Священникъ Николай Воиновъ – Изъясненіе церковной пѣсни (Ирмосъ 4-й пѣсни канона утрени Воскреснаго 4-го гласа).

«Вознесена Тя видѣвши церковь на крестѣ, Солнце праведное, ста въ чинѣ своемъ, достойно взывающи: слава силѣ Твоей Господи». (Ирмосъ 4-й пѣсни канона, на гласъ 4.)

Не много словъ въ сей священной пѣсни, а смыслъ ея далеко не многимъ изъ людей понятенъ. Причина сей непонятности заключается частію въ церковно-славянской разстановкѣ словъ, спутывающей не довольно внимательныхъ, частію въ образныхъ нѣкоторыхъ выраженіяхъ, недосязаемыхъ для недовольно просвѣщенныхъ[1].

Чтобы яснѣе видѣть, о чемъ въ разсматриваемой нами пѣсни говорится и какъ слова въ ней одно къ другому относятся, считаемъ нужнымъ прежде всего разставить ихъ въ порядкѣ Русскаго языка такимъ образомъ: «Церкокь, видѣвши Тя, Солнце праведное, вознесена на крестѣ, ста въ чинѣ своемъ, достойно взывающи: слава силѣ Твоей, Господи». – Итакъ въ сей пѣсни говорится не о солнцѣ, какъ ошибочно думаютъ нѣкоторые, а о церкви, говорится, что она, «видѣвъ Господа Іисуса Христа, Который былъ и есть Солнце праведное, вознесеннымъ на крестѣ, ста въ чинѣ своемъ, достойно взывая: слава силѣ Твоей, Господи». – Въ семъ порядкѣ мы и будемъ изъяснять пѣснь.

Церковь. Что надобно разумѣть здѣсь подъ именемъ церкви? Очевидно, не зданіе молитвенное, не храмъ, – ибо церкви приписывается въ пѣсни видѣніе Господа, вознесеннаго на крестѣ, – а церковь, какъ общество вѣрующихъ въ Господа Іисуса Христа, Спасителя человѣковъ. Это та самая церковь, которую создать обѣтовалъ Онъ избраннымъ Своимъ ученикамъ на камени ихъ вѣры въ Его Божественное достоинство (Матѳ. 16, 18), и которую дѣйствительно создалъ Онъ, основалъ и водрузилъ Своими крестными страданіями и смертію (Дѣян. 20, 28). Это та самая церковь, которую потомъ избранные ученики Господа, по славномъ Его вознесеніи, облеченные силою свыше (Лук. 24, 49. Дѣян. 2, 4), согласно съ Его Божественнымъ повелѣніемъ (Матѳ. 28, 18-20), «наченше отъ Іерусалима» (Лук. 24, 47), распространили и разширили по всей вселенной (Марк. 16, 20. Колос. 1, 5-6), изъ вѣрующихъ въ разныхъ мѣстахъ составивъ отдѣльныя общества или церкви, которымъ вполнѣ передали письменно и устно Богопреданныя имъ ученіе и таинства вѣры (2 Солун. 2, 15. 1 Кор. 14, 40) и, для храненія сихъ сокровищъ вѣры, поставили пастырей и учителей (Дѣян. 14, 23; 20, 28), обязавъ тѣхъ изъ нихъ, которые, облечены епископскою властію, передавать, чрезъ таинственное рукоположеніе, власть учить и священнодѣйствовать и инымъ достойно избраннымъ лицамъ (1 Тим. 5, 22; 2 Тим. 2, 2. Тит. 1, 5). Эта единая, святая соборная и Апостольская церковь непрерывно со времени основанія, по обѣтованію Господа, должна пребывать на землѣ и пребудетъ неодолимою никакими ухищреніями ада (Матѳ. 16, 18) до самой кончины вѣка (Матѳ. 28, 20. 1 Кор. 11, 26)

Видѣвши Тя. Яснѣе по русски: увидѣвъ Тебя, или: послѣ того какъ увидѣла Тебя. Первые члены церкви, бывшіе современниками земной жизни Основателя ея, могли видѣть Его въ разныхъ положеніяхъ чувственными очами; но для позднѣйшхъ членовъ церкви доступно созерцаніе Его только очами вѣры, которое впрочемъ блаженнѣе чувствннаго видѣнія, по слову нашего Христа Спасителя, сказанному Ап. Ѳомѣ: «блажени не видѣвшій, и вѣровавше» (Іоан. 20, 29). О видѣніи въ такомъ же смыслѣ говорится и въ другихъ церковныхъ пѣсняхъ. Такъ въ воскресную всенощную службу, по прочтеніи священникомъ святаго Евангелія объ одномъ изъ явленій воскресшаго Господа, клиръ поетъ: «Воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся святому Господу Іисусу». Ясное дѣло, слово: «видѣвше» надобно понимать не въ чувственномъ, а въ духовномъ смыслѣ; «видѣніе» именно въ только что прочтенномъ святомъ Евангеліи, которое выносится за тѣмъ на средину храма для поклоненія предстоящихъ, для поклоненія какъ бы къ видимому Самому воскресшему Господу Іисусу[2].

Солнце праведное. Господь Іисусъ Христосъ, Котораго св церковь увидѣла вознесеннымъ на крестѣ, называется въ пѣсни «солнцемъ праведнымъ». Наименованіе это взято изъ 2 стиха 4-й главы пророка Малахіи. «И взойдетъ для васъ», – говоритъ пророкъ отъ лица Божія, – «боящіеся имени Моего, солнце правды». – Это солнце правды и явилось на землѣ въ лицѣ воплотившагося насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, Единороднаго Сына Божія, Господа Іисуса Христа. Наименованіе Его Солнцемъ правды можетъ означать солнце истинное, какъ и именуется Господь Іисусъ Христосъ въ нѣкоторыхъ пѣсняхъ церковныхъ, – напримѣръ: «пришелъ еси истинное Солнце на западъ, къ ногамъ Іуды приклонився» (въ книгѣ: «Акаѳистъ Божественнымъ Страстемъ Христовымъ» на стиховнѣ стихира). Воплотившійся нашего ради спасенія, Единородный Сынъ Божій, явившись на земли для просвѣщенія омраченнаго грѣхомъ человѣчества, дѣйствовалъ не заимствованнымъ свѣтомъ, каковымъ дѣйствовали ветхозавѣтные пророки и довершившій рядъ ихъ святый Предтеча, – каковымъ дѣйствовали послѣ святые Апостолы, а Своимъ собственнымъ, ниоткуда не занятымъ свѣтомъ. «Не бѣ той Свѣтъ», – говоритъ святый Евангелистъ Іоаннъ Богословъ объ Іоаннѣ Креститлеѣ, – «но да свидѣтельствуетъ о Свѣтѣ. Бѣ Свѣтъ истинный, Иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ» (1, 8. 9.). Какъ предвѣчное Слово, какъ истинный Богъ, Онъ отъ вѣчности былъ самобытный Свѣтъ, отъ вѣчности Источникъ свѣта для другихъ: въ семъ разумѣ и можно прилагать къ Нему наименованіе «Солнца правды» т.-е. Солнца истинности, Солнца независимаго, самосущаго».

Но примѣнительно къ контексту рѣчи пророка Малахіи, гдѣ Господь Іисусъ Христосъ именуется Солнцемъ правды, слово: «правды» или «праведное» собственно надобно относить къ правосудію, и Солнцемъ правды Господь Іисусъ въ такомъ случаѣ называется потому, что Его правосудіе соединено съ всевѣдѣніемъ, предъ которымъ, какъ при дневномъ свѣтѣ солнца, вся нага и объявлена (Евр. 4, 13), отъ котораго не укроется ни одно темное дѣло и даже сокровенная нечестивая мысль (1 Кор. 4, 5). При такомъ соединеніи въ лицѣ Христа всевѣдѣнія съ правосудіемъ, каждому воздано будетъ по дѣламъ и праведные строго будутъ отличены отъ нечестивыхъ, о чемъ именно и идетъ рѣчь у пророка Малахіи. Приведши возраженіе Іудеевъ, будто безполезно служить Богу и никакой нѣтъ выгоды отъ храненія Его заповѣдей, такъ какъ, по ихъ наблюденію, «живущіе беззаконно благоденствуютъ и, тогда какъ искушаютъ Бога, остаются невредимы», – пророкъ на это возраженіе отвѣчаетъ: «но въ то же время боящіеся Іеговы говорятъ другъ другу: Іегова вникаетъ и слышитъ, и пишется книга памятная предъ лицемъ Его о боящихся Іеговы и чтущихъ имя Его. И будутъ они, говоритъ Іегова воинствъ, Моими въ тотъ день, въ который Я сотворю мою собственность; и Я буду беречь ихъ, какъ человѣкъ бережетъ сына своего, почтительнаго къ себѣ. И обратитесь, и увидите различіе между праведникомъ и нечестивымъ, между служащимъ Богу и неслужащимъ Ему. Ибо вотъ идетъ день, пылающій, какъ печь; тогда всѣ гордецы и всѣ, дѣлающіе беззаконіе, будутъ соломою, и попалитъ ихъ, говоритъ Іегова воинствъ, день оный грядущій, который не оставитъ у нихъ ни корня, ни вѣтвей. И взойдетъ для васъ, боящіеся имени Моего, Солнце правды, и подъ крыльями Его исцѣленіе; и выйдете и будите прыгать какъ откормленные тельцы. И будете попирать беззаконныхъ, ибо они будутъ пепломъ подъ ногами вашими, въ тотъ день, который Я сотворю, говоритъ Іегова воинствъ» (-3, 14-18; 4, 1-3). Подобными чертами изображалъ правосудіе грядущаго Мессіи святый Іоаннъ Предтеча. «Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ, – говорилъ Онъ надмѣвавшимся своимъ происхожденіемъ отъ Авраама Фарисеямъ и Саддукеямъ, но не творившимъ дѣлъ Авраама, – всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо... Емуже (то есть у грядущаго Мессіи) лопата въ руцѣ Его, и отребитъ гумно свое, и соберетъ пшеницу свою въ житницу, плевы же сожжетъ огнемъ негасающимъ» (Мѳ. 3, 10. 12).

Явившись на земли, для спасенія падшаго во глубину золъ человѣчества, не имѣвшаго возможности собственными силами возстать, Богочеловѣкъ Господь Іисусъ Христосъ воспринялъ на Себя всѣ грѣхи всѣхъ временъ человѣчества и, какъ Любитель правды (Пс. 10, 7), первоначально осудилъ ихъ въ Самомъ Себѣ, положивъ за нихъ душу Свою на крестѣ (Іоан. 10, 17. 18), а потомъ воспринялъ, по своей человѣческой природѣ, отъ Отца своего небеснаго судъ надъ человѣчествомъ (Іоан. 5, 22), и такъ какъ Онъ, содѣлавшись человѣкомъ, въ то же время не переставалъ быть Богомъ, – то судъ Его надъ людьми, какъ судъ Бога всевѣдущаго (1 Іоан. 3, 20), всемогущаго (ІІсал. 32, 9; Лук. 1, 37), неизмѣняемаго (Іак. 1, 17), Ревнителя правды (Второз. 4, 24. Евр. 12, 29), содѣлался судомъ праведнымъ, строго различающимъ праведныхъ отъ нечестивыхъ. «Грядетъ часъ, говорилъ Онъ іудеямъ, въ оньже вси сущій во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія. И изыдутъ сотворшіи благая, въ воскрешеніе живота, а сотворишіи злая, въ воскрешеніе суда. Не могу Азъ о себѣ творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и судъ Мой праведенъ есть, яко не ищу воли моея, но воли пославшаго Мя Отца» (Іоан. 5, 28-30). – «Иже», – говоритъ о Господѣ Іисусѣ Христѣ святый апостолъ Павелъ, – «воздастъ коемуждо по дѣломъ Его. Овымъ убо по терпѣнію дѣла благаго, славы и чести и нетлѣнія ищущимъ (то-есть тѣмъ, которые постоянствомъ въ добромъ дѣлѣ ищутъ славы, чести и безсмертія, воздастъ) животъ вѣчный. А иже по рвенію противляются убо истинѣ, повинуются же неправдѣ (такимъ людямъ воздастъ) ярость и гнѣвъ» (Римл. 2, 6-8). «Поистинѣ», – скажемъ словами святаго пророка Исаіи, – «препоясаніемъ чреслъ Его, то есть воплотившагося Господа Іисуса Христа содѣлалась правда и препоясаніемъ бедръ – Его истина» (11, 5).

Вознесена на крестѣ. Выраженіе взятое отъ ветхозавѣтнаго прообраза повѣшеннаго на древо Моисеемъ мѣднаго змія (Числ. 21, 8 и сл.) и неоднократно употребленное самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, отъ Котораго перешло и въ церковную пѣснь. «Якоже Моисей вознесе змію въ пустыни, говорилъ Господь Іисусъ Христосъ, тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный. Егда вознесете Сына человѣческаго, тогда уразумѣете, яко Азъ есьмь, и о себѣ ничесоже творю, но, якоже научи мя Отецъ мой, сія глаголю.... Аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ себѣ. Сіе же глаголаше (по замѣчанію евангелиста), назнаменуя: коею смертію хотяше умрети» (Іоан. 3, 14. 15; 8, 28; 12, 32. 33).

Для чего Господь Іисусъ Христосъ, когда предрекалъ Іудеямъ о своемъ распятіи на крестѣ, указывалъ имъ на ветхозавѣтный прообразъ змія? Святый Іоаннъ Златоустъ такъ отвѣчаетъ на сей вопросъ: «для того во-первыхъ, дабы они уразумѣли, что ветхозавѣтное имѣетъ сродство съ новозавѣтнымъ, а не чуждо одно другому; во-вторыхъ, дабы ты позналъ, что Онъ не по неволѣ шелъ на страданіе; наконецъ, дабы научить тебя, что и для Него отъ сихъ страданій не происходитъ какой-либо вредъ, а раждается спасеніе многихъ. Дабы кто не сказалъ: какъ возможно спастись увѣровавшимъ въ Распятаго, когда Онъ и Самъ одержимъ былъ смертію? потому Онъ и ведетъ насъ къ ветхозавѣтному событію. Ибо, если на мѣдное изображеніе змія Іудеи взирая, спасались отъ смерти: тѣмъ болѣе вѣрующіе въ Распятаго несомнѣнно получатъ, и притомъ гораздо большее благодѣяніе. Ибо это совершается не по безсилію Распинаемаго и не потому, что Его одолѣли Іудеи, но поелику Богъ возлюбилъ міръ, – вотъ почему одушевленный храмъ Его распинается, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный» (изъ 27 бесѣды на еванг. Іоанна).

Ста въ чинѣ своемъ. Чтобы узнать истинный смыслъ сего неудобопонятнаго выраженія, обратимся къ древней пѣсни святаго пророка Аввакума, по образцу которой составлены ирмосы четвертыхъ пѣсней канона. Въ пѣсни пророка содержащейся въ 3-й главѣ находимъ то же самое выраженіе; – «ста въ чинѣ своемъ». Такъ, изчисляя и прославляя различныя чудныя и славныя дѣянія, совершенныя Господомъ для Его избраннаго народа – Іудеевъ со времени изшествія ихъ изъ Египта, пророкъ доходитъ до чудеснаго остановленія солнца и луны при Іисусѣ Навинѣ (кн. Іис. Нав. 10, 13), и это чудесное событіе такъ изображаетъ: «воздвижеся солнце и луна ста въ чинѣ своемъ» (-ст. 11), по русскому переводу: «солнце, луна остановились въ селеніи своемъ»; по книгѣ Іисуса Навина: «и ста солнце и луна въ стояніи». Сказанное у пророка о солнцѣ и лунѣ церковный пѣснописецъ примѣняетъ къ церкви, конечно, потому, что видитъ нѣкоторое прообразовательное сходство ветхозавѣтнаго событія, бывшаго при Іисусѣ Навинѣ, съ положеніемъ новозавѣтной церкви. Ветхозавѣтное событіе происходило такъ: Іисусъ Навинъ, вождь израильскій, выступаетъ противъ пяти Ханаанскихъ царей, начавшихъ воевать съ Гаваонитянами, союзниками Израильскими, и поражаетъ ихъ Такъ какъ день преклонялся къ вечеру, то, чтобы довершить славную побѣду, онъ простираетъ руки свои, вопія къ Богу о помощи, и останавливаетъ дѣйствіемъ силы Божіей солнце и луну въ ихъ теченіи. «Солнце остановись надъ Гаваономъ и луна надъ долиною Аіалонскою. И остановилось солнце и луна стояла, доколѣ народъ мстилъ врагамъ своимъ» (Іис. Нав. 10, 12-13. Слич. Сирах. 46, 3-6). Такъ солнце и луна, покорившись велѣнію Іисуса, останавливаются въ своемъ теченіи, и бездѣйственнымъ своимъ положеніемъ, простиравшимся до тѣхъ поръ, пока онъ совершенно не поразилъ враговъ, обнаружили въ себѣ какъ бы благоговѣйное удивленіе и почтеніе къ славной его побѣдѣ. Всѣ эти обстоятельства ветхозавѣтнаго событія удобно примѣняются къ Господу Іисусу Христу и Его церкви, обществу вѣрующихъ въ Него. Господь Іисусъ Христосъ, вождь истиннаго Израиля, показующій ему путь въ небесное отечество (Іоан. 14, 6. Рим. 9, 6-8), является на землю, для пораженія исконнаго врага его, сатаны съ клевретами. Вся жизнь Господа Іисуса была рядомъ непрерывныхъ подвиговъ противъ сихъ враговъ нашего спасенія, но для довершенія славной своей побѣды надъ ними Онъ наконецъ простираетъ руки Свои на крестѣ, страдаетъ и умираетъ и тѣмъ полагаетъ конецъ царству грѣховной, сатанинской тьмы, чего знаменіемъ служило помраченіе свѣтилъ небесныхъ (Мѳ. 27, 45), и полагаетъ крѣпкое, несокрушимое основаніе царству свѣта, Церкви своей святой. Увидѣвъ, коль высокою цѣною, именно крестными страданіями и смертію ея духовнаго Свѣта, Господа Іисуса Христа пріобрѣтено для вѣрующихъ въ Него славное искупленіе и спасеніе (1 Петр. 1, 18. 19), святая Христова церковь пришла въ духовный восторгъ, въ состояніе благоговѣйнаго удивленія и почтенія къ столь высокой за нее принесенной жертвѣ, въ состояніе, намекомъ на которое служили солнце и луна при побѣдѣ Іисуса Навина, и какъ тѣ не измѣняли своего положенія до тѣхъ поръ, пока Іисусомъ не была совершенно и окончательно одержана надъ врагами побѣда: такъ и святая Христова церковь пребудетъ въ состояніи благоговѣйнаго удивленія и почтенія къ высокой побѣдѣ Господа Іисуса Христа надъ врагами спасенія во все время пребыванія своего на земли, пока подъ ногами Господа не испразднится самый послѣдній, порожденный грѣхомъ, врагъ – смерть (1 Кор. 15, 25. 26; Рим. 6, 23). Что побѣда Іисуса Навина надъ врагами, сопровождавшаяся чудеснымъ остановленіемъ солнца и луны, предъизображала побѣду Господа Іисуса Христа надъ врагами спасенія, на это есть ясное свидѣтельство святаго Амвросія Медіоланскаго. «Солнце стало, говорить сей святый отецъ, потому что во Іисусѣ познало образъ будущаго. Ибо не своею силою Іисусъ Навинъ, но таинствомъ Христа властвовалъ надъ небесными свѣтилами» (Apolog. David, cap. 4.)

Достойно взывающи: слава силѣ Твоей, Господи. «Отъ избытка сердца глаголютъ уста (Лук. 6, 45)». Пришедши въ восторгъ, исполнившись чувствъ благоговѣйнаго удивленія и почтенія отъ созерцанія духомъ вѣры высоты крестнаго подвига, понесеннаго Господомъ Іисусомъ Христомъ, единственно только для искупленія, спасенія вѣрующихъ въ Него, – святая Христова церковь не могла оставаться въ сдержанномъ безмолвномъ положеніи и тотчасъ же стала изливать преисполнявшія ее чувства въ пѣніяхъ и пѣсняхъ духовныхъ, воздавая тѣмъ съ своей стороны достойную по возможности честь кресту Христову. Въ честь и славу креста Христова она сплела неимовѣрное множество витіеватыхъ пѣснопѣній и ничему такъ часто не посвящаетъ своихъ богослуженій, какъ крестнымъ страданіямъ и смерти Спасителя. «Веселится о Тебѣ церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крѣпость, Господи, и прибѣжище и утвержденіе» (Ирмосъ на гл. 4.)

По кончинѣ міра, перешедши изъ состоянія благодати въ состояніе славы, изъ состоянія вѣры въ видѣніе, наслажденіе и блаженство (2 Кор. 5, 7; 1 Кор. 13, 8; 1 Іоан. 3, 2), изъ состоянія борьбы со врагами, въ состояніе торжества, святая Христова церковь и тамъ на небѣ въ царствѣ славы будетъ находить для себя неизъяснимое блаженство въ неумолчномъ славословіи крестныхъ подвиговъ своего Спасителя: «Святъ, Святъ, Святъ Господь Богъ Вседержитель», неустанно день и ночь она будетъ тамъ взывать предъ Сѣдящимъ на престолѣ Искупительнымъ Агнцемъ, – «Иже бѣ и сый и грядый... Достоинъ еси, Господи, пріяти славу и честь и силу, яко Ты еси создалъ всяческая, и волею Твоею суть, и сотворени», то есть, по русскому переводу: «ибо Ты сотворилъ все, и все по Твоей волѣ существуетъ и сотворено» (Апок. 4, 8. 11. Слич. ст. 2 и гл. 5, ст. 6).

 

Діаконъ Николай Воиновъ.

 

«Душеполезное Чтеніе». 1868. Ч. 3. № 12 (Декабрь). С. 312-322.

 

[1] Въ сей священной пѣсни разнородныя понятія: церковь и солнце стоятъ почти рядомъ и такое близкое ихъ сочетаніе, по собственному нашему наблюденію, весьма многихъ, не хотящихъ или не могущихъ, какъ слѣдуетъ, вникнуть въ содержаніе пѣсни, спутываетъ въ ея пониманіи. «О чемъ говорится въ сей пѣсни?», неразъ приходилось намъ спрашивать подобнаго рода людей. «Говорится», отвѣчали они, «о солнцѣ, что оно остановилось въ своемъ дѣйствіи, то-есть затмилось въ то время, какъ Господь Іисусъ Христосъ былъ распятъ на крестѣ». – Конечно, они указываютъ на событіе, дѣйствительно произходившее во время распятія Господа (Матѳ. 27, 45); но не о томъ рѣчь въ разсматриваемомъ ирмосѣ. Многихъ также спутываетъ въ пониманіи пѣсни слово: «на крестѣ», стоящее въ ней рядомъ съ понятіемъ: «церковь»; имъ кажется непонятнымъ: какъ такъ церковь на крестѣ? По ихъ разуму слѣдовало бы сказать: крестъ на церкви.

[2] По прочтеніи, св. Евангелie износится на средину храма для поклоненія и лобызанія вѣрующими. При изнесеніи св. Евангелія изъ алтаря, молящіеся должны взирать на него съ чувствомъ смиренія и благоговѣнія, какъ на Самого воскресшаго Господа, покланяясь ему и взывая: «Воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся Святому Господу». Такимъ образомъ, изнесеніе св. Евангелія изъ алтаря знаменуетъ то, что воскресшій Господь какъ бы является и намъ недостойнымъ, подобно тому, какъ Онъ являлся по воскресеніи Своимъ ученикамъ. Когда мы подходимъ къ св. Евангелію, чтобы приложиться къ нему, воскресшій Господь как бы тайно говоритъ каждому изъ насъ: «осяжи Меня: зто Я Самъ; это Я, твой Господь, за тебя пострадавшій и умершій, для тебя воскресшій: пріиди, оживи свою вѣру и любовь прикосновеніемъ ко Мнѣ, и знай, что Я точно съ вами во вся дни до скончанія вѣка!». Прикладываясь къ св. Евангелію, слѣдуетъ произноспть про себя молитвы: «Со страхомъ и любовію приступаю Ти, Христе, и вѣрую словесемъ Твоимъ» (1-ый поклонъ); «Страхомъ убо – грѣха ради» (2-ой поклонъ); «Вѣрую, Господи, во св. Евангеліе; Христе Боже, помози ми и спаси мя» (3-ій поклонъ). «Троицкій Православный Русскій календарь» на 1960 г. С. 62. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: