Святый священномученникъ Игнатій Богоносецъ и его творенія.

«Я – пшеница Божія: пусть измелютъ меня зубы дикихъ звѣрей чтобы стать мнѣ чистым хлѣбомъ Христовымъ».

I.

На престолѣ языческой римской имперіи возсѣдалъ уже двѣнадцатый императоръ со времени Рождества Христова. Имя ему было Траянъ. Этотъ государь прославился военными доблестями и государственными заслугами, отличался умомъ и простотою и выше всего ставилъ пользу государства; онъ мечталъ возстановить древнее величіе римской имперіи, къ его времени значительно упавшее, и вернуть прежнія могущество и славу Рима. Но такъ какъ былъ язычникъ и въ язычествѣ полагалъ славу и величіе своей имперіи, то скоро сдѣлался гонителемъ христіанъ, потому что христіане, хотя и оставались всегда вѣрными подданными своего государя, но, вѣру въ Бога ставя выше всего на свѣтѣ, не могли воздавать почитанія языческимъ богамъ и не выполняли, поэтому, государственныхъ постановленій, относящихся къ идолопоклонству.

Траянъ велъ много счастливыхъ войнъ. Когда послѣ завоеванія Дакіи, въ 107 году по Рождествѣ Христовѣ, всѣ граждане всемірной имперіи торжествовали побѣду веселыми празднествами, на которыхъ царили разгулъ, пьянство, непристойныя пѣсни, пляски и открытый развратъ, – один христіане и въ эти шумные дни веселья, по-прежнему, какъ всегда, оставались въ благочестивой грусти и цѣломудренной чистотѣ среди опьяняющихъ разумъ страстей юдоли грѣха. Это неучастіе христіанъ въ общемъ весельи и разгулѣ вызвало въ отношеніи къ нимъ нерасположеніе римскаго правительства, повлекшее за собою многочисленные допросы христіанъ, осужденіе ихъ, мученичество и славную кончину за имя Христово.

По сохранившимся сказаніямъ, императоръ Траянъ въ 107 году былъ въ Антіохіи. Антіохія въ то время считалась главнымъ городомъ всей Сиріи. Это былъ большой городъ, насчитывавшій въ себѣ до двухсотъ тысячъ жителей. Антіохія видѣла у себя святыхъ апостоловъ Павла и Петра. Въ ней теперь было уже немало послѣдователей Евангелія Христова; здѣсь они и получили впервые именованіе христіанъ. Во главѣ антіохійскихъ христіанъ стоялъ святый Игнатій Богоносецъ, бывшій въ Антіохіи епископомъ уже около сорока лѣтъ.

Святый Іоаннъ Златоустъ свидѣтельствуетъ, что святый Игнатій Богоносецъ не видѣлъ лица Господа Іисуса во плоти, но Богоносцемъ онъ назывался потому, что въ сердцѣ своемъ всегда носилъ Бога, имѣлъ твердую вѣру и пламенную любовь къ Господу, и сердце, исполненное благодати Святаго Духа. Это былъ старецъ, родившійся лѣтъ за пять до Рождества Христова, возраставшій подъ руководствомъ святыхъ апостоловъ Петра и Іоанна, неразлучно при нихъ находившійся нѣкоторое время, бывшій ихъ соучастникомъ во всемъ, отъ нихъ посвященный во епископа и отъ нихъ же воспринявшій то мужество, ту твердость духа, ту пламенную любовь къ Господу Іисусу Христу, ту истинно-апостольскую ревность по истинѣ, которыми онъ такъ прославился въ своей архипастырской дѣятельности и священномученической кончинѣ. По выраженію святаго Златоуста, это былъ праведный старецъ, исполнившій всѣ тѣ добродѣтели, какія только возможны для людей; это былъ епископъ, явившій въ своемъ лицѣ всѣ достоинства епископа. «Что прежде приведемъ въ похвалу его: ученіе ли апостоловъ, вполнѣ имъ проявленное; презрѣніе ли настоящей жизни, или величіе той силы, съ какою онъ правилъ кормиломъ Церкви?» спрашиваетъ въ своемъ похвальномъ словѣ въ честь священномученика Игнатія святый Іоаннъ Златоустъ. И отвѣчаетъ: «благодать духовная сплела ему тройственный вѣнецъ: вѣнецъ мученика, вѣнецъ епископа, вѣнецъ апостола, – и возложила этотъ вѣнецъ на священную главу его».

Время епископства святаго Игпатія въ Антіохіи было временемъ первоначальнаго устроенія Церкви Христовой. «Зародышъ вѣры требовалъ большого надзора; о Церкви, какъ о новорожденномъ младенцѣ, надлежало прилагать особенное попеченіе». Нужно было новообращенныхъ утверждать въ вѣрѣ; возставлять падавшихъ подъ гнетомъ влеченій плоти или гоненій отъ язычниковъ; поддерживать и ободрять малодушныхъ и неопытныхъ; охранять и предостерегать отъ еретиковъ и лжеучителей, которые, «ободряясь тѣмъ, что нѣтъ уже въ живыхъ ни одного апостола, начали противопоставлять проповѣдуемой истинѣ свое лжеименное знаніе». Кромѣ того, нужно было заботиться и о расширеніи Церкви Христовой, – объ обращеніи язычниковъ ко Христу. И все это въ то самое время, когда «и начальники, и цари, и народы, и города, и граждане, и свои, и чужіе, – всѣ были врагами Христа». Святый Златоустъ пишетъ: «подобно искусному кормчему во время бури, святый Игнатій кормиломъ молитвы, и поста, постоянными наставленіями и ревностію духа противодѣйствовалъ волненію и спасалъ отъ потопленія малодушныхъ и неопытныхъ, просвѣщая на подобіе божественнаго свѣтильника душу каждаго человѣка изъясненіемъ божественныхъ писаній».

II.

Прибывъ въ Антіохію, Траянъ пожелалъ видѣть епископа христіанъ Антіохіи. Святый Игнатій немедленно явился къ царю.

Императоръ встрѣтилъ святаго такими словами:

– Зачѣмъ ты, какъ нѣкій злой духъ, являешься противникомъ нашихъ добрыхъ обычаевъ и другимъ внушаешь нарушать ихъ? Къ чему ты остаешься темнымъ пятномъ среди нашихъ свѣтлыхъ радостей и праздничныхъ ликованій?

Святый Игнатій отвѣчалъ:

– Никто до сего времени не называлъ злымъ духомъ Богоносца; злые духи бѣгутъ отъ рабовъ Божіихъ.

Императоръ спросилъ:

– Ты назвалъ себя Богоносцемъ. Почему ты называешь себя такъ?

Святый Игнатій отвѣчалъ:

– Потому, что я ношу Бога въ сердцѣ своемъ.

Императоръ продолжалъ:

– Да развѣ мы не носимъ своихъ боговъ также въ своемъ сердцѣ и мысляхъ? Наши боги всегда съ нами и, какъ видишь, помогаютъ намъ въ войнѣ побѣждать нашихъ враговъ.

Святый Игнатій возразилъ:

– Ты по заблужденію называешь бѣсовъ богами. Богъ одинъ, – Тотъ, Который сотворилъ небо и землю и все, что на нихъ. Одинъ Іисусъ Христосъ, единородный Сынъ Божій – да помянетъ Онъ меня во царствіи Своемъ! – Который ради насъ людей, ради нашего спасенія сошелъ съ неба на землю, вочеловѣчился, былъ распятъ на крестѣ при Понтіѣ Пилатѣ, пригвоздилъ ко кресту наши согрѣшенія и крестомъ Своимъ убилъ врага нашего спасенія – діавола.

Императоръ прервалъ святого старца.

– Довольно! Лучше послушайся меня, откажись отъ христіанства и принеси жертву нашимъ богамъ. Ты этимъ сдѣлаешь мнѣ пріятное, и я буду имѣть тебя въ числѣ своихъ друзей; сдѣлаю тебя первосвященникомъ нашимъ.

Святый Игнатій отвѣчалъ:

– Государь! Дѣлать пріятное кому бы то ни было, не говорю императору, – долгъ каждаго человѣка. Но – только тогда, когда это служитъ на пользу и для того, кому это дѣлается, и для того, кто это дѣлаетъ. Если же это угожденіе можетъ повредить человѣку, особенно повредить его душѣ, то несчастенъ тотъ, кто угождаетъ, и нѣтъ пользы тому, кому оказывается угожденіе. – Ты обѣщаешь сдѣлать меня первосвященникомъ у своего тлѣннаго языческаго алтаря. Что мнѣ въ этомъ, когда я архіерей у алтаря вѣчнаго, архіерей Христовъ? Служенію Христу я посвятилъ всѣ дни своей долгой жизни, и ничто – ни мученія, ни смерть – не заставитъ меня отречься отъ этого служенія.

Императоръ обозвалъ безуміемъ вдохновенную рѣчь святителя и приказалъ отправить его въ Римъ и тамъ публично, въ циркѣ, предать его на растерзаніе львамъ.

Бывало въ то время, что христіане изъ разныхъ мѣстъ отправляемы были на подобную казнь въ Римъ. Уже не разъ римскія площади оглашались неистовыми криками освирѣпѣвшаго народа: «христіанъ на растерзаніе львамъ!». И не разъ гладкая арена цирка орошалась струями праведной крови христіанскихъ мучениковъ, предаваемыхъ на растерзаніе звѣрямъ. «И будете ненавидимы всѣми за имя Мое», завѣщалъ Спаситель Своимъ ученикамъ въ прощальной бесѣдѣ съ ними: «изгонятъ васъ, и всякій, убивающій васъ, будетъ думать, что онъ тѣмъ служитъ Богу» (Лук. 21, 17; Іоан. 16, 2).

III.

Земная участь святаго Игнатія была рѣшена.

Предстоящія страданія и смерть не испугали того, кто постоянно носилъ Христа въ своемъ сердцѣ. Напротивъ, для святаго Игнатія сбывалось самое дорогое желаніе его сердца. До сего времени, не смотря на всѣ свои добродѣтели, онъ считалъ себя недостойнымъ имени ученика Христова, потому что не имѣлъ мученическаго вѣнца, – и скорбѣлъ, что Богъ не сподобляетъ его пролить за Спасителя кровь. Теперь святый Игнатій съ радостію выслушалъ смертный приговоръ. Свою сиротѣвшую паству онъ поручилъ Богу, а за себя радовался, что, наконецъ, посредствомъ мученичества можетъ сдѣлаться истиннымъ послѣдователемъ Того, Кто Самого Себя принесъ «за насъ въ приношеніе и жертву Богу» (Ефес. 5, 2).

Но вся антіохійская паства приняла вѣсть о судьбѣ своего архипастыря съ глубокою скорбію. «Плакаху о немъ вѣрніи и рыдаху горько, множайшею къ нему привязаны бывше любовію». Нашлись лица, которыя не захотѣли покинуть ни на шагъ своего владыку-старца въ послѣдніе дни его жизни и рѣшились сопровождать его во всемъ его длинномъ пути въ Римъ. Другіе, преданные святому Игнатію христіане отправились въ Римъ кратчайшимъ путемъ, чтобы тамъ встрѣтить святаго старца и предупредить объ его прибытіи римскихъ христіанъ.

Десять воиновъ, назначенные въ стражу осужденнаго святителя, наложили на него оковы и двинулись въ путь. Изъ Антіохіи до Седевкіи шли сухимъ путемъ; въ Селевкіи сѣли на корабль и продолжали путь моремъ до города Смирны. Въ Смирнѣ была продолжительная остановка. Изъ Смирны перешли водою въ Троаду, изъ Троады въ Неаполь, прибрежный городъ Македоніи, затѣмъ прошли сухимъ путемъ всю Македонію и Эпиръ и, наконецъ, въ древнемъ Эпидамнѣ (нынѣ Дураццо) опять сѣлп на корабль и уже безостановочно продолжали путь въ Римъ. Это былъ путь кружный, продолжительный.

Всѣ малоазійскія церкви, мимо которыхъ лежалъ суть святаго Игнатія, спѣшили выразить святому старцу свою любовь. Онѣ выслали къ нему навстрѣчу своихъ представителей, доставляли все нужное въ пути и старались, чѣмъ могли, выказать въ отношеніи къ святителю свою преданность и благоговѣніе. Городъ Ефесъ выслалъ пятерыхъ лицъ, во главѣ которыхъ стоялъ ефесскій епископъ Онисимъ съ діакономъ Вурромъ. Изъ Магнезіи, что при Меандрѣ, прибыли діаконъ, два пресвитера и молодой епископъ Дамасъ. Отъ траллійской церкви явился епископъ Поливій, внушавшій къ себѣ всеобщее уваженіе какъ обхожденіемъ своимъ, такъ и внѣшностью. Всѣ они собрались въ Смирнѣ, гдѣ, кромѣ того, былъ еще поразившій даже святаго Игнатія своею кротостію епископъ сосѣдней со Смирною Филадельфіи асійской и мѣстный, смирнскій, епископъ Поликариъ, праведный служитель Христовъ, бывшій, подобно святому Игнатію, ученикомъ святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова и подобно же святому Игнатію принявшій впослѣдствіи священномученическій вѣнецъ.

Всѣ эти лица, окружившія святаго Игнатія своею любовію о Христѣ, утѣшали его во всемъ и тѣлесно, и духовно. Они повѣряли ему свои и радости, и печали, ожидая получить отъ святителя отеческія наставленія. Епископъ Онисимъ хвалилъ свою паству за то, что всѣ живутъ, какъ требуетъ истина, что никого не слушаютъ болѣе, чѣмъ Іисуса Христа, благовѣствовавшаго истину, что нѣтъ среди нихъ никакой ереси и что нѣкоторые откуда-то приходили въ Ефесъ со злымъ ученіемъ, но ефесяне не допустили ихъ посѣять его, заградивши слухъ свой. Другіе епископы также указывали на появленіе лжеучителей. Всѣ просили преподать имъ наставленіе.

А святый Игнатій, встрѣчая отовсюду такое къ себѣ вниманіе и похвалы, боялся, чтобы не обольститься ими. Онъ говорилъ въ глубокомъ смиреніи: «стараюсь всегда волю свою имѣть въ Богѣ; но долженъ умѣрять себя, чтобы не погибнуть въ тщеславіи. Теперь мнѣ особенно должно бояться и не внимать, когда меня восхваляютъ. Правда, я жажду пострадать; но не знаю, достоинъ ли я мученичества. Ревность моя не проявляется наружно во многомъ, но она сжигаетъ меня. Имѣю нужду въ кротости, которою низлагается князь вѣка сего».

Но смиреніе не могло, конечно, лишить наставленія тѣхъ, которые проспли наставленія. Святый Игнатій спѣшилъ употребить свои послѣдніе дни на уроки остающимся въ живыхъ послѣдователямъ Христовымъ. Шествуя съ востока на западъ, подобно свѣтлому солнцу, святитель озарялъ свой путь лучами духовнаго свѣта. Древній историкъ Евсевій пишетъ: «своими устными бесѣдами и наставленіями святый Игнатій укрѣплялъ христіанъ тѣхъ городовъ, чрезъ которые проходилъ, и увѣщевалъ всего болѣе беречься возникавшихъ и распространявшихся тогда ересей; въ особенности же убѣждалъ строго держаться апостольскихъ преданій».

ІV.

Продолжительною остановкою въ Смирнѣ святый Игнатій воспользовался, чтобы послать письменный привѣтъ и прощальныя наставленія тѣмъ Церквамъ, которыя выслали для привѣтствованія его своихъ представителей. Изъ Смирны святый Игнатій написалъ четыре посланія: къ ефесянамъ, къ магнезійцамъ, къ траллійцамъ и къ римлянамъ.

Въ посланіи къ ефесянамъ святый Игнатій хвалитъ ефесянъ за ихъ ревность о Христѣ, о которой онъ слышалъ отъ ихъ епископа Онисима; благодаритъ за то, что въ отношеніи къ нему они поступили, какъ родные, выславъ, при вѣсти о его узахъ за имя Христово, свохъ представителей къ нему; радуется, что у нихъ нѣтъ никакого раздѣленія. «Пока у васъ не водворилась никакая распря, которая могла бы разстроить васъ, дотолѣ вы живете по Богу», – пишетъ ефесянамъ святый Игнатій. «Плотскіе не могутъ дѣлать духовнаго, какъ и духовные плотскаго; точно также вѣра не можетъ совершать дѣла невѣрія, а невѣріе – дѣла вѣры. Но у васъ духовно и то, что дѣлаете во плоти, потому что вы все дѣлаете во Іисусѣ Христѣ». По глубокому своему смиренію, святый Игнатій считаетъ себя недостойнымъ давать наставленіе ефесянамъ, отъ которыхъ ему самому надлежало бы принимать возбужденіе къ вѣрѣ, терпѣнію, мужеству. Но какъ «любовь не дозволяетъ молчать» о томъ, что касается тѣхъ, къ кому она относится, то святитель-старецъ и преподаетъ нѣкоторые уроки назиданія. Онъ призываетъ ефесянъ прославлять на каждый день и часъ Господа Іисуса Христа, Который ихъ самихъ прославилъ тѣмъ, что они утверждепы въ единодушномъ повиновеніи епископу и пресвитерамъ, и этимъ повиновеніемъ своимъ освящаются во всемъ. Онъ проситъ, чтобы во всемъ поступали согласно волѣ Божіей, повиновались епископу, какъ довѣренному Божію по управленію Церковію, и были съ нимъ единомысленными во всемъ; чтобы не опускали церковнаго Богослуженія, избѣгали притворныхъ христіанъ, были кротки, смиренномудры.

Магнезійцевъ, въ своемъ посланіи къ нимъ, святый Игнатій увѣщеваетъ соблюдать единеніе, повиноваться молодому своему епископу, не взирая на его возрастъ, какъ Самому Іисусу Христу, какъ повинуются ему пресвитеры; оставить іудейскія привычки и преданія, распространенныя среди магнезійской Церкви. Чтобы не огорчитъ магнезійцевъ указаніемъ на существующія у нихъ несовершенства, святый Игнатій имъ пишетъ: это пишу вамъ, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавалъ нѣкоторыхъ изъ васъ таковыми, но хочу предостеречь васъ, чтобы вы не впали въ сѣти суетнаго ученія и чтобы не отпали отъ Іисуса Христа, надежды нашей, отъ Котораго отпасть не дай Богъ никому изъ насъ!».

Траллійцамъ, которыхъ епископъ ихъ рекомендовалъ добрыми по природѣ и простецами въ вѣрѣ, святый Игнатій пишетъ съ особенною сердечною теплотою. «Повинуйтесь епископу, пресвитерамъ и діаконамъ. Избѣгайте ересей. Не потому пишу такъ, чтобы что-либо подобное услышалъ о васъ, а чтобы предупредить васъ въ ожиданіи козней діавола».

Во всѣхъ этихъ трехъ посланіяхъ святый Игнатій просить молиться за осиротѣвшую сирскую-антіохійскую Церковь, чтобы Господь устроилъ ее во благо, и посылаетъ привѣтъ отъ всѣхъ находившихся въ Смирнѣ Церквей въ лицѣ ихъ представителей. Въ посланіи къ траллійцамъ святитель присоединяетъ просьбу помолиться и лично за него, чтобы удостоиться ему жребія, къ которому онъ стремится, и не оказаться недостойнымъ.

Послапіе къ римлянамъ вызвано дошедшими до святаго Игнатія слухами о томъ, что римляне предпринимаютъ заботы къ освобожденію его, и все состоитъ изъ горячихъ просьбъ оставить эти заботы. Такъ какъ это посланіе должно было выдержать долгій путь, то святый Игнатій означилъ въ немъ день написанія, 23 августа.

V.

Ивъ Смирны въ Троаду святаго Игнатія сопровождали не только тѣ лица, которыя сопутствовали ему изъ Антіохіи, но и нѣкоторые изъ смирнянъ и ефесянъ. Изъ Троады святый Игнатій поспѣшилъ написать посланія къ смирнянамъ, къ епископу смирнскому Поликариу и къ Церкви филадельфійской, сосѣдней со смирнскою, и намѣревался написать еще и другія посланія, но остановка въ Троадѣ, по волѣ начальства, внезапно была прервана, и святителю не пришлось выполнить свое намѣреніе.

Въ посланіи къ Церкви филадельфійской святый Игнатій поручаетъ избрать въ Антіохію на свое мѣсто епископа; увѣщеваетъ филадельфійцевъ охранять себя отъ лжеученій, соблюдать единеніе, повиноваться епископу. Святитель вспоминаетъ свое пребываніе въ Филадельфіи, которую онъ посѣтилъ изъ Смирны, и пишетъ: «громко взывалъ я къ вамъ, будучи среди васъ, голосомъ великимъ, голосомъ Бога: слушайтесь епископа и пресвитеровъ и діаконовъ. Духъ возвѣстилъ мнѣ, говоря: помимо воли епископа ничего не дѣлайте; плоть вашу соблюдайте, какъ храмъ Божій, любите единеніе, избѣгайте раздѣленій, подражателями будьте Іисусу Христу, какъ и Онъ Отцу Своему».

Смирнянъ святый Игнатій хвалитъ за то, что они неколебимо утверждены въ вѣрѣ, которая такъ въ нихъ сильна, какъ будто они были пригвождены ко кресту Христову и плотію и духомъ; благодаритъ за оказанную ему любовь, личную и заочную. «Вы во всемъ меня утѣшили, такъ и васъ да утѣшитъ Іисусъ Христосъ». Замѣтивъ, вѣроятно, что въ Смирнѣ были разсѣеваемы нѣкоторыя лжеученія, святый Игнатій предостерегаетъ противъ нихъ смириянъ и опровергаетъ разсѣеваемыя заблужденія.

Посланіе къ Поликарпу содержитъ въ себѣ, главнымъ образомъ, наставленія епископу.

Въ обоихъ послѣднихъ посланіяхъ святый Игнатій не преминулъ вспомнить съ любовію свое пребываніе въ Смирнѣ и послать нѣкоторымъ знакомымъ домамъ и лицамъ свой привѣтъ.

Перечисленныя семь посланій и представляють собою все, что время сохранило до насъ изъ твореній святаго Игнатія.

VІ.

Святому Игнатію пришлось вынести много тѣлеснаго страданія во время его мученическаго пути. Но въ оковахъ, изнемогавшій тѣломъ, святый старецъ былъ духомъ бодръ и радостенъ. Свои оковы онъ называлъ духовнымъ жемчугомъ и говорилъ, что въ нихъ онъ желалъ бы и воскреснуть въ будущую жизнь. Предстоящее мученичество озаряло его страдальческій путь свѣтлымъ, радостнымъ лучомъ.

Узнавъ въ Ефесѣ, что римскіе христіане предпринимаютъ заботы къ освобожденію его отъ мученической кончины, святый Игнатій обращается къ нимъ съ горячею мольбой прекратить такія заботы.

«Хочу быть Божіимъ; не оставляйте меня міру. Пустите меня въ чистому свѣту. Не препятствуйте мнѣ войти въ жизнь, ибо Іисусъ есть жизнь вѣрующихъ. Не желайте мнѣ смерти, ибо жизнь безъ Христа есть смерть. Ничто не удержитъ меня идти ко Христу. Огонь и крестная казнь, множество звѣрей, разсѣченіе, раздробленіе костей, сотреніе всего тѣла и всякая казнь діавольская пусть придетъ на меня, – только бы достигнуть мнѣ Іисуса Христа. Его ищу, за насъ умершаго. Къ Нему стремлюсь, для насъ воскресшему. Горю желаніемъ смерти за Христа.

Простите меня; я знаю, что мнѣ полезно. Я – пшеница Божія: пусть измелютъ меня зубы звѣрей, чтобы стать мнѣ чистымъ хлѣбомъ Христовымъ».

Когда святый Игнатій прибылъ въ Римъ, его встрѣтили многіе изъ «братій о Христѣ»» ожидавшіе его прибытія. Вмѣстѣ съ радостью, что удостоились видѣть Богоносца, они скорбѣли о его близкой кончинѣ и не оставляли мысли объ его освобожденіи. Опять святитель, уже устно, умолялъ ихъ не препятствовать ему соединиться посредствомъ мученичества со Христомъ.

Наконецъ, наступилъ день мученій, наступалъ и часъ. Зрѣлища въ циркѣ оканчивались. Освирѣпѣвшій народъ ждалъ еще «тринадцатаго» зрѣлища, послѣдняго, часто представлявшаго собою преданіе христіанъ на растерзаніе львамъ. Воины явились за святителемъ. Преклонивъ колѣна, святый Игнатій вознесъ послѣднюю свою на землѣ молитву Богу – о благосостояніи Церквей, о пресѣченіи гоненій, о взаимной любви христіанъ. Когда онъ окончилъ молитву, его тотчасъ же вывели на арену цирка ко львамъ. Съ пламенною вѣрою оставилъ святитель въ грозныхъ челюстяхъ хищныхъ звѣрей свое тѣло и перешелъ отъ міра земного ко Христу, съ Которымъ онъ такъ пламенно желалъ быть. Это было 20 декабря 107 года по Рождествѣ Христовѣ.

Звѣри изглодали все тѣло святителя-мученика, оставивъ только самыя твердыя кости. Спутники святаго Игнатія, сопровождавшіе его изъ Антіохіи, собрали эти священные останки и погребли ихъ на христіанскомъ кладбищѣ за воротами города. Возвратившись домой, они неутѣшно плакали, и всю ночь провели въ слезахъ и молитвѣ, безъ сна, умоляя Господа показать имъ въ мірѣ загробномъ отошедшаго отъ нихъ ихъ архипастыря. И въ утреннемъ сонномъ видѣніи они получили огь Бога угѣшеніе: они видѣли священномученика молящимся за нихъ предъ престоломъ Божіимъ.

Священные останки святаго Игнатія, недолгое время спустя, при томъ же императорѣ Траянѣ, который умеръ въ 117 году, были перенесены въ Антіохію. «Всѣ жители городовъ, начиная отъ Рима», – говоритъ святый Іоаннъ Златоустъ, – «преемственно несли священпые останки на рукахъ своихъ и передали Антіохіи, прославляя вѣнценосца и ублажая подвижника. Въ это время святой мученикъ излилъ благодать на всѣ тѣ города, утвердивъ ихъ въ благочестіи». «А съ тѣхъ поръ и до сего дня», – говорилъ святый Златоустъ, будучи пресвитеромъ въ Антіохіи, – «духовно обогащаетъ нашъ городъ. Какъ неоскудѣвающая сокровищница, обогащая всѣхъ, каждодневно взимающихъ отъ нея, нимало не уменьшается, такъ и блаженный Игнатій съ избыткомъ надѣляетъ всѣхъ приходящихъ въ нему благословеніями, упованіемъ, ревностію и великимъ мужествомъ».

Память мученической кончины святаго Игнатія празднуется Церковію 20 декабря, а память перенесенія мощей его въ Антіохію изъ Рима – 29 января.

Ивъ службы святому свящешюмучепику Игнатію:

Образъ священнаго страданія показался еси, отче, столпъ терпѣнія, и правило мужества, и столпъ Церкве, и вѣры утвержденіе, и добродѣтели подписаніе, страданьми честными вѣнчався во Христѣ.

***

Уяснилъ еси зарею страданій твоихъ землю, священне Игнатіе, узникъ явився: обтекъ бо, яко солнце, лучами мученія, вечеръ отъ востока, весь уясняя, просвѣтилъ еси.

***

Сладка мнѣ скорбь, любезны узы за Желаемаго, вопіялъ еси, страдальче: гоненія ми слаждшая отечества, и сомленія моя паче всякаго веселія, болѣзни паче всякаго здравія тѣлеснаго.

***

Поемъ подвиги твоя, чествуемъ узы кажденіями и псалмами: персть чествуемъ твоихъ мощей, яко ароматы мѵромазанную, мучениче, священными твоими страданьми.

 

Изъ посланій святаго священномученника Игнатія Богоносца.

О лжеученіяхъ и расколѣ.

Йе увлекайтесь чуждыми новыми ученіями и старыми суетными измышленіями[1]. Не обольщайтесь, братіе! Кто послѣдуетъ за уклоняющимъ отъ истины въ расколъ, тотъ не наслѣдуетъ царствія Божія[2]. Кто держится чуждаго ученія, тотъ не имѣетъ части въ страданіяхъ Христовыхъ[3].

Умоляю васъ, питайтесь одною христіанскою пищею, а отъ чуждаго растепія – ереси отвращайтесь. Еретики внушаютъ къ себѣ довѣріе, примѣшивая къ своимъ зловреднымъ ученіямъ имя Іисуса Христа, и предлагаютъ слушающимъ ихъ смертоносный ядъ, скрашенный сладкимъ виномъ: невѣдущій охотно принимаетъ, но вслѣдъ за пагубнымъ удовольствіемъ его постигаетъ смерть[4]. Остерегайтесь такихъ людей, а это возможно для васъ тогда, когда не будете самоувѣренно отдѣляться отъ Господа Бога Іисуса Христа и епископа и наставленій апостольскихъ[5].

Лжеучителей не только не должно принимать къ себѣ, но, если возможно, избѣгать и встрѣчи съ ними, и только молиться за нихъ, чтобы раскаялись. Послѣднее трудно, но Іисусъ Христосъ, истинная жизнь наша, имѣетъ силу сдѣлать и это[6].

О повиновеніи епископу и единомысліи съ нимъ.

Надлежитъ всегда согласоваться съ волею епископа. Пресвитеры должны быть такъ согласны съ епископомъ, какъ струны въ гусляхъ; чрезъ это, въ единомысліи и согласной любви, воспѣвается Іисусъ Христосъ. И всѣ вы до одного составляйте единый хоръ, чтобы, согласно настроенные, въ единомысліи, едиными устами, чрезъ Іисуса Христа воспѣвали Бога Отца, чтобы Онъ услышалъ васъ и вслѣдствіе того, что вы поступаете достойно, призналъ васъ частію Сына Своего[7].

Всякаго, кого посылаетъ домовладыка для управленія своимъ домомъ, должно такъ принимать, какъ самого пославшаго[8]. Итакъ, не будемъ противиться епископу, чтобы не сдѣлаться противниками Богу[9].

Прекрасное дѣло – знать Бога и епископа[10].

Почитающій епископа отъ Бога почитается[11].

Слушайтесь епископа, чтобы и Богъ услышалъ васъ[12].

Которые суть Божіи и Іисусъ Христовы, тѣ и съ епископомъ суть[13].

Гдѣ епископъ, тамъ да будетъ и народъ, подобно тому какъ гдѣ Христосъ Іисусъ, тамъ и вселенская Церковь[14].

Безъ епископа никто не дѣлай ничего, касающагося Церкви[15].

Кто дѣлаетъ что-либо скрытно отъ епископа, тотъ служитъ діаволу[16].

Не надобно относиться пренебрежительно и къ молодому возрасту епископа, но, по власти Бога и Отца, воздавать епископу всякое уваженіе и повиноваться ему[17].

Держитесь епископа, и пресвитеровъ, и діаконовъ[18].

Возрастайте во Христѣ въ повиновеніи епископу, какъ заповѣди Божіей, равнымъ образомъ и пресвитерамъ[19].

Кто дѣлаетъ что-либо помимо воли епископа и пресвитеровъ и діакона, тотъ нечистъ совѣстью[20].

Какъ Господь Іисусъ Христосъ ничего не дѣлаетъ безъ Отца, такъ и вы ничего не дѣлайте безъ епископа и пресвитеровъ, хотя бы иное и представлялось основательнымъ[21].

Всѣ повинуйтесь епископу какъ Іисусу Христу, и пресвитерамъ, какъ апостоламъ; діаконовъ почитайте, какъ заповѣдь Божію[22].

Когда повинуетесь епископу, какъ Іисусу Христу, тогда для меня очевидно, вы живете не по человѣкамъ, а по Іисусу Христу, за васъ умершему, дабы вы, увѣровавъ въ смерть Его, избавились отъ смерти. Посему необходимо, чтобы ничего не дѣлали безъ епископа. Равнымъ образомъ повинуйтесь и пресвитерамъ, какъ апостоламъ Іисуса Христа, надежды нашей, въ которой да обрящемся всегда! Должно, чтобы всѣ и всякимъ образомъ угождали и діаконамъ, служителямъ таинствъ Іисуса Христа, ибо они – служители не яствъ и питій, а Церкви Божіей[23].

Каждому изъ васъ, въ особенности же пресвитерамъ, надлежитъ покоить епископа, въ честь Бога Отца, Іисуса Христа и апостоловъ[24].

О единеніи церковномъ и мирѣ.

Молюсь, чтобы въ церквахъ пребывало единеніе, по плоти и духу, въ Іисусѣ Христѣ, къ вѣчной нашей жизни: единеніе вѣры и любви къ Богу, которой выше нѣтъ ничего[25]. Да не будетъ у васъ ничего, что могло бы раздѣлить васъ[26].

Избѣгайте раздѣленій, какъ начала золъ[27].

Гдѣ раздѣленіе и гнѣвъ, тамъ Богъ не обитаетъ[28].

Чада Свѣта истины! Избѣгайте раздѣленія и зловредныхъ ученій. Гдѣ пастырь, туда, какъ овцы, идите. Ибо выступили многіе волки, представляющіеся достойными вѣры, и они, посредствомъ гибельнаго угодничества, уловляютъ идущихъ путемъ Божіимъ. При единеніи вашемъ имъ не будетъ мѣста[29].

Узы мои, которыя ношу ради Іисуса Христа, взываютъ къ вамъ: пребывайте въ единомысльи и общей взаимной молитвѣ[30].

Любите единеніе, избѣгайте раздѣленій[31].

Пребывайте всѣ неразрывно въ единомъ сердечномъ согласіи[32].

Нѣтъ ничего лучше мира о Христѣ, ибо имъ уничтожается всякая брань поднебесныхъ и земныхъ[33].

Другъ другу помогайте въ трудахъ, въ подвигахъ, въ стремленіи, въ терпѣніи, въ успокоеніи и возстаніи, какъ Божіи домостроители, и домочадцы, и слуги[34].

Да будетъ у васъ одна молитва, одно прошеніе, одинъ умъ, одна надежда въ любви и въ радости безпорочной, которая есть Іисусъ Христосъ[35].

Полезно быть въ неразрывномъ единеніи между собою, чтобы чрезъ то всегда пребывать въ союзѣ съ Богомъ[36].

Кто, покаявшись, придетъ въ единеніе съ Церковію, тотъ будетъ Божій[37].

О богослуженіи церковномъ.

Старайтесь чаще собираться вмѣстѣ для евхаристіи и славословія Бога; ибо если вы часто это дѣлаете, то низлагаются силы сатаны и разрушаются гибельныя козни его въ единомысліи вашей вѣры[38].

Всѣ стекайтесь къ одному храму, къ одному алтарю, къ одному Іисусу Христу. Да будетъ у васъ одна молитва, одно прошеніе, одинъ умъ, одна надежда въ любви и въ радости безпорочной, которая есть Іисусъ Христосъ[39].

Никто не обольщай себя: кого нѣтъ у жертвенника, тотъ лишается и хлѣба Божія. Притомъ, если молитва двоихъ имѣетъ столь великую силу[40], то не гораздо ли болѣе значитъ молитва еиископа и цѣлой Церкви. Посему, кто не приходитъ къ церковному богослуженію, тотъ уже возгордился и самъ себя осудилъ, ибо написано: «Богъ противится гордымъ»[41][42].

Наставленіе епископу.

Умоляю тебя благодатію, которою ты облеченъ: всего себя отдай пути спасенія и всѣхъ умоляй, чтобы спасались. Блюди мѣсто свое со всякою заботою, тѣлесною и духовною. Старайся о единеніи, лучше котораго нѣтъ ничего. Снисходи ко всѣмъ, какъ и къ тебѣ Господь. Ко всѣмъ имѣй терпѣніе въ любви. Пребывай въ непрестанныхъ молитвахъ. Проси большаго разумѣнія, нежели какое имѣешь. Бодрствуй, пріобрѣтши неусыпный духъ. Говори съ каждымъ. По подобію Бога, носи немощи всѣхъ, какъ совершенный подвижникъ[43]. Гдѣ больше труда, тамъ больше и пріобрѣтенія.

Если имѣешь только добрыхъ учениками, то нѣтъ тебѣ благодати: лучше покоряй худыхъ кротостію. Не всякая рана врачуется однимъ пластыремъ; острыя боли успокоивай примочками. Во всемъ будь мудръ, какъ змѣя, и простъ, какъ голубь[44]. Для того ты и тѣлесенъ и духовенъ, чтобы легко постигать то, что является предъ твоимъ лицомъ; молись, чтобы тебѣ было открыто и невидимое, дабы ни въ чемъ не имѣть недостатка, но изобиловать всякимъ дарованіемъ. Пребывай бдителенъ, какъ подвижникъ Божій. Наградой будетъ вѣчная жизнь нетлѣнія.

Люди, которые кажутся достойными довѣрія, а между тѣмъ учатъ иному, чѣмъ заповѣдано, да не смущаютъ тебя. Стой твердо, какъ наковальня, по которой бьютъ. Великому борцу свойственно принимать удары и побѣждать. Будь еще усерднѣе чѣмъ теперь. Вникай въ обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, безвременнаго, невидимаго, но ради насъ сдѣлавшагося видимымъ, неосязаемаго, безстрастнаго, но ради насъ подвергшаго Себя страданію, все ради насъ претерпѣвшаго.

Вдовицы не должны быть оставляемы безъ попеченія; послѣ Господа ты будь ихъ попечителемъ. Ничего не должно быть безъ твоей воли, но и ты ничего не дѣлай безъ воли Божіей. Собранія пусть бываютъ почаще. Созывай всѣхъ по имени, рабовъ и рабынь не презирай.

Внушай женамъ, чтобы онѣ любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равнымъ образомъ и мужьямъ внушай, чтобы они во имя Іисуса Христа любили своихъ сожительницъ, какъ Господь Церковь[45]. – Пусть будетъ все во славу Божію[46].

Наставленія о праведной жизни.

«Дерево познается по плоду»[47]. Такъ и тѣ, которые называютъ себя христіанами, познаются по дѣламъ ихъ[48].

Надлежитъ не только именоваться христіанами, но и быть[49].

Будьте въ дѣлахъ вашихъ урокомъ для другихъ[50].

Противъ гнѣва будьте кротки, противъ велерѣчія смиренномудры; противъ злословія несите молитвы; противъ прельщеній будьте тверды въ вѣрѣ; противъ грубости необидящи. Не старайтесь подражать обидчикамъ, но въ своей кротости обратитесь въ братьевъ ихъ и подражать старайтесь Господу, – кто болѣе Его претерпѣлъ несправедливости, болѣе Его поруганъ, болѣе Его униженъ?[51].

Да не обитаетъ у васъ зависть[52].

Мѣстомъ своимъ не возносись никто, ибо все въ вѣрѣ и любвн, выше которыхъ нѣтъ ничего[53].

Рабы не должны возмущаться, но должны еще болѣе порабощать себя, чтобы получить отъ Бога лучшую свободу, и не должны домогаться освобожденія на общественный счетъ, чтобы не сдѣлаться имъ рабами страсти[54].

Кто можетъ оставаться въ невинности, пусть, въ честь плоти Господней, пребываетъ, но не тщеславясь этимъ; если же станетъ тщеславиться, то погибъ[55].

Жены должны любить Господа и быть довольны своими сожителями по плоти и по духу; мужья должны любить своихъ женъ какъ Христосъ Церковь[56].

Всѣ во всякой чистотѣ и цѣломудріи пребывайте въ Іисусѣ Христѣ тѣлесно и духовно[57].

Что ни дѣлаете, дѣлайте о Богѣ[58].

Безъ Іисуса Христа ничего не должно быть у васъ[59].

Долготерпнте другъ другу въ кротости, какъ и Богъ долготерпить вамъ[60].

Мы должны все претерпѣвать для Бога, чтобы и Онъ насъ потерпѣлъ[61].

Всѣ оказывайте другъ другу уваженіе, и никто да не взираетъ по плоти на ближняго, но любите другъ друга въ Іисусѣ Христѣ[62].

Пріобрѣтите кротость, утверждайте себя въ вѣрѣ и любви. Никто изъ васъ да не будетъ противъ ближняго своего. Не подавайте соблазна невѣрнымъ, чтобы изъ-за немногихъ неразумныхъ не были порицаемы всѣ вѣрующіе[63].

Старайтесь утверждаться въ ученіяхъ Господа и апостоловъ, чтобы во всѣхъ дѣлахъ своихъ преуспѣвать плотію и духомъ, вѣрою и любовію, въ Сынѣ и Отцѣ и Духѣ, въ началѣ и концѣ[64].

Умоляю васъ, ничего не дѣлайте по собственному рвенію, но все по ученію Христову. Я слышалъ, нѣкоторые говорятъ: если не нахожу въ древнихъ книгахъ, то не вѣрю и Евангелію. Для меня же древняя книга – Іисусъ Христосъ, неповрежденная древняя книга – крестъ Его, и смерть, и воскресеніе Его, и вѣра, Имъ данная[65].

Не удерживайте въ сердцѣ любви къ міру, имѣя на устахъ имя Іисуса Христа[66].

Ничто не скрыто отъ Господа, но и сокровенное наше открыто предъ Нимъ. Будемъ же во всемъ поступать такъ, какъ будто Господь обитаетъ въ насъ, чтобы сдѣлаться намъ Его храмами и чтобы Онъ вселился въ насъ, Богъ нашъ[67].

Не будемъ нечувствительны къ благости Божіей, ибо если бы Онъ воздалъ намъ по дѣламъ, то мы бы исчезли въ погибели. Поучимся же, ставши Его учениками, и жить по-христіанству[68].

Устыдимся и устрашимся долготерпѣнія Божія, чтобы оно не стало намъ въ осужденіе. Или будущаго гнѣва мы должны убояться, или изливаемую на пасъ милость возлюбить, – что угодно, – только бы намъ обрѣстись во Христѣ Іисусѣ въ жизнь вѣчную[69].

Благоразумно отрѣшиться отъ всего прочаго, пока есть время благопріятное и покаяться Богу[70].

Неустанно молитесь и за другихъ людей, ибо есть и для нихъ надежда покаянія, чрезъ которое могутъ придти къ Богу[71].

Всѣхъ кающихся прощаетъ Господь, если каются въ единеніи съ Богомъ и въ общеніи съ епископами[72].

Кто, покаявшись, придетъ къ единенію съ Церковію, тотъ будетъ Божій[73].

Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошо учить, если тотъ, кто учитъ, самъ поступаетъ такъ, какъ учитъ[74].

Лучше умереть за Христа, нежели царствовать надъ всею землею[75].

Вѣра и любовь къ Іисусу Христу суть пачало и конецъ жизни: начало – вѣра, а конецъ – любовь; все же прочее въ добродѣтели есть ихъ слѣдствіе. Кто обнаруживаетъ въ себѣ вѣру, тотъ не впадаетъ въ заблужденіе; кто обладаетъ любовію, тоть не ненавидитъ[76].

Все имѣетъ конецъ, и одно изъ двухъ ожидаетъ насъ: смерть или жизнь, и каждый пойдетъ «въ свое мѣсто»[77]. Есть двѣ печати: одна Божія, другая міра, и каждая изъ нихъ отпечатлѣваетъ свой особый образъ: невѣрующіе имѣютъ печать міра, а вѣрующіе въ любви – печать Бога Отца чрезъ Іисуса Христа. Если мы чрезъ Него не умерщвляемся добровольно во образъ страданія Его, то жизни Его нѣтъ въ насъ[78].

Преломляемый хлѣбъ – это лекарство безсмертія, не только предохраняющее отъ смерти, но и дарующее вѣчную жизнь во Христѣ[79].

Никто да не обольщается! И духи небесные, и слава ангеловъ, и власти видимыя и невидимыя, – всѣ подвергнутся осужденію, если не вѣруютъ въ кровь Христову[80].

Вообще, все хорошо, если пребываемъ въ вѣрѣ и любви[81].

Да будетъ все во славу Божію[82].

 

«Приходское Чтеніе». 1913. № 46. С. 1357-1364; № 47. С. 1401-1406.

 

[*] Patrum apostolicorum opera. Ignatii et Polycarpi epistulae, martyria, fragmenta. Recens. et illustr. Th. Zahn. 1876. Въ этомъ изданіи греческій текста сопровождается латинскимъ переводомъ, примѣчаніями и приложеніями, – Русскій переводъ твореній святаго Игнатія изданъ Казанскою духовного академіей въ журналѣ «Православный Собесѣдникъ» за 1855 годъ и отдѣльною книгой. Въ этомъ изданіи дано обстоятельное жизнеописаніе святителя. – Сказанія о мученичествѣ святаго Игнатія изданы въ русскомъ переводѣ въ журналѣ «Христіанское Чтеніе» 1822 г., ч. IV.

1 Магнез. 8.

2 Филад. 3.

3 1 Коринѳ. 6, 9, 10,

4 Тралл. 6.

5 Тралл. 7.

6 Смирн. 4.

7 Ефес. 4.

8 Ефес. 6.

9 Ефес. 5.

10 Смирн. 9.

11 Смирн. 9.

12 Полик. 6.

13 Филад. 3.

14 Смирн. 8.

15 Смирн. 8.

16 Смирн. 9.

17 Магнез. 3.

18 Филад. 7.

19 Тралл. 13.

20 Тралл. 7.

21 Магнез. 7.

22 Смирн. 8.

23 Тралл. 2.

24 Тралл. 12.

25 Магнез. 1.

26 Магнез. 6.

27 Магнез. 7.

28 Филад. 8.

29 Филад. 2.

30 Тралл. 12.

31 Филад. 7.

32 Фнлад. 6.

33 Ефсс. 13.

34 Полик. 6.

35 Магпез. 7.

36 Ефсс. 4.

37 Филад. 3.

38 Ефес. 13.

39 Магнез. 7.

40 Слова Христовы: «Истинно говорю вамъ, что если двое изъ васъ согласятся на землѣ просить о всякомъ дѣлѣ, то чего бы ни попросили, будетъ имъ отъ Отца Моего небеснаго. Ибо гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ и Я посреди ихъ. – Матѳ. ХVIII, 19. 20.

41 Притч. III, 34.

42 Ефес. 5.

43 Пророкъ Исаія говоритъ: «Онъ взялъ на Себя наши немощи и понесъ болѣзни» (Исаіи LIII, 4) – Матѳ. VIII, 17.

44 Матѳ. X, 16.

45 Ефес. V, 25.

46 Поликарпу 1. 2. 3. 4. 5.

47 Матѳ. XII, 33.

48 Ефес. 14.

49 Магнез. 4.

50 Ефес. 10.

51 Ефес. 10.

52 Римл. 7.

53 Смирн. 6.

54 Полик. 4.

55 Поляк. 5.

56 Полив. 5.

57 Ефес. 10.

58 Филад. 4.

59 Ефес. 11.

60 Полик. 6.

61 Полик. 3.

62 Магнез. 6.

63 Тралл. 8.

64 Магнез. 13.

65 Филад. 8.

66 Римл. 7.

67 Ефес. 15.

68 Магнез. 10.

69 Ефес. 11.

70 Смирн. 9.

71 Ефес. 10.

72 Филад. 8.

73 Филад. 3.

74 Ефес. 15.

75 Римл. 6.

76 Ефес. 14.

77 Дѣян. I, 25.

78 Магнез. 5.

79 Ефес. 20.

80 Смирн. 6.

81 Филад. 9.

82 Полик. 5.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: