Замѣтка: Были-ли апостолы епископами до Пятидесятницы?

Предлагаемая вниманію читателей статья написана двумя юными миссіонерами еще на школьной скамьѣ по собственному ихъ побужденію и вполнѣ самостоятельно. Внѣшнимъ толчкомъ къ появленію ея послужили примѣрныя противораскольническія бесѣды, заведенныя мною въ мѣстной духовной семинаріи въ 1897 г. для практики воспитанниковъ. На этихъ бесѣдахъ – происходящихъ то въ свободное отъ занятій время въ залѣ собраній въ присутствіи не только воспитанниковь VI класса, но и другихъ (по желанію), а также о. Ректора и другихъ лицъ, то въ классѣ, во время урока въ присутствіи однихъ шестиклассниковь – одинъ или два воспитанника защищаютъ православное ученіе, а другіе двое или одинъ дѣлаютъ возраженія, выражаютъ сомнѣнія по поводу сказаннаго и т. п. Такимъ образомъ, происходитъ обмѣнъ мыслей, который нерѣдко обращается въ жаркій споръ, такъ какъ ни та ни другая сторона не желаетъ ударить въ грязь лицомъ и, подготовившись основательно, изо всѣхъ силъ старается поразить противника. На первой изъ такихъ бесѣдъ, послѣ рѣшенія болѣе извѣстныхъ возраженій о Церкви, былъ данъ вопросъ кто былъ епископомъ въ Церкви Христовой отъ Вознесенія Господня до Пятидесятницы? Иначе – были ли апостолы епископами до дня Пятидесятницы, или нѣть? Вопросъ этотъ православными писателями рѣшается различно: один напр., извѣстный знатокъ раскола прот. I. Виноградовъ (см. «Церк Вѣст.» 1886 г. №№ 9 и 10) утверждаетъ, что «учрежденіе христіанской церкви и церковной іерархіи» послѣдовало въ день Пятидесятницы, а другіе (бывшій проф. С-Петербургской духовной академіи А. Л. Катанскій, (см. тѣ же №№ «Церк Вѣст.»), бывшій проф. Московской духовной академіи Н. И. Субботинъ, покойный архим. Павелъ Прусскій (см. «Брат. Сл.» 1887 г. I т. стр. 161, 181), – что время учрежденія священства и іерархій въ Церкви Христовой нельзя «пріурочивать» единственно и исключительно ко дню Пятидесятницы; что «благодать священства, какъ говоритъ митр. Фпларетъ, апостолы пріяли частію на тайной вечере Господней, частію въ сошествіи Св. Духа». Поэтому и собесѣдники въ рѣшеніи его разошлись и никакъ не могли придти къ соглашенію, хотя толковали объ этомъ на двухъ бесѣдахъ. Мало того, вопросъ этогь такъ заинтересованъ нѣкоторыхъ воспитанниковъ, что двое изъ нихъ серьезно принялись за имѣвшія у нихъ подъ руками старопечатныя и другія книги, выписали оттуда все, что только могли найти для рѣшенія его, и вскорѣ послѣ Пасхи представили мнѣ цѣлую статью. По обилію и систематичности собранныхъ доказательствъ изъ килгъ, уважаемыхъ раскольниками-старообрядцами, а также по правильному рѣшенію затронутаго вопроса, она заслуживаетъ вниманія нашихъ пастырей, интересующихся борьбою съ расколомъ, почему и предлагается ихъ вниманію цѣликомъ, безъ всякихъ измѣненій съ моей стороны.

Олонецкій епарх. миссіонеръ, свящ. К. Плотниковъ.

***

Вопросъ о времени іерархическаго поставленія апостоловъ имѣетъ важное значеніе для раскольниковъ-безпоповцевъ. Желая оправдать свое безъіерархическое существованіе, они утверждаютъ, что апостолы получили священный санъ въ день Пятидесятницы, а до сего дня они были только простыми вѣрующими. Если же общество увѣровавшихъ во Іисуса Хрпета до дня Пятидесятаго, не имѣя епископа, составляло Церковь Божію, то и наше, говорятъ они, общество также можетъ быть названо церковію Божіею, потому что, по словамъ книги о Вѣрѣ, «начатокъ церкви съ концомъ согласуется« (л. 186 об.).

Но такое оправданіе безпоповцами своего безъіерархического существованія совершенно неправильно въ своей основѣ.

И св. Писаніе, и писанія Отцовъ и учителей Церкви, и старопечатныя книги одиногласно свидѣтельствуютъ, что основанная Іисусомъ Христомъ Церковь не была безъ начальства ни одного момента. Сначала вѣчный Архіерей и Священникъ (Евр. 9, 11: зач. 321; 7, 20 – зач. 318; сн. Кир. кн. 77 л.: кн. о Вѣрѣ, л. л. 57 об., 58 и др.), тѣлесно находясь съ вѣрующими, Самъ непосредственно училъ, священнодѣйствовалъ и управлялъ ими, а потомъ, еще до дня Своего вознесенія на небо, эту власть Онъ поредалъ апостоламъ, которые и остались, послѣ Его вознесенія, во главѣ новоустроенной Церкви.

Что апостолы получили отъ Христа власть учить, священнодѣйствовать и управлять вѣрующими еще до сошествія на нихъ въ день Пятидесятницы Св. Духа, это неопровержимо доказывается тѣми полномочіями, какими Господь надѣлилъ ихъ еще при своей жизни на землѣ.

Выступивъ на общественную дѣятельность. Онъ изъ многихъ учениковъ Своихъ избралъ только двѣнадцать, «ихже и апостолы нарече» (Лук. 6, 13 – зач. 23). Бл. Ѳеофилактъ Болгарскій замѣчаетъ въ своемъ толкованіи на это мѣсто, что Спаситель «избираегъ ученики... въ службу поставити духовную».... а потому «учить ихъ (въ нагорной проповѣди) жити по блаженству, и по ученію, и смиренію» (Лук. зач. 24-25). Дѣйствительно, назвавъ Своихъ избранныхъ учениковъ «апостолами и указавъ этимъ на ихъ высокое назначеніе, Іисусъ Христосъ въ продолженіи всей Своей земной жизни по преимуществу училъ ихъ. Много причтей и положительныхъ бесѣдъ о вѣрѣ, и правилахъ нравственности, и о судьбахъ новоустроившейся Церкви Спаситель говорилъ только имъ однимъ, причемъ называлъ ихъ еще «ловцами человѣковъ, солію земли и свѣтомъ міра, судіями Израиля и сопрестольными Себѣ пастырями овецъ своихъ, имѣющими власть вязать и рѣшить, іереями, священнослужителями, учителями и благовѣстниками, проповѣдниками Евангелія и учителями вселенскими». (Сим. Солун., т. 2-й, гл. 156, стр. 245; изд. 1856 г.). Все это ясно указывало апостоломъ на ихъ высокое назначеніе.

Когда же исполнилось время земной жизни Спасителя (Іоан. 13, 1 – зач. 44), Онъ установилъ новый завѣтъ на тайной вечери (Мѳ. 25, 28 – зач. 108; Мр. 14, 34 – зач. 64; Лк. 22, 20 – зач. 108; Кор. 11, 25 – зач. 149; Кир. кн., л. 35) въ четвергъ (Кир. кн.. л. 35 об.; л. 291 об.), а ветхій упразднилъ (Евр. 10, 9 – зач. 323). Но такъ какъ съ перемѣною закона – завѣта (Евр. 10, 16) необходимо быть и перемѣнѣ священства (Евр. 7, 12 – зач. 316; Кир. кн., л. 78), то Спаситель, устанавливая на тайной вечери таинство Евхарнстіи, сказалъ Своимъ ученикамъ; «сіе (это таинство) творите въ Мое воспоминаніе» (Лук. зач. 108: I Кор. 11, 23 – зач. 149) и этими словами преподалъ имъ благодатную силу совершать сіе таинство, или, что то-же, – «поставилъ ихъ въ службу духовную».

Что апостолы получили священный санъ на тайной вечери, это видно и изъ старопечатныхъ кннгъ. Такъ, составитель Большого катехизиса на л. 358 говоритъ: «Господь, на Тайной вечери апостолы Своя священниками сотворилъ есть». Іоаннъ Златоустъ также говоритъ: «Господь нашъ Сынь Божій, новый Іерей,.. жертвы новаго навѣта предаде на тайнѣй вечери и новыи (не по чину Ааронову) іереи по чину Мелхиседекову «апостолы Своя постави», ибо Онъ сказалъ: се есть тѣло Мое, еже за вы ломимое, се есть кровь Моя новаго завѣта за вы и за многія изливаемая во оставленіе грѣховъ, сіе творите въ Мое воспоминаніе» (Толк. ап., л. 544).

По Своемъ же воскресеніи, Іисусъ, Христосъ торжественно подтвердилъ, апостоламъ, что съ ихъ званіемъ соединяются большія полномочія: власть вязать и рѣшить грѣхи, а также – учить, крестить и управлять. Онъ говорилъ Своимъ ученикамъ: «якоже посла Мя Отецъ и Азъ посылаю вы. И сіе рекъ, дуну, и глагола имъ: примите Духъ Святъ; имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся» (Іоан. 20, 22, 23 – зач. 65). «Дедеся Ми всяка масть на небеси и на земли: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына и Св. Духа, учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ. И се Азъ съ вами есмь во вся дня, до скончанія вѣка (Мѳ. 28, 18, 20 – зач. 16). Смыслъ этихъ словъ Спасителя такой: «теперь искупленіе совершено, начало Церкви положено, распространеніе же и утвержденіе ея Я поручаю вамъ, какъ принявшимъ отъ Меня всѣ полномочія на это великое дѣло: идите же въ міръ, учите, совершайте таинства и управляйте вѣрующими; не бойтесь при этомъ ничего, потому что Я буду съ вами и съ вашими пріемниками вѣчно, до второго Моего пришествія». Вотъ поэтому-то и говорится въ Кирилловой книгѣ: «престало тогда архіерейетво Аароново, яко временное, востало же Христово вѣчное, Иже изъ мертвыхъ воставъ, апостоловъ Своихъ на се освяти хиротоніею, еже есть руковозложеніемъ. И воздвигъ руцѣ Свои, и благослови ихъ и вознесеся на небо» (л. 77). Въ Іерусалимѣ Онъ «глаголаше къ священному лику апостольскому: елика аще свяжете на земли, будетъ связана на небеси, и елика аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небеси. На земли рече, подсолнечную всю объемля, ибо и самъ Сынъ Божій, Единородный о Себѣ глаголаше: видите, яко имать, власть Сынъ человѣческій на земли оставляли грѣхи. Не единому некоему мѣсту Свою власть описуя, но по всей вселеннѣй распростирая, въ нихъ же (апостолахъ) и рече: шедше въ весь міръ, проповѣдите Евангеліе всей твари. Настоятельство убо и пастырство вселенское въ сихъ (въ апостолахъ) составляетъ Спасъ. И сіе, якоже нѣкое всенародное сокровище, Церкви предлагаетъ. Но сія убо прежде Спасова еже отъ земли вознесенія» (л. 469 и об.). Въ книгѣ же о Вѣрѣ сказано: «Господь не восхотѣ достояніе Свое оставити на землѣ не устроено, отходя на небеса, но вземъ два сребренника, даде гостинникомъ – се есть старый и новый завѣтъ. Кому же далъ? Кто гостинники? Апостоли, и по нихъ воспріемницы ихъ – пастыріе и учителіе, архіепископы и епископы, иже служителіе суть величеству смотренія Его» (л. 59 об.). Наконецъ, Симеонъ Солунскій говоритъ: «рукоположеніе сообщаетъ (людямъ) власть и силу Создателя. Безъ Него не могло существовать ничто существующее. Самъ Онъ приходилъ, чтобы возвести насъ къ блаженной жизни, и сію то силу свою, возносясь отъ насъ, даровать намъ чрезъ установленное Имъ священство» (Т. 2-й, стр. 13; гл. 5; изд. 1856г.).

Указанныя свидѣтельства, рѣшительно подтверждая ту мысль, что «настоятельство и пастырство вселенское» даровано Церкви «прежде Спасова еже отъ земли вознесенія», довольно ясно показываютъ и то, что во время преподанія апостоламъ благодати священства было время тайной вечери. Въ одномъ изъ приведенныхъ свидѣтельствъ говорится: «престало тогда архіерейство Аароново, яко временное, востало же Христово вѣчное». Когда же «тогда»? Хотя отвѣта въ данномъ мѣстѣ на это и нѣтъ, но изъ преждесказаннаго видно, что ветхій завѣтъ съ его священствомъ и жертвами упраздненъ («престалъ») на тайной вечери. Поэтому, подъ словомъ «тогда» въ данномъ случаѣ всего естественнѣе разумѣть именно время тайной вечери, на которой Господь и «освятилъ апостоловъ своихъ хиротоніею» и установилъ таинство священства (Б. Кат., л. 358 об.; сн. Сим. Сол. Т. 2-й, стр. 13, гл. 5; изд. 1856 г.).

По Своемъ же воскресеніи, Спаситель увѣряетъ уже «освященный ликъ апостольскій» (Кир. кн., л. 469) въ его обширныхъ полномочіяхъ, и возносясь, даетъ ему благословеніе къ совершенію святыхъ, въ дѣло служенія, въ созиданіе Тѣла, Своего – Церкви» (Еф. зач. 224). Симеонъ Солунскій, объединяя всѣ дѣйствія Спасителя по отношенію къ апостоламъ, говорить: «отъ тѣхъ божественныхъ рукъ и устъ» апостолы приняли «благословеніе и дуновеніе, рукоположеніе и благодать» (гл. 46, т. 2-й; изд. 1856 г.).

Таимъ образомъ, разсмотрѣнныя свидѣтельства показываютъ, что священство (въ смыслѣ таинства) и іерархія дарованы были Церкви самимъ Господомъ до дня Его вознеся на небо. Поэтому, послѣ Его вознесенія апостолы имѣли уже полное право воспользоваться своими полномочіями. Такъ, дѣйствительно, и было.

Когда Господь вознесся на небо, апостолы, возвратившись «въ Іерусалимъ съ радостію великою» (Лк. 24. 52 – зач. 114), «взыдоща на горницу (вѣроятно ту, гдѣ была совершена Спасителемъ тайная вечеря), идѣже бяху» – съ этого времени ежедневно – «вси бяху въ молитвѣ и моленіи» (Дѣян. 1,14 – зач. 2). Конечно, пребывая «въ молитвѣ и моленіи», онн совершали и таинство Евхаристіи, такъ какъ нельзя допустить, чтобы заповѣдь Спасителя: «сіе творите въ Мое воспоминаніе» не исполнялась ими. Когда Господь въ продолженіи 40 дней послѣ Своего воскресенія находился съ ними и говорилъ имъ, «яже о царствіи Божіи», т. е. о томъ, что касается основанной Имъ Церкви, апостолы, если и не совершали сего таинства, то только потому, что Самъ Спаситель находился съ ними. Теперь же, когда Онъ вознесся на небо, они и начали исполнять заповѣдь своего Божественнаго Учителя. Дѣйствительно, Іоаннъ Златоустъ и говоритъ: «отъ вознесенія Господня на небеса и до нынѣ въ Церкви христіанской на всякомъ мѣстѣ приносится жертва чиста тѣла и крови Агнца Божія» (Толк. ап., л. 545; Кир. кн., л. 79). Если бы апостолы не имѣли священнаго сана, то, конечно, они не осмѣлились бы совершать таинство Евхаристіи.

Какую же степень священнаго сана они имѣли, пресвитерскую или епископскую? Въ вышеприведенныхъ свидѣтельствахъ апостолы назывались «священниками» (Б. Кат., л. 544), «іереями» (Толк. ап., л. 544), «настоятелями и пастырями» (Кир. кн., л. 469 об.), «гостинниками» (Кн. о Вѣрѣ, л. 59 об.), лицами, имѣющими «достояніе Христово» (л. 59 об.) и Его «вѣчное архіерейство» (Кир. Кн., л. 77). Уже ли одни названія апостоловъ показываютъ, что они были епископами? Да иначе и быть не могло. Христосъ – вѣчный Архіерей – «не восхотѣ достояніе Свое оставити на земли не устроено» и передалъ его (достояніе) апостоламъ, а послѣдніе – своимъ «воспріемникамъ: архіепископамъ и епископамъ» (Кн. о Вѣрѣ, л. 59 об.). Если же «Христосъ имѣлъ достояніе архіерейское и это-же «достояніе» подучили преемники апостоловъ (и прежде всего – Матѳій, избранный вмѣсто Іуды Искаріотскаго) отъ сихъ посдѣдинхъ, то, конечно, и сами апостолы имѣли то же самое достояніе» (сн. Евр. 7, 7– зач. 316).

Что апостолы до дня пятидесятаго имѣли «архіерейское достояніе», эта мысль подтвеждается и повѣствованіемъ ев. Луки объ избраніи Матѳія вмѣсто Іуды предателя, – избранія, бывшего между днемъ вознесенія Господня и днемъ Пятидесятницы. Св. Лука повѣствуетъ: «во дни тыя (абіе отъ Спасова вознесенія – Кир. кн., л. 470 об.) воставъ Петръ посредѣ ученикъ, рече: мужіе братіе, подобаше скончатися писанію сему (Пс. 40, 10; Іоан. 13, 18), еже предрече Духъ Святый усты Давидовыми, о Іудѣ бывшемъ вожди емшимъ Іисуса (Іоан. 18, 3), яко причтенъ бѣ съ нами, и пріялъ бяше жребій службы сея»... Онъ погибъ. Но «пишется въ книгѣ псаломстѣй: да будетъ дворъ его пустъ, и да не будетъ живущаго въ немъ (Пс. 68, 26), и епископство его да пріиметь инъ (Пс. 108, 8). Подобаетъ убо... вмѣсто предателя... свидѣтелю воскресенія Спасителева быти съ нами единому отъ сихъ (отъ 120 вѣрующихъ – 16 ст.). И поставиша два, Іосифа... и Матѳія. И помолившеся рѣша: Ты, Господи, Сердиевѣдче всѣхъ, покажи, его же избралъ еси отъ сею двою единаго пріяти жребій служенія сего и апостольства, изъ него же испаде Іуда, ити въ мѣсто свое. И даша жребія има, и паде жребій на Матѳія, и причтенъ бысть ко единонадесяти апостоломъ» (Дѣян. 1, 15-26: зач. 2). Это повѣствованіе показываетъ, что Іуда Искаріотскій, причтенный Господомъ къ лику апостольскому, чрезъ то самое «пріялъ бяше жребій службы сія». Какой-же «службы»? Ев. Лука опредѣляетъ ее только указательнымъ мѣстоименіемъ «сея». Но и этого опредѣленія вполнѣ достаточно для того, чтобы понять, какого рода здѣсь разумѣется служба, или служеніе. Онъ говорить объ этомъ служеніи, какъ объ общеизвѣстномъ, а потому такъ его и опредѣляетъ. Онъ какъ бы такъ говорить: «Іуда былъ предназначенъ («пріялъ бяше жребій») къ той самой дѣятельности, какую мы теперь совершаемъ» («сея»). Но «во дни тыя (– абіе отъ Спасова вознесенія – Кир. кн.. л. 470) они не совершали дѣйствій, связанныхъ съ высокимъ званіемъ апостольства (Дѣян. 1, 4: Лк. 24, 49; см. Дѣян. 1, 14). Слѣдовательно, здѣсь разумѣется иное служеніе, а не апостольское. Эта мысль ясно проглядываетъ и во всемъ повѣствованіи ев. Луки. Апостолы, собравшіеся на избраніе, молились Сердцевѣдцу, чтобы Онъ указалъ, которыя «отъ сею двою» (Іосифъ или Матѳій) долженъ «пряти жребій служенія сего и апостольства». Въ этихъ словахъ уже прямо отличается «апостольство» (въ Толк. ап. оно названо «посланичествомъ» – л. 7) отъ «служенія сего», которое (служеніе) ев. Лука словами пророка Давида называетъ епископствомъ: «епископство его да пріиметь инъ» (Дѣян. 1, 20). Iоаннъ Златоустъ и бл. Ѳеофилъ Болгарскій подъ «епископствомъ» разумѣютъ «начальство, священство» (Бес. Злат. на Дѣян., гл. 1; бес. 3, стр. 26; бл. Ѳеоф. Болг. Толк. на Дѣян., стр. 38; изд. 1871 г. Казань), указывая этими двумя словами на то, что Матѳій получилъ высшую степень («начальство») священства – степень епископскую. Аполлинарій даже прямо называетъ начальствомъ и священствомъ «сія жребіи служенія» (Толк. ап., л. 8 об.). Такимъ образомъ, несомненно, что Матѳій получилъ епископскую степень священства и получилъ ее отъ апостоловъ. Послѣдніе молились Сердцевѣдцу, чтобы Онъ избралъ «оть сею двою единаго». Господь, дѣйствительно, и указалъ на Матѳія, какъ на лицо, вполнѣ достойное быть въ санѣ епископскомъ, а апостолы уже рукоположили его (хиротонисали – Бес. Злат. на Дѣян. ап., 14, гл. 6: стр. 134), причисливъ къ своему лику. «Симъ убо и мы» при рукоположеніи епископском «да подражаемъ», говорить въ нравоученіи Іоаннъ Златоустъ. «Отъ Сего бо (отъ Сердцевѣдца) къ избранію епископовъ была потреба, а не отъ внѣшнихъ», потому-что «множицею иже и человѣкъ честенъ, у Бога меньшій есть» (Бес. Злат. на Дѣян. ап., стр. 32). По сей-то причинѣ и Петръ самъ не избралъ Матѳія, «да не о вѣщи борющеся будутъ, и въ любопреніе впадутъ»... и «да не мнѣтися будетъ противу благодати творити» (стр. 26; сн. стр. 135), потому-что ихъ дѣто, по волѣ Божіей, состояло въ томъ «еже предѣлъ положити числу, и еже хиротонисати, и еже въ потребѣ таковой» (стр. 134), а «избранію быти отъ благодати Божіей (стр. 31). Согласно съ Златоустомъ говорить и Мелетій, патр. Александрійскій: «абіе отъ Спасова вознесенія при Матѳеовѣ рукоположеніи Петръ первый (изъ числа апостоловъ) слово произнося, но не самъ совершая дѣйство. Поставиша бо, рече, двоихъ, Іосифа и Матѳея, и помолившеся, рѣша, и даша жребія» (Кир. кн., л. 470 об.). Мелетій, такимъ образомъ, различаетъ собственно рукопопоженіе (хиротонію) Матѳія отъ избранія его въ кандидаты.

Итакъ, дѣйствія апостоловъ отъ дня вознесенія Господа до дня Пятидесятницы ясно показываютъ, что они были епископами. Если же они были епископами до Пятидесятницы, то и оправданіе безпоповцами своего безъіерархическаго существованія примѣромъ Церкви Христовой того времени – бездоказательно. Мало того. Приводя въ подтвержденіе своего оправданія слова изъ книги о Вѣрѣ: «начатокъ Церкви съ концомъ согласуется» (л. 186 об.), они должны бы были не отвергать іерархію, а признать всю необходимость ея, такъ какъ начало Церкви, какъ мы видѣли, не было безъіерархическимъ.

Но если даже мы и допустимъ мысль безпоповцевъ, что апостолы не были епископами до Пятидесятницы (что, конечно, неправда), то и въ такомъ случаѣ ихъ оправданіе не будетъ имѣть силы, такъ какъ въ Іерусалимѣ въ то время былъ епископъ, именно – Іаковъ, брать Господень, получившій хиротонію отъ самого Іисуса Христа. Объ его рукоположеніи очень ясно говорить Іоаннъ Златоустъ. Объясняя слова апостола Павла: «таже яви Ся Іакову», онъ пишетъ: «мнить ми ся, брату Своему. Глаголетъ бо Ся, яко Самъ рукоположи, и епископа въ Іерусалимѣхъ сотвори перваго». На полѣ, для поясненія, сказано: «Іакова самъ Христосъ рукоположи перваго въ Іерусалимѣ епископа» (Бес. на 14 посл. 1 Кор., гл. 15, бес. 38, стр. 1028).

Въ книгѣ о Вѣрѣ также говорится: «во Іерусалимѣ Iаковъ, братъ Господень по плоти, отъ самого Господа Іисуса Христа рукоположенъ» (гл. 1, л. 11). Захарія Копыстенскій въ главѣ: «Сказаніе отъ синаксаря греческаго и словенскаго о семидесятъ апостолъ, гдѣ кождо ихъ проповѣда, и како скончашася», также говоритъ: «Іаковъ брать Божій, и сынъ Іосифа обручника, иже и праведный наричется, первый епископъ въ Іерусалимѣ бысть, отъ Христа рукоположенъ» (Бес. на Дѣян. Злат., стр. 21; сн. Прол. 23 окт.; Aльфа и Омега, гл. 89, л. 293 об.). Во всѣхъ этихъ свидѣтельствахъ ясно и рѣшительно заявляется, что Іисусъ Христосъ, являясь послѣ Своего воскресенія Своимъ послѣдователямъ, явился, между прочимъ, и Іакову, Своему брату по плоти, сыну Іосифа отъ первой его жены, и во время этого явленія рукоположилъ его во епископа Іерусалимскаго. А такъ какъ Господь рукоположилъ Іакова еще до Своего вознесенія, то отсюда слѣдуетъ, что и при сдѣланномъ выше предположеніи оправданіе безпоповцами своего безъіерархическаго существованія опять-таки не справедливо.

Несправодлтво оно еще и потому, что находится въ противорѣчіи съ общимъ вѣрованіемъ древней вселенской Церкви. Древняя вселенская Церковь вѣрила и учила, что и 11 апостоловъ и апостолъ Іаковъ были епископами до дня Пятидесятницы. Такъ, св. Іоаннъ Златоустъ въ своей бесѣдѣ на повѣствованіе ев. Луки объ избраніи Матѳія творитъ: «зри кротость Іаковову. Сей пріятъ епископство еже въ Іерусалимѣхъ, и обаче тогда ничтоже бесѣдуетъ. Зри же и другихъ ученикъ многое смѣреномудріе, како ему (Петру) попущаюгь престола, и не ктому которають ся къ другъ другу» (на полѣ сказано – «о начальствѣ») (Бес. на Дѣян., стр. 29-30). Смыслъ этихъ словъ такой: не смотря на то, что Іаковъ быль епископомъ Іерусалимскимъ, онъ, по своей крютости предоставилъ ап. Петру право «властествовать» при избраніи и рукоположеніи Матѳія. Равнымъ образомъ, и другіе апостолы, по своему смиренію, не спорили («не котораютъ ся») объ этомъ. Такимъ образомъ, Іоаннъ Златоустъ считаетъ, по силѣ полномочій, и апостола Іакова и 11 апостоловъ равными. Если же онъ называетъ Іакова епископомъ, а другихъ апостоловъ не называетъ еиископами, то это потому, что Іаковъ, имѣлъ уже опредѣленную каѳедру, а тѣ не имѣли, такъ какъ повелѣніе Спасителя: «отъ Іерусалима не отлучатися, но ждати обѣтованіе Отчее» (Дѣян. 1, 4) – «якоже нѣкими узы удерживало всѣхъ ихъ тамо» (Бес. на Дѣян., стр. 9). Когда же въ день Пятидесятницы сошелъ на нихъ обѣщанный Спасителемъ Духъ Святый, они узнали и мѣста своей дѣятельности: «каковъ языкъ, кому даяшеся, на такову страну идяше», говоритъ епископъ Северіанъ (Толк. ап., л. 13 об.).

Итакъ, изъ всего вышесказаннаго видно, что апостолы и до дня Пятидесятницы были уже епископами. Въ Пятидесятницу же они получили особые, чрезвычайные дары Cв. Духа, какъ то: вѣдѣніе истины – «Той вы научить всему» (Іоан., зач. 48)... «наставить вы на всяку истину» (Іоан., зач. 52); памятованіе и разумѣніе ученія Христова – «воспомянетъ вамъ вся, яже рѣхъ вамъ» (Іоан., зач. 48)... «той свидѣтельствуетъ о мнѣ» (Іоан., зач. 52); вѣдѣніе будущаго – «и грядущая возвѣститъ вамъ» (Іоан., зач. 52); облеченіе духовною силою – «облечетеся силою свыше» (Лук., зач. 114); дерзновеніе проповѣди предъ самими мучителями – «не вы будете глаголющіи, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ» (Мѳ., зач. 36); по указанію же апостола Павла (Кор., зач. 151): слово премудрости, слово разума, вѣру, дарованіе исцѣленій, дѣйствіе силъ, пророчество, разсужденіе духовомъ, роди языковъ, сказанія языковъ» (Врат. Сл. за 1887 г., № 3).

Въ силу такихъ чрезвычайныхъ дарованій Св. Духа, полученныхъ апостолами въ день Пятидесятницы, и говорится иногда: Духъ Святый, сошедъ, рукоположи апостолы всей вселеннѣй... Начало убо отъ Спаса пріяша апостолы, конецъ же, сирѣчь совершеніе, пришествіемъ Святаго Духа» (Толк. ап., л. 12). Но такъ говорится потому, что «аще не быша пріяли Святаго Духа благодать (чрезвычайные дары), не бысть подало имъ апостольство всего міра» (тамъ-же), ибо «какъ никто не допускаетъ, чтобы воины, имѣющіе напасть на большую силу противниковъ, вышли противъ нихъ прежде, чѣмъ успѣютъ вооружиться, и какъ никто не согласится выпустить лошадей прежде, чѣмъ сядетъ возница; такъ и Господь до сошествія Св. Духа не позволяетъ апостоламъ являться на состязаніе, чтобы громадное большинство не побѣдило ихъ и не плѣнило» (Бл. Ѳеоф. Болгарскій. Толк. на Дѣян. ап., стр. 23; изд, 1871 г. Казань).

Если же допустить мысль, что апостолы получили въ день Пятидесятницы въ числѣ другихъ благодатныхъ дарованій и священный санъ, то явится много несообразностей. Неужели Матѳій и Іаковъ получили вторичное рукоположеніе? Неужели были рукоположены въ епископскій санъ и женщины? Ибо «въ ожиданіи исполненія обѣщаній Спасителя всѣ ученики Его: именъ, какъ написано, яко сто двадесятъ, – число апостоловъ въ десять разъ взятое; ибо двѣнадцать избралъ, а ста двадцати послалъ Духа, – въ одномъ домѣ пребывали и молились» (Бл. Авг. Воскр. чт. за 1848 г., № 8, стр. 70: сн. Истолк. чт. на Дѣян. св. ап. Андр. Полотебнова. Вып. I, стр. 17-18 и 45; изд. 1871 г. Казань). Нельзя допустить, чтобы въ этомъ общемъ собраніи вѣрующихъ не было Іакова, мѣстнаго епископа, Матѳія, только что причтеннаго къ лику апостольскому и рукоположеннаго апостолами (Кир. кн., л. 470 об.), а равнымъ образомъ – и тѣхъ женщинъ, которыя были постоянными спутницами Іисуса Христа при Его земной жизни, а по Его вознесеніи всегда пребывали единодушно въ молитвѣ и моленіи сь апостолами и Пресвятою Дѣвою (Дѣян. 1,14). Неужели всѣ эти лица получили епископскій санъ?

 

П. Кудрявцевъ и А. Малиновскій

«Олонецкія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. Ч. Неофф. № 4. С. 32-34; № 6. С. 34-38.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: