Архіепископъ Иліодоръ (Чистяковъ) – Слово по случаю освященія храма во имя Пресвятыя Богородицы, Неопалимыя Купины.
И пріиде Моѵсей въ гору Божію – Хоривъ. Явися же ежу Ангелъ Господень въ пламени изъ купины: и видитъ, яко купина горитъ огнемъ, купина же не сгараше. Исх. III. 1, 2.
Чуднымъ образомъ благоволилъ нѣкогда Господь славы явить Свою славу Моѵсею, вождю народа Израильскаго – въ купинѣ горящей и несгарающей, т. е. въ терновомъ кустѣ, пылающемъ, и тѣмъ изобразить во-первыхъ то, что народъ, Богомъ хранимый, среди пламени Египетскаго порабощенія не только останется цѣлъ и невредимъ, но еще очистится, возвысится; во-вторыхъ то, что Приснодѣвственная Марія содѣлается умною купиною, горящею и не сгарающею. Видѣніе оправдано событіемъ: народъ Божій, чудно сохраненный во Египтѣ среди пламени скорбей и гоненій, тою же чудною Силою Божіею преводится чрезъ пустыню, при многочисленныхъ опытахъ благости и могущества Всевышнаго, въ землю кипящую млекомъ и медомъ, т. е. изобильнѣйшую; Богоизбраннѣйшая Марія, изъ дѣвственнаго коея чрева возсіяваетъ вѣчное Солнце правды и любви – сый сіяніе славы (Евр. 1, 3) Отца Небеснаго, Единородный Сынъ Его, вся преисполняемся, яко умная купина, вся объемлется огнемъ Божественнымъ, но бывъ осѣняема силою Вышняго, не сгараетъ, не потребляется огнемъ, ее объемлющимъ, присноживетъ силою присноживотнаго свѣта, иже есть Христосъ, Господъ жизни. Славное Богоявленіе, чудно нѣкогда предъизображенное, торжественно нынѣ прославляется благочестіемъ любящихъ благолѣпіе дома Господня: ибо что иное назнаменуетъ сія свѣтлая радость Церкви, какъ не торжество благодатнаго Богопосѣщенія, проявленнаго въ купинѣ горящей и не сгарающей? Сіе мѣсто, на немъ же стоимъ, тайнодѣйственно содѣлалось нынѣ святымъ селеніемъ Вышняго; въ вещественномъ семъ Храмѣ, воздвигнутомъ въ честь и славу Благословенной Матери Бога Слова, тайнодѣйственно вселился нынѣ присноживотный свѣтъ, Господь и Богъ нашъ, обѣтовавшій пребыть тамъ до скончанія вѣка, гдѣ два или три собрани во имя Его (Матѳ. XVIII, 20). Чудо веліе и преславное!
Воспоминательно благоговѣя предъ великою, тайною купины горящей и не сгарающей, Христіанинъ не примѣчаетъ ли, умными очами, подобныхъ явленій въ душѣ Богосозерцательной? Созерцая въ себѣ образъ Божій, сіяющій лучами высочайшей мудрости и благости, ощущая близкое благодатное присутствіе Господа Вседержителя, не срѣтаетъ ли въ себѣ самомъ купины горящей и не сгарающей? – Срѣтаетъ – видитъ умную купину горящую и не сгарающую, примѣчаетъ, какъ душа, бывъ ввержена въ горнило искушенія, остается твердою, не поглощается бездною унынія, какъ, бывъ объята пламенемъ любви Божественной, не потребляется огнемъ, ее объемлющимъ, но присно живетъ силою присноживотнаго Свѣта. О чудо, веліе и преславное! Отъ чего же душа Христіанина, яко умная купина, горитъ и не сгараетъ, и – когда въ горнило скорбей повергается по праведному суду Божію, и когда тихимъ пламенемъ благости Божіей всецѣло объемлется? – Отъ того, что она осѣняется благодатію Духа Святаго, окропляется росою милосердія; отъ того, что она близка къ Богу благоговѣйною вѣрою и пламенною любовію, и Богъ къ ней близокъ всеоживляющею милостію. Не ясно ли открывается, при настоящемъ, торжествѣ благодатнаго Богопосѣщенія, тотъ назидательнѣйшій для Христіанскаго сердца урокъ, сколько для него вожделѣнно быть близкимъ къ Господу Іисусу, сколько необходимо обращаться кв Богу и тогда, когда объемлють его лютыя скорби, и тогда, когда дары благости обильно на него изливаются, по неизреченной любви Господа. Среди торжества святой любви принесемъ нѣкія крупицы слова въ даръ Матери Бога Слова – Матери святой любви..
Въ Богѣ, существѣ совершеннѣйшемъ, милость и истина срѣтаются, правда и миръ лобызаются (Псал. LXXXIV, 14). Всѣ путіе Его, всѣ дѣйствія Его промысла о тваряхъ разумно-свободныхъ – милость и судъ. На семъ основаніи, скорби, постигающія человѣковъ, можно разсматривать, или какъ дѣйствіе праведнаго суда Божія, или какъ дѣйствіе благотворной милости Его.
Скорби суть дѣйствіе праведнаго суда Божія. Что говоритъ сердцу нашему совѣсть? – То, что помыслы нечистые, желанія суетныя, движенія безпорядочныя, дѣла беззаконныя, омрачаютъ душу нашу; что прилежитъ помышленіе человѣку прилежно на злая отъ юности его (Быт. VІІІ, 21). Что возвѣщаетъ слово Божіе? – То, что миръ весь во злѣ лежитъ (2 Іоан. V, 19), что законъ Божественный правды не преложенъ, что Господь столько же вѣренъ и истиненъ въ угрозахъ и наказаніяхъ, сколько въ обѣтованіяхъ и наградахъ, что Господь Богъ нашъ, Господь праведный, есть огнь, потребляющій (Втор. IV, 24) все нечистое, есть ревнитель своея славы. Что показываетъ время и опытъ? – Изгнанный изъ рая родоначальникъ за преступленіе заповѣди Господней, отверженный отъ лица Божія за братоубійство Каинъ, наказанный при Ноѣ міръ потопомъ за идолослуженіе, потребленные огнемъ грады Содомъ и Гоморра за нечестіе вопіющее на небо, заключенное для дождя на три лѣта и мѣсяцъ шесть при Илія небо, поглощенные землею мятежники Даѳанъ и Авиронъ, пораженная проказою Маріамъ, сестра Моѵсеева, Ананія и Сапфира за ложь истребленные смертію – не суть ли всегдашніе безмолвные проповѣдники суда Божія? И нынѣ, что иное суть смертоносныя язвы, землетрясенія, огнь, брани, какъ не вѣстники праведнаго суда Божія за нечестіе людей? Что иное суть, какъ не явленія видимыя, управляемыя невидимымъ перстомъ Праведнаго Судіи? Что иное суть уничиженіе, бѣдность, болѣзни и другія скорби, какъ не жезлъ, коимъ Отецъ Небесный, по Своей, правдѣ, не рѣдко наказываетъ грѣшниковъ за беззаконія явныя или тайныя? Впрочемъ сколь ни болѣзненны удары, коими Господь по Своей правдѣ поражаетъ человѣка; намѣреніе скорбей благодѣтельно, дѣйствіе ихъ спасительно, цѣль достойна Бога.
Намѣреніе скорбей благодѣтельно: ибо не часто ли скорби отъ Бога посылаются на человѣка по чистой Его любви? Не часто ли Господь, яко Отецъ чадолюбивый, наказуетъ человѣка, яко сына, по мудрому промыслу и благопопеченіе о томъ, что существенное составляетъ благо человѣка, а не о томъ, что кажется токмо пріятнымъ. Его же любить наказуетъ, біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ (Прит. III, 12).
Дѣйствіе скорбей спасительно. Всякое наказаніе въ настоящее время не мнится быти радость, но печаль; послѣди же рождаетъ мирный плодъ правды и радости: скорбь содѣлываеть терпѣніе, терпѣніе искусство, упованіе (Римл. V, 3-5) дѣлаетъ человѣка непостыднымъ предъ Богомъ и человѣками. Горекъ ученія корень, но плоды мудрости драгоцѣнны; горько лѣкарство, но здравіе вождедѣнно. Прискорбно для праведника страданіе: но страданіе въ вѣнцѣ его добродѣтелей составляетъ драгоцѣннѣйшій камень; въ страданіи его проявляется свѣтлое торжество вѣры его и благочестія; въ страданіи обнаруживается всецѣлая покорность волѣ Отца Небеснаго, сыновняя, безкорыстная, чистая любовь къ Нему. Чрезъ страданіе Христіанинъ дѣлается причастникомъ радости и блаженства: аще укоряеми бываете о имени Христовѣ, блажени есте: ибо Духъ Божій, Духъ славы и силы, на васъ почиваетъ (1 Петр. IV, 14).
Цѣль скорбей достойна Бога. Господь во гнѣвѣ своемъ біетъ человѣковъ для того, чтобы любовію оживить ихъ; уязвляетъ, чтобы уврачевать; уничижаетъ, чтобы возвысить; повергаетъ въ бѣдность, дабы обогатить; наказываетъ, чтобы помиловать; посылаетъ скорби; чтобы отъ пути заблужденія и нечестія воззвать къ свѣту истины и благочестія. Для чего злато рукою художника повергается въ горнило? – Для того, чтобы очистить оное отъ примѣси и сдѣлать его болѣе блистательнымъ: не для того ли праведникъ повергается въ горнило искушеній, чтобы правда его очистилась отъ своекорыстія и тщеславія и содѣлалась, многоцѣннѣйшею злата тлѣннаго, огнемъ искушеннаго, въ похвалу, честь и славу, въ явленіе Іисусъ Христово? Не для того ли Господь посѣщаетъ праведника скорбію, да изведетъ правду его, яко свѣтъ, и судьбу, яко полудне (Пс. XXXVI, 6).
И такъ, являетъ ли Господь въ скорбяхъ Судъ свой праведный или богатую свою милость: намъ необходимо къ Нему единому обращать взоръ сердца благоговѣющаго предъ великими судьбами Его всеблагаго и Премудраго Промысла, лобызать десницу Его, наказывающую и милующую насъ; надобно обращаться ко Господу памятованіемъ о Немъ непрерывнымъ, благодарностію нелицемѣрною, благотвореніемъ чистымъ – безкорыстнымъ; надобно обращаться тѣмъ пане, чѣмъ обильнѣе на насъ изливаются дары благости Божіей, чѣмъ несомнѣннѣе то, что отъ единаго Отца исходить всякое даяніе благое, всякій даръ совершенный (Іак. I, 17).
Такъ! Отъ Отца свѣтовъ исходитъ всякое даяніе благое и всякій даръ совершенный. Отецъ свѣтовъ есть источникъ свѣта, жизни и блаженства. Богъ есть свѣтъ всеозаряющій: Имъ созданъ свѣтъ чувственный, проявляющій красоты міра и поддерживающій жизнь всего живущаго на земли; Имъ дарованъ свѣтъ благодатный, тьму духовнаго невѣдѣнія разгоняющій, проявляющій высокія тайны Боговѣденія, озаряющій пути благочестія и проясняющій то, что за предѣлами гроба, какъ бы за завѣсою, отъ взора Христіанскаго сокрывается. Во свѣтѣ Божіемъ Христіанинъ видитъ свѣтъ истины: въ немъ, какъ зеркалѣ чистѣйшемъ, Христіанинъ, горѣ зрящій, правильно познаетъ и вещи, внѣ Бога существующія, и достоинство безсмертнаго духа своего, и тѣ святѣйшія цѣли, къ коимъ ему стремиться должно, т. е. преспѣяніе въ вѣрѣ и благочестіи, общеніе съ Ботомъ и всѣми Святыми.
Богъ есть жизнь всеоживляющая: Имъ все живетъ, движется и существуетъ (Дѣян. XVII, 28). Посему-то воспѣваетъ Царствующій Пророкъ: у Тебе источникъ живота (Пс. XXXV, 9). Ибо кто далъ бытіе всему существующему, жизнь всему живущему? – Богъ – жизнь безпредѣльная. Отъ кого въ человѣкѣ первоначальное дыханіе жизни? – Отъ Бога: и вдуну Богъ въ лице Адама дыханіе жизни: и быстъ Адамъ въ душу живу (Быт. II, 7). Отъ кого первоначальное дыханіе жизни благодатной? – Отъ Бога: Духъ, идѣже хощетъ, дышетъ; и гласъ Его слышиши, но не вѣси, откуду приходить, и камо идетъ: тако всякъ рожденный отъ Духа (Іоан. III, 8) – духовно. Сѣмя жизни есть слово животное: а слово возвѣщено отъ кого? – Отъ Бога. Печати жизни суть таинства: а таинства кѣмъ установлены? – Богомъ. Вода, оживляющая сѣмя жизни, есть благодать Духа Святаго: а благодать сія отъ кого? – Отъ Бога. Хранители жизни духовной и чистоты суть Ангели: а Ангели посылаются для храненія нашего отъ кого? – Отъ Бога. Наставники въ жизни духовной суть Отцы Богомудрые: а Богомудрые Отцы даются отъ кого? – Отъ единаго Господа. Христіанину, призванному въ чудную жизнь Божію, предлежитъ по тѣлу умереть, а потомъ, на новой землѣ, по обѣтованію чаемой, подъ новымъ небомъ, вѣчно жить въ свѣтлыхъ обителяхъ Отца небеснаго, возрастать въ истинѣ и добрѣ. Такимъ образомъ, поелику всякое даяніе благое исходитъ отъ Бога; поелику сердце человѣка тамъ пребываетъ, гдѣ его сокровище, къ Тому естественно стремится, отъ Кого всякій даръ совершенный посылается: то не свойственно ли Христіанину стремиться къ Богу, яко же томимый жаждою елень стремится къ источникамъ воднымъ? Не найдетъ ли безсмертный духъ Христіанина внѣ Бога чего-либо такого, чѣмъ бы могъ утолить жажду свою, въ чемъ бы могъ обрѣсти успокоеніе? Но, чего искать нетлѣнному въ тлѣнномъ? Что принести можетъ тлѣнное нетлѣнному? – Одно бремя, одно томленіе, оно развлеченіе: тѣло тлѣнное отягощаетъ душу, и земное жилище обременяетъ умъ многопопечителенъ (Прем. Сол. IX, 15). Внѣ Бога – одинъ мракъ, никогда непрестающій; одна смерть, никогда не умирающая; одно страданіе, никогда не прерывающееся.
Христіане! Объятъ ли кто тьмою невѣдѣнія, лишенъ ли премудрости: да притекаетъ къ Богу, и свѣтъ присносущный, свѣтъ истины озарить его умъ; отчужденъ ли кто отъ жизни Божіей: да спѣшитъ къ источнику жизни и блаженства, и – сердце его обрящетъ то неоцѣненное сокровище, которое замѣнитъ для него всѣ блага земли; изобилуетъ ли кто или благамп тлѣнными, или дарованіями духовными: да обращается ко Господу съ чувствованіями сыновней признательности, съ благодарнымъ славословіемъ щедротъ его; да обращается тѣмъ паче, что единый Податель даровъ можетъ и научить насъ пользоваться дарами во славу Его, для блага нашихъ братій и для собственнаго нашего духовнаго совершенства. Опытомъ дознано, что не менѣе трудно сохранить чувства смиренномудрія и благотворительности, при обиліи благъ земныхъ, при избыткѣ дарованій духовныхъ, какъ и сохранять благодушіе въ скорбяхъ и лишеніяхъ. Счастіе, коимъ легко можетъ затмиться свѣтъ ума и чистота сердца, есть не меньшее искушеніе для человѣка, какъ и несчастіе, коимъ можетъ поколебаться постоянство души Христіанской. Почему рѣдки, очень рѣдки высокіе опыты благоговѣйнаго смиренія предъ Богомъ и щедрой благотворительности къ ближнимъ среди блистательнаго счастія. Чѣмъ они рѣже, тѣмъ убѣдительнѣе внушаютъ ту истину, что и въ счастіи не менѣе, какъ и въ несчастій умъ и сердце къ Богу возносятъ должно, лобызать милость и судъ Господень; чѣмъ они рѣже и къ намъ ближе, тѣмъ они для насъ поучительнѣе, тѣмъ для насъ восхитительнѣе и драгоцѣннѣе. Аминь.
Слова и бесѣды произнесенныя къ Курской паствѣ Иліодоромъ, Архіепископомъ Курскимъ и Бѣлоградскимъ. Изд. 2-е съ прибавленіемъ воскресныхъ бесѣдъ. Спб. 1844. С. 222-232.