Петръ Тихоновичъ Виноградовъ – Стихословіе канона на утрени.

На воскресной утрени полагается соединять четыре канона: воскресный съ ирмосомъ на 4, крестовоскресный – на 3, богородичный – на 3, и Минеи – на 4 (Типик., гл. 2). Минуя сокращенія въ вычитываніи тропарей канона, мы остановимся здѣсь на одномъ, какъ сравнительно болѣе утвердившемся, именно на стихословіи канона. Подъ стихословіемъ Псалтири, указываемымъ гл. 17-ю Типикона, мы привыкли разумѣть рядовое чтеніе каѳизмъ, дополняемое пѣніемъ малаго славословія съ ангельскимъ пѣснопѣніемъ: аллилуіа. Но въ строгомъ смыслѣ стихословіемъ Псалтири надобно бы называть распѣвное антифонное чтеніе ея, т. е., стихъ за стихомъ, поперемѣнно на оба лика, какъ поется въ нѣсколькихъ стихахъ предначинательный псаломъ или первый антифонъ – Блаженъ мужъ... Что же теперь будетъ стихословіе канона, указываемое въ 18-й главѣ Типикона? – Ясный отвѣтъ на этотъ вопросъ нуждается въ предварительномъ разсмотрѣніи состава канона.

Канонъ – это связанный по содержанію, и построенію рядъ пѣсней (ᾠδή), каждая въ нѣсколько стиховъ или пѣснопѣній, называемыхъ ирмосами и тропарями. Въ канонѣ обыкновенно воспѣвается память дневнаго святаго или праздничнаго событія. Такъ, есть каноны воскресные и крестовоскресные – во славу воскресенія Христова и крестныхъ страданій Спасителя; есть каноны Богородицы – въ Ея похвалу и Троичные – съ славословіемъ Пресв. Троицы; есть канонъ въ честь животворящаго креста Господня; есть каноны дванадесятыхъ праздниковъ и св. Пасхи – въ прославленіе событій домостроительства нашего спасенія; есть каноны въ честь ангеловъ и св. угодниковъ Божіихъ. Построеніе канона довольно опредѣленно указывается самымъ наименованіемъ его. Слово канонъ (κανών – правило, образецъ) показываетъ, что онъ составляется по точно выдержаннымъ правиламъ и по строго указаннымъ образцамъ. Что же это за образцы, и что за правила? – Образцами для всѣхъ каноновъ служатъ слѣдующіе десять гимновъ или пѣсней Свящ. Писанія. 1. Для первой пѣсни – пѣснь Моисея и Маріамны, воспѣтая за чуднымъ переходомъ евреевъ черезъ Чермное море: поимъ Господеви, славно бо прославися... (Исх. 15, 1-19). 2. Для второй пѣсни – пѣснь Моисея, составленная имъ въ обличеніе жестоковыйнаго народа еврейскаго: вонми небо, и возглаголю... (Втор. 32, 1-44). 3. Для третьей пѣсни – пѣснь Анны, матери Самуила, возблагодарившей Бога за разрѣшеніе ея ненлодства: утвердися сердце мое въ Господѣ... Нѣсть святъ, якоже Ты, Господи... (1 Цар. 2, 1-10). 4. Для четвертой пѣсни – пѣснь прор. Аввакума, воспѣвшаго тайну воплощенія Сына Божія: Господи, услышахъ слухъ Твой и убояхся... (Авв. 3, 2-20). 5. Для пятой пѣсни – пѣснь прор. Исаіи, воспѣвшаго рожденіе Спасателя отъ Дѣвы со всѣми благодатными дарами избавленія: отъ нощи утреннюетъ духъ мой къ Тебѣ, Боже... (Исаіи 26, 9-20). 6. Для шестой пѣсни – пѣснь прор. Іоны, избавленнаго отъ чрева китова: возопихъ въ скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя... (Іон. 2, 3-10). 7-8. Для седьмой пѣсни и для восьмой – хвалебныя пѣсни, которыя воспѣли въ пещи вавилонской три отрока еврейскіе, въ благодареніе за свое дивное спасеніе: благословенъ ecи Господи Боже отецъ нашихъ... Благословите вся дѣла Господня, Господа пойте и превозносите Его во вѣки (Даніил. 3, 26-90). 9-10. Для девятой пѣсни – пѣснь Захаріи, отца Іоанна Предтечи, и сходная съ нею по содержанію пѣснь Пресв. Дѣвы Богородицы; одна начинается словами: благословенъ Господь Богъ Израилевъ... (Лук. 1, 68-79), а другая: величитъ душа Моя Господа.... (Лук. 1, 46-55). Изъ составленныхъ по этимъ образцамъ каноновъ нѣкоторые имѣютъ по двѣ пѣсни (двупѣснцы), какъ въ Великій вторникъ на утрени; другіе – по три (трипѣснцы), напр.. въ седмичные дни Великаго поста на утрени, въ понедѣльникъ, среду и пятокъ Страстной седмицы; нѣкоторые по четыре – (четырепѣснцы), напр., въ субботы Великаго поста; обыкновенно же каноны имѣютъ по восьми пѣсенъ, съ опущеніемъ второй, и не свыше девяти, т. е., съ прибавленіемъ второй пѣсни, какъ въ Великомъ канонѣ преп. Андрея Критскаго: Помощникъ и Покровитель... Вонми небо и возглаголю... Такъ какъ девятая пѣснь канона воспѣвается въ похвалу Богоматери, какъ послужившей тайнѣ воплощенія Сына Божія и чревъ это благодати спасенія, то передъ этою пѣснію обязательно поется подлинная пѣснь Пресв. Дѣвы, или, когда «Честнѣйшая» не поется (Типик., гл. 20), что бываетъ, напр., по дванадесятымъ праздникамъ не въ недѣлю, запѣвъ: величай, душе моя.... со стихами канона.

Что касается правилъ о построеніи каноновъ, то, во-первыхъ, каждая пѣснь его съ своимъ ирмосомъ и тропарями и, во-вторыхъ, всѣ пѣсни вмѣстѣ развиваютъ одну какую-нибудь мысль и даже съ внѣшней стороны составляютъ одинъ стройный гимнъ. Такъ, въ каждой пѣсни первое пѣснопѣніе называется ирмосомъ (εἱρμός – связь), а слѣдующія, по его образцу написанныя, – два – три обычно, а въ нѣкоторыхъ канонахъ даже шесть (по Тріоди) и восемь (канонъ Великій), – тропарями (τρέπομαι – обращаюсь, подражаю). Въ каждой пѣсни ирмосъ, по содержанію и по самимъ оборотамъ рѣчи, служитъ связью и образцомъ для своихъ тропарей, а эти послѣдніе развиваютъ его содержаніе до тождества въ выраженіяхъ (примѣръ такого тождества представляетъ канонъ въ недѣлю Ваій). Насколько строго одну мысль раскрываютъ всѣ пѣсни канона, можно видѣть изъ того, что большая часть каноновъ въ цѣломъ стройномъ, какъ цѣпь, рядѣ своихъ ирмосовъ съ тропарями въ подлинникѣ составлены подъ акростихъ или краестрочіе. Такъ, первый канонъ Космы Маюмскаго на Рождество Христово, состоящій изъ 30 пѣснопѣній (8 ирмосовъ и 22 тропарей), написанъ подъ слѣдующій акростихъ:

Χριστὺς βροτωθεὶς ἦν ὅπερ Θεὸς μένῃ.

Христосъ, вочеловѣчившись, какъ и былъ, пребываетъ Богъ.

Подъ акростихъ же, ямбическими шестистопными стихами, написанъ св. Іоанномъ Дамаскинымъ и второй канонъ на Рождество Христово, состоящій изъ 26-ти пѣснопѣній (8 ирмосовъ и 18 тропарей) и изъ 130 стихотворныхъ строкъ, по пяти въ каждомъ пѣснопѣніи. Ирмосы, служа въ каждой пѣсни, по содержанію и выраженіямъ образцомъ для своихъ тропарей, связываютъ ихъ вмѣстѣ съ тѣмъ и съ пѣснями Свящ. Писанія, какъ составленные сами по образцу этихъ пѣсней. Такая строгая связь пѣсней канона съ пѣснями Свящ. Писанія имѣетъ для себя глубокое основаніе въ союзѣ Ветхаго Завѣта съ Новымъ. Этотъ союзъ, выражаемый во всѣхъ пѣсняхъ канона, съ особенною ясностію раскрытъ въ пѣсни Богоматери и въ пѣсни Захаріи, въ которыхъ высказывается хвала Богу, пославшему избавленіе людямъ Своимъ, во исполненіе обѣтованія, даннаго отцамъ. Пѣсни Писанія и пѣсни каноновъ, по образцамъ ихъ написанныя, имѣютъ одно содержаніе – хвалы и благодаренія за дарованіе спасенія, – но только первыя, по обѣтованію – спасенія грядущаго, а вторыя – пришедшаго уже, по исполненіи обѣтованія. Хотя раздраніемъ завѣсы церковной на двое древняя мимоидоша (2 Кор. 5, 17), однако самая исторія домостроительства спасенія въ своей ветхозавѣтной части тѣмъ не упразднилась, потому что Церковь первородныхъ первою вошла въ храмъ Іерусалима небеснаго (Евр. 12, 22-23) и нераздѣльно со всѣми святыми составила торжествующій хоръ для немолчной побѣдной хвалы передъ Агнцемъ (Апокал. 5, 8-10). Если къ этому прибавимъ ученіе о нераздѣльности Церкви земной съ небесною, такъ наглядно представляемой св. апостоломъ (Евр. 12, 22-23), то поймемъ весь долгъ земной благодатной Церкви присоединяться къ этому хору, чтобы вмѣстѣ съ первородными праведниками прославлять побѣду Агнца, а съ нею не только святыхъ, но и Дивнаго во святыхъ.

Изъ указанной выше нераздѣльности между пѣснями канона и пѣснями Свящ. Писанія со стороны словесной, исторической и догматической понятно теперь требованіе церковнаго устава побѣдныя пѣсни канона обязательно соединять съ такими же пѣснями Писанія. Это-то соединеніе и должно составлять такъ называемое стихословіе канона. Въ Ирмологіонѣ есть два выраженія – одно: во святую и Великую Четыредесятницу стихословятся пѣсни сице..., а другое: въ недѣлю и... въ праздники не стихословимъ, поемъ пѣсни сице. Въ первомъ случаѣ указывается по нѣсколько стиховъ изъ пѣсней Свящ. Писанія прочитывать нараспѣвъ предварительно, а остальные – въ видѣ припѣвовъ къ пѣснопѣніямъ канона; во второмъ же – ограничивать только второю формою употребленія библейскихъ стиховъ. Быть можетъ, на основаніи этихъ двухъ указаній Ирмологіона, въ связи съ указаніями устава дѣлать нарочитые припѣвы къ тропарямъ каноновъ, за стихословіе канона принято считать только великопостное исполненіе канона и ему одному слѣдовать. Но, во-первыхъ, выраженіе Ирмологіона объ исполненіи праздничнаго канона: не стихословимъ, какъ это будетъ объяснено ниже, нужно понимать въ смыслѣ указанія на стихословіе. Во-вторыхъ, въ томъ же Ирмологіопѣ о пѣніи канона по седмичнымъ днямъ года выряжено прямо: стихословятся пѣсни сице – по-великопостному, только съ опущеніемъ многихъ стиховъ. Такимъ образомъ, стихословіемъ канона нужно называть не только великопостное его пѣніе, но и по седмичнымъ днямъ года, такое названіе подтверждается и выраженіемъ Типикона: стихословимъ пѣсни: Господеви поемъ (гл. 9, послѣд. будничной утрени). Въ-третьихъ, по гл. 18 Типикона, пѣніе канона по буднямъ и праздничное одинаково называется стихословіемъ. Итакъ, подъ стихословіемъ канона должно разумѣть всякое соединеніе его пѣснопѣній съ пѣснями Свящ. Писанія. Остается теперь рѣшить еще два вопроса о томъ, какъ оно исполняется на утрени и какъ по Уставу должно совершаться.

Если исключить великопостное стихословіе канона, то во всѣ остальные дни года оно замѣняется, по указанію Устава, употребленіемъ нѣсколькихъ припѣвовъ къ тропарямъ канона. Такъ, въ исполненіи пасхальнаго канона поютъ припѣвъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ; на Великомъ канонѣ: помилуй мя, Боже, помилуй мя, или преподобный отче Андрее, моли Бога о насъ, или – преподобная мати Маріе, моли Бога о насъ. Въ согласіи съ этими указаніями Устава, въ канонѣ Богородичномъ исполняется припѣвъ: Пресвятая Богородице, спаси насъ; подобно же въ канонахъ святымъ. На основаніи гл. 2 Типикона и разъясненія по Ирмологіону, на воскресной утрени дѣлается припѣвъ: Слава, Господи, святому воскресенію Твоему не только передъ первымъ тропаремъ, но и предъ вторымъ. По разъясненію Ирмологіона, когда по вторникамъ Четыредесятницы стихословится вторая пѣснь, припѣвомъ къ тропарямъ трипѣснца прямо указывается нарочитый стихъ: Слава Тебѣ, Боже нашъ, слава Тебѣ. Для трипѣснцевъ сверхъ этого стиха указываются и другіе нарочитые припѣвы, какъ напр.: благословимъ Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. Послѣдній тропарь въ пѣсни предваряется: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, а богородиченъ или ирмосъ катавасіи: и нынѣ и присно..., – очевидно, въ согласіи съ употребленіемъ этого малаго славословія при пѣніи стихиръ и тропарей съ богородичными. Передъ катавасіею восьмой пѣсни поется обыкновенно припѣвъ: хвалимъ, благословимъ, покланяемся Господевщ поюще и превозносяще Его во вся вѣки (см. пѣснь 8-ю по Ирмолог.). Употребленіе всѣхъ этихъ нарочитыхъ припѣвовъ, указываемыхъ Уставомъ, распространилось на исполненіе канона по вся дни и, такимъ образомъ, незамѣтно вытѣснило стихословіе пѣсней канона, такъ что удержавшимся примѣромъ стихословія канона, если не считать стихословія великопостнаго, можно считать исполненіе пѣсни Богородицы: величитъ душа Моя Господа..., или, когда «Честнѣйшая» не поется, припѣвы величаній. Къ такому исполненію и призываетъ Типиконъ словами: и мы стихословимъ девятую пѣснь, поюще велегласно: величитъ душа моя Господа: и Честнѣйшую (Типик., гл. 2).

Пѣніе «Честнѣйшей» передъ девятою пѣснію и употребленіе разныхъ припѣвовъ въ исполненіи канона, какъ основанное на указаніяхъ Устава, должно показывать намъ, въ смыслѣ примѣра, какъ вообще слѣдуетъ стихословить канонъ, или, что тоже, соединять пѣсни Свящ. Писанія съ пѣснями канона. Поперемѣнное, стихъ за стихомъ, на оба лика пѣніе «Честнѣйшей» передъ девятою пѣснію и, вмѣсто нея, величаній показываетъ, что священныя пѣсни должны исполняться антифонно, притомъ въ начальныхъ стихахъ самостоятельно, а въ послѣдующихъ – припѣвами къ пѣснопѣніямъ канона (Типик., гл. 2). Пѣсни Свящ. Писанія, назначенныя Уставомъ для пѣнія съ канономъ, приводятся въ Ирмологіонѣ со счетомъ стиховъ и раздѣляются, какъ Псалтирь на славы, всѣ, кромѣ второй, на части – нѣкоторыя съ надписаніемъ: «отъ здѣ начинай», или «начинай», или просто: «14». Стихи до этихъ надписей, «Честнѣйшая» и вся вторая пѣснь стихословятся самостоятельно, а всѣ остальные, слѣдующіе за однимъ изъ трехъ вышеуказанныхъ надписаній – припѣвами къ пѣснопѣніямъ канона. Указанныхъ условныхъ надписаній не имѣютъ всѣ пѣсни для праздничнаго стихословія и потому во всѣхъ своихъ стихахъ стихословятся только припѣвами къ пѣснопѣніямъ канона. Не имѣетъ условнаго надписанія пѣсни шестая и для будничнаго стихословія седьмая и потому опять во всѣхъ стихахъ стихословятся тоже въ видѣ припѣвовъ, не имѣетъ условнаго надписанія, наконецъ, девятая пѣснь, потому что самостоятельнымъ стихословіемъ къ ней служитъ пѣніе «Честнѣйшей» или, вмѣсто нея, величаній.

Соединеніе пѣсней Свящ. Писанія съ пѣснями канона или, что тоже стихословіе канона, бываетъ не всегда одинаково. Всѣ стихи изъ священныхъ пѣсней выпѣваются только въ седмичные дни Великаго поста; въ седмичные дни безъ праздника во все остальное время года не малая часть этихъ стиховъ оставляется; въ субботы же, когда не поется аллилуіа, и по всѣмъ праздникамъ, кромѣ шестеричныхъ (Типик., гл. 18), пѣсни Свящ. Писанія безъ тропарей канона совсѣмъ не положено стихословить. Такимъ образомъ, стихословіе канона бываетъ троякое: великопостное, будничное и праздничное. Къ исполненію такого троякаго стихословія въ Ирмологіонѣ и указываются три чинопослѣдованія, а въ Типиконѣ (гл. 18) разъясняется, когда исполнять стихословіе канона будничное и когда праздничное, при чемъ дается техническое названіе первому: Господеви поемъ, а второму – поемъ Господеви. Когда Уставъ указываетъ поемъ Господеви, тогда стихи изъ пѣсней Писанія исполняются только припѣвами къ пѣснопѣніямъ канона – и притомъ въ соразмѣрномъ имъ числѣ; когда же Господеви поемъ, тогда такое стихословіе предваряется стихословіемъ пѣсней скоро или, что тоже, самостоятельнымъ исполненіемъ стиховъ, стоящихъ до условленныхъ надписаній: «отъ здѣ начинай», или «начинай» или просто «14».

Чтобы исполнить стихословіе канона а) въ седмичные дни Великаго поста, б) Господеви поемъ и в) поемъ Господеви, для этого, во-первыхъ, нужно знать, какіе каноны указывается Уставомъ пѣть, и, во-вторыхъ, обратиться къ чинопослѣдованію пѣсней Свящ. Писанія по Ирмологіону.

Первое чинопослѣдованіе стихословія въ Ирмологіонѣ указывается будничное, по Уставу Господеви поемъ. Небудничнымъ днямъ полагается три канона: изъ Октоиха одинъ со ирмосомъ на 6, а другой безъ ирмоса на 4 и третій изъ Минеи святому на 4, – итого на 14 (Типик., гл. 9). Такимъ образомъ, по чинопослѣдованію Ирмологіона, исполняются: 1) въ первой пѣсни, третьей, четвертой и восьмой четыре стиха скоро, слѣдующіе 12 припѣвами до Слава и нынѣ передъ двумя послѣдними пѣснопѣніями; 2) въ пятой пѣсни два стиха до канона, а двѣнадцать припѣвами къ канону, съ пѣніемъ двухъ послѣднихъ тропарей на Слава и нынѣ; 3) въ шестой, седьмой и девятой не только не полагается стихословія стиховъ до канона, но даже ирмосъ съ однимъ тропаремъ поются безъ припѣва, потому что всѣхъ стиховъ въ этихъ пѣснахъ приведено только по десяти. Впрочемъ, передъ девятою пѣснію скорое стихословіе составляетъ пѣніе «Честнѣйшей».

Во второмъ чинопослѣдованіи праздничнаго стихословія канона по Ирмологіону на поемъ Господеви дѣлается замѣчаніе: «не стихословимъ». Въ Типиконѣ же (гл. 18) прямо указывается: «поемъ Господеви: стихословимъ во вся дни». Но это несогласіе между указаніями Ирмологіона и Типикона объясняется тѣмъ, что въ Типиконѣ подъ стихословіемъ канона разумѣется вообще соединеніе пѣсней Писанія съ пѣснопѣніями канона, а въ Ирмологіонѣ только скорое или предварительное пѣніе стиховъ изъ пѣсней Писанія. Такого скораго пѣнія на поемъ Господеви не полагается, но въ видѣ припѣвовъ къ пѣснопѣніямъ канона оно указывается: «поемъ пѣсни сице» – и прямо излагается. Для исполненія стихословія канона по Уставу поемъ Господеви въ Ирмологіонѣ для каждой пѣсни положено по десяти стиховъ до Слава и нынѣ..., что составитъ пѣніе на 12. Такъ какъ ирмосъ поется безъ припѣва, а первый тропарь съ припѣвомъ по содержанію праздника: «Слава, Господи, святому воскресенію Твоему», или: «Пресвятая Богородице, спаси насъ», или: «Слава, Господи, честному кресту Твоему», или «Святителю отче..., моли Бога о насъ» и т. п., то все праздничное пѣніе канона, такимъ образомъ, и получается на 14.

Въ нѣкоторые великіе праздники полагается пѣніе канона на 16, а иногда, аще изволитъ настоятель, съ опущеніемъ одного изъ каноновъ или съ прибавленіемъ лишняго, какъ при двухъ святыхъ. Первый случай рѣшается правиломъ пѣть ирмосъ безъ припѣва, а третій, подобно чтенію апостола или евангелія подъ зачало, уставомъ два тропаря пѣть подъ одинъ припѣвъ. Что же касается до опущенія одного изъ каноновъ, то въ данномъ случаѣ нужно пользоваться, какъ стихами при пѣніи стихиръ на вечернѣ, надписаніями въ пѣсняхъ Писанія по Ирмологіону: 8. 6. 4, сдѣланными принаровительно къ объему въ уставномъ пѣніи каноновъ на день.

Великопостное стихословіе канона по чинопослѣдованію Ирмологіона указывается полное, т. е., съ исполненіемъ всѣхъ стиховъ изъ пѣсней Свящ. Писанія – однихъ скоро, а другихъ въ видѣ припѣвовъ къ пѣснопѣніямъ канона. Уставъ о пѣніи канона по седмичнымъ днямъ Великой Четыредесятницы въ соединеніи съ пѣснями Писанія изложенъ въ Постной Тріоди и въ Типиконѣ при службѣ чистаго понедѣльника и въ Ирмологіонѣ. Этимъ уставомъ указывается въ тѣ дни пѣть канонъ изъ Минеи святому и трипѣснцы по Тріоди, или, когда нѣтъ трипѣснца, одинъ канонъ Минеи на 4, притомъ а) пѣсни 8 и 9-ю такъ, б) 3 и 6-ю иначе, в) 4, 5, 7 и 1-ю, кромѣ понедѣльника, опять особымъ образомъ. Пѣніе 8-й, 9 й 1-й пѣсенъ по понедѣльникамъ начинается ирмосомъ Минеи и покрывается на катавасіи ирмосомъ Тріоди, пѣніе же 4-й, 5, 7 и 1-й пѣсенъ въ дни со вторника до пятка начинается ирмосомъ Минеи, но потому самому не покрывается имъ. Въ исполненіи великопостнаго канона общее правило то, что катавасіею служитъ только ирмосъ Тріоди. На третьей и шестой пѣсни ирмосъ Минеи поется по канонѣ, потому что пѣніе этихъ пѣсней положено начинать прямо съ тропарей.

Чтобы исполнить по седмичнымъ днямъ Четыредесятницы самое стихословіе канона, для этого нужно знать, что 1) вторая пѣснь стихословятся только по вторникамъ, а седьмая по субботамъ, притомъ сполна до канона, а канонъ съ припѣвомъ: «слава Тебѣ, Боже нашъ, слава Тебѣ»; 2) во всѣхъ пѣсняхъ всѣ стихи, до перваго надписанія, стихословятся скоро, до канона, а 3) самый канонъ поется съ дальнѣйшими въ видѣ припѣвовъ стихами. Каноновъ по седмичнымъ днямъ Великаго поста полагается три: по Минеѣ святому съ ирмосомъ на 6, первый канонъ Тріоди на 4, и второй съ пятью тропарями, – итого исполняется до 15 пѣснопѣній; въ чинопослѣдованіи же Ирмологіона стиховъ для припѣва къ нимъ приводится меньше, такъ что недостающее число ихъ восполняется: «Слава и нынѣ» и нарочитыми припѣвами, положенными въ Тріоди на ряду: «благословимъ Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа», – «слава Тебѣ, Боже нашъ, слава Тебѣ», – «хвалимъ, благословимъ, покланяемся Господеви».

 

П. В.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1899. Т. 1. № 4. С. 89-96; № 5. С. 110-112.

 

Об авторе. Петр Тихонович Виноградов. Родился в 1842 г. в пг. Васильевский на Талице Угличского у. Ярославской губ. в семье псаломщика. Выпускник Угличского духовного училища (1862). В 1867 г. окончил Ярославскую духовную семинарию, а в 1871 – Киевскую духовную академию. Был назначен преподавателем латинского языка в Пермской духовной семинарии. С 1875 становится преподавателем Костромской духовной семинарии, а с 1878 г. назначен ее смотрителем. С 1878 инспектор Костромского духовного училища. Постоянный член Костромского епархиального училищного совета (1890). Пожизненный член (1887) и член совета (1908) Костромского Федоровско-Сергиевского братства. Действительный член (1894) и член совета (1907) Костромского губернской ученой архивной комиссии и Костромского церковно-исторического общества (1912). Участник IV Областного историко-археологического съезда в Костроме (1909). Собрал значительную библиотеку и в 1918 г. передал 4 тыс. томов в библиотеку Костромского университета. Скончался 13.11.1919 г. За свою церковную и просветительскую деятельность удостоен множества наград, в числе которых ордены св. Анны II ст. и св. Владимира IV ст. Основные труды: Курсовое сочинение написано в Киевской духовной академии: «Святой апостол Павел как обличитель иудейства» (Спб. 1874); Пер. с лат. «Беседа о дружбе» Марка Т. Цицерона (Кострома 1882); Библиографическая заметка на «Жизнь Иисуса Христа» Ф. В. Фаррара в переводе А. П. Лопухина (Кострома 1888); Третья рецензия на третью книгу Ф. В. Фаррара «Первые дни христианства» в переводе А. П. Лопухина (Кострома, 1890); Указатель книг, статей и мыслей о Костромском крае (Кострома 1907). Ему принадлежит ряд статей по отдельным уставным вопросам, опубл. в «Руководствах для сельских пастырей»: «Образ чтения Апостола за богослужением» (№ 9-11 за 1896 г.); «Приемы в чтении паримий» (№ 13 за 1897 г.); «Прием в чтении Св. Евангелия за богослужением» (№ 14 за 1897 г.); «Возгласы священника в суточном круге богослужения» (№ 39-40, 43-44 за 1897 г.); «Приемы в церковном чтении Псалмов и молитв» (№ 7 за 1898 г.); «Стихословие канона на утрени» (№ 4, 5 за 1899 г.).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: