Уроки по житію Святителя Николая Мѵрликійскаго.
I.
По всѣмъ городамъ и селеніямъ святой Руси высоко чтится имя молитвенно воспоминаемаго нынѣ Святителя Николая, которому, по признанію Церкви, ниспосланъ свыше даръ чудотвореній. Въ постигающихъ насъ бѣдахъ и горѣ св. Архіепископъ Мѵрликійскій всегда являлся и доселѣ является скорымъ помощникомъ всѣмъ намъ, съ чистымъ и вѣрующимъ сердцемъ поручающимъ себя его молитвенному ходатайству и заступленію. Народная память въ разныхъ мѣстахъ нашего отечества хранитъ множество сказаній о чудесной помощи Св. Николая, явленной людямъ, подвергшимся какому-либо несчастію. Такъ, напримѣръ, не очень давно сообщалось, что, по молитвамъ Святителя Мгрликійскаго, въ одномъ изъ городовъ южной Россіи получила исцѣленіе отъ болѣзни (скоротечной чахотки) молодая интеллигентная дѣвушка, уже приговоренная врачами къ смерти. Этотъ послѣдній случай наглядно показываетъ намъ, что мы, отдавая должное земному врачебному искусству, не должны забывать и небесныхъ врачей, излѣчивающихъ больныхъ не травами и микстурами, а благодатною Силою Божіей. Небесные врачи могутъ приносить облегченіе и исцѣленіе больному человѣку и тогда, когда отказывается сдѣлать что-либо полезное самое высокое человѣческое врачебное искусство.
Господь нашъ Іисущъ Христосъ, еще во время Своей земной жизни, Своею божественною силою исцѣлялъ такихъ больныхъ, которые не находили человѣка, могущаго облегчить ихъ страданія (Ев. Іоан. V, 5-9), или которые расточали на врачей все свое имѣніе въ надеждѣ исцѣленія и все-таки не получали никакой пользы (Лук. VIII, 43-44); все это Спаситель дѣлалъ по Своему безконечному милосердію къ людямъ, однимъ Своимъ всемогущимъ словомъ или простымъ прикосновеніемъ къ больнымъ, и только требовалъ отъ послѣднихъ одной вѣры, при посредствѣ которой они могли бы получать силу, ихъ исцѣлявшею и спасавшую. И теперь Господь, этотъ всесильный Врачъ нашихъ душъ и тѣлесъ, можетъ быть близокъ къ намъ, если мы сами идемъ къ нему навстрѣчу, и бываетъ особенно близокъ, когда мы становимся причастниками Его Св. Тѣла и Крови. По отшествіи Своемъ отъ земли на небо, Іисусъ Христосъ и ученикамъ Своимъ и Апостоламъ, даровалъ «власть... врачевать всякую болѣзнь и всякую немощь» (Матѳ. X, 1), и обѣщалъ имъ, что Его именемъ въ средѣ вѣрующихъ постоянно будутъ совершаться знаменія и чудеса, подобныя тѣмъ, какія Онъ Самъ творилъ (Іоан. XIV, 12). «Знаменія же вѣровавшимъ, говорилъ Онъ апостоламъ по Воскресеніи Своемъ, сія послѣдуютъ: именемъ Моимъ бѣсы ижденутъ: языки возглаголютъ новы: змія возмутъ: аще и что смертно испіютъ, не вредитъ ихъ: на недужныя руки возложатъ, и здрави будутъ» (Мрк. XVI, 17-18). Съ тѣхъ поръ, какъ дарована Церкви благодатная Сила Божія, и донынѣ исполняется это обѣтованіе Христово чрезъ молитвы вѣрующихъ, по ходатайству предъ Господомъ Царицы Небесной и святыхъ Угодниковъ Божіихъ. Но это обѣтованіе Христово нами часто забывается, а если и вспоминается, то далеко не въ надлежащую минуту. Если насъ постигнетъ какая-либо серьезная тѣлесная болѣзнь, мы тотчасъ же обращаемся къ помощи человѣческаго врачебнаго искусства, но до времени совершенно не вспоминаемъ о драгоцѣнномъ духовномъ лѣкарствѣ – усердной молитвѣ и Св. Тѣлѣ и Крови Спасителя нашего. Мы прибѣгаемъ къ этимъ послѣднимъ средствамъ большей частью уже тогда, когда земные врачи почти подпишутъ намъ смертный приговоръ, когда, вслѣдствіе болѣзненнаго крайняго упадка силъ, у насъ есть возможность только полусознательно приступить къ таинствамъ исповѣди и св. причастія, требующимъ отъ принимающаго ихъ полной сознательности и строгой отчетности въ его дѣйствіяхъ, намѣреніяхъ и помыслахъ. Вслѣдствіе такого обычно поздняго обращенія больныхъ къ небесному заступничеству, среди большей части русскаго народа укрѣпился крайне прискорбный предразсудокъ, по которому люди, окружающіе больного, боятся предложить послѣднему причаститься св. Таинъ, какъ бы этимъ ненапугать его. Этотъ предразсудокъ, который мы сами же создали и поддерживаемъ, попираетъ ту возвѣщенную Христомъ святую истину, что св. Тайны служимъ намъ во исцѣленіе нашей души и тѣла. Отсюда вы можете видѣть, какое мы обнаруживаемъ иногда легкомысленное отношеніе къ таинствамъ св. Церкви, служащимъ для насъ однимъ изъ средствъ врачебной помощи, подаваемой намъ свыше.
Если къ небесному заступничеству нужно прибѣгать при тѣлесныхъ болѣзняхъ, то тѣмъ болѣе тогда, когда обуреваютъ насъ различныя душевныя немощи. Духовныя язвы – какъ-то гордость, себялюбіе, тщеславіе, осужденіе ближняго, тоска, переходящая въ отчаяніе – эти духовныя язвы труднѣе поддаются излѣченію, чѣмъ язвы тѣлесныя, и губятъ, не тѣло, а душу, которая должна быть для человѣка дороже всего. «Не бойтесь, говорилъ Господь, убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убить; а бойтесь болѣе тою, кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Мѳ. X, 28). При излѣченіи этихъ духовныхъ язвъ нужно особенно часто прибѣгать къ молитвѣ и къ таинству св. Тѣла и Крови. Отсюда вы можете понять, насколько легкомысленно, насколько неблагочестиво поступаютъ тѣ, которые, погрузившись въ различныя тлѣнныя мірскія пристрастія, совершенно не радятъ о своей душѣ и иногда по много лѣтъ лишаютъ себя таинствъ исповѣди и св. причастія. «Не собирайте себѣ сокровищъ на землѣ, говорилъ Спаситель, т. е. не привязывайтесь сильно къ краснымъ міра сего, но собирайте себѣ сокровища на небѣ» (Мѳ. VI, 19-20).
Итакъ, отмѣченная выше чудесная помощь Святителя Мѵрликійскаго, оказанная имъ молодой дѣвушкѣ, да послужитъ намъ яркимъ напоминаніемъ той истины, что, при излѣченіи и душевныхъ и тѣлесныхъ нашихъ немощей, намъ не нужно полагаться на одно только человѣческое врачебное искусство, но необходимо чаще и чаще обращаться съ молитвою къ Богу и Святымъ Его; своевременная молитва съ вѣрою и своевременное принятіе таинствъ св. Церкви да будутъ для насъ всегда первыми и главными лѣкарствами.
II.
Мы собрались сегодня въ храмъ молитвенно прославить дерзновеннаго ходатая за насъ предъ Богомъ – Святителя Мѵрликійскаго Николая. Святые люди отличаются отъ насъ грѣшныхъ тѣмъ по преимуществу, что они, слѣдуя слову Спасителя – «ищите прежде Царствія Божія и правды его», главное вниманіе и заботы направляютъ на очищеніе своего сердца, на то, чтобы душа ихъ не только именовалась богоподобной, но и въ дѣйствительности была такой, чтобы она въ каждый моментъ была готова и достойна вступить въ общеніе съ Божествомъ.
«Се, стою у двери и стучу: говоритъ Господь, если кто услышитъ голосъ Мой и отворитъ двери, войду къ нему и буду вечерять съ нимъ, и онъ со Мною» (Апокал. III, 20). Но относясь съ такой бережностью къ своей собственной драгоцѣнной жемчужинѣ – къ своей собственной богоподобной душѣ, Святые съ неменьшей осторожностью и нѣжностью относились къ нравственной личности, къ душѣ и своихъ ближнихъ. Если они хотѣли своею любовью восполнить немощи согрѣшающаго и падающаго собрата, то они дѣлали это такъ, что немощный братъ не испытывалъ униженія, не оскорблялся ихъ помощью, не ожесточился еще болѣе, а, наоборотъ, при видѣ ихъ искренней любви, пробуждалъ въ себѣ лучшія человѣческія чувства и поднимался послѣ паденія. Вотъ примѣръ сказаннаго изъ жизни Святителя Мѵрликійскаго. Три дѣвушки изъ добраго честнаго семейства, захваченныя безъисходной нуждой въ средствахъ, въ отчаяніи готовы были рѣшиться на путь порочной жизни, чтобы не умереть отъ голода. Святитель Николай вошелъ въ положеніе несчастныхъ дѣвушекъ и очень осторожно подошелъ къ ихъ душѣ: зная, что истинная нужда не кричитъ о себѣ и иногда очень самолюбиво относится къ оказываемымъ ей услугамъ, Святитель тайно ночью подбросилъ къ ихъ квартирѣ три узелка съ золотомъ, чѣмъ спасъ дѣвушекъ; отъ вѣрной нравственной погибели.
Если большинство изъ насъ, по крайней ограниченности своихъ средствъ, не можетъ оказать помощи немощному брату, какъ это сдѣлалъ Святитель Мѵрликійскій, то каждый изъ насъ и можетъ и долженъ съ осторожностью подходить къ больной душѣ падающаго брата и способствовать его духовному исцѣленію и укрѣпленію и нѣжнымъ сочувствіемъ, и лаской, и добрымъ словомъ. «Братія! говоритъ намъ Ап. Павелъ, если и впадетъ человѣкъ въ какое согрѣшеніе, вы духовные исправляйте таковаго въ духѣ кротости... носите бремена другъ друга, и такимъ образомъ исполните законъ Христовъ» (Гал. VI, 1-2). А нашъ Божественный Учитель указываетъ и тотъ постепенный путь христіанской любви, которымъ мы должны идти къ исправленію и исцѣленію нашего согрѣшившаго брата. Если, какъ бы такъ говоритъ Іисусъ Христосъ, согрѣшитъ противъ тебя братъ твой, то ты, щадя его богоподобную душу, его человѣческое достоинство, не отдавай на общественный позоръ его душевныя язвы, а пойди и обличи его тайно – «между тобою и имъ однимъ»; если это не подѣйствуетъ, опять же подожди отдавать его на судъ общества, а возьми съ собою только одного или двухъ свидѣтелей, въ присутствіи которыхъ и постарайся усовѣстить согрѣшившаго; если уже и это не подѣйствуетъ, и если не остается никакихъ другихъ средствъ исправленія, тогда поставь грѣшника предъ судомъ всей Церкви, чтобы все общество вѣрующихъ воздѣйствовало на заблуждающагося (Мѳ. XVIII, 15-17). Вотъ какимъ путемъ любви, осторожности, предупредительности надо идти, чтобы не нанести еще большій ущербъ душѣ нашего согрѣшающаго брата, чтобы по-христіански служить дѣлу нравственнаго исправленія нашихъ ближнихъ, дѣлу, къ которому призываетъ насъ Іисусъ Христосъ и Его св. Апостолы.
Что же, братіе и сестры, идемъ ли мы съ вами этимъ Христовымъ путемъ? Да, скажете вы, мы очень чутко относимся къ нравственному достоинству окружающихъ насъ лицъ, мы не терпимъ лжи, неправды, дурныхъ страстей и пороковъ нашихъ ближнихъ, мы порицаемъ ихъ за это – и призываемъ къ исправленію. Все это, можетъ быть, и такъ. Но по-христіански ли мы дѣйствуемъ въ этихъ случаяхъ? Нѣтъ, не всегда по-христіански. Мы часто видимъ, выражаясь Евангельскимъ языкомъ, сучекъ въ глазѣ нашего ближняго, а въ своемъ и бревна не видимъ (Мѳ. VII, 3). Это надо помнить, чтобы избѣжать неумѣстной раздражительности и гнѣва въ отношеніи къ согрѣшающимъ нашимъ братьямъ. Особенно надо помнить это въ наше время, когда люди какъ-то переутомились и, вслѣдствіе этого, очень изнервничались, когда у нихъ создалась какая-то повышенная чувствительность: даже къ мелкимъ уколамъ ихъ чрезмѣрнаго, болѣзненнаго самолюбія. Часто по ничтожному поводу, такъ или иначе касающемуся насъ, вмѣсто откровенныхъ переговоровъ наединѣ съ нашими ближними, мы готовы представить ихъ малѣйшіе нравственные недостатки въ видѣ крупныхъ нравственныхъ пороковъ и сдѣлать этихъ ближнихъ предметомъ самыхъ грязныхъ сплетенъ и пересудовъ. А когда случится съ нашимъ братомъ дѣйствительная бѣда, какое-либо серьезное грѣховное паденіе, мы не идемъ къ нему съ любовью и помощью, а только посмѣиваемся и даже злорадствуемъ. Сколько въ этой недостойной человѣка травлѣ чернится богоподобныхъ душъ, сколько гибнетъ предъ судомъ людскимъ добрыхъ именъ. Это въ жизни частной. А взгляните на жизнь общества, которая отражается въ печати. Современная свободная печать, правда, вскрыла много закоренѣлыхъ общественныхъ язвъ, но за то эта же печать, благодаря своей свободѣ, путемъ самаго неосновательнаго и недостойнаго оговора, сколько, посмотрите, незаслуженно пригвоздила къ публичному позорному столбу добрыхъ именъ. Поистинѣ, для людей нынѣшняго вѣка ничего не стоитъ оплевать человѣка, опозорить, очернить его богоподобную душу. Это ли не знаменіе времени?! Очевидно, убываетъ въ насъ душа, убываютъ въ насъ Евангельскіе завѣты, которыми должны проникаться наши взаимныя отношенія – и частныя, и общественныя. Но, братіе, какъ бы ни уклонилась наша, жизнь отъ Евангельскихъ завѣтовъ, мы все же, какъ носящіе имя христіанъ, должны помнить эти завѣты и возвращаться по возможности на ихъ путь: «не всякій, говорящій Мнѣ: Господи, Господи, сказалъ Спаситель, войдетъ въ царство небесное, но исполняющій волю Отца Моею Небеснаго» (Мѳ. VII, 21). Наше призваніе – «другъ друга тяготы носить» (Галат. VI, 2), наше призваніе – самимъ наблюдать за чистотой своего сердца и другимъ помогать достигать этой чистоты, но идти къ этой цѣли нужно Христовымъ путемъ, а не путемъ нравственнаго оплеванія, біенія и заушенія нашего ближняго. Святитель Николай Мѵрликійскій, всегда съ христіанской любовью подходившій къ душѣ немощнаго и согрѣшающаго брата, да поможетъ и намъ надлежащимъ образомъ относиться къ богоподобной душѣ нашихъ ближнихъ – къ этой драгоцѣнной жемчужинѣ, которой, по Слову Спасителя, не стоитъ и весь видимый нами міръ.
«Извѣстія по Казанской епархіи». 1911. № 45. Отд. Неофф. С. 1282-1287.