Cвятый преподобномученикъ Аѳанасій (Филипповичъ), игуменъ Берестейскій.

Святый Аѳанасій, по фамиліи Филипповичъ, жилъ въ XVII вѣкѣ, былъ игуменомъ Брестскаго (уѣзднаго города Брестъ – Литовска, Гродненской губерніи) монастыря святаго Сѵмеона Столпника, нынѣ не существующаго, и замѣчателенъ, какъ выдающійся историческій дѣятель въ открывшейся при польскомъ королѣ Владиславѣ IV борьбѣ православныхъ западноруссовъ съ польскими католиками и уніатами. Искренно и беззавѣтно преданный вѣрѣ отцовъ, Аѳанасій Филипповичъ не убоялся и мученической кончины за свои высокія, завѣтныя вѣрованія. Кончина преподобномученика Аѳанасія послѣдовала 5 сентября 1648 года въ г. Брестѣ: онъ былъ убитъ «за охраненіе и защиту православія» отъ руки поляковъ...

Бѣлоруссъ по происхожденію, Аѳанасій Филипповичъ родился около 1597 г. и былъ сынъ небогатыхъ дворянъ. Первоначальное воспитаніе онъ получилъ въ строго благочестивомъ духѣ; по собственнымъ его словамъ, съ дѣтства былъ «воспитанъ въ вѣрѣ православной, въ Церкви восточной». Образованіе Аѳанасій получилъ также, по тому времени, прекрасное: онъ хорошо зналъ польскій, латинскій и греческій языки, былъ знакомъ съ сочиненіями многихъ церковныхъ писателей-восточныхъ и западныхъ, читалъ много лѣтописей и хронографовъ. Молодость свою Филипповичъ провелъ у канцлера литовскаго Льва Сапѣги, въ качествѣ воспитателя какого-то самозванца, лже-царевича Московскаго «Дмитровича». Познавъ суету свѣта, въ 1627 году принялъ иночество и поступилъ въ число братіи славнаго въ то время Кутеинскаго монастыря, подъ г. Оршею, Могилевской губерніи. Молодой инокъ Аѳанасій отличался строгимъ выполненіемъ всѣхъ возлагавшихся на него въ семъ званіи суровыхъ монашескихъ послушаній и другими аскетическими подвигами, благодаря чему въ скоромъ времени былъ возведенъ въ санъ намѣстника Добойскаго монастыря, близъ Пинска. Когда же эта обитель, по распоряженію литовскаго канцлера князя Радзивилла, поступила во владѣніе іезуитовъ, Аѳанасій перешелъ въ Купятицкій монастырь, Пинскаго уѣзда. Здѣсь онъ составилъ «жалобный листъ», подписанный многими особами духовнаго и свѣтскаго званія православнаго исповѣданія, посвятивъ его чудотворной иконѣ Божіей Матери на крестѣ, находившейся тогда въ Купятицкой обители, а теперь находящейся въ Кіево-Софійскомъ соборѣ{1}. Сія явленная и чудотворная «Купятицкая» икона Богоматери неоднократно источала чудесныя знаменія предъ Аѳанасіемъ. Такъ, молясь предъ сею святою иконой предъ отъѣздомъ своимъ въ Москву, для сбора пожертвованій на обновленіе ветхаго храма Купятицкаго монастыря, Аѳанасій услышалъ гласъ отъ иконы: «Царь Московскій збудуетъ (построитъ) Ми церковь, иди до него; иду и Я съ тобой».

Подкрѣпляемый чудесными видѣніями и знаменіями, Аѳанасій благополучно перешелъ очень строго охранявшуюся тогда литовско-русскую границу, какимъ-то чудомъ миновавъ бдительную пограничную стражу, и очутился въ предѣлахъ Московскаго государства. Въ Москвѣ, живя на Ордынской улицѣ, онъ написалъ «исторію», или подробную записку царю, въ которой яркими красками изобразилъ бѣдственное состояніе православной Церкви на Литвѣ. Записку свою Аѳанасій лично поднесъ царю, вмѣстѣ съ печатнымъ изображеніемъ Купятицкаго чудотворнаго образа Богоматери и просилъ его защитить угнетаемое православіе. Благочестивый государь щедро наградилъ его и, снабдивъ богатыми пожертвованіями на построеніе Купятицкаго храма, съ честью отправилъ его восвояси.

Спустя два года, Аѳанасій былъ избранъ настоятелемъ Брестскаго Сѵмеоновскаго монастыря. Начало своего игуменства въ этомъ монастырѣ Аѳанасій ознаменовалъ тѣмъ, что, стремясь къ земельному обезпеченію православныхъ церквей, усердно занялся разысканіемъ фундушевыхъ документовъ. Въ найденныхъ имъ документахъ, между прочимъ, содержались страшныя проклятія на отступниковъ отъ православія, и Аѳанасій началъ торжественно, во всеуслышаніе, провозглашать содержаніе этихъ документовъ въ церквахъ и другихъ общественныхъ мѣстахъ. Такія дѣйствія Брестскаго игумена возстановили противъ него враговъ православія. Не довольствуясь этимъ, Аѳанасій въ 1641 году лично отправляется на государственный сеймъ въ Варшаву. Здѣсь онъ ходатайствуетъ предъ королемъ Владиславомъ IV за своихъ православныхъ собратій и сначала имѣетъ, повидимому, успѣхъ: король далъ грамоту, подтверждавшую прежнія права и привилегіи православныхъ въ г. Брестѣ. Но грамота эта, оказалось, не имѣла законной силы безъ государственной печати, приложеніе которой зависѣло отъ канцлера, который рѣшительно отказался исполнить просьбу Филипповича. Неудача эта чрезвычайно огорчила его, тѣмъ болѣе, что и представители высшаго православнаго духовенства отказались поддерживать «безпокойнаго» Берестейскаго игумена. Скорбное настроеніе духа его еще болѣе увеличилось, когда до него дошли печальныя вѣсти о крайне бѣдственномъ положеніи православной Церкви вслѣдствіе страшныхъ притѣсненій со стороны уніатовъ. Въ своемъ глубокомъ горѣ Аѳанасій началъ усердно, со слезами молиться предъ Купятицкимъ образомъ Божіей Матери. Во время чтенія имъ акаѳиста Пресвятой Богородицѣ, при словахъ: «отъ всякихъ насъ бѣдъ свободи», ему послышался отъ святой иконы голосъ, призывающій его на подвигъ – предстать предъ короля и требовать умиренія Церкви.

Аѳанасій горячо и безстрашно принялся за исполненіе свыше даннаго ему повелѣнія. Въ 1643 г. онъ снова является въ Варшаву на вольный сеймъ съ изображеніями чудотворной иконы Купятицкой «въ седми штукахъ (экземплярахъ) на платнѣ намалеванныхъ» и съ такимъ же количествомъ экземпляровъ составленной имъ «Исторіи видѣнія того образу въ границѣ Московской». Изображенія и описанія онъ роздалъ вліятельнымъ лицамъ на сеймѣ, а самъ, движимый ревностію Иліиною, обратился къ королю со смѣлою обличительною рѣчью, нападая въ ней и на «ненавистныхъ каплановъ римскихъ» и, въ особенности, на «проклятую унію». Дерзновеніе Аѳанасія, по-видимому, имѣло успѣхъ: король приказалъ удовлетворить просьбу православныхъ. Но, готовый праздновать свою побѣду, игуменъ Аѳанасій вдругъ получилъ чувствительный ударъ съ той стороны, откуда менѣе всего могъ ожидать его: православныя духовныя власти обвинили Филипповича въ самовольномъ поступкѣ, совершенномъ безъ разрѣшенія и совѣта старшихъ отцевъ и взяли его подъ арестъ, а потомъ въ одеждѣ простого инока онъ былъ, подъ стражею, отправленъ въ Кіевъ, для окончательнаго суда надъ нимъ главной консисторіи. Впрочемъ, по ходатайству Кіевскаго митрополита Петра Могилы, ранѣе лично знавшаго Филипповича, послѣднему скоро возвращены были свобода и игуменство въ томъ же Брестскомъ Сѵмеоновскомъ монастырѣ.

Но не было спокойствія и мирной тишины для Аѳанасія и за оградой Сѵмеоновской обители. Здѣсь онъ неоднократно подвергался дерзкимъ нападеніямъ буйныхъ іезуитскихъ студентовъ и уніатскихъ священниковъ: надъ нимъ издѣвались, его били и мучили, въ его монастырь вторгались съ неистовымъ крикомъ, задерживали на улицѣ православныхъ иноковъ, ходившихъ со святыми тайнами къ больнымъ, и всячески издѣвались надъ ними. Самъ подвергаясь насмѣшкамъ и оскорбленіямъ со стороны католиковъ и уніатовъ, игуменъ Аѳанасій ясно сознавалъ безправное и униженное положеніе православной Церкви въ польскомъ государствѣ, и потому рѣшилъ еще разъ возвысить свой голосъ въ защиту угнетаемаго православія. Подкрѣпленный въ своемъ намѣреніи чудеснымъ голосомъ отъ святой иконы Купятицкой, онъ сталъ готовить новую «суплику»{2} королю и уже собрался ѣхать на сеймъ, какъ вдругъ былъ арестованъ, по распоряженію польскаго правительства, обвинявшаго его въ политической неблагонадежности и прикосновенности къ дѣлу бывшаго его воспитанника Яна Лубы, выдачи котораго требовало Московское правительство, какъ самозваннаго царевича, будто бы сына Марины Мнишекъ. Обвиненіе въ содѣйствіи Аѳанасія Москвѣ въ этомъ дѣлѣ, впрочемъ, устранилось; но, несмотря на это, поляки держали его въ тюрьмѣ, откуда ревнитель православія не переставалъ порицать угнетателей вѣры. Изъ тюрьмы Аѳанасій нашелъ возможность написать на имя короля особый меморіалъ, представленный послѣднему на сеймѣ 1645 г. Вслѣдъ за тѣмъ онъ писалъ еще королю «суплику», потомъ «пересторогу (предостереженіе, угрозу) королю пану» и «пораду побожную» (совѣтъ благочестивый); но всѣ эти ходатайства не имѣли никакого успѣха, благодаря проискамъ польскихъ сенаторовъ и католическаго духовенства. Въ заключеніе онъ, вмѣсто испрашиваемой аудіенціи у короля, подъ конвоемъ былъ отправленъ въ Кіевъ, гдѣ, по распоряженію митрополита Петра Могилы, былъ помѣщенъ въ одной изъ келій Кіево-Печерской лавры. Послѣ смерти Петра Могилы Аѳанасій снова, уже въ третій разъ, получаетъ въ управленіе Брестскій Сѵмеоновскій монастырь. Когда же, въ слѣдующемъ году, возгорѣлась война Богдана Хмѣльницкаго съ поляками, послѣдніе заподозрили Аѳанасія въ содѣйствіи казакамъ. Подозрѣніе это не оправдалось; тогда стали винить его въ томъ, что онъ «унею святую ганилъ и проклиналъ». Аѳанасій и теперь не задумался назвать ее проклятою. Послѣ этого его посадили въ тюрьму и въ теченіе двухмѣсячнаго заточенія старались совратить исповѣдника православія въ унію. Эти усилія оказались безуспѣшными, и въ ночь на 5 сентября 1648 г. преподобномученикъ былъ подвергнутъ казни – по однимъ сказаніямъ – выстрѣлами изъ «мушкета», по другимъ – «усѣченіемъ въ главу». Честное тѣло преподобномученика вскорѣ было открыто по указанію семилѣтняго мальчика, извлечено изъ земли и съ честью перенесено православными берестянами въ церковь Пресвятыя Богородицы, что въ Сѵмеоновскомъ монастырѣ{3}.

Предъ кончиною своею, святый преподобномученикъ Аѳанасій изрекъ предсказаніе: «Церковь правовѣрная будетъ въ великомъ гоненіи отъ несправедливыхъ гордыхъ учителей церковныхъ, отъ святыя вѣры отступившихъ, но потомъ процвѣтетъ она яко кринъ посреди тернія и яко искра въ пеплѣ зарытая явится, возсіяетъ и повсюду здѣсь освѣтитъ... И гдѣ мое тѣло сіе израненное и острупленное за имя Божіе положено будетъ, тамо въ окрестныхъ мѣстахъ никогда собраніе злоумышленныхъ супостатовъ, отступниковъ отъ святыя вѣры, вредить не можетъ, даже до послѣдняго изреченія праведнаго судіи Христа».

Сіе дышущее апостольскою вѣрою и проникнутое евангельскою простотою предсмертное завѣщаніе и знаменательное пророчество исповѣдника православія и святаго преподобномученика исполнилось воочію: въ Брестѣ, гдѣ была провозглашена злосчастная унія 1596 года, и во всѣхъ его окрестностяхъ, унія давно прекратилась, и правая вѣра православная возсіяла и свѣтитъ нынѣ лучами истины евангельской.

 

Михаилъ Макаревскій.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1893. № 45. С. 1612-1615.

 

{1} Существуютъ свѣденія, что въ Софійскомъ соборѣ чудотворный Купятицкій образъ пребывалъ до конца 20-х гг. XX в. Дальнѣйшая его судьба неизвѣстна. Ред.

{2} Петиція, прошеніе. Ред.

{3} Преподобномученикъ Аѳанасій Филипповичъ изображается, обыкновенно, въ монашеской мантіи, стоящимъ у стола съ развернутою на немъ книгою, въ рукѣ у него древесная вѣтвь, а на стѣнѣ келіи Купятицкій чудотворный образъ Богоматери. Священное изображеніе святаго Аѳанасія Верестейскаго въ числѣ другихъ угодниковъ Божіихъ Россійской земли и Церкви православной находится въ Московскомъ храмѣ Христа Спасителя. Драгоцѣнные останки честныхъ мощей святаго преподобномученика Аѳанасія и понынѣ нетлѣнно почиваютъ, заключенные въ серебряную раку, въ соборной Сѵмеоновской церкви гор. Брестъ-Литовска, привлекая къ себѣ усердныхъ богомольцевъ. Память святаго Аѳанасія совершается дважды въ годъ: 5 сентября – день его мученической кончины и 20 іюля – день обрѣтенія его мощей.

 

Щелкнув на картинку увеличите размер изображения.

По приказу имп. Петра Великаго глава отъ мощей св. Аѳанасія была перенесена въ Санктъ-Петербургъ.

Съ 1911 г. празднованіе памяти св. Аѳанасія принимаетъ другой характеръ. Оно становится уже въ полномъ смыслѣ всенароднымъ празднествомъ.

Въ мѣстностяхъ съ бывшимъ уніатскимъ населеніемъ, выражается желаніе, чтобы въ молитвахъ на литіи, по Евангеліи на утрени предъ канономъ, равно на тѣхъ отпустахъ (разумѣются отпусты, читаемые въ великомъ посту на повечеріи и послѣ девятаго часа) и молитвахъ, въ коихъ поминаются имена святителей вселенскихъ и Русской Церкви, поминалось имя этого страдальда за Православіе.

Соединенная служба прор. Иліи и прмч. Аѳанасію Брестскому 20-го іюля должна правиться, какъ ап. Іоанну Богослову съ преп. Арсеніемъ Великимъ 8-го мая.

Подробнее об личности прмч. Афанасия см. в нашей брошюре «Духовная Брань». Св.-Афанасьевское издание. № 17-18 за 2019 г.

Щелкнув на картинку увеличите размер изображения.

В иконографии прмч. Афанасия имеется извод, в основе которого лежит эпизод моления перед Купятицкой иконой Божией Матери в Купятицком монастыре. На иконе из собрания Ф.Р. Комарова, написанной в живописной манере, характерной для поздней провинциальной русской иконописи синодального периода (последняя четверть XIX в.), мастер воплотил узнаваемый образ прмч. Афанасия Брестского в облике средовека с правильными чертами лица. Вариант традиционен для брестских земель — святой в келье перед иконой Купятицкой Божией Матери, с пальмовой ветвью (символом мученичества) и четками в руках. Раскрытая книга лежит на обтесанной деревянной колоде. Каменные стены и пол, написанные в нейтральных светло-охристых тонах, и контрастное облачение святого (изумрудно-зеленая ряса и темно-лиловые мантия и куколь), а также темно-зеленая завеса вдоль левого края позволяют сконцентрировать внимание на фигуре в центре композиции. Индивидуальный подход художника проявился не только в умении колористически выстроить композицию, но и в творческом переосмыслении деталей, в частности, иконы в киоте с неугасимой лампадой, золотые отблески которой эффектно играют на раме киота и металле креста Купятицкой иконы (И.В. Злотникова). (источник)

Щелкнув на картинку увеличите размер изображения.

Свв. мученикъ Гавріилъ Заблудовско-Слуцкій и преподобномученикъ Аѳанасій Берестскій. Икона изъ крестовой церкви Гродненскаго архіерейскаго дома. Упоминается преосвященнымъ Епископомъ Іосифомъ (Соколовымъ) въ его трудѣ «Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ брестско-гродненской землѣ въ концѣ ХІХ вѣка». Изд. 2-е. Воронежъ 1899. Томъ 2. С. 730.

Въ воскресенье, 26-го сентября 1893 г., въ день памяти св. ап. и еванг. Іоанна Богослова, православные гродненцы праздновали освященіе перваго во всемъ православномъ мірѣ, храма въ честь святаго преподобномученика Аѳанасія Берестскаго. Аѳанасіевская церквовь находилась въ каменномъ монастырскомъ жиломъ корпусѣ Борисоглѣбскаго монастыря, при трапезной палатѣ. Устроена была епископомъ Берестскимъ Іосифомъ (Соколовымъ) монастырскими средствами съ пожертвованіями нѣкоторыхъ лицъ. Басменовый иконостасъ для храма былъ изготовленъ въ Москвѣ. Наканунѣ освященія новой Аѳанасіевской церкви, 25 сентября, въ день памяти преподобнаго Сергія, прибылъ въ Гродну изъ Москвы представитель общества хоругвеносцевъ Большаго Успенскаго собора, храма Христа Спасителя и Троице-Сергіевой лавры. Онъ привезъ съ собою въ даръ Гродненскому Борисоглѣбскому монастырю отъ своего общества образъ преп.Сергія Радонежскаго – превосходнаго художественнаго письма, въ прекрасномъ кіотѣ, атакже – двѣ изящныя, тонкой работы, металлическія позлащенныя хоругви и два святыя Евангелія, изъ коихъ одно большое, массивное (около пуда вѣсомъ). Кромѣ того, отъ общества Московскихъ хоругвеносцевъ присланъ большой коробъ съ книгами, брошюрами, картинами и изображеніями религіознаго, духовно-назидательнаго содержанія и священнаго характера, для раздачи ихъ народу. («Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1893. № 41. C. 1488-1490.).

Лѣснинскій монастырь с. Лесьна-Подляска (нынѣ Бяльского пов. Люблинского воев. Польши).

25 іюля 1894 г. высокопреосв. Флавіанъ (Городецкій), архіеп. Холмско-Варшавскій, въ главной монастырской церкви Лѣснинскаго Св.-Богородицкаго женскаго монастыря освятилъ придѣлъ во имя св. Аѳанасія Брестскаго. Въ началѣ 1894 г. настоятельница и сестры Лѣснинскаго монастыря обратились къ высокопреосв. Флавіану, съ просьбою, чтобы часть мощей св. Аѳанасія перенесена была изъ Брестскаго собора въ Лѣснинскій монастырь и помѣщена для открытаго чествованія въ новоустрояемомъ во имя сего угодника Божія придѣлѣ. По ходатайству высокопреосв. Флавіана, Свят. Сѵнодъ удовлетворилъ благочестивое желаніе настоятельницы и сестеръ монастыря. Торжество перенесенія святыхъ мощей св. Аѳанасія изъ г. Бреста въ Лѣснинскій монастырь состоялось 11-12 сентября 1894 г., ко дню храмоваго монастырскаго праздника Лѣснинской обители. («Холм.-Варш. Епарх. Вѣст.». 1894. № 16. Отд. 2. С. 262-263.). До 2 тысячъ богомольцевъ, прибыыло въ Лѣсную, какъ по поводу перенесенія св. мощей, такъ и па праздникъ Воздвиженія Честнаго Креста Господня. Въ г. Бѣлѣ, св. мощи были встрѣчены съ подобающею торжественностію, и перенесены по составленному церемоніалу въ мѣстный соборъ, а на другой день, послѣ литургіи въ соборѣ, состоялось ихъ торжественное перенесеніе въ Лѣсну. Въ встрѣчѣ св. мощей въ г. Бѣлѣ и перенесеніи ихъ въ Лѣснинскій монастырь принимали личное участіе высокопреосв. архіеп. Флавіанъ (Городецкій). Рака съ мощами св. Аѳанасія была поставлена въ томъ же придѣлѣ, съ правой стороны у колонны, къ коей пристроена для помѣщенія св. мощей великолѣпная сѣнь, значительно возвышающаяся надъ уровнемъ церковнаго пола. Къ этой сѣни есть два хода со ступеньками, разсчитанные на то, чтобъ одинъ ходъ служилъ для восшествія народа къ лобзанію св. мощей, а другой – для выхода отъ раки. Впереди сѣни поставленъ большихъ размѣровъ подсвѣчникъ для постановки жертвуемыхъ свѣчъ. У потолка сѣни теплилась лампадка. («Литов. Епарх. Вѣдом.» 1894. № 39. Отд. Неофф. С. 345-347.). Въ связи съ началомъ Первой мировой войны, въ 1915 г. большая часть сестеръ и дети пріюта были эвакуированы въ Нижегородской губ., а послѣ октябрьской революціи продолжили свою жизнь въ эмиграціи, обосновавшись во Франціи. Вмѣстѣ съ собой сестры увезли часть св. мощей прмч. Аѳанасія. Каждую среду на молебнѣ поется тропарь св. Аѳанасію.

Первоначальный видь Св.-Аѳанасіевской часовни.

Спустя 260 лѣтъ послѣ мученической кончины св. Аѳанасія (5 сентября 1648 г.) на мѣстѣ его мученической кончины (нынѣ пос. Аркадія Брестского р-на Брестской обл.) 20 сентября 1909 г. была торжественно освящена Св.-Аѳанасіевская часовня (заложена 3-го мая т. г.). Во время хрущевскихъ гоненій часовня была закрыта, но вѣрующіе продолжали приносить къ полуразрушенной часовнѣ живые цвѣты. Въ 80-е гг. решеніемъ Брестскаго облисполкома часовня была возвращена РПЦ.

Современный видь Св.-Аѳанасіевской часовни. 

⸭    ⸭    ⸭

Молитвословия св. Афанасию Брестскому:

Молитва первая, чтомая в Леснинском монастыре Холмской епархии.

О предивный страстотерпче и изрядный угодниче Христов, отче наш Афанасие!

Со умилением ныне преклоняем колена сердца нашего и взываем ти: принеси молитву нашу к Милостивому и Всесильному Богу и испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяние, да не во зло обратим дары Всеблагаго Бога, но во славу имене Его святаго и в прославление твоего о нас ходатайства.

Церковь же святую от расколов и ересей сохрани, верныя укрепи, заблуждшия на путь правыя веры обрати: отечество твое сохрани от враг ненаветно и споборай оружию крестоноснаго воинства.

Испроси, угодниче Христов, у Царя царствующих и Господа господствующих благодать и силу и благословение небесное правителем государства нашего и подаждь государству нашему тишину и благоустроение.

Не забудь, чудотворче святый, и святую обитель сию: сохрани и соблюди ю молитвами твоими от всякаго зла. Ей, святче Божий, помяни и всех притекающих ко священней раце твоей, и сподоби их кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, покланяемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая из службы.

О, вели́кій уго́дниче Христо́въ, святы́й преподобному́чениче Аѳана́сіе! Къ тебѣ́ мы́, грѣ́шніи и смиpе́ніи, я́ко те́плому на́шему засту́пнику и ско́рому помо́щнику, моли́твенно прибѣга́емъ и изъ глубины́ се́рдца взыва́емъ: при́зри на ны́ ско́ро и умоли́ человѣколю́бца Бо́га, да не осу́дитъ на́съ, грѣ́шныхъ, по беззако́ніямъ на́шимъ, но да сотвори́тъ съ на́ми по вели́цѣй Свое́й ми́лости. Охрани́ на́съ свои́мъ заступле́ніемъ отъ облежа́щаго ны́ суему́дрія и неправовѣ́рія и, я́ко па́стырь до́брый, упаси́ заблу́ждшія о́вцы ста́да Христо́ва и во дворы́ Госпо́дни сія́ всели́. Огради́ на́съ отъ собла́зновъ, ересе́й и раско́ловъ, и наста́ви тве́рдо въ вѣ́рѣ правосла́внѣй подвиза́тися. Потщи́ся, ско́рый о на́съ предста́телю, благопрія́тнымъ твои́мъ хода́тайствомъ умоли́ти Го́спода, да ниспо́слетъ на́мъ ти́хое и богоуго́дное житіе́, уврачу́етъ Свое́ю благода́тію на́ша болѣ́зни душе́вныя и тѣле́сныя, согрѣ́етъ на́ша сердца́ любо́вію дру́гъ ко дру́гу и сотвори́тъ ны́ братолю́бны и единомы́сленны. Испроси́ та́кожде у Го́спода и всего́ потре́бнаго для житія́ на́шего тѣле́снаго: земли́ плодоро́дія, благорастворе́нія возду́ховъ и ми́рнаго устрое́нія. Страну́ на́шу, ве́си и гра́ды охрани́ моли́твами твои́ми отъ огня́, пото́па, тру́са, вра́жескаго наше́ствія и вну́треннихъ нестрое́ній. Егда́ же приспѣ́етъ ча́съ кончи́ны на́шея, утверди́ въ на́съ па́мять сме́ртную, да и мы́, въ и́стиннѣмъ покая́ніи и чи́стѣмъ свѣ́дѣніи со́вѣсти на́шея предста́вше ко Го́споду, сподо́бимся десна́го стоя́нія и со всѣ́ми святы́ми воспое́мъ сла́ву Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Тропарь, гласъ 2-й:

Блаже́нъ еси́, о́тче на́шъ Аѳана́сіе,/ я́ко вѣ́рно пожи́лъ еси́, стоя́ бо́дренно за святу́ю Восто́чную вѣ́ру,/ со умиле́ніемъ при́сно поя́ несѣда́льное Пречи́стѣй,/ заповѣ́дуя никому́же наруша́ти Правосла́вныя вѣ́ры святы́я,/ пострада́въ за свидѣ́тельство и́стины да́же до сме́рти./ Мы́ же, чту́ще святы́ню твою́,/ со дерзнове́ніемъ взыва́емъ ти́:// о́тче на́шъ, преподобному́чениче Аѳана́сіе, похвало́ и украше́ніе на́ше.

Инъ тропарь, гласъ 2-й:

Блаженъ еси, отче нашъ, Афанасiе, / яко вѣрно и правѣдно пожилъ еси, / хваля и благославляя Бога / и братiю свою уча блюсти вѣру святую православную, / и всяко не слушати отпадающихъ отъ нея, / и крѣпко стояти даже до крове; / сего ради возлюби тя Христосъ Iисусъ / и посла тя чрезъ Пречистую Матерь Свою // возвѣщати истину святую.

Кондакъ, гласъ 4-й:

Мона́шескаго житія́ украше́ніе и му́чениковъ красоту́/ яви́лъ себе́ житіе́мъ твои́мъ, Аѳана́сіе,/ и, я́ко со́лнце пресвѣ́тлое,/ лю́демъ правосла́внымъ возсія́лъ еси́./ Тѣ́мже и Христо́съ да́ромъ чуде́съ обогати́ тя,/ да чту́ще пресвѣ́тлую па́мять твою́, зове́мъ ти́:// помина́й ста́до твое́ моли́твами твои́ми, преподо́бне.

Инъ кондакъ, гласъ 4-й:

Свѣтлыхъ подвиговъ твоихъ память празднственно торжествуемъ, / преподобномучениче Аѳанасіе, / къ рацѣ твоей честнѣй притекающе вопіемъ: / моли Христа Бога, // да сохранить въ Православіи сродныя ти люди, вѣрно тя чтущыя.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: