Воспитательное значеніе богослуженія Православной Церкви. Изъ сочиненій св. прав. о. Іоанна Кронштадтскаго.

Въ храмѣ предлагается высшая школа дѣйствительной, высокой, благородной, полезной и благотворной жизни. Церковныя наши пѣснопѣнія – это восторженные, побѣдные гимны христіанъ. Въ нихъ воспѣвается борьба и побѣда мучениковъ, и подвижниковъ, пастырей, мірянъ надъ царящимъ въ мірѣ зломъ. Въ нихъ начертывается свѣтлый, могучій, святой идеалъ христіанской жизни, – идеалъ, который невольно влечетъ къ себѣ всякую душу, отзывчивую на все доброе, святое, честное, благородное и возвышенное. Эти гимны – лучшая христіанская поэзія. Голосъ церковныхъ чтеній, пѣсней, молитвъ и моленій – это голосъ душъ нашихъ, излившійся отъ сознанія и чувства нашихъ духовныхъ нуждъ и потребностей. Это голосъ всего человѣчества, сознающаго и чувствующаго свою бѣдность, свою окаянность, свою грѣховность, свою нужду въ Спасителѣ, нужду въ благодареніи и славословіи за безчисленныя благодѣянія и безконечныя совершенства Божіи. Чудны эти молитвы и пѣсни: онѣ дыханіе Духа Святаго. Бѣда вся только въ томъ, что онѣ часто достигаютъ только до нашего слуха, ае проникая во внутреннее святилище наше.

Если бы мы были болѣе внимательны въ храмѣ, какими бы чудными намъ казались и всѣ наши иѣснонѣнія, постоянно, сколько бы разъ мы ни слушали ихъ. Говорю – постоянно. Кто слушаетъ внимательно церковныя пѣснопѣнія, тотъ каждый разъ будетъ находить въ нихъ все новый и новый смыслъ. Не только въ цѣломъ пѣснопѣніи онъ будетъ открывать новыя глубокія мысли, но и въ каждомъ отдѣльномъ выраженіи ихъ. Я испыталъ это не одинъ разъ. Нѣкоторые изъ нашихъ прогрессистовъ почитаютъ Церковь врагомъ для себя. Но если есть кто любвеобильнѣе, благожелательнѣе и мудрѣе въ своей любви къ людямъ, то это Церковь. Все, что есть сообразнѣйшаго въ нашей природѣ и благопотребнѣйшаго для нея, – все это заключается въ Церкви, какъ сокровищницѣ, подобно тому, какъ въ Евангеліи заключены глаголы Живота.

Церковь есть истинная мать всего человѣчества, право вѣрующаго во Христа, самый вѣрный другъ христіанъ. Она сочувствуетъ и отвѣчаетъ всѣмъ существеннымъ потребностямъ души и тѣла христіанина дѣятельнымъ пособіемъ или подаяніемъ помощи силою Господа. Наша вѣра и Церковь подобна почтеннѣйшей, святой, богомудрой, нестарѣющейся старицѣ, – въ которой всегда живетъ юный живой и оживляющій всѣхъ вѣрныхъ чадъ ея духъ. Какъ предъ старцами мы всегда держимъ себя съ великимъ почтеніемъ, уважая ихъ сѣдины и мудрость – плодъ вѣковой опытности, и каждое ихъ слово высоко цѣнимъ и прилагаемъ къ жизни, такъ особенно должны почитать Церковь, благоговѣть вредъ ея святостью, древностью, непоколебимой твердостью, предъ ея богопросвѣщенной мудростью и духовною опытностью, предъ душеспасительными ея заповѣдями и постановленіями, ея богослуженіемъ, таинствами и обрядами. Какъ не почитать ее уже за то одно, что она спасла въ нѣдрахъ своихъ несмѣтное число людей, переселивъ ихъ въ мѣсто вѣчнаго покоя и радости, и, не забывая ихъ по преставленіи, оглашаетъ ихъ донынѣ на землѣ вѣчною хвалою и прославленіемъ ихъ доблестей, какъ вѣрныхъ чадъ своихъ. Гдѣ вы найдете болѣе признательнаго друга, болѣе нѣжную мать? Церковь – Божіе, какъ бы великое, святое семейство, въ которомъ Отецъ – Богъ, Матерь наша – Пресвятая Богородица, Матерь Господа Іисуса Христа, старшіе братья – ангелы и святые человѣки, и мы всѣ – братья единоутробные, порожденные Церковью въ одной купели крещенія.

Какъ прекрасна, глубоко продумана, воспитательна и сама обстановка православнаго храма! Что въ сравненіи съ нимъ всѣ молитвенные домы, какіе гдѣ-либо существуютъ. Въ самомъ дѣлѣ, въ какомъ святомъ высокомъ обществѣ видитъ себя христіанинъ въ храмѣ, окруженный ликами св. ангеловъ и угодниковъ. Взираю на иконы въ храмѣ: на Твою икону, Господи, на икону Пречистой Матери Твоей, св. ангеловъ, архангеловъ, на лики святыхъ, украшенные золотомъ и серебромъ, и думаю самъ себѣ: какъ Ты почтилъ и украсилъ наше естество. Твоимъ свѣтомъ сіяютъ святые Твои, Твоею благодатью они святы, побѣдивъ грѣховность и отмывъ грѣховныя скверны плоти и духа; Твоею славой они славны, Твоимъ нетлѣніемъ они нетлѣнны. Слава Тебѣ, толико почтившему, просвѣтившему и возвеличившему наше естество. Вотъ Твои апостолы и іерархи, живые образы Тебя, верховнаго, прошедшаго небеса, Посланника Отчаго, Іерарха и Пастыреначальника. Твоя доброта, Твоя премудрость, Твоя сила, красота духовная, власть, величіе, святыня въ нихъ сіяетъ. Вотъ мученики Твои, Твоею силою одолѣвшіе страшныя мученія, въ Твоей крови они убѣлили одежды душъ своихъ. Вотъ преподобные Твои, постомъ, бдѣніемъ, молитвою пріявшіе чудесные дары Твои, дары исцѣленія, прозорливости. Твоя сила укрѣпила ихъ стать выше грѣха и всѣхъ демонскихъ козней. Твое подобіе сіяетъ въ нихъ, какъ солнцѣ. Въ храмѣ, его расположеніи и частяхъ, въ иконахъ, богослуженіи съ чтеніемъ Св. Писаній, пѣніемъ, обрядами, начертано образно, какъ на картѣ, въ лицахъ, въ общихъ чертахъ, вся вѣтхозавѣтная, новозавѣтная и церковная исторія, все божественное домостроительство человѣческаго спасенія. Величественное зрѣлище – богослуженія нашей православной Церкви для тѣхъ, кто вникаетъ въ его сущность, духъ, значеніе, смыслъ.

Итакъ, каждый изъ насъ – членъ Церкви, той самой, къ который принадлежать и эти святые. Стоя въ храмѣ, окруженные ликами столь великихъ и святыхъ людей, носителями и выразителями правды жизни, свѣточами всего человѣчества, христіанинъ какъ бы находится на самомъ небѣ. Онъ непосредственно примыкаетъ къ сонму святыхъ людей. Между небомъ и землей уже какъ бы устраняется всякое средостѣніе. Младшіе естественно обязаны почтеніемъ къ старшимъ, естественно подчинены имъ, какъ несовершенные, просятъ у старшихъ молитвъ за себя у Бога. Какое сильное побужденіе къ нравственному измѣненію и стремленію къ той же нестарѣющейся жизни, къ какой стремились и они, и достигли. Церковь – надежная дорога къ вѣчному животу. Иди по ней неуклонно, держись ее и дойдешь до небеснаго царствія. Если уклонишься на распутій своемудрія и невѣрія, пеняй тогда самъ на себя: ты заблудишься и погибнешь. «Азъ есмь истина, путь и животъ» (Іоан. 14, 6) говоритъ Спаситель. У насъ только одна спасительная дверь, которой проходятъ люди въ царство истины, добра, свѣта, небесной красоты, – это Христосъ. Наше богослуженіе не только не отрѣшено, не отъединено отъ дѣйствительной жизни, но и связано съ нею такими узами, о какихъ многіе и не подозрѣваютъ. Своимъ богослуженіемъ православпая Церковь воспитываетъ всѣхъ насъ въ граждапъ земныхъ и небесныхъ.

Жизнь – вѣчно волнующееся море, а церковь – вѣчно тихая пристань. Въ благоустроенной пристани все найдется для всякаго пловца; и въ Церкви все заключено, что нужно человѣку для его разумной и добродѣтельной жизни. Пусть мѣняются люди, появляются на свѣтъ новыя поколѣнія, пусть возникаютъ разнообразнѣйшія ученія, пусть люди успѣваютъ во внѣшнемъ прогрессѣ, они все-таки никогда не опередятъ своимъ развитіемъ Церковь, потому что ея духовныя богатства неистощимы и вѣчны. Потому надо неотложно, разумно, благоговѣйно и охотно посѣщать богослуженіе, особенно въ праздничные дни, участвовать въ таинствахъ покаянія и причащенія, внимательно относится ко всѣмъ установленіямъ и канонамъ Церкви. А удаляющіеся отъ Церкви и богослуженія дѣлаются жертвою своихъ страстей и погибаютъ. Въ храмѣ мы научаемся вѣрности, мужеству, терпѣнію, кротости, незлобію, смиренію, нестяжательности, воздержанію, чистотѣ, цѣломудрію, самоотверженію, безропотному перенесенію своихъ скорбей, любви не только къ ближнимъ, но и къ врагамъ своимъ, научаемся и другимъ многоразличнымъ добродѣтелямъ.

Богослуженіе всегда бодритъ и живить меня, оно даетъ мнѣ силы переносить все, что я ни встрѣчаю на своемъ жизненномъ пути. Благодарю всеблагую, всесвлтую, премудрую матерь мою – Церковь Божію, снасительно руководствующую меня въ семъ временномъ житіи и воспитывающую меня для гражданства небеснаго: благодарю ее за всѣ чины молитвъ, богослуженія, таинствъ, обрядовъ. Благодарю ее за посты, столь для меня благодѣтельные въ духовномъ и тѣлесномъ отношеніи. Чрезъ нихъ я здравъ духомъ и тѣломъ, покоенъ, бодръ, легокъ. Безъ поста мнѣ было бы крайне тяжело, какъ это испытано не во время поста. Благодарю непорочную матерь мою, Церковь Божію, восхищающую меня небеснымъ своимъ служеніемъ, восторгающую горѣ, къ небеси духъ мой, просвѣщающую умъ мой небесною истиною, указывающую мнѣ путь живота вѣчнаго, избавляющую отъ насилія и безчестія страстей, дѣлающую жизнь мою блаженною.

Велика Твоя любовь, Господи. Ты всего Себя истощилъ ради любви ко мнѣ. Взираю на крестъ и дивлюсь Твоей любви ко мнѣ и къ міру, потому что крестъ есть наглядный отпечатокъ Твоей любви къ намъ. «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положитъ за други своя». Твои животворящія Тайны, Господи, также служатъ всегдашнимъ громкимъ доказательствомъ Твоей къ намъ, грѣшнымъ, любви, ибо это божественное Тѣло Твое было за меня, за всѣхъ насъ ломимо; эта кровь за меня, за всѣхъ насъ изливалась. Господи! славлю чудеса св. Таинъ Твоихъ надъ вѣрными твоими, которымъ я преподавалъ оныя. Славлю исцѣленія безчисленныя, которымъ я быль свидѣтелемъ. Славлю дѣйствіе ихъ во мнѣ всеспасительное. Славлю Твое милосердіе ко мнѣ, въ нихъ и чрезъ нихъ мнѣ являемое, силу Твою животворную, въ нихъ дѣйствующую. Господи, за толикую любовь Твою ко мнѣ, какъ не любить Тебя отъ всего сердца моего, ближняго, какъ самаго себя, любить не только любящихъ меня, но и враговъ моихъ? О, если бы все это постигали, какъ мало было бы у насъ отщепенцевъ, какъ всѣ мы любили бы и чтили бы св. храмъ Божій, какъ мало бы говорили о прелести жизни людей, оставившихь лоно Христовой церкви. Если бы сектанты и невѣрующіе поняли высоту и красоту христіанскаго идеала и нашего богослуженія, то они устремились бы всѣ опять въ наши храмы, забывъ свои молитвенные домы и своихъ лжепастырей-руководителей.

 

«Литовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1902. № 35. Отд. Неофф. С. 282-284.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: