Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій – Прославленіе Святыхъ Угодниковъ Божіихъ.

Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостоиваются наслажденіемъ блаженства въ Царствѣ Божіемъ, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божіей, что она отъ нихъ течетъ и на тѣхъ, кто съ ними общается. Велико ихъ блаженство, происходящее отъ лицезрѣнія славы Божіей. Будучи преисполнены и любви къ людямъ, происходящей отъ любви къ Богу, они отзывчивы на людскія нужды и на ихъ моленія и являются ходатаями и предстателями за нихъ предъ Богомъ.

Таковы были прежде всего ветхозавѣтные праведники, Христомъ освобожденные изъ ада и введенные въ рай, и «наибольшій въ рожденныхъ женами» Іоаннъ Креститель. Таковыми стали затѣмъ апостолы и ихъ ближайшіе преемники. Никто из христіанъ не сомнѣвался въ ихъ святости и по ихъ кончинѣ, большею частью мученической, сразу ихъ стали почитать и призывать въ молитвахъ. Во время высокаго духовнаго подъема въ первые вѣка гоненій на христіанъ таковыми явились и мученики. Самая мученическая кончина была дверью къ высшимъ Обителямъ и христіане сразу начинали ихъ призывать, какъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Чудеса и знаменія подтверждали эту вѣру христіанъ и были доказательствомъ ихъ святости. Также потомъ стали почитаться великіе подвижники. Никто не постановлялъ почитать святыми Антонія Великаго, Макарія Великаго, Василія Великаго, Григорія Богослова, Николая Чудотворца и многихъ другихъ имъ подобныхъ, но Востокъ и Западъ одинаково чтутъ ихъ, отрицать ихъ святость могутъ лишь тѣ, кто въ святость не вѣруетъ. Сонмъ угодниковъ Божіихъ возрасталъ безпрестанно, во всѣхъ мѣстахъ, гдѣ были христіане, появлялись и свои новые подвижники. Однако общая жизнь христіанъ стала снижаться, духовное горѣніе стало тускнѣть, не было уже того яснаго ощущенія, что есть Божественная правда. Посему не всегда общее сознаніе вѣрующихъ могло опредѣлить, кто есть дѣйствительный праведникъ и угодникъ Божій. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ появились сомнительные личности, которые мнимыми подвигами увлекали часть паствы. Посему церковная власть стала слѣдить за почитаніемъ святыхъ, проявляя заботу, чтобы оградить пасомым, отъ суевѣрія. Стали изслѣдовать жизнь почитаемыхъ вѣрующими подвижниковъ, и провѣрять сказанія о ихъ чудесахъ. Ко времени крещенія Руси уже установилось, что признаніе новаго святаго совершается Церковною властію. Постановленіе власти церковной, конечно, распространялось на подвѣдомственную ей область, однако и другія мѣста признавали обычно совершенное гдѣ-либо прославленіе, хотя бы не вносили въ свои мѣсяцесловы. Вѣдь церковная власть лишь свидѣтельствовала о святости. СВЯТЫМИ ПРАВЕДНИКИ СТАНОВИЛИСЬ НЕ ПОСТАНОВЛЕНІЕМЪ ЗЕМНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ, А МИЛОСТІЮ И БЛАГОДАТІЮ БОЖІЕЮ. Церковною властію лишь одобрялось восхваленіе въ церкви и молитвенное призываніе новаго святаго.

Какая власть то должна и могла сдѣлать точно не было опредѣлено, во всякомъ случаѣ власть епископская.

Были прославленія, совершенныя высшей Церковной властью цѣлой помѣстной церкви, имена новопрославленныхъ вносились тогда въ церковныя мѣсяцесловы всей той церкви, другія прославлялись въ той или иной мѣстности и почитаніе ихъ постепенно распространялось въ другія мѣста. Обычно прославленіе совершалось въ той мѣстности, гдѣ жилъ или страдалъ подвижникъ. Но бывало и иначе. Такъ, пострадавшій въ Софіи (Средцѣ) (Болгарія) отъ турокъ въ 1515 году, юноша изъ города Кратова (Сербія) Георгій, былъ черезъ 14 лѣтъ уже прославленъ въ Новгородѣ. Несмотря на то, что и сограждане его почитали его, какъ новомученика, и даже духовникомъ его была составлена церковная служба, они не смѣли это проявить открыто, боясь турокъ, и посему въ Новгородѣ, находившемся въ торговыхъ сношеніяхъ съ тѣми мѣстами, по распоряженію Архіепископа была составлена служба и стала почитаться память мученика Георгія Новаго, откуда она распространилась по всей Россіи. Когда же Сербія и Болгарія освободились отъ рабства турокъ, они стали пользоваться составленною въ Россіи службою, а составленная первоначально въ Софіи до сихъ поръ является достояніемъ библіотеки. Послѣдніе два вѣка, когда Россія жила во славѣ и благоденствіи, прославленія новыхъ святыхъ совершалось обычно весьма торжественно по постановленію Высшей Власти, иногда (но не всегда) происходя по всей Россіи, а особенно въ мѣстности, гдѣ обрѣтались чудотворныя мощи. Однако это не измѣняетъ общаго порядка въ Церкви, и если русскіе люди подъ гнетомъ безбожной власти не могутъ открыто восхвалять и призывать БОГОМЪ ПРОСЛАВЛЕННАГО угодника БОЖІЯГО, долгъ свободной отъ гнета безбожниковъ части Русской Церкви всенародно чтить и призывать Чудотворца, подобнаго Святителю Николаю, чтимаго нынѣ во всемъ мірѣ, и молить святаго Праведнаго Іоанна о исправленіи нашей жизни и о прекращеніи бѣдствій, постигшихъ по пророчеству его Отечество наше.

Да дастъ Господь, чтобы насталъ тотъ вожделѣнный день, когда оть Карпатъ до Тихаго океана прогремитъ:

Величаемъ тя, праведный отче Іоанне, и чтимъ святую память твою, ты бо молиши за насъ Христа Бога нашего!

☦ Архіепископъ ІОАННЪ.

 

«Православный Благовѣстникъ». Изданіе Западно-Американской Епархіи. Основанъ по благословенію Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Тихона Западно-Американскаго и Санъ Францисскаго. (Сан-Франциско). 1964. № 12 (Декабрь). С. 1-3.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: