Синаксарь на Крещеніе Господне.

Господь нашъ Iисусъ Христосъ, по возвращеніи Своемъ изъ Египта, пребывалъ въ Галилеѣ, въ городѣ Назаретѣ, гдѣ и воспитывался, тая отъ людей силу божества Своего и премудрость до тридцати лѣтъ; ибо у іудеевъ не позволялось никому прежде тридцати лѣтъ принимать на себя должность учителя или санъ священника. Потому и Христосъ до такого возраста не начиналъ Своей проповѣди и не являлъ въ Себѣ Сына Божія и Архіерея великаго, прошедшаго небеса, доколѣ не исполнилось законнаго числа лѣтъ. Жилъ же Онъ въ Назаретѣ съ пречистой Матерію Своею при мнимомъ отцѣ Своемъ Іосифѣ, плотникѣ, и занимался этимъ ремесломъ, какъ тогда, когда живъ былъ отецъ, такъ и послѣ его смерти, и трудами рукъ Своихъ пріобрѣталъ пропитаніе и Себѣ и Своей пречистой Богоматери, научая насъ избѣгать лѣности и не ѣсть хлѣба даромъ.

Когда же исполнилось Ему тридцать лѣтъ и настало время Его божественнаго явленія, было слово Божіе ко Іоанну, Захаріину сыну, въ пустыни, повелѣвавшее ему крестить водою и возвѣстившее то вѣрное знаменіе, по которому онъ долженъ познать Мессію-Христа, пришедшаго въ міръ, о чемъ и самъ Креститель говоритъ въ Евангеліи: «Пославшій меня крестить водою – Тотъ сказалъ Мнѣ: на кого увидишь сходящаго Духа и пребывающаго на Немъ, Тотъ и есть крестящій Духомъ Святымъ». Итакъ, повинуясь слову Божію, Іоаннъ проходитъ всю страну Іорданскую, проповѣдуя крещеніе покаянія во оставленіе грѣховъ. Ибо онъ былъ тотъ, о которомъ предсказалъ прор. Исаія: «Гласъ вопіющаго въ пустынѣ, приготовьте путь Господу, прямыми сдѣлайте въ степи пути Богу нашему». И выходила къ нему вся Іерусалимская сторона и вся Іудея и вся страна Іорданская, и крестились отъ него въ Іорданѣ, исповѣдая свои грѣхи.

Тогда приходитъ изъ Галилеи на Іорданъ и Іисусъ креститься отъ него. Приходитъ въ то время, когда Іоаннъ провозвѣстилъ уже о Немъ народу «идетъ, говорилъ онъ, Сильнѣйшій меня вслѣдъ за мною, Которому я недостоинъ, наклонившись, развязать ремень сапогъ Его; ибо Я крестилъ васъ водою, а Онъ крестить будетъ васъ Духомъ Святымъ». Послѣ этихъ словъ, пришелъ Іисусъ креститься, – пришелъ не потому, чтобы имѣлъ нужду въ крещеніи Пречистый и Нескверный, рожденный отъ пречистой и пресвятой Дѣвы Маріи, – Тотъ, Кто Самъ есть источникъ всякой чистоты и святости, – но для того, чтобы, пріявши на Себя грѣхи всего міра, омыть ихъ крещеніемъ въ рѣкѣ. Пришелъ къ водамъ, дабы освятить естество водъ; пришелъ креститься, дабы устроить намъ купель святого крещенія. Къ Іоанну пришелъ, чтобы онъ былъ Ему несомнѣннымъ свидѣтелемъ, когда узритъ схожденіе Духа Святаго на Крещаемаго и услышитъ гласъ Отца свыше.

Іоаннъ же противился Ему, говоря: «я долженъ креститься отъ Тебя, – и Ты ли идешь ко мнѣ?» Ибо (Іоаннъ) Духомъ позналъ Того, о Которомъ за тридцать лѣтъ передъ тѣмъ взыгрался радостно во чревѣ матери своей, и требовалъ самъ крещенія отъ Него, потому что былъ въ томъ грѣхѣ преслушанія, который навелъ Адамъ на весь родъ человѣческій. Но Господь сказалъ ему: «оставь теперь препирательство, ибо такъ подобаетъ намъ исполнить всякую правду». Здѣсь подъ именемъ требовалъ «правды» св. Златоустъ разумѣетъ заповѣдь Божію. Какъ бы такъ сказалъ Господь: «такъ какъ Я совершилъ всѣ заповѣди, предписанныя закономъ, и остается одна та, чтобы креститься, то Мнѣ надлежитъ совершить ее». Ибо и крещеніе Іоанново была заповѣдь Божія, какъ говоритъ самъ Креститель: «Пославшій меня крестить водою, – Тотъ мнѣ сказалъ». Кто же посылалъ? Явно – Самъ Богъ. «Было», сказано, «слово Божіе къ Іоанну». Крестился Iисусъ Христосъ тридцати лѣтъ, – въ такомъ возрастѣ, который у людей легко наклоняется ко всякому грѣху. Ибо какъ первый возрастъ – младенческій, по словамъ Златоуста и Ѳеофилактта, имѣетъ многое невѣжество и неразуміе, второй – юношескій разжигаетъ вожделѣніемъ плотскимъ, такъ тридцатилѣтній возрастъ совершеннаго мужа порабощенъ корыстолюбію, тщеславію, гнѣву и всякимъ грѣхамъ. До сего возраста отложилъ Господь крещеніе для того, чтобы исполнить законъ всѣми возрастами, чтобы освятить наше естество и подать намъ силу побѣждать страсти и хранить себя отъ грѣховъ смертныхъ.

По крещеніи же, сказано, тотчасъ вышелъ изъ воды, т. е. не медля въ водѣ. Повѣствуютъ, что св. Іоаннъ Креститель каждаго человѣка, крещающагося, погружалъ до выи и держалъ въ семъ положеніи дотолѣ, пока исповѣдуетъ всѣ грѣхи свои, а потомъ уже позволялъ ему выходить изъ воды. Но Христосъ, какъ не имѣющій грѣха, не медлилъ въ водѣ, почему и говоритъ Евангеліе: «вышелъ тотчасъ изъ воды». Когда же исходилъ Господь изъ рѣки, отверзлись Ему небеса, возсіялъ свыше свѣтъ, подобный молніи, и сошелъ на крестившагося Духъ Божій въ видѣ голубя. Такимъ образомъ, какъ во дни Ноевы голубица возвѣстила умаленіе потопныхъ водъ, такъ здѣсь подобіе голубя было знаменемъ того, что престаетъ потопъ грѣховный. Почему Духъ Святый явился въ подобіи голубя? Явился въ видѣ птицы чистой, человѣколюбивой, кроткой и незлобивой, которая не пребываетъ въ зловоніи; потому что Св. Духъ есть источникъ чистоты, бездна человѣколюбія, учитель кротости и незлобія и удаляется отъ нераскаяннаго, валяющагося въ зловонной тинѣ грѣха. При сошествіи же Св. Духа въ видѣ голубя былъ слышанъ гласъ съ неба, глаголющій: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ». Тому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминъ.

 

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1900. № 1. Ч. Неофф. С. 5-7.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: