Замѣтка по поводу Евангельскаго чтенія о Рождествѣ Спасителя (Луки зач. 5).

Каждый годъ, при наступленіи праздника Рождества Христова, нѣкоторой скорбію омрачается сердце внимательнаго христіанина, что самое поэтическое Евангеліе о Рождествѣ Спасителя, т. е. о путешествіи Дѣвы Маріи въ Виѳлеемъ, о рожденіи въ пещерѣ Богомладенца, о положенія Его въ ясли, о явленіи ангела пастухамъ, о томъ, какъ съ неба слетѣли ангелы и пѣли чудесную Рождественскую пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу», – все это слышитъ только небольшое число молящихся, такъ какъ это Евангеліе (Луки зач. 5) положено читать лишь въ сочельникъ на литургіи, а бываютъ годы, когда сочельникъ случается въ субботу или воскресенье, тогда совершенно не читается это Евангеліе и проходитъ праздникъ Рождеству Христова и вѣрующіе лишены по какому-то недоразумѣнію этого сладчайшаго Евангельскаго повѣствованія, а между тѣмъ надо бы именно его читать на одной изъ главнѣйшихъ службъ: всенощной праздника, либо литургіи 1-го дня Рождества Христова.

Евангелій, по содержанію имѣющихъ отношеніе къ празднику Рождества Христова, имѣется четыре: 1) Матѳ. зач. 2 – о чревоношеніи Дѣвы Маріи, 2) Луки зач. 5 – о рожденіи Спасителя, 3) Матѳ. зач. 3 – о поклоненіи волхвовъ и 4) Матѳ. зач. 4 – о избіеніи младенцевъ. Всѣ эти четыре Евангелія положены на царскихъ часахъ наканунѣ праздника, а если Рождество Христово случится въ воскресенье или понедѣльникъ, то за нѣсколько дней до праздника, т. е. въ ближайшую пятницу. Обыкновенно царскіе часы въ сочельникъ, а тѣмъ болѣе, когда они правятся, напримѣръ, 22 или 23 декабря, не посѣщаются молящимися, занятыми предпраздничной сутолокой, при томъ чтеніе на часахъ Евангелія отъ Луки зач. 5 не можетъ считаться за какое-либо предпочтеніе предъ другими чтеніями, такъ какъ на часахъ положены всѣ 4 чтенія.

Безъ сомнѣнія, что болѣе важное значеніе придается тѣмъ Евангельскимъ чтеніямъ, которыя положены на праздничныхъ службахъ[1]. Они располагаются такимъ образомъ:

Въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ – отъ Матѳея зач. 1 и 2 (о чревоношеніи Дѣвы Маріи).

Въ сочельникъ (кромѣ субботы и воскресенья) Евангеліе Луки зач. 5 (о событіи Р. Хр.), а если будетъ сочельникъ въ субботу или воскресенье, то на вечернѣ Евангеліе Матѳ. зач. 53 (о зернѣ горушичномъ).

На всенощной Рождества Христова – Евангеліе Матѳ. зач. 2 (о чревоношеніи Дѣвы Маріи).

На литургіи 1-го дня – Матѳ. зач. 3 (о поклоненіи волхвовъ).

На литургіи 2-го дня – Матѳ. зач. 4 (объ избіеніи младенцевъ).

Въ недѣлю по Рождеству Христову – Матѳ. зач. 4 (объ избіеніи младенцевъ).

Такимъ образомъ мы видимъ, что на праздничныхъ службахъ Евангеліе отъ Матѳ. зач. 2 (о чревоношеніи) читается 2 раза и Евангеліе Матѳ. зач. 4 (объ избіеніи младенцевъ) также – 2 раза[2], и 1 разъ Матѳ. зач. 3 (о поклоненіи волхвовъ), о событіи же Рождества Спасителя (Луки зач. 5) на праздничныхъ службахъ вовсе не читается: оно читается наканунѣ праздника, когда молящихся немного бываетъ и при томъ не каждый годъ, такъ какъ если сочельникъ будетъ въ субботу, то на литургіи Евангеліе читается отъ Луки зач. 72 (о зернѣ горушачномъ), а на вечернѣ Матѳ. зач. 53 (также – о зернѣ горушичномъ), а если сочельникъ будетъ въ воскресенье, то на литургіи – Евангеліе Матѳ. 1 и 2 (о чревоношеніи), а на вечернѣ Матѳ. зач. 53 (о зернѣ горушичномъ), – и въ эти годы Евангеліе о событіи Рождества Спасителя (Луки зач. 5) совершенно не читается.

Такимъ образомъ въ ближайшій къ намъ періодъ 8-ми лѣтъ Евангеліе о событіи Рождества Христова въ теченіе 4-хъ лѣтъ не будетъ читаться!

Въ виду изложеннаго желательно было бы избѣжать повторенія Евангелія отъ Матѳея зач. 2 (о чревоношеніи Дѣвы Маріи) – въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовомъ и на всенощной праздника[3] и необходимо ежегодно читать Евангеліе о рожденіи Спасителя (Луки зач. 5) и при томъ на одной изъ праздничныхъ службъ, и для этого проще было бы замѣнить вторичное чтеніе Евангелія о чревоношеніи (Матѳ. зач. 2) на праздничной утрени Евангеліемъ о событіи рожденія Спасителя (Луки зач. 5), а въ сочельникъ читать ежегодно Евангеліе Матѳ. зач. 53 (о зернѣ горушичномъ), а не тогда только, какъ Рождество Христово случится въ воскресенье или понедѣльникъ, какъ показываетъ вышепомѣщенная таблица.

 

Игуменъ Валентинъ [Ляхоцкій]

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1915. № 25. С. 750-751.

 

[1] Праздничныя чтенія, помѣщаемыя ниже, подчеркнуты.

[2] Оно положено и 3-й разъ – 29-го декабря, младенцамъ.

[3] Если въ сочельникъ случится воскресенье, то Евангеліе Матѳ. зач. 2 (о чревоношеніи) читается въ одинъ день 2 раза: на литургіи и вечеромъ на всенощной, а Евангеліе о событіи Р. Хр. читается лишь за 3 дня до праздника – 22 декабря на 3-мъ часѣ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: