомъ Саулѣ. Онъ былъ отвергнутъ Богомъ за неисполненіе Его повелѣній, за мрачное уныніе подъ вліяніемъ злаго духа, не облегчаемое молитвою и помощью Божіей и покаяніемъ, за преслѣдованія Давида, за предвидѣнное Богомъ обращеніе его къ волшебницѣ, отчаяніе и самоубійство пророкъ Самуилъ скорбѣлъ объ отверженіи Саула, но Гамъ Богъ долготерпѣливый сказалъ ему: «доколѣ ты будешь печалиться о Саулѣ, котораго Я отвергъ?» и послалъ его помазать Давида на царство (1 Цар. гл. 16).

Соберемъ, братія, во едино признаки наполненія грѣхами нашими чаши долготерпѣнія Божія, какіе указываетъ намъ слово Божіе, и проникнемся страхомъ отверженія отъ Бога и вѣчной погибели. Вотъ они: непрекращаемое коснѣніе во грѣхахъ, лишающее насъ нравственной силы для исправленія съ помощію благодати Божіей, нерадѣніе о совершеніи добрыхъ дѣлъ, которыя могли бы оказать противовѣсъ нашимъ порочнымъ навыкамъ и укрѣпить нашу волю для борьбы съ грѣхомъ, утрата сердечной вѣры въ Бога и молитвы, наконецъ, такъ распространенное въ наше время возстаніе противъ Бога и Его религіи, ожесточеніе и отчаяніе въ несчастіяхъ. Кто знаетъ, въ какомъ мы находимся нравственномъ состояніи, какъ велико наше развращеніе, искаженіе души и безплодіе въ добродѣтели, и наконецъ, какъ велика сумма зла, накопившагося отъ грѣховъ нашихъ вокругъ насъ? Не лежитъ ли сѣкира при корени древа нашей жизни и не близко ли его посѣченіе? (Матѳ. 3, 10). Наша надежда въ одномъ смиренномъ сознаніи нашей грѣховности и упованіи на безконечное милосердіе Искупителя нашего Іисуса Христа. Предъ нами крестъ Его, – орудіе нашего спасенія. «Пріидите», призываетъ Давидъ, «поклонимся и припадемъ Ему, и восплачемся предъ Господомъ, сотворшимъ насъ» (Псал. 94, 6). Аминь.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1897. № 13. С. 471-479.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: