Протоіерей Митрофанъ Вышемирскій – О свойствахъ Церкви Христовой.

Церковь Христова, подобно всякому предмету, имѣетъ свои особыя свойства, или такіе существенные признаки, по которымъ она отличается не только отъ всѣхъ разнородныхъ съ нею человѣческихъ обществъ, какъ напр., обществъ гражданскихъ, ученыхъ и т. п., но и отъ однородныхъ, каковы общества религіозныя. Объ этихъ свойствахъ Церкви мы и предлагаемъ наше чтеніе. Но прежде рѣчи о нихъ, для большей ясности, напомнимъ себѣ, что такое Церковь Христова въ ея существѣ.

Церковь Христова есть отъ Бога установленное общество людей, соединенныхъ одною и тою же вѣрою, закономъ Божіимъ, священноначаліемъ и таинствами, или говоря пространнѣе: Церковь Христова есть общество вѣрующихъ во Христа и крестившихся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, – общество, основанное Самимъ Христомъ непосредственно и посредствомъ свв. Апостоловъ, Имъ же Самимъ оживляемое и ведомое къ вѣчной жизни – водимо посредствомъ духовныхъ пастырей, т. е. чрезъ ученіе, священнодѣйствія и управленіе, и невидимо – посредствомъ вседѣйствующей благодати всесвятаго Духа. Церковь, такимъ образомъ, состоитъ изъ двухъ сторонъ – видимой или общества людей, раздѣленныхъ на пастырей и пасомыхъ, и невидимой – Іисуса Христа и Духа Святаго, всегда пребывающихъ въ обществѣ вѣрующихъ.

Итакъ, какими же свойствами, по ученію Слова Божія, обладаетъ Церковь Христова?

Когда на пути къ Кесаріи Филипповой, ап. Петръ отъ лица всѣхъ Апостоловъ исповѣдалъ Іисуса Христа Сыномъ Бога живаго, то Спаситель, назвавъ такое исповѣданіе камнемъ, сказалъ: «на семъ камнѣ Я создалъ Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ее» (Матѳ. 16, 18). Т. е., Христосъ открылъ Апостоламъ Свое намѣреніе создать на землѣ Свою Церковь, – не многія церкви, а одну только: «создамъ», говоритъ, «Церковь Мою». Какъ дѣло Божіе, Церковь Моя будетъ учрежденіемъ неразрушимымъ и совершеннѣйшимъ, вполнѣ соотвѣтствующимъ той цѣли, для которой предназначается: ее не одолѣютъ даже силы ада, и она до скончанія вѣка останется одной. Почему, изображая Свою Церковь въ притчахъ, Христосъ говорилъ объ одномъ только стадѣ, объ одномъ овчемъ дворѣ, объ одной виноградной лозѣ, объ одномъ царствѣ небесномъ на землѣ (Матѳ. 13, 24).

Предназначая Свою Церковь для спасенія всего человѣчества, Христосъ и устроилъ ее такъ, что она является единою и въ жизни своей. Обнимая собою всѣхъ вѣрующихъ въ Сына Божія, она соединяетъ ихъ въ одно общество, связанное единствомъ вѣры, упованія и любви. Единство это не нарушается ни раздѣленіемъ церковнаго общества на пастырей и пасомыхъ, ни существованіемъ частей сего общества въ разныхъ, отдаленныхъ другъ отъ друга, мѣстахъ. Всѣ его духовные пастыри, сколько бы ихъ ни было, и гдѣ бы они ни находились, преподаютъ одно и то же Божественное ученіе, совершаютъ одни и тѣ же таинства, держатся въ управленіи однихъ и тѣхъ же Божественныхъ законовъ; а пасомые обязаны принимать ученіе отъ своихъ пастырей пользоваться отъ нихъ освященіемъ и покоряться пхъ духовному управленію. При этихъ условіяхъ, видимая сторона Церкви остается единымъ, взаимно связаннымъ между собою обществомъ.

Объединяясь въ себѣ самой, видимая сторона Церкви въ то же самое время тѣснѣйшимъ образомъ соединена и съ стороною невидимою, потому, – что Господь проникаетъ и животворитъ Своею благодатію всѣхъ до единаго вѣрующихъ въ Него и, такимъ образомъ, соединяетъ ихъ въ Себѣ Самомъ, къ истинной Главѣ Церкви. Столь тѣсная связь сторонъ Церкви, дѣлаетъ ее живымъ организмомъ, составленнымъ на подобіе организма въ Іисусѣ Христѣ, изъ Божества и человѣчества. Общество вѣрующихъ является въ этомъ организмѣ, какъ бы тѣломъ, которое оживляется Христомъ, какъ бы душею. Въ Св. Писаніи Церковь, дѣйствительно, и называется иногда Тѣломъ Христовымъ (Еф. 4, 12), называется даже прямо – Христомъ. Такъ, у ап. Павла въ первомъ его посланіи къ Коринѳянамъ читаемъ: «какъ тѣло одно, но имѣетъ многіе члены, и всѣ члены одного тѣла, хотя ихъ и много, составляютъ одно тѣло: такъ и Христосъ» (12, 12). Тотъ же Апостолъ называетъ еще Церковь – образомъ и подобіемъ Христа, «отъ плоти Его и отъ костей Его» (Еф. 5, 22-30), – чѣмъ также указываетъ на тѣснѣйшую связь между Божескою и человѣческою стороною Церкви. Церковь основана для спасенія людей чрезъ усвоеніе ими крестныхъ заслугъ Христа. Послѣднее же возможно только при тѣснѣйшемъ общеніи со Христомъ: «вѣтвь не можетъ приносить плода сама собою, если не будетъ на лозѣ», говоритъ Спаситель Своимъ послѣдователяъ, – «такъ и вы, если не будете во Мнѣ» (Іоан. 15, 4). Для спасенія во Христѣ человѣкъ долженъ сдѣлаться членомъ тѣла Христова, чтобы оживотвориться духомъ Христовымъ. Потому то Христосъ и обращался къ Отцу Небесному съ моленіемъ: «да будутъ всѣ едино: какъ Ты, Отче, во Мнѣ, и Я въ Тебѣ, такъ и они да будутъ въ Насъ едино» (Іоан. 17, 21).

Такимъ образомъ, Церковь въ полномъ своемъ составѣ есть единый живой организмъ, имѣющій одну главу – Христа и одушевляемый однимъ Духомъ Божіимъ. Она одна, подобно человѣку, состоящему изъ души и тѣла, но составляющему одно. Такою, именно, она и изображается въ Словѣ Божіемъ. Апостолъ Павелъ, призывая ефесскихъ христіанъ жить въ союзѣ мира и любви, пишетъ: «вы одно тѣло и одинъ духъ, какъ и призваны къ одной надеждѣ вашего званія; одинъ Господь, одна вѣра, одно крещеніе, одинъ Богъ и Отецъ всѣхъ, Который надъ всѣми и во всѣхя насъ» (4, 4-6). Слѣдовательно, единство Церкви Христовой есть существенное свойство ея: она едина, какъ единъ основатель ея Христосъ.

Далѣе. Намѣреваясь создать на землѣ для спасенія людей Церковь, Іисусъ Христосъ освящалъ будущихъ ея членовъ – Апостоловъ Своимъ Божественнымъ ученіемъ и всею жизнію Своею, всегда и во всемъ являвшею живой примѣръ всецѣлой покорности воли Божіей. Просилъ и Отца Своего Небеснаго святить ихъ истиною, и не только ихъ, первыхъ членовъ Церкви, но и всѣхъ послѣдующихъ. Идя на крестныя страданія, Христосъ молилъ Бога Отца: «освяти ихъ истиною Твоею; Слово Твое есть истина. Какъ Ты послалъ Мена въ міръ, такъ и Я послалъ ихъ въ міръ, и за нихъ Я посвящаю Себя чтобы и они были освящены истиною. Не о нихъ же только молю, но и о вѣрующихъ въ Меня по слову ихъ» (Іоан. 17, 17-20). Когда же насталъ часъ жертвы крестной, Онъ освятилъ Свою Церковь и собственною смертію: «предалъ Себя за нее», какъ пишетъ ап. Павелъ ефесянамъ, «чтобы освятить ее, очистивъ банею водною, посредствомъ слова; чтобы представить ее себѣ славною Церковію, не имѣющею пятна, или порока, или чего-либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» (5, 25-27).

Освятивши Церковь смертію Своею, Христосъ не прекратилъ Своего освящающаго воздѣйствія на нее и въ послѣдующія времена. Соединившись съ нею тѣснѣйшими узами, на подобіе тѣла и души, Христосъ понынѣ освящаетъ и до скончанія вѣка будетъ освящать ее Своимъ пребываніемъ въ ней. Какъ душа человѣческая, живущая въ тѣлѣ, оживляетъ послѣднее и даетъ всѣмъ членамъ его свойства живаго существа, – если, конечно, члены способны воспринимать оживляющую силу души, – такъ Святѣйшій Христосъ, пребывая въ тѣлѣ Церкви, даетъ каждому ея члену, по мѣрѣ воспріемлемости его, признаки святости.

Вмѣстѣ съ тѣмъ Христосъ освящаетъ Церковь и посредствомъ ученія Своего и установленныхъ Имъ таинствъ, преподаваемыхъ духовными пастырями, которыхъ Онъ, въ лицѣ Апостоловъ, назначилъ служить Ему органами въ дѣлѣ освященія грѣшнаго рода человѣческаго, или поставилъ, какъ говоритъ ап. Павелъ, – «къ совершенію святыхъ» (Еф. 4, 2).

Такимъ образомъ, единая Христова Церковь есть святая Церковь, и святая не по невидимой только сторонѣ своей, которую является Самъ Христосъ и Его Святой Духъ, но и по видимой, какъ общество вѣрующихъ въ Сына Божія, почему Апостолы въ посланіяхъ своихъ и называютъ вѣрующихъ во Христа «святыми» (Рим. 1, 7), «народомъ святымъ» (2, 9); или же именами равносильными «святый», какъ напримѣръ: «храмомъ Божіимъ (1 Кор. 3, 17), «тѣломъ Христовымъ»», (Кол. 1, 24) «невѣстою Христовою» (Еф. 5, 22-23) и т. п. Церковь свята въ цѣломъ своемъ составѣ. Въ Церкви всюду святость и освященіе: въ ней какъ въ святомъ созданій Іисуса Христа, органѣ Святаго Духа, вездѣ дышетъ Духъ Святый, – эта жизненная сила тѣла Церкви, такъ что не знаешь, какъ говорилъ Христосъ Никодиму, откуда Онъ приходитъ и куда идетъ. – Впрочемъ, святость членовъ Церкви нельзя представлять, какъ безгрѣшность ихъ: это было бы очевиднымъ противорѣчіемъ и дѣйствительности и Слову Божію. Безусловная святость, въ смыслѣ полной безгрѣшности, свойствена одному Богу, для вѣрующихъ же она является только высшею цѣлію ихъ жизни, къ которой ведетъ Свою Церковь Христосъ. Къ этой цѣли Церковь стремится постепенно. Утверждаясь на Апостолахъ и пророкахъ и имѣя краеугольнымъ камнемъ Самаго Іисуса Христа, Церковь постепенно «возрастаетъ въ святый храмъ въ Господѣ» (Еф. 2, 20. 21), говоритъ aп. Павелъ. И возрастая въ святой храмъ, она слагается даже изъ членовъ, имѣющихъ не одинаковую степень нравственной чистоты. Одни изъ нихъ, въ зависимости отъ талантовъ, полученныхъ ими отъ Бога, и направленія воли ихъ, являются болѣе совершенныму, болѣе освященными, а другіе – менѣе, нѣкоторые же даже грѣшниками. Апостолъ Павелъ, уподобляя въ этомъ отношеніи Церковь дому, пишетъ своему ученику Титу: «въ большемъ домѣ есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, и одни въ почетномъ, а другіе въ низкомъ употребленіи» (2 Тим. 2, 20); этимъ сравненіемъ Апостолъ ясно выражаетъ именно ту истину, что Церковь состоитъ изъ людей не одинаковаго нравственнаго совершенства, – что между ними есть и праведные и грѣшные. Такъ училъ Божественный его Учитель, такъ и онъ учитъ. Іисусъ же Христосъ говорилъ, что Онъ пришелъ призвать грѣшниковъ на покаяніе, а Церковь свою уподоблялъ то полю, на которомъ до жатвы вмѣстѣ съ пшеницею растутъ и плевелы, – то неводу, извлекающему изъ моря хорошую и худую рыбу, – то вечери, въ которой принимаютъ участіе и недостойные.

Грѣшники неизбѣжны въ Церкви. Природа человѣческая такъ глубоко-повреждена грѣхопаденіемъ прародителей, что человѣкъ, и по возрожденіи въ таинствѣ крещенія, по очищеніи отъ грѣховъ, совершенныхъ имъ до вступленія въ Церковь Христову, снова согрѣшаетъ, – даже не можемъ не грѣшить: вола его иногда неудержимо склоняется ко злу. Почему такой даже мужъ святой, какъ ап. Павелъ – и тотъ, борясь со зломъ, воздыхалъ: «желаніе добра есть во мнѣ, но чтобы сдѣлать оное, того не нахожу. Добраго, котораго хочу, не дѣлаю, а злое, котораго не хочу дѣлаю. Если же я дѣлаю то, чего не хочу, уже не я дѣлаю то, но живущій во мнѣ грѣхъ. Итакъ, я нахожу законъ, что, когда хочу дѣлать доброе, прилежитъ мнѣ злое. Ибо по внутреннему человѣку нахожу удовольствіе въ законѣ Божіемъ; но въ членахъ моихъ вижу иной законъ, противоборствующій закону ума моего и дѣлающій меня поклонникомъ грѣховнаго, находящагося въ членахъ моихъ. Бѣдный я человѣкъ! Кто избавитъ меня отъ сего тѣла смерти?» (Рим. 7, 18-24).

Даже праведность, пріобрѣтаемая нѣкоторыми христіанами, есть плодъ не ихъ собстаенныхъ усилій, а даръ Божій: своими же силами мы ничего не можемъ сдѣлать къ очищеніи себя отъ грѣховъ: «безъ Меня», – говоритъ Спаситель, – «не можете дѣлать ничего» (Іоан, 15, 5).

Но имѣя въ себѣ и согрѣшающихъ, слабыхъ такъ сказать, членовъ, Церковь все-таки пребываетъ святою. Грѣхъ того или другаго члена ея, очищаемый покаяніемъ, не нарушаетъ ея святости. Слабые члены, находясь вь общеніи съ Церковью и пользуясь благодатною помощію ея, могутъ мало-по-малу оживляться, укрѣпляться и совершенствоваться, а вмѣстѣ съ тѣмъ дѣлаться способными къ участію въ жизни тѣла церковнаго, разливаемой въ послѣднемъ отъ Главы тѣла животворящею силою Духа Святаго. Съ святостію Церкви несовмѣстимы грѣшники упорные и не расканнные, каковы намѣренные богоотступники, еретики, раскольники и вообще упорствующіе въ своихъ заблужденіяхъ. Но такіе люди, какъ самовольно разорвавшіе связь свою съ Церковію, не принадлежатъ уже собственно къ Церкви. Они, или видимымъ дѣйствіемъ церковной власти, или не видимымъ дѣйствіемъ суда Божія, какъ мертвые члены, отсѣкаются отъ тѣла Церкви, такъ что если бы они потомъ по виду и оставались при тѣлѣ Церкви, какъ бы части его, на самомъ дѣлѣ не принадлежатъ ему, потому что не имѣютъ уже участія въ его жизни, – не питаются оживляющею и освящающею благодатію Духа Святаго. Оно подобны сухимъ вѣтвямъ, которыя хотя и остаются еще на деревѣ, но уже не составляютъ его части, такъ какъ не питаются его соками и рано или поздно онѣ перестаютъ быть частями его: они или сами собою отваливаются, или же ихъ просто отсѣкаютъ, чтобы они не приносили вреда живымъ частямъ дерева, къ которымъ прикасаются, какъ это и дѣлаетъ Церковь въ отношеніи къ нераскаяннымъ грѣшникамъ, удаляя ихъ отъ себя, согласно заповѣди Спасителя: «если и Церкви не послушаетъ, то да будетъ онъ тебѣ, какъ язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17).

Первоначально сватая Христова Церковь составилась какъ извѣстно, изъ іудеевъ – Апостоловъ и не многихъ іерусалпмлянъ, но Христосъ создалъ ее не для однихъ только іудеевъ, явившись среди нихъ, какъ избраннаго народа Божія, Онъ къ нимъ прежде всего и обратился съ проповѣдью, но въ то же время Христосъ говорилъ имъ, что Онъ пришелъ на землю, «чтобы всякій вѣрующій въ Нею не погибъ, но имѣлъ вѣчную жизнь» (Іоан. 3, 16); «есть у Меня», – говорилъ Онъ,– «и другія овцы, которыя не сего двора, и тѣхъ надлежитъ Мнѣ привесть, и онѣ услышатъ Гласъ Мой и будутъ одно стадо и одинъ Пастырь» (Іоан. 10, 16). Поэтому, призывая іудеевъ въ основываемое имъ благодатное царство, Христосъ проповѣдывалъ Евангеліе царствія Божія и въ селеніяхъ самарійскихъ, и въ странахъ Тирскихъ и Сидонскихъ, возвѣщалъ принесенную Имъ Божественную истину и предъ римлянами и предъ греками. Церковь Свою Христосъ предназначалъ для всего міра. Для того же, чтобы и во всѣ будущія времена въ нее могъ войти каждый желающій, Христосъ устрояетъ ее такъ, чтобы она, оставаясь несокрушимою даже предъ силами ада, сохраняла Евангельскую истину для просвѣщенія и благодатныя средства для освященія всѣхъ народовъ какіе пройдутъ по землѣ до скончанія вѣка. Онъ самъ дѣлается основаніемъ ея, краеугольнымъ камнемъ, а вслѣдъ за Собою и на Себѣ Самомъ, въ качествѣ тоже основныхъ и необходимыхъ для возведенія церковнаго зданія, камней, полагаетъ сперва Апостоловъ а послѣ нихъ – всѣхъ, имѣющихъ быть до скончанія вѣковъ, пастырей и учителей духовныхъ, облекши тѣхъ и другихъ правомъ учительства, священнодѣйствія и управленія Церковію, давъ обѣтованіе послать имъ Духа Святаго, Который пребудетъ съ ними во вѣкъ

Наконецъ, отходя къ Отцу, Христосъ даетъ Апостоламъ, а въ лицѣ ихъ и всѣхъ послѣдующимъ преемникамъ ихъ, благословеніе Свое на всемірную проповѣдь. «Идите» – говоритъ Онъ, «по всему міру и проповѣдуйте Евангеліе всей твари» (Марк. 16, 15), – «научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча ихъ соблюдать все, что я повелѣлъ вимъ» (Матѳ. 28, 19. 20). «Кто будетъ вѣровать и крестится, спасенъ будетъ; а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ» (Марк. 16, 16). «И се, Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка аминь» (Матѳ. 28, 20).

И Апостолы, по сошествіи Святаго Духа, исполняя заповѣдь Спасителя, пошли изъ Іерусалима по разнымъ странамъ тогдашняго міра съ проповѣдію Евангелія царствія Божія. Благовѣствуя всюду о Христѣ, Спасителѣ міра, они возвѣщали, что основанное имъ на землѣ благодатное царство открыто для всѣхъ, кто бы и гдѣ бы онъ ни былъ. Въ Христовомъ царствѣ, говорили они: «нѣтъ Еллина, ни Іудея, ни обрѣзанія, ни необрѣзанія, варвара, раба, свободнаго, но все и во всемъ Христосъ» (Кол. 3, 11). Всѣхъ Богъ возлюбилъ, за всѣхъ предалъ Своего Единороднаго Сына, – всѣ и призываются въ основанную Имъ Церковь: она одинаково открыта и доступна для всѣхъ безъ различія ихъ происхожденія, званій и состояній, пола и возвраста, – она есть Церковь повсюдная и для всѣхъ временъ созданная.

Открывается, такимъ образомъ, новый существенный признакъ Церкви Христовой – ея вселенность или соборность, т. е. такое свойство ея, въ силу котораго она, по своему ученію и устройству, не ограничивается ни временемъ, ни мѣстомъ, ни народомъ. Ученіе ея – истина вѣчная и полная, полнѣе которой никто не можетъ возвѣстить. «Если бы даже мы», – пишетъ ап. Павелъ въ посланіи къ Галатамъ, – «или ангелъ съ неба сталъ вамъ благовѣствовать не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема» (1, 3. 9). Въ то же самое время возвѣщаемая Церковію истина близка и обязательна для всякаго человѣка, какъ истина Божія: ее долженъ каждый принять, а кто не приметъ ее, «кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ». Обладая свойствомъ вселенности, Церковь Христова является столпомъ и утвержденіемъ истины. Она не можетъ ни вѣровать, ни учить лжи. Могутъ впадать въ заблужденіе отдѣльные ея члены, даже части ея, но вся она никогда не можетъ ни отпасть отъ вѣры, ни погрѣшить въ истинѣ вѣры, или впасть въ заблужденіе, такъ какъ она имѣетъ обѣтованіе существовать до скончанія вѣка, и въ ней живетъ Христосъ – сама истина.

До сихъ поръ мы, руководствуясь Св. Писаніемъ, искали свойствъ Церкви Христовой, разсматривая ее, какъ данное уже общество, имѣющее опредѣленное устройство, соотвѣтствующее его назначенію. Теперь же, при руководствѣ того же Св. Писанія, посмотримъ, какъ устроилась Христова Церковь.

Пришедши на землю съ предопредѣленіемъ отъ вѣчности основать Церковь, какъ орудіе освященія людей, Іисусъ Христосъ въ первые же дни Своей проповѣди избралъ двѣнадцать учениковъ или Апостоловъ, предназначивъ ихъ быть органами, чрезъ которыхъ Онъ въ будущей Церкви Своей будетъ освящать вѣрующихъ въ Него. Приготовляя Апостоловъ къ этому служенію, Христосъ поучалъ ихъ и вмѣстѣ съ другими на единѣ, говорилъ съ ними и въ притчахъ и безъ притчи, открывалъ имъ тайны царствія Божія, облекъ ихъ властію учить и совершать особыя священнодѣйствія; а предъ вознесеніемъ Своимъ повелѣлъ имъ, чтобы они, по сошествіи на нихъ Святаго Духа, возвѣстили всѣмъ народамъ все то, что Онъ заповѣдалъ имъ, уча народы хранить и соблюдать возвѣщенное имъ. Явилась, такимъ образомъ, первая Христова Церковь, составившаяся изъ Апостоловъ и нѣкоторыхъ іудеевъ, слѣдовавшихъ за Христомъ во время земного Его служеженія. Вскорости, по проповѣди Апостоловъ, возникли церкви въ разныхъ странахъ съ такимъ же устройствомъ, какъ и первая. Въ этихъ церквахъ вначалѣ сами Апостолы учили, сами совершали таинства и наблюдали за ихъ нравственнымъ преусиѣяніемъ. Потомъ же, чрезъ особое молитвенное руковозложеніе (Дѣян. 14, 23), Апостолы передавали богодарованную имъ власть учительства, священничества и пастырства избраннѣйшимъ изъ своихъ учениковъ, съ тѣмъ чтобы они непрерывно продолжали существовать въ Церкви, служа дѣлу освященія людей. Такъ апостолы Павелъ и Варнава поставили пресвитеровъ для церквей, образовавшихся въ городахъ Листрѣ, Иконіи и Антіохіи (Дѣли. 14, 23). Уполномочивали Апостолы и другихъ избраннѣйшихъ лицъ правомъ поставлять для Церкви пресвитеровъ. Апостолъ Павелъ далъ, напр., это право Титу, уполномочивши его поставить пресвитеровъ по всѣмъ городамъ въ Критѣ, и Тимоѳею, что видно изъ наставленія, съ какимъ онъ обращается къ послѣднему: «рукъ ни на кого не возлай поспѣшно» (Тим. 1, 5). Поставляемымъ пресвитерамъ Апостолы внушали, что ихъ служеніе въ Церкви есть Божіе призваніе и имѣетъ великую важность (Дѣян. 20, 28, Еф. 4, 11-13), а всей Церкви заповѣдывали неуклонно держатся того, чему они научили ее: «братія, стойте и держите преданія, которымъ вы научены словомъ или посланіемъ нашимъ» (2 Сол. 2, 15).

Поставляя епископовъ и пресвитеровъ, Апостолы не прекращали, впрочемъ, своего наблюденія за религіозно-нравственной и церковно-общественной жизнью насажденныхъ ими церквей. Они непрерывно, до самой смерти, слѣдили за духовными ихъ нуждами, для ознакомленія съ которыми часто предпринимали путешествія (Дѣян. 9, 32; 15, 36), и отвѣчали на нихъ то словомъ наставленія (Дѣян. 11, 26; 14, 22), то соотвѣтствующими пастырскими распоряженіями (Дѣян, 15, 14-23; 2, 42. 46), – а иногда, въ случаѣ крайности, и строгими, хотя и имѣвшими въ виду благо вѣрующихъ, мѣрами (Дѣян. 4, 35-37; 5, 1-12). Такимъ путемъ явились церкви – іерусалимская, антіохійская, коринѳская, ефесская, римская, константинопольская, александрійская и другія, возникшія по проповѣди Апостоловъ, имѣвшія и хранившія одну и ту же вѣру Христову, насажденную и укрѣпленную тѣми же Апостолами. Эти Апостольскія церкви дѣлались потомъ матерями для всѣхъ послѣдующихъ частныхъ церквей, до нынѣ существующихъ, въ томъ числѣ и нашей греко-россійской церкви.

Изъ этой краткой исторіи происхожденія Церкви Христовой видно уже, что она, хотя и имѣетъ своимъ краеугольнымъ камнемъ самого Господа, – утверждается на основаніи Апостоловъ, какъ на основныхъ камняхъ своихъ. Отъ нихъ она получила свое начало, получила и свое устройство и находится съ ними во всегдашней внугреней связи, заключающейся въ полученной ею отъ Апостоловъ и чрезъ непрерывное преемство сохраняемой іерархіи, ученіи, священнодѣйствіи и управленіи, данныхъ Христомъ для освященія людей. Отсюда – четвертый признакъ Церкви Христовой апостольство, или то свойство ея, что она непрерывно и неизмѣнно сохраняеть отъ Апостоловъ и ученіе и преемство даровъ Св. Духа, чрезъ священное рукоположеніе. Признакъ этотъ составляетъ самое важное свойство Церкви Христовой. Онъ является, такъ сказать, ограничительною чертою для другихъ свойствъ ея. Безъ этого признака, всѣ, носящіе имя Христа, на томъ основаніи, что къ Церкви принадлежатъ вѣрующіе въ Іисуса Христа и ни одинъ народъ не имѣетъ права пріурочивать Церковь только себѣ, могли бы считать себя принадлежащими къ вселенской Церкви. Апостольство же говоритъ, что къ вселенской Христовой Церкви принадлежитъ только тотъ, кто вѣруетъ и обнаруживаетъ свою вѣру во Христа такъ, какъ учили этому Апостолы. Нельзя думать, что для спасенія достаточно только вѣровать во Христа, а какъ выражать эту вѣру на дѣлѣ, согласно ли древнему, Апостольскому преданію Церкви, или по началамъ, выработаннымъ впослѣдствіи, или же даже по своему личному усмотрѣнію, – на все это смотрѣть безразлично. Іисусъ Христосъ принесъ на землю полное и совершенное откровеніе Божественной истины, какое только нужно для нашего спасенія, для нашей вѣры и дѣятельности. Принесенная Христомъ истина, выраженная въ извѣстныхъ намъ догматахъ и правилахъ дѣятельности, вся дана была Апостоламъ, какъ истина всецѣло обязательная для всѣхъ. Дѣлить ее на существенное и несущественное, одни изъ ея догматовъ принимать, а другіе оставлять, или же прибавлять къ нимъ свои новые догматы – нельзя: въ ней все существенно, все полно, все обязательно, какъ въ отровеніи Божественномъ. Чрезъ Апостоловъ эта истина, обязательня, всецѣло сдѣлалась достояніемъ Церкви, которая до нынѣ и содержитъ ее неизмѣнно, въ хранимомъ ею ученіи и преданіи Апостольскомъ.

Отсюда, кто перестаетъ слѣдовать ея ученію, тотъ уже непринадлежитъ къ Церкви Христовой: Христосъ въ другой разъ на землю не приходилъ и другаго ученія, кромѣ оставленнаго Апостоламъ, не приносилъ. Поэтому, особенно должно уклоняться отъ такого ученія и такихъ учителей, которые не утверждаются на хранимомъ Церковію преданіи и ученіи Апостоловъ. Гдѣ нѣтъ Апостольскаго преемства, тамъ нѣтъ и истинной Церкви Христовой, хотя бы само общество или отдѣльныя лица, уклонившіяся отъ Апостольской Церкви и назывались христіанами. Въ виду такой важности Апостольскаго преемства Церкви, Св. Писаніе особенно настойчиво побуждаетъ христіанъ неотступно держаться Апостольскихъ преданій и уклоняться отъ всего, что несогласуется съ Апостольскимъ благовѣствованіемъ. «Братія», – пишетъ ап. Павелъ, – «стойте и держите преданія, которому вы научены или словомъ или посланіемъ нашимъ» (2 Сол. 2. 15); «еретика, послѣ перваго и втораго вразумленія, отвергайся» (Тим. 3, 10); «есть мною и не покорныхъ, пустослововъ и обманщиковъ. каковымъ должно заграждать уста; они развращаютъ цѣлые домы, уча, чему не должно, изъ постыдной корысти» (Тим. 10, 11); «если и Церковь не послушаетъ братъ твой, то да будетъ онъ тебѣ какъ язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17).

Итакъ, существенными свойствами или отличительными признаками Церкви Христовой, поученію самого Св. Писаніи, является – ея единство, святость, соборность и апостольство. Съ этими свойствами изображали ее и непосредственные преемники Апостоловъ – мужи апостольскіе: Климентъ римскій, св. Ерма, св. Игнатіи Богоносецъ и св. Поликарпъ смирнскій. По ихъ воззрѣнію, Церковь есть единое тѣло Христово, общество людей, основанное Самимъ Богомъ чрезъ Христа, съ цѣлію освященія и спасенія ихъ, – общество состоящее изъ пасомыхъ и пастырей, поставленныхъ Апостолами, посланными отъ Христа, и имѣющими существовать до тѣхъ поръ, пока будутъ жить на землѣ люди, способные привиться къ его организму (Past. lib. 1. vis 3. с. 2-4; Epist. 1. ad Соrin. c. 2. 46). По Св. Писанію, освященіе могутъ получать люди только въ Церкви, такъ какъ только тотъ можетъ быть чистымъ, кто находится внутри алтаря, а кто внѣ его тотъ не чистъ (Ad Trail, с. 7). Для освященія людей въ Церкви есть освящающія средства и органы освященія–еннскоиы, пресвитеры и діаконы, поставленныя изволеніемъ Іисуса Христа и но благословенію Его утвержденные непоколебимо Его Святымъ Духомъ (Ad Trail. с. 3; Ad Philad. in præfat.).

Съ большею сравнительно полнотою, обстоятельностію и опредѣленностію изложили ученіе о Церкви съ ея свойствами пастыри и учители и помѣстные соборы 2 и 3 вѣка, ведя борьбу съ различными нападками на Церковь, изобличая появлявшіяся ереси и расколы и разрѣшая возбуждавшіеся вопросы церковные. По раскрытому въ этотъ періодъ ученію, Церковь получила свое историческое начало и устройство отъ Іисуса Христа и Апостоловъ, каковое наслѣдіе непрерывно и сохраняетъ въ неизмѣнномъ видѣ (Strom. lib. VII. c. 16). А Апостолы, говоритъ Климентъ римскій, поставленные отъ Господа, проповѣдуя Евангеліе по разнымъ странамъ и городамъ, первенцовъ изъ увѣровавшихъ, по духовномъ испытаніи, поставляли въ епископовъ и діаконовъ для тѣхъ, которые имѣли увѣровать. Уполномоченные на это, они и другимъ преподали это право и установили самый порядокъ постановленія въ священнослужительскіа степени (Epist. ad Corin. c. 43). Они, – пишетъ св. Ириней, – какъ богачъ въ сокровищницу, вполнѣ положили въ Церковь все, что относится къ истинѣ и ввѣрили ее епископамъ...., тѣмъ, кому предали свое мѣсто учительства (Contr. Haeres. lib. III. с. 2. n. 1; с. 4. n. 3). Основаннымъ церквамъ Апостолы преподали въ точности какъ ученіе, такъ и все то, что предано было имъ самимъ отъ Христа. А такъ какъ эти Церкви имѣли стать и на самомъ дѣлѣ стали матерями для другихъ дальнѣйшихъ церквей, которыя отъ нихъ путемъ преемства раньше или позже произошли, то и всѣ послѣднія церкви должны быть признаны Апостольскими, потому что онѣ преемство вѣры и сѣмена ученія заняли отъ самихъ Апостольскихъ церквей (Tertull. De praeser. с. 20). Получивъ, такимъ образомъ, отъ Апостоловъ все свое устройство, онѣ всегда и неизмѣнно сохраняютъ его (Euseb. Eccles. Hist. lib. V. с. 16). Обладая богоучрежденною іерархіею и видимымъ, хотя въ то же время чисто духовнымъ и таинственно благодатнымъ устройствомъ, Церковь есть единственная и единая по одной и той же вѣрѣ, одному и тому же первоначальному устройству съ преемствомъ и преданіемъ Апостольскимъ (св. Ириней). При единствѣ въ вѣрѣ и устройствѣ, Церковь Христова остается единою, не смостря на множество частныхъ церквей. Въ единствѣ своемъ она похожа на огромное вѣтвистое дерево, имѣющее одинъ стволъ и корень, или на одно солнце, распространяющее изъ себя безчисленное множество лучей (св. Кипріанъ). Будучи учреждена для освященія людей, Церковь высшею или конечною цѣлію жизни для всѣхъ своихъ членовъ поставляетъ истинную святость, достиженію которой всячески способствуетъ имъ (св. Іустинъ). Она есть общество святыхъ, но святыхъ не безусловно, а только вслѣдствіе благодатнаго освященія и призванія къ святости непрерывно стремящихся къ ней, а также по мѣрѣ своихъ силъ и усилій на самомъ дѣлѣ достигающихъ ее въ этой или иной, въ большей или меньшей степени, почему она можетъ быть сравнена съ Ноевымъ ковчегомъ, который былъ полонъ самыхъ разнообразныхъ животныхъ и въ которомъ, сообразно съ симъ, даны были имъ разныя помѣщенія, то верхнія, то нижнія, то гнѣзда (Оригенъ). Поэтому, Церковь, хотя и поставляетъ высшею цѣлію дѣятельности полную непорочность и святость своихъ членовъ, – на дѣлѣ, въ виду немощности человѣческой, довольствуется не только возможно большимъ, но самымъ меньшимъ достиженіемъ ими этой цѣли, а иногда и однимъ только желаніемъ стремиться къ ней; почему, въ нѣдрахъ своихъ всегда терпѣла обращающихся или небезнадежныхъ для обращенія грѣшниковъ (Соборы о падшихъ). Основанная для усвоенія крестныхъ заслугъ Спасителя міра, Церковь Христова, въ противоположность ветхозавѣтной, стала совершенно одинаковою для всѣхъ народовъ и всякаго состоянія людей, для всѣхъ открытою и доступною, такъ – что всѣ безъ исключенія, лишь бы пожелали, могутъ пользоваться солнечнымъ свѣтомъ, лишь бы способны были и желали его видѣть (св. Ириней).

Тѣ же свойства видѣли въ Церкви Христовой и свв. отцы вселенскихъ соборовъ. Считая ихъ относящимися къ самому существу Церкви, свв. отцы втораго вселенскаго собора внесли ихъ даже въ Символъ Вѣры, какъ признаки, которые въ своей совокупности служатъ печатію истинности Церкви и, наоборотъ, отсутствіе которыхъ въ томъ или иномъ религіозномъ обществѣ есть несомнѣнное свидѣтельство, что она – не Христова Церковь.

Всѣми указанными свойствами обладаетъ Церковь, къ которой мы принадлежимъ, потому – что она содержала и содержитъ Вѣру Христову въ томъ видѣ, какъ предали ее свв. Апостолы. Наша Церковь по нынѣ сохраняетъ отъ Апостоловъ не только ученіе, таинства и преемство даровъ Святаго Духа чрезъ священное рукоположеніе, но и многія подробности, относящіяся къ вѣрѣ и жизни христіанской; почему она есть Церковь истинно Апостольская. Будучи же Церковію Аиостольскою, она потому уже самому обладаетъ и остальными свойствами Церкви Христовой. Содержа одно и то же ученіе Христово, однѣ и тѣ же таинства, ту же іерархію и управленіе, преданныя отъ Апостоловъ, наша Церковь связуетъ всѣхъ своихъ членовъ въ одно и внѣшне и внутренне объединенное, духовно-нравственное и благодатное общество, оглавляемое Христомъ и оживляемое Духомъ Святымъ, и такимъ образомъ, является на землѣ, именно, тою единою Церковію, которую Самъ Господь основалъ. Проповѣдуя же божественную истину, данную Христомъ для спасенія всего міра, истину близкую для всѣхъ, она не ограничиваетъ своихъ предѣловъ ни мѣстомъ, ни временемъ, ни народомъ, а зоветъ подъ свой кровъ всѣхъ безъ различія.

Принадлежитъ нашей Церкви и свойство святости. Ее освящаетъ Самъ Господь, Іисусъ Христосъ, Своимъ присутствіемъ въ ней, какъ Церкви Апостольской, вѣчное пребываніе въ которой Онъ обѣщалъ, уходя къ Отцу Небесному: «Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20), – говорилъ Онъ Апостоламъ предъ вознесеніемъ Своимъ на небо. Кромѣ того, всѣ члены нашей Церкви, при вступленіи въ нее, въ таинствѣ крещенія, очищаются отъ всякой грѣховной скверны и непосредственно же въ таинствѣ мѵропомазанія освящаются благодатію Святаго Духа. Въ теченіе жизни, въ таинствѣ покаянія, они очищаются отъ грѣховъ, въ которые впадаютъ послѣ крещенія, а въ таинствѣ причащенія освящаются тѣснѣйшимъ общеніемъ со Христомъ.

 

Свящ. М. Вышемірскій.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1898. № 1. Ч. Неофф. С. 16-31.

 

Об авторе. Протоиерей Митрофан Григорьевичъ Вышемирский (1857-?) – обучался Екатеринославской духовной семинарии (1882) и Киевской духовной семинарии (1886, кандидата богословия). Законоучитель Острожской учительской семинарии на Волыни. Получил сан протоиерея по ходатайству киевского митрополита Флавиана. В 1896 г. переведен в Киев священником при Киево-Подольском Успенском соборе. В 1897 г. назначен настоятелем Киево-Лыбидской Троицкой церкви и законоучителем Киевской 7-й гимназии и 2-го реального училища.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: