Священникъ Алексѣй Тубасовъ – Слово въ недѣлю 15-ю по Пятидесятницѣ.
Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею... Возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе (Mѳ. 22, 37. 39).
Кому изъ насъ, возлюбленные братіе, не приходится нынѣ слышать жалобъ на тяжелое, угнетенное, вообще неправильное теченіе жизни? Эти многочисленныя хищенія, разоряющія и лишающія иногда послѣдней помощи и надежды многія семейства, повсюду развившаяся недовѣрчивость въ отношеніяхъ, какая то затаенная боязнь другъ друга, это бездушіе, какое то, иногда точно животное, отношеніе къ ближнимъ, безсмысленное раздѣленіе семействъ, проникшее дажо въ простой крестьянскій бытъ и приводящее нерѣдко къ полному разрушенію семейственныхъ основъ и благосостоянія, безпричинная притязательность старшихъ и гордое самомнѣніе младшихъ, особенно въ быту семейномъ, какія то лживыя отношенія между самыми близкими членами семьи – супругами, приводящія къ столь частымъ разводамъ, разъѣздамъ, къ тайному или явному, открытому прелюбодѣянію – разврату иногда на глазахъ дѣтей, наконецъ – столь нерѣдкія самоубійства этихъ подростковъ изъ-за какой-нибудь неудачи на испытаніи или изъ-за пустыхъ несбывшихся ожиданій, – какимъ, говоримъ, тяжкимъ гнетомъ всѣ эти явленія, столь частыя и заурядныя, столь всякому извѣстныя, ложатся на душу каждаго. Не даромъ говорятъ добрые люди: тяжело живется въ настоящее время, не такъ, какъ было раньше. И невольно возникаетъ вопросъ: откуда всѣ эти явленія, столь нежелательныя? въ чемъ кроется ихъ основная причина? Отвѣтъ дастся и жизнію, и словомъ Божіимъ. Причина всѣхъ этихъ нестроеній, такого страшнаго нравственнаго непорядка въ жизни, кроется, главнымъ образомъ, въ непомѣрномъ развитіи въ современномъ человѣкѣ какого-то болѣзненнаго себялюбія, выше всего поставляющаго свое собственное, часто совершенно ничтожное «я».
Въ самомъ дѣлѣ: чѣмъ иначе и возможно объяснить эти заурядныя, прикрытыя наименованіемъ несостоятельности, несчастной случайности, грабительства, какъ не желаніемъ возможно шире, на счетъ ближняго, удовлетворять свои прихоти? Раздоры, свары, раздѣленія семейныя – не свидѣтельствуютъ ли о желаніи каждаго отдѣльнаго члена семьи дать большую свободу своимъ личнымъ дѣйствіямъ, оградить свою личность отъ чьего бы то ни было надзора и попеченія, хотя эта свобода и приводитъ зачастую къ явленіямъ глубоко безнравственнымъ и разрушительнымъ? Не пустое ли зачастую уязвленное самолюбіе, не знающее взаимныхъ уступокъ, не случайная ли семенная вспышка или разнузданная чувственность служитъ причиною того, что супруги, жившіе совмѣстно многіе годы, разстаются, бросая самое дорогое въ жизни – дѣтей? Примѣры сему заурядны и въ высшихъ, и въ среднихъ, и въ низшихъ слояхъ; только у однихъ они прикрыты, у другихъ же явны. Частое явленіе самоубійства не говоритъ ли о томъ, что у человѣка такъ болѣзненно было развито самолюбіе, что оно не могло недоносить даже малѣйшихъ нравственныхъ уколовъ, и такъ слаба была воля, что малѣйшее жизненное волненіе, какъ слабую трость, могла разбить и сокрушить ее?
Возлюбленные братіе, страшнымъ развитіемъ самолюбія и гордости палъ свѣтлѣйшій изъ ангеловъ, содѣлавшпсь духомъ злобы непомѣрной. Это же самое самолюбіе приводитъ и теперь родъ человѣческій къ столь нежелательнымъ печальнымъ явленіямъ. Забыли люди, забыли или мало помнятъ великую и спасительную для насъ заповѣдь Господню: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею... возлюбиши искрениняго твоего яко самъ себе. А въ этой-то великой заповѣди, силою слова божественнаго, попреложнаго, и выясняется весь строй истинно человѣческой жизни.
Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею. Господь есть твой Творецъ, Онъ даровалъ тебѣ величайшее благо – жизнь, Онъ одарилъ тебя разнообразными чудно устроенными органами, черезъ которые ты видишь, чувствуешь, познаешь дивную красоту вселенной, величіе Божія созданія: какъ же не любить, какъ не благословлять, какъ не благодарить тебѣ Творца твоего?! Онъ любвеобиленъ, безконечно благъ. Онъ Спаситель, Промыслитель, Зиждитель твой, кровью Сына, крестомъ страшнымъ искупившій тебя темнаго, грѣшнаго, блуднаго, сквернаго: воздай и ты Ему теплою, искреннею, сыновнею любовію! Онъ Богъ всевѣдущій, – ни дѣяніе, ни мысль, ни слово предъ Нимъ не утаятся: ходи предъ Нимъ (Быт. 17, 1), какъ ходили предъ Нимъ всѣ Божіи угодники. Онъ праведенъ – воздастъ комуждо по дѣяніямъ и по обстоятельствамъ жизни: пусть же ни бѣда, ни горе, ни нужда не смущаютъ, не устрашаютъ тебя; Онъ знаетъ твои обстоянія и, какъ всесильный, защититъ, покроетъ тебя. Онъ безконечно премудръ, – премудрость человѣческая ничто предъ Нимъ: Онъ буіими міра, худородными, уничиженными, рыбарями посрамилъ, уничижилъ величайшую премудрость міра: съ дѣтскимъ смиреніемъ преклонись предъ Нимъ, и возлюби Господа Бога твоего, – твоего Создателя, Промыслителя, Спасителя, Отца – всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душю твоею, и всею мыслію твоею. Сія есть первая и большая заповѣдь. Сіе есть первое и важнѣйшее основаніе нравственной человѣческой жизни.
Далѣе, Господь, будучи безконечно благъ къ тебѣ, не для тебя только любвеобильный Отецъ, но и для всѣхъ созданій Своихъ: всѣхъ Онъ любитъ, всѣхъ милуетъ, за всѣхъ Сына Единороднаго отдалъ на смерть и всѣ предъ Нимъ дѣти Его, дѣти милые, любимые, которымъ Онъ счастья, добра, блага желаетъ; посему, какъ добрѣйшій Отецъ, всѣмъ Онъ заповѣдуетъ, дабы жили они въ мирѣ – согласіи, безобманно, руководствуясь взаимною любовью, чтобы въ случаѣ нужды всѣмъ были готовыми пожертвовать другъ за друга и другъ для друга. Возлюбиши искренняго твоею яко самъ себе. Вотъ второе начало, по слову Христа, дѣлающее христіанскою жизнь нашу. Итакъ, прежде всего Богъ Творецъ-Создатель, всемогущій, вездѣсущій, премудрый, безконечно благой къ намъ созданіямъ Своимъ, – Его любить мы обязаны больше всего; затѣмъ ближній мой – дитя Божіе, столь же дорогое Господу, какъ и я самъ, – стало быть братъ мой, искренній мой, котораго возлюбить я обязанъ какъ себя самого, въ силу любви Отца моего небеснаго ко миѣ: и только въ концѣ концовъ – я самъ съ своими нуждами и потребностями, такъ что послѣдняго рода любовь есть низшая степень любви, какъ чувство прирожденное всему живому, ибо никтоже когда свою плоть возненавидѣ, но питаетъ и грѣетъ ю (Еф. 5, 20).
Такъ, въ такомъ порядкѣ, принимали и понимали заповѣдь о любви и этимъ порядкомъ въ жизни руководствовались во всѣ времена великіе подвижники истинной вѣры, истинно благочестивые богоугодные люди. Преждо всего и главнѣе всего всѣ мысли и чувства ихъ устремлялись къ Господу, они жили въ Господѣ, ходили предъ Нимъ, во всѣ дни жизни своей стараясь исполнять всѣ заповѣди и оправданія Господни безпорочно, – изъ глубочайшей сыновней любви и преданности къ Господу Создателю, премудрому Міроправителю, милосердому Отцу. Они всегда готовы были ради Господа жертвовать всѣмъ, не исключая дѣтей и самой жизни своей. Вспомнимъ въ этомъ отношеніи ветхозавѣтныхъ Еноха и Илію, не видѣвшихъ смерти, Авраама, Іова, Исаію и другихъ пророковъ, Соломонію съ ея чадами; вспомнимъ новозавѣтныхъ апостоловъ, мучениковъ и всѣ безчисленные сонмы христолюбцевъ, какъ они жили, какъ они думали, чувствовали, какъ всею душею устремлялись къ единому Господу! Озаряемые этимь свѣтомъ совершенной любви къ Господу, эти благочестивые люди любовь свою столь же совершенно простирали и на ближнихъ своихъ: они всегда были отзывчивы ко всякому горю, несчастію, обстоянію людскому. Въ этихъ обстояніяхъ они ничего не щадили, лишь бы усладить жизнь ближняго своего. Однимъ словомъ, счастіе и несчастіе ближнихъ они считали своими собственными и такъ къ нимъ и относились. О себѣ же самихъ меньше всего заботъ они полагали, памятуя, что Господь, съ любовію пекущійся о птенцѣ маломъ, царскимъ одѣяніемъ украшающій малый цвѣтокъ полевой, но оставить безъ своего благаго призора созданіе Свое разумное – человѣка. За то и жизнь ихъ совсѣмъ была не похожа на настоящую; не было и не могло быть въ ней тѣхъ нестроеній, которыя такъ заурядны нынѣ. Слово ихъ было тверже алмаза, о недовѣріи къ нимъ и помыслить было невозможно. Семейства ихъ были благословенны, дѣти шли по стопамъ родителей. Въ жизни своей, при всѣхъ обстоятельствахъ, были они настолько благодатно спокойны, что никакія бѣды, бури житейскія не могли ихъ сломить. И стояли они, какъ дубы вѣковые, крѣпкіе и могучіе, являя въ себѣ силу и мощь божественную, руководясь силою всесовершающей, всепобѣждающей, вседѣйствующей любви.
Не то у насъ – людей настоящаго вѣка. У насъ на первомъ мѣстѣ ставится любовь къ себѣ самимъ, забота о себѣ самихъ, удовлетвореніе своимъ личнымъ чувствамъ и стремленіямъ. Любовь же къ Богу и ближнимъ отодвигается, глохнетъ подъ наплывомъ себялюбія непомѣрнаго, и лишь порою, особенно во времена грозныхъ испытаній, какъ искра въ потухающемъ кострѣ, вспыхиваетъ яркимъ пламенемъ, свидѣтельствуя о своей жизненности и хотя на время освѣщая тотъ мракъ, въ которомъ погруженъ современный человѣкъ съ своимъ мелочнымъ самолюбіемъ. Вращаясь въ житейскомъ круговоротѣ, забываемъ мы люди, что безъ Господа, безъ Его всемогущей, премудрой и всеблагой воли, ничего въ мірѣ не совершается, что то только будетъ благословенно, будетъ успѣхъ имѣть, что Онъ Милосердый благословитъ, и что – чего Опъ не благословить, того никакая мудрость и сила человѣческая не приведетъ къ желаемому концу. Съ другой стороны, водясь самолюбіемъ, мы совершенно забываемъ, что благополучіе и счастіе каждаго отдѣльнаго члена общества зиждется не на несчастіи, разореніи и бѣдствіи (нравственномъ или матеріальномъ – все равно) другихъ членовъ, а на полномъ ихъ счастіи и благополучіи, что общество тѣмъ сильнѣе и могучѣе, чѣмъ оно дружнѣе, сплоченнѣе, чѣмъ болѣе преобладаютъ въ немъ начала взаимопомощи и любви. За примѣрами ходить не далеко. Возьмите простую крестьянскую среду. Если есть въ семьѣ содружество, взаимное уваженіе, взаимная помощь, – сильна, крѣпка эта семья, даже великія житейскія бури не сокрушатъ се. Но какъ только началось раздѣленіе, пошли личныя эгоистическія заботы о себѣ, такъ и семья начинаетъ гибнуть, и благосостояніе общее исчезаетъ. Вотъ въ этомъ-то, братіе, въ этомъ забвеніи основныхъ жизненныхъ началъ, заповѣданныхъ Господомъ Спасителемъ, и заключается причина всѣхъ нашихъ бѣдъ, злоключеній, нестроеній.
Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею. Сія есть первая и большая заповѣдь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе. Въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ. Помни, братъ, что великія слова эти изречены не какимъ-либо земнымъ мудрецомъ, а Самимъ Господомъ Спасителемъ, безконечно благимъ и безконечно премудрымъ, искавшимъ единственно только нашего спасенія и за это спасеніе душу свою положившимъ, – изречены они для нашей истинной пользы, для нашего жизненнаго просвѣтлѣнія. Помни непрестанно сіи великія слова, сіи великія заповѣди, внѣдряй ихъ и въ своемъ сердцѣ, въ своей душѣ, насаждай усердно и въ сердцахъ малыхъ дѣтей твоихъ: тогда спасешися ты и весь домъ твой и въ сей, и въ будущей жизни.
Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею... Возлюбиши искренняго твоею яко самъ себе. Въ этихъ словахъ Господа и начало, и утвержденіе, и конецъ настоящей христіанской истинно человѣческой жизни, жизни свѣтлой, разумной, чуждой всякихъ нестроеній. Аминь.
Произнесено въ Исаакіевскомъ каѳедралиомъ соборѣ 2-го сентября сего 1890 года.
Маріинско-Сергіевскаго пріюта священникъ Алексѣй Тубасовъ.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1890. № 38. С. 1261-1264.